Главные вкладки

    Статья "Русский народный танец как инструмент воспитания уважения к культуре и традициям своей страны".
    статья

    Кубышкина Марина Анатольевна

    Народный танец – одна из высших духовных ценностей народа, а также эффективное средство всестороннего воспитания и сохранения национальной хореографической культуры народов.

    Изучение хореографической культуры своего народа воспитывает чувство уважения к традициям, способствует сохранению национального богатства и осуществляет живую связь времен и поколений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_na_sayt.docx22.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

    «Русский народный танец как инструмент воспитания уважения к культуре и традициям своей страны».

    Педагог дополнительного образования

    ГБОУ СОШ № 51

    Кубышкина Марина Анатольевна

    На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

    Танец является одним из самых древних и богатых видов искусства, отражающих восходящую к самым ранним временам потребность человека выражать и передавать свои эмоции посредством своего тела. Он возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. 

    Родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе – является народный танец. В этом плане он является бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

    Русский народный танец - один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Его развитие тесно связано с историей русского народа. Постоянно изменяющиеся политические, экономические, административные и религиозные условия на протяжении всей истории находили отражение в народном творчестве. В результате русский народный танец на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

    Вместе с тем на всех этапах развития общества посредством народной хореографии решались воспитательные, моральные и эстетические задачи, передавались семейные и родовые традиции, формировалась система духовно-нравственных ценностей. Танцевальная культура русского народа обогащалась разнообразием художественных особенностей, в которых заключаются общенациональные черты и специфические особенности различных краёв, областей, регионов.
    Таким образом, в народном танце на протяжении нескольких веков закладывался образ и опыт многих поколений. Народный танец – это ценнейшее культурное достояние, которое необходимо осваивать, любить и беречь.

    Для сохранения и развития культурных традиций особенно важным является передача этого исторического опыта подрастающему поколению.

    Наиболее целесообразным способом передачи является естественное, добровольное желание и интерес личности к приобретению знаний о культуре своей страны. Придерживаясь позиции, заключающейся в том, что по принуждению воспитать истинный патриотизм невозможно, считаю, что детские хореографические коллективы являются естественной средой для творческого самовыражения и осуществления процесса передачи накопленного опыта культурного наследия. Родители, учителя и воспитатели могут лишь пробудить, помочь найти, но не навязать настоящий патриотизм.

    Так и философ Иван Александрович Ильин пишет: «Прежде всего, оно должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может указать другому человеку его родину — ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии — в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу. Эта предметная радость или осеняет человека — и тогда он становится живым органом любимого предмета и не тяготится этим, а радуется своему счастью, или она минует его душу — и тогда ничто не в состоянии помочь ему» [Ильин, 1993, с. 97].

    Задачи обучения детей русскому народному танцу в хореографических коллективах состоят в том, чтобы познакомить учащихся с образцами русского народного танца и обучить его основам. Знакомство с образцами русского народного танца расширяет кругозор и формирует устойчивую мотивацию к изучению танцевальной культуры своего народа.

    «Своеобразным языком фольклорные танцы отражают историю развития нашего государства и наполняют душу каждого русского человека гордостью за свой народ, вызывая глубокое чувство патриотизма» [ Климов, 1981, с. 28].

    На сегодняшний день наиболее точно формирует взгляды общества на традиции и служит средством трансляции национальной культуры в массы сценическая народная хореография. Сценический русский народный танец, выявляя особенности дошедшей до нас традиции, обрабатывает и транслирует самое ценное нынешнему поколению. Таким образом, русский народный танец сохраняется и развивается.

    Приобщение детей к национальному богатству своей страны через народную хореографию должно идти от простого к сложному. Необходимо учитывать физическую подготовленность, развитость опорно-двигательного аппарата, степень готовности к овладению техническими элементами для того, чтобы на занятиях не происходило исключительно зазубривание танцевальных комбинаций, не соответствующих возможностям ребенка. Механическое исполнение приводит к снижению интереса. Педагогу же следует стремиться к возбуждению живого интереса детей к народному танцу. Именно поэтому и сюжетная составляющая танцевального номера должна соответствовать возрасту; драматургия танца должна быть понятна ребенку. Ни один танец нельзя исполнять без понимания его содержания. Учащиеся должны понимать этимологию движений и образов, ведь это позволит им исполнять движения осознанно и выразительно.

    Для полноты погружения в материал большое внимание следует уделять изучению народного костюма. Посещение концертов и выступлений профессиональных коллективов сможет стать дополнительным стимулом для повышения интереса к народному танцу. Знакомство с традициями и обычаями народа очень органично войдет в программу обучения, поскольку оно будет полнее раскрывать и объяснять этимологию движений. Все это в совокупности будет воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Т.к. разностороннее представление о предмете рождает новый интерес к познанию.

