Психологические особенности подросткового возраста при подборе игровых методов для профилактики аддиктивного поведения
статья (8 класс)

Калистова Лариса Владимировна

Каждый возрастной этап имеет свои психологические особенности. Особенно ранимым, считается подростковый возраст. Ведь именно в этот период подросток проходит огромный путь в своем развитии, от конфликтных ситуаций до восхождения на пьедестал.

В словаре Ожегова слово «подросток» расшифровывается как мальчик или девочка в отроческом возрасте.

            Отрочество - переходный возраст между детством и юностью

            Подростковый возраст - период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), который соответствует началу перехода от детства к юности. Чем-то новым в подростковом возрасте становится «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Если у ребенка отсутствуют условия для индивидуализации и положительной реализации своих новых возможностей, то период самоутверждения подростка примет негативные формы и вполне сможет привести неблагоприятным последствиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности подросткового возраста при подборе игровых методов для профилактики аддиктивного поведения

Каждый возрастной этап имеет свои психологические особенности. Особенно ранимым, считается подростковый возраст. Ведь именно в этот период подросток проходит огромный путь в своем развитии, от конфликтных ситуаций до восхождения на пьедестал.

В словаре Ожегова слово «подросток» расшифровывается как мальчик или девочка в отроческом возрасте.

            Отрочество - переходный возраст между детством и юностью

            Подростковый возраст - период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), который соответствует началу перехода от детства к юности. Чем-то новым в подростковом возрасте становится «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Если у ребенка отсутствуют условия для индивидуализации и положительной реализации своих новых возможностей, то период самоутверждения подростка примет негативные формы и вполне сможет привести неблагоприятным последствиям.

            Подростковый возраст - это время больших изменений, новых открытий, другого восприятия. Физическое изменение (вес, рост, состояние желез внутренней секреции) - это одна из частей процесса взросления. Именно в этот период подростки сталкиваются с многочисленными и новыми для них проблемами: умением выбрать правильный путь в отношениях со сверстниками, становлением комплекса этических принципов, независимости от родителей,  приобретением чувств ответственности. Немаловажным фактором является стремление в присоединении к миру взрослых.            Появляется чувство «взрослости», желание получить одобрение от взрослых, самостоятельность.

             По мнению К. Левина, причинами конфликтного типа подросткового развития является их "переходное" общественное положение. Он считал: «В  обществе современного мира существуют отдельные самостоятельные группы детей и взрослых, каждая имеет преимущества, которых у другой нет. Особенность положения подростка - его существование между данными группами: он не имеет желания принадлежать к детской группе, а проявляет рвение перейти во взрослую группу, но в нее его еще не принимают» .

             По мнению Л.С. Выготского, кризис переходного возраста имеет связь с двумя обстоятельствами: формирование новообразования в подростковом сознании и перестроение отношений меж средой и ребенком, составляющей основное значение кризиса .

           Границами подросткового возраста принято считать возраст учащихся  в 6-8 классах средней школы. За эти несколько лет ребенок постепенно становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях – «переходный», «трудный», «критический» возраст    [1]. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций[1].

Подросток, в этой возрастной группе, остро реагирует на все происходящие изменения, приходит глубокое осознания и переживания, что способно привести к психологическим травмам, усугубить неуравновешенность. Как только появляется интерес к другому полу, переживания могут усугубляться.

Что нужно учитывать в подростковом возрасте:

Возраст и половое созревание

1. Гормональные изменения, начальный этап половой зрелости. У девочек в возрасте 12-17 лет, у мальчиков 10-16.

2. Задержка полового развития( по разным причинам)

У каждого развитие половой системы проходит на индивидуальном уровне, если просматривается разница с нормой, то это может вызвать психологические затруднения.

Мышление

1. Когнитивное развитие подростков характеризуется становлением абстрактно-логического (гипотетико-дедуктивного) мышления, описанного Пиаже. В этом возрасте подростки начинают рассуждать исходя из абстрактных гипотез, а не как в детстве – исходя из непосредственно наблюдаемой ситуации .

Привыкание к изменениям своего организма и тела.

Каждый ребенок думает и переживает о своей внешности. Он старается одеваться как свои сверстники или наоборот, чтобы отличаться от всех.

Подросток и окружающие его.

Подростковый возраст – это период сильных изменений в отношениях с разными категориями людей. В большинстве случаев на первый план выходят одноклассники, друзья, подруги, в таком случае родители отходят на второй план. Первая любовь также меняет отношения с родителями.

Период взросления.

1.Ребенок будет стараться выйти из-под контроля родителей. Он способен отдалиться от них и все свое время посвещать своим друзьям.

2.Так как идеал образа родителя терпит поражение, то может появиться агрессия в их адрес, которая сопровождается просьбами о предоставлении самостоятельности.

Укрепление отношений со сверстниками.

1. Подросток проводит поиск среди друзей «другого себя», того, с кем он сможет поделиться своими проблемами, жизненными трудностями, заботами, целями и стремлениями. Таким другом может оказаться человек как одного, так и другого с ним пола.

2. В узких группах друзей подросток старается себя идеализировать, как когда-то родителей, быть похожими на одного из них. А вот в широких кругах сверстников, он сравнивает себя с окружающими, выполняя теже действия, что и другие. Но зачастую это приводит к целому ряду нарушений и нарушенным запретам.

Любовные и сексуальные отношения.

1.Сейчас очень часто допускаются сексуальные отношения между подростками, таким образом, они приобретают опыт отношений с противоположенным полом, первый любовный и сексуальный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности подросткового возраста.

Консультация для специалистов и родителей по вопросам воспитания детей подросткового возраста...

Психологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст – это период, которого боятся вся взрослые. Считается, что подростковый возраст - самый трудный из всех возрастов, что касается обучения и воспитания. Подростковый возраст охватыв...

Психологические особенности подросткового возраста

                   Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Актуальность этой темы в том, что подрост...

Психологические особенности подросткового возраста.

Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ, для педагогов и воспитателей коррекционных классов, работающих с данной категорией учащихся.В материале представлены: краткая характеристика психофизи...

Психологические особенности подросткового возраста

Документ содержит информацию о месте и значении подросткового периода в развити ребёнка, анатомо-физиологической перестройке организма подростка.  Раскрыты различные теоретические подходы к пробл...

Информационный стенд "Психологические особенности подросткового возраста"

Психологические особенности подросткового возрастаКРИЗИС 13-ти ЛЕТ Психологические особенности подросткового возраста связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и со...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...