Тематическая лекция "Детям о джазе"
методическая разработка

Сырбу Виталий Васильевич

Лекция о джазе для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Джаз24.58 КБ

Предварительный просмотр:

МО Тосненский район Ленинградской области

МКОУ ДО Тельмановская  школа искусств

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ

Преподавателя класса баяна и аккордеона

 Сырбу В.В.

«Детям о джазе».

п. Тельмана

ПЛАН - КОНСПЕКТ

1.Рассказ преподавателя о происхождении джаза.

Джаз (англ. Jazz) – форма музыкального искусства, возникшая на рубеже XIX-XX века в США как синтез африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.  Джазовый исследователь Маршалл Стернс (1908-1966) в книге «История джаза» характеризует джаз как синтез «белой» и «черной» музыкальной культуры. Исследователь выделяет 6 принципиальных источников синтеза джаза:

  • Ритмы Западной Африки;
  • Негритянские рабочие песни (work songs, field hollers);
  • Негритянские религиозные песни (spirituals);
  • Негритянские светские песни (blues);
  • Американская народная музыка прошлых веков;
  • Музыка менестрелей и уличных духовых оркестров.

 Негритянские рабочие песни пелись неграми на плантациях, на стройках, в портах и т. д. Характерными чертами этих песен, которые были унаследованы джазом,  являются:

 Духовная музыка.

 Важную роль в формировании афро-американской музыки сыграл процесс обращения в христианскую веру привезенных из Африки рабов. Черные не возражали против  христианства, видя в нем надежду на освобождение. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые «спиричуэлс», возникли в США уже во 2-й половине 18-го века. Их первоисточником были религиозные гимны и псалмы, завезенные в Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс сочетает в себе традиции африканского исполнительства (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированные  аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени были африканскими и в большей – европейскими, чем остальная афро-американская музыка. Они стали первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянской музыкой.

Блюз

 Блюз  является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. Само слово «blue» многозначно и расшифровывается, как «голубой», «грустный», «грустный», «меланхолический» и др. Эта многозначность характерна длинным протяжным песням, текст которых всегда содержит определенную недомолвки и неоднозначную эмоциональность-печаль часто идет рядом с юмором.  (Прослушивание звукозаписи).

 Театр менестрелей.

 Музыкальный театр менестрелей – еще одно из важных источников происхождения джаза. Белых плантаторов чрезвычайно радовала манера негритянских простолюдинов ходить, одеваться, петь, танцевать и т.д. В начале 19-го века появились первые белые артисты, которые пытались пародировать негритянскую культуру на потеху белым. Такие пародийные выступления получили название «minstrel show», по аналогии с менестрелями средневековой Европы. Наибольшей популярности такой театр достигал с 1840 по 1910 гг. «Минстрел шоу» стало хорошей школой для многих ранних джазменов. В оркестрах, сопровождавшие выступления менестрелей, участвовали многие известные позже джазовые  музыканты.

. Регтайм

 Регтайм – еще один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу 19 века. Слово означает «рваный» или «расторгнут время», конкретно термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта (характерное синкопирование мелодической линии). Источником регтайма стало творчество провинциальных негров – пианистов. С перемещением в столицу рэгтайм становится жанром композиторской музыки. Постепенно регтаймы выполняют не только на фортепиано, но и небольшими инструментальными ансамблями (бэнда). Среди самых популярных композиторов, писавших регтаймы – Скотт Джоплин (Scott Joplin), а также Джеймс Скотт (James Scott), Джозеф Лэмб (Josef Lamb).(Прослушивание звукозаписи).

 2. Характеристики джаза.

  • Наличие чёткой пульсации;
  • Отклонение от пульсации (свинг);
  • Трактовка всех инструментов как ударных, ритмических;
  • Преобладание разговорных интонации в пении, подражание человеческой речи при игре на инструментах;
  • Чередование короткого сольного мотива и хорового или инструментального ответа.

Отправной точкой развития джаза считается Новоорлеанский джаз. Термином «новоорлеанский джаз» определяется как хронологический период, охватывающий период примерно с начала 1900-х до конца 1910-х, так и характерный музыкальный стиль, который считается исторически первым джазовым стилем. Появление этого стиля именно в Новом Орлеане объясняется калейдоскопической культурой этого города, что имело большое значение как морской порт и важный торговый центр, это город привлекало людей разных национальностей и социальных слоев, наряду с белыми здесь жили креолы и негры, диалог их культур и образовал довольно специфическую атмосферу этого города. Для новоорлеанского джаза характерна коллективная импровизация, где главную партию исполняет корнет на фоне басовой линии тромбона, а кларнет «обвивает» их орнаментальными переплетениями.  Сольные инструменты противостоят ритмической группе: банджо, тубе и ударным. Гармоничный язык новоорлеанского джаза прост  и использует, главным образом, трезвучия. Среди ведущих джазменов Нового Орлеана –  Луи Армстронг, Кид Ори.

 В новом Орлеане сформировались первые диксиленды – большие джазовые ансамбли, среди которых особое место занимает ансамбль Original Dixieland Jass Band, который в 1917 году совершил первую джазовую звукозапись.(Прослушивание звукозаписи).

 Затем, центр джазовой культуры перемещается в Чикаго. Перед Второй мировой войной в Европе появились собственные мастера джаза, среди которых можно отметить, например Джанго Рейнхардта, как такого, что впоследствии оказал существенное влияние и на развитие джаза в Америке (США). На сегодняшний день теория джазовой музыки развита значительно слабее, чем теория академической музыки, в связи с её спицифичностью.

Используемая литература:

М.Митропольский – «Краткая история джаза для начинающих». Москва 2004 г.

В.Фейертаг – «Джаз. Энциклопедический справочник» - 2008 г.

М. Стернс –«История джаза» 1970 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Джаз, рок-н-ролл, рок-опера"

Цель:  накопление восьмиклассниками первоначальных представлений о современных  музыкальных стилях: джаз, рок-н-ролл, увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появл...

Джаз

Джаз...

"Джаз - искусство XX века"

Урок по теме "Джаз - искусство XX века" для 6 класса по программе Е.Д. Критской. На этом уроке учащихся знакомятся  с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возник...

Презентация "История джаза"

Презентация "Джаз" 9 класс...

Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития джаза"

Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития " на татарском языке....

Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки по теме: «Острый ритм джаза в искусстве. Проект Музея Джаза»

Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где  все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителям начальных классо...

Джаз. Истоки джаза.

Джаз. Истоки джаза....