Логоритмическое занятие в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста
план-конспект на тему

Логоритмическое занятие в логопедической группе

детей старшего дошкольного возраста

«Двенадцать месяцев»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_integr_s_muz.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 Логоритмическое занятие в логопедической группе

детей старшего дошкольного возраста

«Двенадцать месяцев»

Учитель-логопед: Павлюченко Н. В.

Музыкальный руководитель: Эпова О. В.

Цель. Преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

Задачи.    

  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи.
  • Развивать и закреплять умение координировать слово с движением.
  • Учить детей петь выразительно, чисто интонируя мелодию, четко проговаривать слова, совершенствовать умение удержать дыхание до конца фразы.
  • Формировать навык в образовании слов-антонимов.
  • Закреплять понятие о родственных словах.

                                                                 Ход занятия

                    Дети подскоками забегают в зал, встают в круг.

Логопед. Ребята, какое время года у нас сейчас?

                Почему?

                Какой праздник отмечаем зимой?

                 Какие чудеса происходят в новый год? (Дед Мороз приносит подарки детям)

                Еще Дед Мороз принес нам сказку о братьях-месяцах. Сколько всего месяцев в году? (12)

                Идут они все друг за другом и никогда не встречаются.

                Мы сейчас вспомним, как их зовут

                                                   «Двенадцать месяцев»    

А сейчас запоминай:                                Дети грозят пальцем.

Это март, апрель и май,—                       По очереди загибают пальцы на одной руке.

Три сыночка-месяца                                Поднимают вверх три пальца.

У весны кудесницы.

Шаловливы и ловки                                 Хлопают в ладоши.

Лета красного сынки:                              

Вот июнь, июль, за ним                           Отводят в сторону сначала одну руку,  

                                                                  потом  другую.

Август рыбку ловит им.                           Прижимают ладони друг к другу и качают

                                                                    ими из стороны в сторону («рыбка»).

Вот прошли весна и лето.                         «Проходятся» пальчиками по бедрам и

                                                                    коленкам.

Осень в золото одета—                            Ставят руки на пояс и поворачивают из

                                                                    стороны  в сторону.  

На дворе сентябрь, октябрь.                  Отводят в сторону сначала одну руку      

                                                                   затем  другую.

С дождиком всегда ноябрь.                     Стучат указательным пальцем одной руки  

                                                                    по  ладони другой («дождик»). 

У зимы же, посмотри,                              Вытягивают обе руки вперед.

Дети есть—их тоже три:                          Поднимают три пальца.

Декабрь, январь и февраль                      Загибают по очереди пальцы.

Одели всё в снежную шаль.                    Поднимают руки и постепенно опускают

                                                                   их, делая мягкие движения кистями рук.

—Молодцы! Ребята, чтобы попасть нам в сказку, нужно пробраться через волшебный тоннель, там немного темновато, но кто не побоится и преодолеет свой страх, того ждут удивительные приключения вместе с героями сказки. Все готовы?

Автор. Рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все  двенадцать месяцев сразу.

   В одной деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем не могла ей угодить. Однажды в январе приказала злая мачеха сходить падчерице в лес и набрать подснежников — ведь завтра у любимой доченьки день рождения.

   Делать нечего. Взяла дочка корзину, встала на лыжи (без них-то и до лесу не добраться, все дороги замело) и поехала в лес.

 

                                                         Попевка      «На лыжах»

         Выпал снег, первый снег,                               Дети опускают руки вниз, делая

                                                                                   плавные движения кистями        

                                                                                  («идет снег»).

         Всюду шум, всюду смех.                               Хлопают ритмический рисунок.

         Я встаю на лыжню,                                 делают скользящие движения ладоней   

         Всех сейчас обгоню.                                      друг о друга.

(Дети исполняют ритмический рисунок звучащими жестами: восьмые—хлопки в ладоши, четверти по коленям.)

 Автор. Зашла падчерица в самую чащу леса. Вся замерзла, греет своим дыханием руки.

                                                    Логопедическая гимнастика

  1. «Греем руки». Вытянуть губы вперед «трубочкой» и продолжительно дуть на ладони.
  2. «Греем нос». Губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
  3. «Греем щеки». Ребенок в спокойном темпе по очереди надувает правую и левую щеку, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Автор. Темно в лесу. Вдруг видит девочка: вдали мелькает огонек. Пошла она на этот огонек.

—Ребята, чтобы нам к нему пробраться, нужно справиться с заданиями.

