Проект «От компьютерной осведомленности педагога дополнительного образования к информационной культуре»
методическая разработка

Долгушина Наталья Викторовна

Овладение информационной культурой — это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании

информационной культуры играет открытое образование, которое должно

формировать специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него

навыки и умения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «От компьютерной осведомленности педагога дополнительного образования к информационной культуре»

Кемерово 2020


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования

Проект  «От компьютерной осведомленности педагога дополнительного образования к информационной культуре»        

Исполнитель

Долгушина Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района» г. Кемерово

Консультант

Кононенко Ольга Семеновна,

кандидат педагогических наук, доцент

Кемерово 2020

Оглавление

Описание проекта        2

Цель проекта:        6

Задачи проекта:        6

Основные этапы реализации проекта        7

Организационный план проекта        8

Формы отслеживания результата:        10

Ожидаемые результаты.        11

Финансовое обеспечение        12

Список литературы:        13

Описание проекта

Становление информационного общества обусловило значительный

интерес к проблемам готовности человека жить в таком обществе. В качестве

важнейшего условия, обеспечивающего человеку успешность, комфортность

жизни в информационном обществе, все чаще стали называть

информационную грамотность, а неотъемлемой составляющей культуры

современного человека стала информационная культура личности.

Так что же такое информационная культура личности? Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности в информационном обществе.

Овладение информационной культурой — это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании

информационной культуры играет открытое образование, которое должно

формировать специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него

навыки и умения:

- дифференциации информации;

-  выделения значимой информации;

- выработки критериев оценки информации;

- производить информацию и использовать ее с применением новых информационных технологий.

Таким образом, информационная культура личности - это часть общей

культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения,

информационной грамотности и грамотности в области ИКТ.

Сегодня новые социокультурные потребности общества требуют

незамедлительного решения проблем повышения качества дополнительного образования детей. Инновационные процессы в системе дополнительного образования детей напрямую связаны с включением в практику учреждений дополнительного образования педагогических технологий на основе ИКТ. Данные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, образуя глобальное информационное пространство и быстро изменяя мир. Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Данные технологии могут быть эффективно использованы в различных типах учреждений ДО. Учащиеся этих образовательных учреждений, имея хорошую подготовку  в области информационных технологий, могут с успехом использовать их как в исследовательской деятельности, так и при выполнении индивидуальных и групповых проектов.

Процесс информатизации дополнительного образования детей

неразрывно связан с процессом информатизации всей системы образования,

а отсюда возникает необходимость владения педагогами технологией

рационального использования информационных ресурсов общества как

одним из компонентов информационной культуры личности.

Использование педагогами в образовательном процессе различных

компьютерных программ решает ряд важных задач:

- делает процесс обучения наглядным;

- повышает объективность оценки ответов;

- позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;

- сокращает время проверки знаний обучающихся.

Кроме проведения автоматизированных занятий, использование компьютера в учебном процессе дает возможность педагогам накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты проверочных работ;

подборку тестов, наглядный материал в виде слайд—шоу и прочее.

Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Явно чувствуется и влияние информационных технологий на развитие личности, на профессиональное самоопределение и самостановление.

Педагог, не имеющий опыта работы с современными информационными

технологиями Интернета, испытывает определенные трудности при добывании знаний с их помощью. (Кто владеет информацией, тот владеет

миром)

Переход к качественно новым технологиям работы с информацией,

открывает широкие перспективы для удовлетворения информационных

потребностей и запросов. В связи с этим существенно повышаются требования к уровню информационной культуры педагога. Только люди с высокой информационной культурой способны осуществить воспитание и развитие граждан, того поколения NEXT, которое будет способствовать

процветанию России.

Существуют следующие уровни готовности педагогов к использованию средств ИКТ в учебном процессе:

  1. компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники. Педагог знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется. Готовит к занятию дидактические материалы с помощью ИКТ.
  2. ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования ИКТ в образовательном процессе. Педагог использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации) распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого занятия. Для этого уровня характерно также проектирование педагогом заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.
  3. ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ. Педагоги используют ИКТ для организации мониторинга знаний учащихся, например, тесты в электронном виде, проводят интегрированные занятия в компьютерном классе. Умеют добывать информацию из Интернет, публикуют свои разработки, участвуют в сетевых сообществах, самостоятельно изучают программное обеспечение ЦОР.
  4. Информационная культура, характеризующаяся направленностью на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ. Это проведение консультаций, дополнительных занятий, выкладка домашних заданий посредством электронной почты, сайта учреждения, форума. Педагоги на этом этапе разрабатывают свои электронные учебники, дистанционные курсы, ведут цифровое портфолио свое и учащихся.

