Тематическая лекция "Детям о джазе"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МО Тосненский район Ленинградской области
МКОУ ДО Тельмановская школа искусств
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ
Преподавателя класса баяна и аккордеона
Сырбу В.В.
«Детям о джазе».
п. Тельмана
ПЛАН - КОНСПЕКТ
1.Рассказ преподавателя о происхождении джаза.
Джаз (англ. Jazz) – форма музыкального искусства, возникшая на рубеже XIX-XX века в США как синтез африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Джазовый исследователь Маршалл Стернс (1908-1966) в книге «История джаза» характеризует джаз как синтез «белой» и «черной» музыкальной культуры. Исследователь выделяет 6 принципиальных источников синтеза джаза:
- Ритмы Западной Африки;
- Негритянские рабочие песни (work songs, field hollers);
- Негритянские религиозные песни (spirituals);
- Негритянские светские песни (blues);
- Американская народная музыка прошлых веков;
- Музыка менестрелей и уличных духовых оркестров.
Негритянские рабочие песни пелись неграми на плантациях, на стройках, в портах и т. д. Характерными чертами этих песен, которые были унаследованы джазом, являются:
Духовная музыка.
Важную роль в формировании афро-американской музыки сыграл процесс обращения в христианскую веру привезенных из Африки рабов. Черные не возражали против христианства, видя в нем надежду на освобождение. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые «спиричуэлс», возникли в США уже во 2-й половине 18-го века. Их первоисточником были религиозные гимны и псалмы, завезенные в Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс сочетает в себе традиции африканского исполнительства (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени были африканскими и в большей – европейскими, чем остальная афро-американская музыка. Они стали первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянской музыкой.
Блюз
Блюз является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. Само слово «blue» многозначно и расшифровывается, как «голубой», «грустный», «грустный», «меланхолический» и др. Эта многозначность характерна длинным протяжным песням, текст которых всегда содержит определенную недомолвки и неоднозначную эмоциональность-печаль часто идет рядом с юмором. (Прослушивание звукозаписи).
Театр менестрелей.
Музыкальный театр менестрелей – еще одно из важных источников происхождения джаза. Белых плантаторов чрезвычайно радовала манера негритянских простолюдинов ходить, одеваться, петь, танцевать и т.д. В начале 19-го века появились первые белые артисты, которые пытались пародировать негритянскую культуру на потеху белым. Такие пародийные выступления получили название «minstrel show», по аналогии с менестрелями средневековой Европы. Наибольшей популярности такой театр достигал с 1840 по 1910 гг. «Минстрел шоу» стало хорошей школой для многих ранних джазменов. В оркестрах, сопровождавшие выступления менестрелей, участвовали многие известные позже джазовые музыканты.
. Регтайм
Регтайм – еще один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу 19 века. Слово означает «рваный» или «расторгнут время», конкретно термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта (характерное синкопирование мелодической линии). Источником регтайма стало творчество провинциальных негров – пианистов. С перемещением в столицу рэгтайм становится жанром композиторской музыки. Постепенно регтаймы выполняют не только на фортепиано, но и небольшими инструментальными ансамблями (бэнда). Среди самых популярных композиторов, писавших регтаймы – Скотт Джоплин (Scott Joplin), а также Джеймс Скотт (James Scott), Джозеф Лэмб (Josef Lamb).(Прослушивание звукозаписи).
2. Характеристики джаза.
- Наличие чёткой пульсации;
- Отклонение от пульсации (свинг);
- Трактовка всех инструментов как ударных, ритмических;
- Преобладание разговорных интонации в пении, подражание человеческой речи при игре на инструментах;
- Чередование короткого сольного мотива и хорового или инструментального ответа.
Отправной точкой развития джаза считается Новоорлеанский джаз. Термином «новоорлеанский джаз» определяется как хронологический период, охватывающий период примерно с начала 1900-х до конца 1910-х, так и характерный музыкальный стиль, который считается исторически первым джазовым стилем. Появление этого стиля именно в Новом Орлеане объясняется калейдоскопической культурой этого города, что имело большое значение как морской порт и важный торговый центр, это город привлекало людей разных национальностей и социальных слоев, наряду с белыми здесь жили креолы и негры, диалог их культур и образовал довольно специфическую атмосферу этого города. Для новоорлеанского джаза характерна коллективная импровизация, где главную партию исполняет корнет на фоне басовой линии тромбона, а кларнет «обвивает» их орнаментальными переплетениями. Сольные инструменты противостоят ритмической группе: банджо, тубе и ударным. Гармоничный язык новоорлеанского джаза прост и использует, главным образом, трезвучия. Среди ведущих джазменов Нового Орлеана – Луи Армстронг, Кид Ори.
В новом Орлеане сформировались первые диксиленды – большие джазовые ансамбли, среди которых особое место занимает ансамбль Original Dixieland Jass Band, который в 1917 году совершил первую джазовую звукозапись.(Прослушивание звукозаписи).
Затем, центр джазовой культуры перемещается в Чикаго. Перед Второй мировой войной в Европе появились собственные мастера джаза, среди которых можно отметить, например Джанго Рейнхардта, как такого, что впоследствии оказал существенное влияние и на развитие джаза в Америке (США). На сегодняшний день теория джазовой музыки развита значительно слабее, чем теория академической музыки, в связи с её спицифичностью.
Используемая литература:
М.Митропольский – «Краткая история джаза для начинающих». Москва 2004 г.
В.Фейертаг – «Джаз. Энциклопедический справочник» - 2008 г.
М. Стернс –«История джаза» 1970 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки "Джаз, рок-н-ролл, рок-опера"
Цель: накопление восьмиклассниками первоначальных представлений о современных музыкальных стилях: джаз, рок-н-ролл, увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появл...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153378-1354041132.jpg)
"Джаз - искусство XX века"
Урок по теме "Джаз - искусство XX века" для 6 класса по программе Е.Д. Критской. На этом уроке учащихся знакомятся с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возник...
Презентация "История джаза"
Презентация "Джаз" 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-212562-1417107579.jpg)
Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития джаза"
Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития " на татарском языке....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-998993-1516528214.jpg)
Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки по теме: «Острый ритм джаза в искусстве. Проект Музея Джаза»
Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителям начальных классо...