Система социальных практик в Муниципальном казённом учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Курчатова Курской области
статья

Ольга Анатольевна Сергиенко

В статье представлен опыт МКУДО "ДДТ" по реализации социально-профессиональных, нравственно-ориентированных, проектно-исследовательских, социально-культурных практик развития гражданских инициатив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_sotsialnyh_praktik.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1                         Система социальных практик

в Муниципальном казённом учреждении дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Курчатова Курской области

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Современное образование должно не только способствовать передаче и сохранению системы ценностей, норм, традиций, социокультурного опыта, но и предоставить каждому учащему возможность получения самостоятельного практического опыта социализации, через участие в работе институтов гражданского общества и приобщение к реальным проблемам своего города и региона.

В этой ситуации особое значение приобретает дополнительное образование детей и подростков, которое всегда апеллирует не только к логическому разуму, но и к разным формам практического разума, нравственному и эмоциональному опыту учащихся.

Слайд 2

В «Доме детского творчества» г.Курчатова  накоплен определенный опыт по включению учащихся в социокультурные практики, которые обеспечивают духовно-практическое освоение социокультурного пространства, формируют систему нравственных ценностей учащихся, осуществляют интеграцию в общечеловеческую и национальную культуру. 

Мы хотели бы представить вашему вниманию некоторые формы таких практик, которые используются в МКУДО «ДДТ» г. Курчатова.

        Если говорить о  направленности и содержании, то социально-профессиональные практики, прежде всего, заложены  в   программах углубленного и профильного обучения, технологий предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации.                          

Слайд 3

Так, в  социально-педагогической  направленности –  это дополнительная общеобразовательная программа «Куафюр» (педагог дополнительного образования Герасимова Н.В.);

Акцент программы - повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности.

Слайд 4

Ежегодно совместно с отделом социальной  защиты администрации города у нас проводятся декады пожилого человека и инвалида. Обучающиеся детского объединения бесплатно оказывают парикмахерские услуги инвалидам и пенсионерам.  Не раз  бывали наши дети  в реабилитационном центра,  школе для детей с ограниченными возможностями здоровья №7, Пенской школе – интернате.

За период работы в объединении всего обучалось 324 ребенка, работают по профессии парикмахер 36 человек.

16 выпускников успешно окончили  Политехнический колледж  г.Курска по специальности «Парикмахер», трое  выпускников получили высшее профессиональное образование в Воронежской высшей школе парикмахерского искусства.                                                                                                                         Слайд 5

Особенностью технической направленности стала реализация программ ранней профессиональной подготовки: «Тракторист» и «Юный водитель внедорожных мототранспортных средств категории «А 1», которые согласованы с Государственной инспекцией ГОСТЕХНАДЗОР по Курской области и рекомендованы для  реализации в условиях дополнительного образования для учащихся, без отрыва от основного образования. Программы предназначены для подростков 15-17 лет.  В результате освоения этих программ учащиеся  получают рабочие профессии начальной ступени квалификации – тракторист-машинист кат. «В», «С» 3 разряда, водитель внедорожных мототранспортных средств кат. «А 1».

     Именно такие программы, направленные на приобретение учащимися практико-ориентированных знаний, умений и навыков, развертывают перед ними поле социально-профессиональных проб, что позволяет им успешно применять полученные знания в реальной жизни: производственная практика проводится в объеме 120 часов в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

     Слайд 6

   Летнюю производственную практику подростки проходят в сельхозпроизводствах Курчатовского района и соседнего Октябрьского района, с которыми ежегодно заключаются договоры о сотрудничестве.  В первую очередь это ООО «Курск АГРО, филиал «Курчатовский свекловод», фермерское хозяйство Поповичева, Крестьянско-фермерское хозяйство «Рекорд». Практику ребята проходят под руководством педагогов и специалистов хозяйств.

В современных социально-экономических условиях и особенностях современного рынка труда, практика позволяет в той или иной мере решать вопросы постоянного или временного трудоустройства.  Особенно учитывая, что в детское объединение «Тракторист» приходят  дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,  из неблагополучных семей.