Для определения уровня информационной культуры педагогов

центра, было проведено анкетирование. Оценка уровня информационной

культуры производилась по следующим параметрам:

- умение самостоятельно сформулировать свою информационную

потребность и выразить ее словесно;

- знание основных алгоритмов поиска информации в зависимости

от вида информационного запроса,

- умение извлечь информацию из источника и правильно оформить

результаты своей информационно-аналитической деятельности;

- владение новыми информационными технологиями, как основными носителями информационных ресурсов.

Анализ анкет показал, что затруднения для педагогов составляют:

- автоматизированный способ поиска информации,

-  создание и оформление различной методической продукции в соответствии с современными требованиями.

- владение новыми информационными (компьютерными) технологиями.

Составной частью информационной культуры педагога является

компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы в сети

Интернет. Владение компьютерной грамотностью в нашем центре было

представлено на уровне хочу/не хочу, и рассматривалось как интересный, но

не существенно необходимый компонент для собственного развития. С

целью выявления информационной деятельности педагогов необходимой для

формирования профессиональной компетентности и информационной культуры проводилось анкетирование. Анализ анкет показал, что:

многие педагоги и даже те, кто имеет сертификат пользователя ПК, не

владели программными средствами, не использовали компьютер для

оформления анализов, отчетов и другой документации, автоматизированного

способа поиска информации, создания методической продукции. Поэтому формирование информационной культуры педагогов через

освоение ими информационных технологий является на сегодняшний день в

нашем центре актуальной.

Выявив затруднения педагогов, был разработан и предложен для

реализации проект «От компьютерной осведомленности к информационной культуре».

Цель проекта:

Обеспечение профессионального роста педагогов через освоение ими информационных технологий.

Задачи проекта:

1. Выявить уровень информационной грамотности педагогов центра с дальнейшим распределением педагогов на микрогруппы.

2. Обучить педагогов основам компьютерной грамотности с учетом их уровней: базового, пользовательского, дополнительного.

3. Познакомить с видами методической продукции.

4. Научить грамотно составлять, структурировать и оформлять методическую продукцию.

5. Стимулировать познавательный интерес педагогов к формированию информационной культуры.

Срок реализации проекта: октябрь 2019 года — май 2020 года за

исключением времени отпусков.

Для реализации данного проекта в учреждении есть необходимые

технические ресурсы:

- в кабинетах педагогов установлены 4 компьютера, один из которых

подключен к сети Интернет.

- 3 компьютера имеются у заведующих отделами, 2 из которых

подключены к сети Интернет.

- Есть принтер, сканер, ксерокс, цифровой фотоаппарат, мультимедийное оборудование,

- необходимая методическая и учебная литература.

Основные этапы реализации проекта

Подготовительный этап

1. Выявление уровня информационной культуры педагогов путем

анкетирования (приложение 1).

2. Проведение семинара «Ключевые понятия информационной культуры

педагога дополнительного образования».

3. Проведение семинара «Основы компьютерной грамотности - шаг к

информационной культуре».

4. Деление педагогов на проблемные группы после анализа опросников

(приложение 1).

В первую группу вошли педагоги, не владеющие никакими навыками

работы на компьютере. Во вторую группу - владеющие ознакомительным

базовым уровнем. В третью группу - владеющие пользовательским

уровнем. В четвертую группу - педагоги, владеющие дополнительным

уровнем.

5. Составление расписания групповых и индивидуальных занятий с

педагогами.

Основной этап

1.Организация занятий с педагогами.

2.Проведение мастер-классов по работе в сети ИНТЕРНЕТ.

3. Перераспределение педагогов по проблемным группам.

4.Определение для педагогов к концу учебного года объема отчетной

документации в электронном виде (приложение 2).

