Психологические особенности подросткового возраста при подборе игровых методов для профилактики аддиктивного поведения
статья (8 класс)
Каждый возрастной этап имеет свои психологические особенности. Особенно ранимым, считается подростковый возраст. Ведь именно в этот период подросток проходит огромный путь в своем развитии, от конфликтных ситуаций до восхождения на пьедестал.
В словаре Ожегова слово «подросток» расшифровывается как мальчик или девочка в отроческом возрасте.
Отрочество - переходный возраст между детством и юностью
Подростковый возраст - период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), который соответствует началу перехода от детства к юности. Чем-то новым в подростковом возрасте становится «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Если у ребенка отсутствуют условия для индивидуализации и положительной реализации своих новых возможностей, то период самоутверждения подростка примет негативные формы и вполне сможет привести неблагоприятным последствиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологические особенности подросткового возраста при подборе игровых методов для профилактики аддиктивного поведения
Каждый возрастной этап имеет свои психологические особенности. Особенно ранимым, считается подростковый возраст. Ведь именно в этот период подросток проходит огромный путь в своем развитии, от конфликтных ситуаций до восхождения на пьедестал.
В словаре Ожегова слово «подросток» расшифровывается как мальчик или девочка в отроческом возрасте.
Отрочество - переходный возраст между детством и юностью
Подростковый возраст - период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), который соответствует началу перехода от детства к юности. Чем-то новым в подростковом возрасте становится «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Если у ребенка отсутствуют условия для индивидуализации и положительной реализации своих новых возможностей, то период самоутверждения подростка примет негативные формы и вполне сможет привести неблагоприятным последствиям.
Подростковый возраст - это время больших изменений, новых открытий, другого восприятия. Физическое изменение (вес, рост, состояние желез внутренней секреции) - это одна из частей процесса взросления. Именно в этот период подростки сталкиваются с многочисленными и новыми для них проблемами: умением выбрать правильный путь в отношениях со сверстниками, становлением комплекса этических принципов, независимости от родителей, приобретением чувств ответственности. Немаловажным фактором является стремление в присоединении к миру взрослых. Появляется чувство «взрослости», желание получить одобрение от взрослых, самостоятельность.
По мнению К. Левина, причинами конфликтного типа подросткового развития является их "переходное" общественное положение. Он считал: «В обществе современного мира существуют отдельные самостоятельные группы детей и взрослых, каждая имеет преимущества, которых у другой нет. Особенность положения подростка - его существование между данными группами: он не имеет желания принадлежать к детской группе, а проявляет рвение перейти во взрослую группу, но в нее его еще не принимают» .
По мнению Л.С. Выготского, кризис переходного возраста имеет связь с двумя обстоятельствами: формирование новообразования в подростковом сознании и перестроение отношений меж средой и ребенком, составляющей основное значение кризиса .
Границами подросткового возраста принято считать возраст учащихся в 6-8 классах средней школы. За эти несколько лет ребенок постепенно становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях – «переходный», «трудный», «критический» возраст [1]. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций[1].
Подросток, в этой возрастной группе, остро реагирует на все происходящие изменения, приходит глубокое осознания и переживания, что способно привести к психологическим травмам, усугубить неуравновешенность. Как только появляется интерес к другому полу, переживания могут усугубляться.
Что нужно учитывать в подростковом возрасте:
Возраст и половое созревание
1. Гормональные изменения, начальный этап половой зрелости. У девочек в возрасте 12-17 лет, у мальчиков 10-16.
2. Задержка полового развития( по разным причинам)
У каждого развитие половой системы проходит на индивидуальном уровне, если просматривается разница с нормой, то это может вызвать психологические затруднения.
Мышление
1. Когнитивное развитие подростков характеризуется становлением абстрактно-логического (гипотетико-дедуктивного) мышления, описанного Пиаже. В этом возрасте подростки начинают рассуждать исходя из абстрактных гипотез, а не как в детстве – исходя из непосредственно наблюдаемой ситуации .
Привыкание к изменениям своего организма и тела.
Каждый ребенок думает и переживает о своей внешности. Он старается одеваться как свои сверстники или наоборот, чтобы отличаться от всех.
Подросток и окружающие его.
Подростковый возраст – это период сильных изменений в отношениях с разными категориями людей. В большинстве случаев на первый план выходят одноклассники, друзья, подруги, в таком случае родители отходят на второй план. Первая любовь также меняет отношения с родителями.
Период взросления.
1.Ребенок будет стараться выйти из-под контроля родителей. Он способен отдалиться от них и все свое время посвещать своим друзьям.
2.Так как идеал образа родителя терпит поражение, то может появиться агрессия в их адрес, которая сопровождается просьбами о предоставлении самостоятельности.
Укрепление отношений со сверстниками.
1. Подросток проводит поиск среди друзей «другого себя», того, с кем он сможет поделиться своими проблемами, жизненными трудностями, заботами, целями и стремлениями. Таким другом может оказаться человек как одного, так и другого с ним пола.
2. В узких группах друзей подросток старается себя идеализировать, как когда-то родителей, быть похожими на одного из них. А вот в широких кругах сверстников, он сравнивает себя с окружающими, выполняя теже действия, что и другие. Но зачастую это приводит к целому ряду нарушений и нарушенным запретам.
Любовные и сексуальные отношения.
1.Сейчас очень часто допускаются сексуальные отношения между подростками, таким образом, они приобретают опыт отношений с противоположенным полом, первый любовный и сексуальный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности подросткового возраста.
Консультация для специалистов и родителей по вопросам воспитания детей подросткового возраста...
Психологические особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст – это период, которого боятся вся взрослые. Считается, что подростковый возраст - самый трудный из всех возрастов, что касается обучения и воспитания. Подростковый возраст охватыв...
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Актуальность этой темы в том, что подрост...
Психологические особенности подросткового возраста.
Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ, для педагогов и воспитателей коррекционных классов, работающих с данной категорией учащихся.В материале представлены: краткая характеристика психофизи...
Психологические особенности подросткового возраста
Документ содержит информацию о месте и значении подросткового периода в развити ребёнка, анатомо-физиологической перестройке организма подростка. Раскрыты различные теоретические подходы к пробл...
Информационный стенд "Психологические особенности подросткового возраста"
Психологические особенности подросткового возрастаКРИЗИС 13-ти ЛЕТ Психологические особенности подросткового возраста связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и со...
Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...