Слайд 7

Социально-профессиональные практики  позволяют нашим обучающимся показывать хорошие результаты в специализированных конкурсах

 в 2019 – 2020 учебном году:

федеральный  уровень:

  • Всероссийский конкурс для детей и молодёжи «Поколение одарённых» (г. Москва). Конкурсная работа: «Тракторное хозяйство РФ» (октябрь 2019 г.) - Меринов Илья, 3 место, рук. Мовчан В.Н., д/о «Тракторист»;
  • Всероссийская Олимпиада «Безопасность и ПДД», Российский институт образования им. К Ушинского (январь 2020 г.) - Лапин Денис, 3 место, рук. Степанов Н.В., д/о «Тракторист»;

региональный  уровень:

  • Областное массовое мероприятие «Турнир среди обучающихся образовательных организаций Курской области «Безопасная трасса – участникам дорожного движения» в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы, обеспечение перевозки пассажиров в Курской области и безопасности дорожного движения» (сентябрь 2019 г.) – Лапин Денис - 1 место, рук. Курасов В.А., д/о «Юный мотоциклист».

Слайд 8

 Нельзя  не сказать  и о проекте « Успех каждого ребёнка». В 2020 – 2021 году на базе МКУДО «Дом детского творчества» будет создано 25 новых высокооснащённых мест в двух направленностях: социально-педагогической и естественнонаучной. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Практическая экология» (экологические игры, опыты, квесты) для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста охватит 90 детей. Она также  предусматривает создание для детей самых разнообразных возможностей:  участие в творческой и экспериментальной деятельности, формирования  целого набора навыков, которые сегодня принято называть soft-skills – проектной и командной деятельности, инициативности, коммуникативных навыков. Содержание программы предусматривает  широкое социальное партнерство с учреждениями и предприятиями города, родителями, СМИ.  

 Слайд 9

 Коллеги,  далее хочу остановиться на некоторых, наиболее ярких нравственно-ориентированных практиках, направленных на создание перспективных духовно-осмысленных моделей современной жизни взрослых и детей. Важной частью таких практих является  волонтёрство.

Слайд 10

 «Волонтерский отряд «Ключик»

Сроки проведения

Мероприятие

Направление

Степень участия волонтеров

Количест

педагог

ДО

1

Август 2019

Волонтерская экспедиция на монастырское подворье Святителя Луки Крымского

Православное

волонтерство

(работа на подворье)

5

Крупницкая Т.О.

Сборная команда

2

Октябрь

2019

В рамках стажировочной площадки КИРО реализация педагогического проекта «Детское туристическое агентство «Курчатов-тур»

Культурное волонтерство

(экскурсия по городу)

(развлекательная программа для группы воскрестной школы Золотухинского монастыря)

2

12

Бондарева Е.В.

«Школа юного экскурсовода»

Киевская Е.И.

«С гитарой на привале»

3

Декабрь

2019

В рамках стажировочной площадки КИРО реализация педагогического проекта «Детское туристическое агентство «Курчатов-тур»

Культурное волонтерство

(экскурсия по городу)

(развлекательная программа для группы воскрестной школы Никольского собора г. Льгова)

2

15

Бондарева Е.В.

«Школа юного экскурсовода»

Киевская Е.И.

«С гитарой на привале»

4

декабрь

реализация педагогического проекта «Детское туристическое агентство «Курчатов-тур»

Культурное волонтерство

(Музейная лекция для 4 б класса шк № 6)

2

Немцева Л.Н.

«Славяне»

5

декабрь

Новогодний вечер «Праздник своими руками»

Событийное волонтерство

(подготовка и проведение праздничного вечера)

8

Лащенкова Н.Н.

«Туристы-многоборцы»

6

февраль

Городская благотворительная акция «Белая ромашка»

Социальное волонтерство

(подготовка и участие)

70

Крупницкая Т.О.

Все педагоги и члены волонтерского отряда

7

март

Демонстрация коллекции костюмов в колледже им. Свиридова

Культурное волонтерство

(выступление перед педагогами и студентами)

8

Немцева Л.Н.

«Славяне»

8

Учебный год

Реализация детского проекта «Объективные новости»

Событийное волонтерство

(работа корреспондентов на мероприятиях, подготовлено 10 выпуской Объективных новостей )

6

Крупницкая Т.О.

«Объект и вы»

Слайд 11

Это городская благотворительная акция «Белая ромашка», которая проводится ежегодно в феврале с 2013 года по инициативе волонтерского отряда «Ключик» и предусматривает целевое использованием вырученных средств. Акция проводится с целью объединения детей и взрослых города Курчатова в оказании реальной и посильной помощи детям с тяжелыми онкологическими заболеваниями и их семьям. За 7 лет собрано более 3 миллионов рублей.                                                                                          Мы стремимся обеспечить духовно-практическое освоение социокультурного пространства учащимися, вовлекая их в общественно-значимую деятельность, направленную на благо других людей, что способствует воспитанию у учащихся сострадания и милосердия, готовности оказывать реальную посильную помощь больным и нуждающимся в этой помощи и социальной поддержке. 

