Хвалите детей чаще
материал

Наталья Александровна Ровкина

Хвалите детей чаще

 

 

Современная жизнь полна стрессов. К сожалению, в рутине проблем родители забывают как важно хвалить ребенка. Вместо этого детей критикуют, ругают и наказывают. Давайте разберемся почему и как нужно хвалить детей.

 

Для начала расскажем про один очень жестокий психологический эксперимент. В 1939 году в одном из детских домов американского города Давенпорт (штат Айова) был проведен опыт над 22 детьми сиротами. Изначально все участники эксперимента были здоровыми и нормальными детьми. Их разделили на две части. Одну группу детей хвалили за хорошую и правильную речь, другую, напротив, постоянно подвергали резкой критике и высмеивали. В результате дети из второй группы стали заикаться. Через некоторое время речь детей восстановилась, но они навсегда остались неуверенными в себе людьми, избегали длительных бесед и разговаривали с неохотой. И это несмотря на то, что специалисты трижды приезжали в детский приют и пытались исправить нанесенный детям вред в ходе чудовищного опыта.

Уже одного этого примера достаточно, чтобы понять важность похвалы в детском возрасте. 

Если вы с самого детства убедите малыша в том, что он вами любим, что для вас важен его успех, что он на многое способен, что он трудолюбив, талантлив, умен и т.д., то скорее всего именно таким ребенок и вырастет.

Часто родители совершают ошибку, хваля ребенка только за достигнутый результат. Это не верно. Хвалить нужно за старания. Ведь и у взрослых не всегда получается достигнуть цели. В решении проблем важно продолжать борьбу, а не опускать руки. Похвалите ребенка за старания, спросите "Как ты думаешь, почему не получилось? Что нужно сделать, чтобы был хороший результат?" 

Еще один вариант поработать над ошибками без резкой критики: "Ты молодец! Но было бы лучше, если бы ты сделал вот так... " Вроде бы и похвалили, а вроде бы и подсказали как сделать лучше. 

Можно воспользоваться приемом сравнения результатов. В начале пути у ребенка всегда результат будет хуже, чем в конце. Мы и сами по-началу читали по слогам, а сейчас мы даже не замечаем как протекает процесс чтения. Поэтому сравнивайте почаще результаты обучения ребенка в начале, в середине и в конце. Например, если вы увидели, что малыш расстроился ( "У меня не получается нарисовать Кроша!" ), то найдите его старую работу (Первые рисунки) и покажите что он умел в начале пути. Сравните и похвалите! Ребенок убедится, что его труды не прошли зря и прогресс налицо. 

Многие хвалят детей не за то, чего ребенок достиг сам, а за подаренное природой или взрослыми: внешность, здоровье, физическую силу, яркие модные вещи/игрушки. Конечно ничего страшного не произойдет, если красивой девочке сделают комплимент. Но куда важнее похвалить девочку, если она украсит косичку бантиком, который собрала из ленты своими руками. Или если мальчик запускает не купленного змея, а созданного совместно с папой или дедушкой.

Кстати, хвалить ребенка можно не только в словесной форме. Одобрительные кивки, океи, пожатие руки, обнимашки, улыбки, дружеское похлопывание по плечу или спине - это все будет иметь значение для ребенка. 

Еще один чудесный способ лишний раз похвалить и закрепить успешность - это вспомнить о достижениях ребенка за определенный период: скажем за месяц, или в конце четверти, и обязательно подвести итоги за год перед Новым Годом или в день рождения! Хорошо бы подведение итогов сделать семейной традицией и хвалить не только детей, но и всю семью. Ведь наверняка есть за что похвалить каждого члена семьи. В таком случае у ребенка появится ощущение гордости за своих близких и будет сильная мотивация соответствовать такой хорошей семье. Мало того, у ребенка выработается привычка находить в каждом что-то хорошее.

В продолжении идеи - можно сравнивать ребенка с предками: прадедами и прабабушками. История рода вдохновляет. А если родители к рассказу о представителях семьи будут добавлять: "В тебе течет кровь деда, ты такой же трудолюбивый, талантливый ...", то ребенок будет чувствовать внутреннюю поддержку.

Следует помнить, что даже в самой плохой работе ребенка при желании можно найти плюсы. Это игра девочки Поллианны из одноименной книги американской писательницы Элинор Портер. Поллианна была практически неуязвима потому что во всем старалась найти плюсы, у каждого находила достоинства и искренне хвалила окружающих. Обязательно прочитайте эту книгу вместе с детьми и примените на практике принципы жизни Поллианны.  

Если ваш ребенок в чем-то может вам помочь, то обязательно просите его об этом. Тем самым вы покажете ему, что он чего-то да стоит! Он вам нужен, вы гордитесь им и любите!

Словом, хвалите детей чаще! Они этого достойны!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие « ВСЯКАЯ РАБОТА МАСТЕРА ХВАЛИТ»

ЦЕЛЬ :Познакомить учащихся  с разными профессиями, привить любовь и уважение к труду 1.Вступительная часть.Ведущий:  Здравствуйте, ребята! День сегодня необычный. Собрались ...

Чаще слушайте Моцарта!

Потрясающий врачующий эффект музыки Моцарта открыт недавно и целиком ещё не объяснен. Пока что ясно одно: музыка Вольфганга Амадея Моцарта по своей целительной силе значительно превосходит все прочие ...

«Хвала русскому народу! В войне с Наполеоном, Европе путь к свободе указал!»

Данная презентация ученицы 10 класса была подготовлена к изучению "Отечественной войны 1812 года". Так как 10 класс обучается по концентру, то своё видение понимания и изучения материала, дают возможн...

не забывайте хвалить своих учеников!

100 способов выразить свою похвалу на английском языке...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Улыбайся чаще!»

Искренняя и добрая. Вот какой должна быть настоящая улыбка. Улыбайтесь чаще!...

Вопросы, которые чаще всего задают родители учащихся 9 класса

Материал в помощь классному руководителю выпускного 9 класса. Этот материал поможет правильно и грамотно ответить на вопросы родителей выпускников и провести содержательные родительские собрания....

С кем Россия воевала чаще всего

материал для уроков и бесед...