5.Подготовка педагогами отчетной документации в электронном виде.

6. Проведение с педагогами центра семинара «Развитие профессиональных

компетенций педагогов посредством правильного составления и

качественного оформления методической продукции». Кроме того,

посещение заведующими отделами практико—ориентированных и

обучающих семинаров по написанию методической продукции и поиску

информации в сети Интернет при НМЦ.

7.Проведение в центре конкурса методической продукции.

Завершающий этап

1.Подведение итогов конкурса методических материалов и презентаций.

2.Анализ и подведение итогов работы над проектом.

3. Сравнительный анализ по выявлению уровня информационной культуры педагогов центра.

Организационный план проекта

№п/п

План проведения мероприятий

Срок реализации

1

- Выявление уровня информационной

культуры педагогов путем анкетирования.

- Проведение семинара «Ключевые

понятия информационной культуры

педагога дополнительного

образования».

Октябрь 2019

2

- Проведение семинара «Основы

компьютерной грамотности - шаг к

информационной культуре».

- Деление педагогов на проблемные

группы после анализа опросников.

Ноябрь

3

- Составление расписания групповых и

Индивидуальных занятий с педагогами.

- Организация занятий с педагогами (2

раза в неделю).

Декабрь

4

- Организация занятий с педагогами (2

раза в неделю).

- Самоподготовка по отработке

основных навыков работы на ПК.

Январь 2020

5

- Организация занятий с педагогами (2

раза в неделю).

- Самоподготовка по отработке

основных навыков работы на ПК.

Февраль

6

- Организация занятий с педагогами (2

раза в неделю).

- Самоподготовка по отработке

основных навыков работы на ПК.

Март

7

- Организация занятий с педагогами (2

раза в неделю).

- Самоподготовка по отработке

основных навыков работы на ПК.

- Определение для педагогов к концу

учебного года объема отчетной

документации в электронном виде.

Апрель

8

- Подготовка педагогами отчетной документации (анализ педагогической деятельности за год в электронном виде).

Май

9

- Проведение обучающего семинара «Развитие профессиональных компетенций педагогов центра посредством правильного и качественного оформления методической продукции».

- По результатам отчетной документации и по итогам контрольных упражнений перераспределение педагогов на проблемные группы.

Сентябрь

10

- Разработка и утверждение положения о проведении конкурса методической продукции.

- Подбор членов жюри для оценки работ конкурса.

- Проведение индивидуальных консультаций по определению форм, написанию, оформлению методической продукции.

Октябрь

11

- Проведение мастер-класса по работе с файлообменными программами.

- Организация занятий с педагогами.

- Проведение индивидуальных консультаций по написанию, оформлению методической продукции.

Ноябрь

12

- Проведение мастер-класса по работе с электронной почтой, работа с сайтами.

- Организация работы с педагогами

Декабрь

13

- Проведение мастер-класса по работе с программами по графическому дизайну, публикациям.

- Организация занятий с педагогами.

- Прием методической продукции педагогов на конкурс.

Январь 2020г

14

- Самоподготовка по отработке основных навыков работы на ПК.

- Прием методической продукции педагогов на конкурс

Февраль

15

- Самоподготовка по отработке основных навыков работы на ПК.

- Прием методической продукции педагогов на конкурс

Март

16

Самоподготовка по отработке основных навыков работы на ПК.

- Работа членов жюри. Подведение итога смотра-конкурса методических материалов

Апрель

17

- выступление победителей и лауреатов конкурса на итоговом методическом объединении учреждения.

- Награждение победителей.

- Сравнительный анализ по выявлению уровня информационной культуры педагогов центра.

- Анализ и подведение итогов работы над проектом

Май

В ходе реализации проекта предусмотрена оценка промежуточного и конечного результатов.

Формы отслеживания результата:

- Анализ педагогической деятельности педагогов за год в электронном варианте.

- Выполнение контрольных упражнений по отработке основных навыков работы на ПК.

- Итоги смотра-конкурса методической продукции.

- Сравнительный анализ по выявлению уровня информационной культуры педагогов центра.

Ожидаемые результаты.