   Участвуя в таких акциях, к благотворительной деятельности приобщаются все школьники города Курчатова и результат проведения акции каждый ребенок может считать своей маленькой нравственной победой.

Слайд 12

3. Проектно-исследовательские практики                                                                         Проект организации летнего оздоровительного отдыха «Волонтерская

экспедиция «Горналь» реализуется с 2012 года.

Слайд 13

Дети и педагоги живут и трудятся в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре и Золотухинском женском монастыре во имя Алексия, человека Божия. Цель проекта – формирование чувства национальной идентичности, традиционных моральных норм и нравственных идеалов. Полное погружение учащихся и педагогов в жизнь монастыря, изучение его истории, выполнение послушаний, не только удовлетворяют здоровое любопытство детей, но и открывают перед ними новые аспекты человеческой жизни – служение Богу и людям, милосердие, трудолюбие, послушание и смирение. В 2014 году проект стал победителем Второго Всероссийского конкурса программ и методических материалов по организации отдыха и оздоровления Детей и молодежи в номинации «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания».

Слайд 14

Летняя этнографическая школа «Земляки» работает с 2006 года, предназначена и для детей, и для педагогов. В программе школы: мастер-классы по народным промыслам и ремеслам, обыгрывание этнографических праздников, обучение народным играм.  Мы уверены, что, проживая вместе с педагогами «подлинные встречи» с традиционной культурой малой Родины, учащиеся могут ощутить и осознать чувство укорененности в отечественной среде.

Когда учащиеся самостоятельно работают над решением реальных образовательных и нравственных задач, когда видят, что педагоги неравнодушны, они этим живут, когда они вместе инициируют и проживают некие события, тогда дети приобретают бесценный духовно-эмоциональный опыт, осваивают социальные нормы и ценности, у них формируется устойчивая нравственная жизненная позиция и жизнеутверждающее мировоззрение.

Слайд 15 

Уважаемые друзья, хотелось бы обратить Ваше внимание на  социокультурные практики развития гражданских инициатив на примере детского объединения «Кикбоксинг». На наш взгляд, мы можем говорить о формировании уникальной системы организации жизнедеятельности учащихся и приобщения их к реальной социальной действительности.                                                                          

Слайд 16 

Это проведение спортивных турниров, посвященных Героям России, которые организуются педагогом дополнительного образования, руководителем военно-спортивного клуба «Россияне» Ситниковым Иваном Анатольевичем, таких как:

 - Всероссийские соревнования по боксу памяти Героя России, майора-десантника Сергея Костина;

- открытое первенство города Курчатова и традиционный митинг с участием учащихся старших классов школ города памяти 6 роты 104 полка 76 Псковской дивизии ВДВ;

- турниры по боксу и кикбоксингу, посвященные выводу советских войск из Афганистана;

- открытые соревнования по боксу «Спасибо деду за Победу!»

Слайд 17 

Это также встречи с учащимися школ города, совместное проведение Уроков Мужества в память о воинах, погибших в Афганистане и на Северном Кавказе; торжественные митинги, посвященные памятным датам российской истории; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, родителями воинов, погибших при исполнении воинского долга в Афганистане и на Северном Кавказе; уход за могилами погибших солдат; помощь их матерям.

Все эти мероприятия организуются педагогами при активном участии социальных партнеров: Курского регионального отделения «Союза десантников России», Союза воинов-интернационалистов, Совета ветеранов Великой Отечественной войны, Администрации г. Курчатова.

Ф.И.О. педагогического работника

Название темы

Герасимова Н.В.

«Профессиональное самоопределение старших школьников в системе современной социально-педагогической практики»

Мовчан В.Н.

«Формирование профессионального самоопределения старших школьников в условиях   учреждения  дополнительного образования»

Степанов Н.В.

«Профессиональное самоопределение подростков в современных условиях на занятиях профориентационного курса в системе дополнительного образования»

Курасов В.А.

«Социализация и развитие мотивации учащихся к занятиям техническим творчеством в детском объединении «Юный мотоциклист»

Лащенкова Н.Н.

