Игра как метод профилактики аддиктивного поведения учащихся
статья (8 класс)

Игра один их доступных видов деятельности, способ переработки впечатлений, полученных из окружающего мира. В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ученика, его активность, эмоциональность, развивающая  потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность школьника, и он может справиться с более трудной задачей, чем на обычном уроке. Однако занятия должны проходить не только в игровой форме. Игра – один из методов, который должен применяться в сочетании и с другими методами ( наблюдением, беседой и так далее), для того, чтобы добиться высоких результатов.  По средствам игры дети начинают учиться использовать свои знания, навыки и умения на практике, применять их в разных условиях. Игру можно назвать и видом самостоятельной деятельности, где дети начинают свое общение со сверстниками. Всегда общая цель и приложенные совместные попытки к ее достижению приводят к объединению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как метод профилактики аддиктивного поведения учащихся

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности .

              В концепции психологии игра определяется как деятельность, в ходе выполнения которой выражается мотив и предмет.

               По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» .

              Однако в «Большой энциклопедии» игра представляет собой  занятие, которое не имеет определенной цели и служит лишь для отдыха и развлечений, и также применяется в некоторых искусствах, например игра в театре) .

              Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, если игра используется в процессе обучения в качестве какого-либо задания, которое содержит проблему или проблемную ситуацию, называется учебной игрой.

              Игра один их доступных видов деятельности, способ переработки впечатлений, полученных из окружающего мира. В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ученика, его активность, эмоциональность, развивающая  потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность школьника, и он может справиться с более трудной задачей, чем на обычном уроке. Однако занятия должны проходить не только в игровой форме. Игра – один из методов, который должен применяться в сочетании и с другими методами ( наблюдением, беседой и так далее), для того, чтобы добиться высоких результатов.  По средствам игры дети начинают учиться использовать свои знания, навыки и умения на практике, применять их в разных условиях. Игру можно назвать и видом самостоятельной деятельности, где дети начинают свое общение со сверстниками. Всегда общая цель и приложенные совместные попытки к ее достижению приводят к объединению.

Переживания в игре оставляют отпечаток в памяти ребенка и способствуют развитию добрых чувств, положительных стремлений и навыков социализации. Наблюдения повседневной жизни- неотъемлемая часть игры. Каждая игра учит приходить к решению игровых задач, поиску лучшего способа для достижения цели, использованию правильных слов и выражений, а также способствует усвоению новых знаний и информации.

              Таким образом, игровые технологии является актуальным методом в процессе обучения.

              Игре присуждают самые  разнообразные функции, как только образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания.

              Довольно сложно исследовать значение игр для психического развития и формирования личности.  Чистый эксперимент невозможен в данном вопросе, ведь нельзя вывести игровую деятельность из жизни детей для того, чтобы посмотреть как будет проходить процесс развития личности. Одним из самых главных является значение игры для мотивационно – потребностной сферы ребенка. Согласно работам Д.Б.Эльконина «проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план» [35, стр.47 ]. Указание на мотивы является недостаточным, необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать воздействие [35, стр. 124].

              Игра играет огромную роль для развития дружного коллектива, для развития самостоятельности,  для формирования положительного отношения к труду. Процесс игры позволяет сформировать качества активного участника игры, учится находить и быстро принимать решения, развивать способности, которые могут быть найдены в других условиях и ситуациях, учиться  сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся  условиях, заданных игрой. Также способствует обучению общения, установлению контактов, получению удовольствия от общения с партнерами, созданию особой эмоциональной среды, более подходящей для учащихся. Игровые методы применяются в основной, в старшей школе и даже на нетрадиционных уроках. Однако, данный метод не нашел всеобщего признания в преподавании на всех школьных дисциплинах.

              Игровые технологии направлены на то, чтобы научить школьников понимать и осознавать мотивы своего обучения, поведения в игровом и жизненном процессе, определять цель собственной деятельности и предвидеть ее результаты

              Мы хотим представить шесть организационных форм игровой  деятельности: индивидуальная, парная, одиночная, групповая, коллективная, массовая.

              -Индивидуальная форма-  игра человека с самим собой или предметами.

              -Одиночная форма – это активность всего одного игрока в системе имитационной модели.

             -Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, происходящая в основном в режиме соревнований или соперничества.

            - Групповая форма - это игра трех и более участников, которые преследуют одну и туже цель по итогам состязания.

            - Коллективная форма- это групповая игра, в которой соревнуются не отдельные игроки, а целые команды соперников.

            -Массовая форма игры -  это когда определенную цель преследуют массовое количество участников.

По форме деятельности игры делятся  на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.

По образовательным задачам делятся на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний.

По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

По форме проведения: игры аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика аддиктивного поведения учащихся МБОУ СОШ№15 г. Нерюнгри РС(Я)

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"

Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Разработанная программа по физической культуре во внеурочное время с учащимися 11-12 лет направлена на профилактику аддиктивного поведения подростков, подверженных влиянию различных неблагоприятных фа...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАальтернативной программы по физической культуре во внеурочное время«Ролевые игры как профилактика аддиктивного поведения детей11-12 летнего возраста»Укрепление эмоционально-воле...

Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях дополнительного образования

Для создания конструктивной альтернативы употребления наркотиков, реализации вышеназванных потребностей необходимо активнее вовлекать учащихся в современные интерактивные формы внеучебной и внеурочной...

Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей

Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей...

Психологические особенности подросткового возраста при подборе игровых методов для профилактики аддиктивного поведения

Каждый возрастной этап имеет свои психологические особенности. Особенно ранимым, считается подростковый возраст. Ведь именно в этот период подросток проходит огромный путь в своем развитии, от конфлик...