Выполнение всех этапов данного проекта позволит педагогам:

- освоить компьютерную грамотность,

-  использовать в своей деятельности компьютерные информационные

технологии,

- находить профессиональную информацию,

- перерабатывать информацию и создавать новую для педагогической

деятельности,

-  самостоятельно составлять и оформлять планы, тезисы, учебные

программы, отчетную документацию, методическую продукцию и др.,

-  выдвигать свою методическую продукцию на профессиональные

конкурсы.

В ходе работы над проектом были достигнуты следующие результаты:

- к концу учебного года прошло  перераспределение педагогов по

подгруппам. Теперь педагоги распределились на две группы: первая

группа владеет пользовательским, вторая группа - дополнительным

уровнями.

-  в конце учебного года все педагоги сдали анализ педагогической

деятельности за год в электронном виде.

- 2 педагога приняли участие во Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации», став дипломантами 2 степени.

- 2 педагога — в Фестивале педагогических идей «Открытый урок».

-  4 педагога — в областном конкурсе «Инновационный подход в реализации дополнительных образовательных программ». Грищенко О.Л. стала победителем данного конкурса.

- 2 педагога — в городских конкурсах. Долгушина Н.В. с образовательной программой «Фитодизайн» стала лауреатом конкурса «Профильное обучение: стратегия и практика».

- 4 педагога приняли участие в выставке методических материалов в рамках областного семинара- практикума «Развитие творческих способностей школьников средствами декоративно-прикладного искусства».

В рамках реализации данного проекта планируется дальнейшее обучение педагогов компьютерной грамотности. Проведение конкурса презентаций объединений.

Финансовое обеспечение

№ п/п

Наименование статьи расходов

1

Приобретение программно-методического обеспечения по

образовательным областям — различные обучающие программы.

2

Приобретение ноутбука и ПК.

3

Работа в локальной сети Интернет.

4

Денежные призы для победителей конкурса методической продукции.

Список литературы:

  1. Вербилова, И.В. Основы компьютерных информационных технологий

для начинающих [Текст]: учебное пособие/ И.В. Вербилова. -

Кемерово, 2ОО7.— 60 с. 1

  1. Гендина, Н.И. Информационное образование и информационная

культура личности как фактор развития информационного общества

[Текст]/ Н.И.Гендина // Материалы 8 международной конф. «Крым-

2001».-Судак, автономная республика Крым, Украина, 9-17 июня

2001г.—Т2.-С.615—621.

  1. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования

[Текст]: сб. статей/ Науч. ред. Н. И. Г ендина.- Кемерово: Кемеровская

гос. академия культуры и искусств,1999.-181с.

  1. Использование метода проектов в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа  http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/dopobrazovanie/863-putina.html.
  2. Организация и использование проектной деятельности в сфере дополнительного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа  estival.1september.ru/articles/417284/

  3. Комплексный подход к внедрению проектной технологии в практику педагога дополнительного образования как одно из направлений методической работы.  Факультет Проектной деятельности и Фандрайзинга образовательного портала «Мой Университет» [Электронный ресурс].Режим доступа http://grant-project.ru/publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/obshhie_voprosy_proektnoj_dejatelnosti_v_obrazovanii/kompleksnyj_podkhod_k_vnedreniju_proektnoj_tekhnologii_v_praktiku_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovanija_kak_odno_iz_napravlenij_metodicheskoj_rab/17-1-0-225
  4. Проектная деятельность как средство формирования информационной культуры. [Электронный ресурс].Режим доступа http://www.studsell.com/view/134377/

  5. Информационная культура и медиакомпетентность участников образовательного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/599203/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные проекты, используемые в работе педагога дополнительного образования

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.И...

Программа дополнительного образования "Основы информационной культуры личности "

Программа охватывает  учащихся 1-9 классов, рассчитана  на  9 часов (1 урок в год по всем параллелям) Программа состоит из 4- модулей:1. Информационные ресурсы и информационная кул...

Волонтерский проект «Сохраним родную Пехорку» Педагог дополнительного образования центра «Созвездие» г.о.Балашиха Майджи О.В.

   Рассматривается организация долгосрочного волонтерского социального проекта на базе экологического объединения "Природа и человек" центра дополнительного образования дете...

Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование информационных технологий в образовательной деятельности"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование информационных технологий в образовательной деятельности"...