Социализация обучающихся средствами туристской деятельности

Ситников И.А.

Создание благоприятной среды для гражданско-патриотического воспитания детей и подростков посредством консолидации ресурсов и возможностей общественных патриотических организаци

Ситников В.И.

Детская самодеятельная организация «Спортивно-патриотический клуб «Россияне», как педагогический проект.

Крупницкая Т.О. Методист:

Социализация обучающихся средствами социально-значимой деятельности. Детская самодеятельная организация «Волонтерский отряд «Ключик»

Биконова И.А.

Технология развития и формирования духовно-нравственных качеств обучающихся через создание единой культурно-образовательной среды 

Гусельникова Ю.А.

Влияние традиционной народной культуры на идентификацию личности  обучающегося

Перушкина И.А.

Культурная адаптация обучающихся средствами краеведения

Немцева Л.Н. Методист:

Создание мотивирующей социокультурной среды, обеспечивающей единство и качество образовательного пространства

 Слайд 18

 В феврале 2014 на Аллее Славы в г. Курчатове был открыт музей под открытым небом. Это музей советской военной техники, принимавшей участие в боевых действиях в Афганистане. Создание музея стало возможным благодаря победе ДДТ в грантовом конкурсе благотворительных социально-значимых проектов. Кроме того, силами педагогов и учащихся создана Галерея Воинской Славы, содержащая более 1000 предметов музейного значения.

В центре музейной экспозиции находятся подлинники истории конкретных людей. Приходя на занятия, мальчишки воочию соприкасаются с этой историей, в чем проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства.

Слайд 19

Педагоги дополнительного образования успешно разрабатывают проблематику социокультурных практик. Перед Вами на экране темы обобщения опыта, над которыми работают и планируют работать педагоги.

Слайд 20

С 2018 года действует региональная стажировочная площадка ОГБОУ ДПО КИРО, действующая на базе МКУДО «ДДТ», «Диссеминация эффективных педагогических практик по формированию гражданско-патриотических ценностей и базовой национальной идентичности у обучающихся в условиях дополнительного образования».

Информация  о  работе стажировочной площадки в 2019-2020 учебном году

Адресаты (заказчики) мероприятий стажировочной площадки

Количество представленных практик,

Количество мастер-классов, лекций, презентаций опыта

Количество стажеров,

ОГБОУ ДПО КИРО (Курсовые мероприятия для педагогов Курской области  в форме видеоконференции)

1 (аналитика)

1 для стажеров

28

ОГБОУ ДПО КИРО (Курсовые мероприятия для педагогов Курской области и студентов кафедры теологии КГУ)

6

педагогических практик

10 для стажеров

15 педагогов,

7 студентов КГУ

Воскресная школа Золотухинского женского монастыря во имя Алексия, человека Божия

7  

педагогических практик

7 для стажеров

9 для обуч-ся

3 педагога МКУДО «ДДТ»

7 педагогов  воскресной школы

п. Золотухино

Духовно-просветительский центр Никольского собора г. Льгова

9

Пед. практик

9 для стажеров

9 для обуч-ся

12 педагогов

Слайд 21

Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон "Об образовании". Они направлены на "всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, воспитание в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда".

Укрепление воспитательной составляющей должны включать в себя все программы образования в стране с 1 сентября 2020 г.

Мы понимаем, что впереди еще много работы  Пожелаем же всем успеха!

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о Совете Муниципального учреждения дополнительного образования центр детского творчества

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законом Московской области № 94/2013-ОЗ «Об образовании», Устав...

Положение Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.1.Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование...

1.1. Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование – МУ ДО ЦДТ) (далее - Положение) разработано в соотве

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на основании Устава МУ ДО ЦДТ (далее - Центр).1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность Педагогичес...

Положение о работе с одарёнными детьми в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.      Общие положения.Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями...

Положение Об Общем собрании трудового коллектива Муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества

1.      Общие положения.1.1.Настоящее Положение об Общем собрании трудового коллектива Муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества Г.о. По...

Положение Об Общем собрании трудового коллектива Муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества

1.      Общие положения.1.1.Настоящее Положение об Общем собрании трудового коллектива Муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества Г.о. По...

Положение об организации научно-методической работы в Муниципальном учреждении дополнительного образования центра детского творчества

1.      Общие положения.1.1.Настоящее Положение регламентирует вопросы организации и осуществления научно-методической работы в Муниципальном учреждении дополнительного образо...