    Таким образом, народный танец – одна из высших духовных ценностей народа, а также эффективное средство всестороннего воспитания и сохранения национальной хореографической культуры народов.

    Изучение хореографической культуры своего народа воспитывает чувство уважения к традициям, способствует сохранению национального богатства и осуществляет живую связь времен и поколений.

    Таким образом, занятия русским народным танцем не только способствуют физическому развитию, но и являются действенным фактором воспитания современного молодого человека, помогая изучить историю своего народа, его традиции и нравственные уроки.

    Список использованной литературы

    1. Ильин, И.А. О сущности правосознания./ Подготовка текста и вступительная статья И.Н. Смирнова. – М.: «Рарогъ», 1993. – 235 с.
    2. Климов, А.А. Основы русского народного танца: учебник для студентов хореограф. отд-ний ин-тов культуры, балетмейст. ф-тов театр ин-тов и учащихся хореограф. Училищ. / А. А. Климов. – М.: «Искусство», 1981. – 270 с.
    3. Гриднева, С.Н. Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев / С. Н. Гриднева. – Электрон. Журн. // Молодой ученый. – 2017. - № 48 (182). – С. 318-320. – URL: https://moluch.ru/archive/182/46840/  (дата обращения 28.11.2020)
    4. Калыгина, А.А. Обучение детей русскому народному танцу в хореографических коллективах как способ сохранения и развития традиций в современном обществе / А.А. Калыгина. – Текст: электронный // Актуальные проблемы современной отечественной фольклористирки. IV Всероссийский конгресс фольклористов. - М.- 2019. – URL:

    https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-detey-russkomu-narodnomu-tantsu-v-horeograficheskih-kollektivah-kak-sposob-sohraneniya-i-razvitiya-traditsiy-v-sovremennom/viewer (дата обращения 22.11.2020)

    1. Калыгина, А.А. Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения / А.А. Калыгина.- Текст: электронный // Вестник МГУКИ. – 2016. - № 2(70). - С.177-180. – URL:

    https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-russkogo-narodnogo-tantsa-i-ego-realizatsiya-v-vospitanii-podrastayuschego-pokoleniya/viewer (20.11.2020)

    1. Куликова, И. Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника / И. Куликова. – Текст: электронный // Межд.образ.портал – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-ruskii-narodnyi-tanec-kak-sredstvo-formirovanija-nravstveno-patrioticheskih-chuvstv-doshkolnika.html (дата обращения 24.11.2020)
    2. Ростовцева, Л.И. По принуждению воспитать истинный патриотизм невозможно… / Л. И. Ростовцева. – Текст: электронный // Военно-исторический журнал. – 2018. – URL: http://history.milportal.ru/po-prinuzhdeniyu-vospitat-istinnyj-patriotizm-nevozmozhno/ (28.11.2020)
    3. Черных, Г. Русский народный танец в детском хореографическом коллективе как условие сохранения традиций в современном обществе / Г. Черных. – Текст: электронный // Межд.образ.портал – URL:

    https://www.maam.ru/detskijsad/ruskii-narodnyi-tanec-v-detskom-horeograficheskom-kolektive-kak-uslovie-sohranenija-tradicii-v-sovremenom-obschestve.html (дата обращения 01.12.2020)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Народный танец. Сохранение традиций.

    Сохранение и совершенствование народной культуры не в последнюю очередь-залог социально-экономической и политической стабильности. В современных условиях глобализации на первое место выступает н...

    Комплексно-целевая программа «Воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, языку,традициям и обычаям родной страны»

    Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя любовь к малой Родин...

    Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края

    Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....

    Доклад на тему: « Воспитание уважения к национальным традициям и культуре России»

    Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что одним из основных направлений в работе любого детского объединения является патриотическое воспитание.  Не составляет исключение и наша школа. Ведь цел...

    Программа внеурочной деятельности 5 класса по английскому языку «Культура и традиции англоговорящих стран»

    Данная программа разработана с целью повышения уровня мотивации к изучению английского языка. ФГОС нового поколения подразумевает обязательную внеурочную деятельность по каждому предмету. Для учителя ...

    Рабочая программа для занятий по внеурочной деятельности "Культура и традиции англоговорящих стран"

    Программа составлена для учащихся шестых классов. Содержит календарно-тематическое планирование....

    "РАДУГА ТАТАРСТАНА" Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, 2017 год

    quot;РАДУГА ТАТАРСТАНА" Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане  2017 годЗаняла 1 место в Республик...