     

                                               Игра «Что лишнее?»

        С опорой на картинки: шуба, кофта, варежки, валенки, зонт.

На слух: мороз, дождь, снег, сугроб, метель.

                               Игра «Родственные слова»

Зима, зимушка, зимовать, зимний, зимовьё.

Мороз, заморозки, морозец, морозко, морозный (день), заморозить.

Снег, снежок, снежинки, снежки, снегопад, снеговик, Снегурочка, снежный (ком).

—Молодцы!

Автор: Вышла девочка на полянку. А там сидят братья-месяцы: три старика, три пожилых человека, три молодых и три мальчика. (Иллюстрация вывешивается на мольберт, у которого горит костер.) Самый высокий, самый бородатый старик спросил у падчерицы, зачем пришла она к новогоднему костру, около которого раз в году все месяцы встречаются. Рассказала девочка, что мачеха послала ее в лес за подснежниками и не велела без них домой возвращаться. Пожалели ее месяцы. Решили уступить место месяцу марту на час. Сначала стукнул своим посохом месяц январь:

                                     Не трещите, морозы,

                                     В заповедном бору,

                                     У сосны, у березы

                                     Не грызите кору!

                                                 

                                                  Полно вам вороньё

                                                  Замораживать,

                                                  Человечье жильё

                                                   Выхолаживать!  

                                                                  С. Маршак

Автор: Тихо стало в лесу. Падчерица ладошки свои растерла и сразу согрелась. Тут стукнул посохом февраль и загудел:

 

                                        — Ветры, бури, ураганы,

                                                  Дуйте, что есть мочи!

                                                  Вихри, вьюги и бураны,

                                                  Разыграйтесь к ночи!

                                                                      С. Маршак

Автор: Зашумел в ветвях ветер, закружились мокрые хлопья.

               «Танец снежинок» (под песню «Снежная сказка)

Автор: Взял мальчик март посох и ударил им о землю, звонко закричал во весь мальчишеский голос:

                                                  Снег теперь уже не тот—

                                                  Потемнел он в поле.

                                                  На озерах треснул лед,

                                                  Будто раскололи.

                                                  Пробирается медведь

                                                  Сквозь лесной валежник,

                                                  Стали птицы песни петь,

                                                  И расцвел подснежник.

                                                                             С. Маршак

                                                                 

Автор: под ногами у девочки мягкая весенняя земля. Кругом каплет, журчит, течет. А под ногами подснежников видимо-невидимо. Побежала падчерица собирать цветы.

—Поможем ей?     

                          Упражнение на развитие чувства ритма  

                            «По лесочку мы гуляем и цветочки собираем»

—Молодцы! Мы помогли падчерице. А какая она?

                                                                 А какая дочь?

                      Игра «Наоборот»

                      Дочь                                       Падчерица

                     Грубая                                    Вежливая

                   Ленивая                                     Трудолюбивая

                   Злая                                           Добрая

                   Жадная                                       Щедрая

                   Наглая                                        Скромная

Автор: Поблагодарила девочка братьев-месяцев. Январь стукнул посохом и построил для нее ледяной мосток до самого дома.

   Вернулась падчерица домой, отдала подснежники, а мачеха с дочкой снова недовольны им грибов, да ягод подавай. Решили сами отправиться в лес. Пришли к костру, и давай требовать: «Ну-ка, давайте нам подарки: июнь-месяц пусть землянику даст, июль—огурцов, август—яблок да груш, сентябрь—орехов спелых. Хотим орехов погрызть.»

                                       Скороговорка «Орешки»

(поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным, мизинцем)

                                       

                                       Решки, решки,

                                          Щелкаем орешки,

                                          Щелкаем орешки,

                                          Сидя на тележке.

Автор: Но не тут-то было, рассердился январь, стукнул волшебным посохом и сказал: «Ищите лета зимой!» Поднялась тут метель, закружила мачеху с дочкой, ударил холод лютый и превратил их в ледяные глыбы.

—Я вам предлагаю сделать для падчерицы подарок.

    (рисование манной крупой снежинок)

—В какой сказке мы побывали?

—Вот и все ребята, нам пора возвращаться.

   

           

              Интегрированное занятие

            По мотивам сказки С. Я. Маршака

                         (логоритмика)

                                                               Учитель-логопед:

                                                   Павлюченко Н. В.

                                                          Музыкальный рук-ль:

                                        Эпова О. В.

г. Тулун 2009 год