Главные вкладки

    УМК "Практическое мышление в туристической деятельности"
    методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

    Третьякова Мария Ивановна

    Применение и развитие практического мышления в туристической деятельности, спорте и спортивном ориенитровании. Применение приема "Рассмотри все факторы", который способствует развитию практического мышления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    [Введите текст]

    МБУ ДО ДТ «Вектор»

    Практическое мышление в туристической деятельности

                                                                       подготовили:

                                                                                          Чернышенко Павел Васильевич,

    педагог дополнительного образования;

                                                                                     Третьякова Мария Ивановна,

    педагог дополнительного образования

    г.Новокузнецк

    2020г.

    Практическое мышление в туристической деятельности

    Туризм – многогранная и многофункциональная деятельность. Путешествия и походы, восхождения на вершины гор и сплавы по рекам, преодоление различных естественных и искусственных препятствий, встречающихся на пути, требует от туриста отменной физической подготовки, хорошее владение техническими и трудовыми навыками, а также владение мыслительными приемами практического мышления.

    Владение мыслительными приемами помогает туристам находить выход в возникающих проблемных ситуациях, находить нестандартные решения, достигать своих целей. Один из таких мыслительных приемов - это «рассмотри все факторы» (далее РВФ).

    РВФ – прием направленного внимания, который позволяет расширить восприятие, а также всесторонне и глубоко исследовать проблему, найти способ её эффективного решения.

    РВФ требует регулярной и систематической тренировки. Необходимо рассмотреть, исследовать и изучить как можно больше различных ситуаций. Такой подход способствует приобретению новых знаний, совершенствованию мыслительных операций и практических навыков.

    Как же работать с данным мыслительным приемом? Рассмотрим несколько примеров:

    Пример 1. Организация стоянок для ночлега

    На стоянках возникает вопрос заготовки сухих дров для костра, используем прием РВФ – рассмотрим все факторы:

    1. Как определить сухие дрова или нет?
    1. По цвету. У сухих стволов деревьев – цвет серый, желтый или коричневый, в зависимости от вида (осина, сосна, пихта и т.д.).
    2. Наличие или отсутствие коры на стволе и зеленых веток дерева.
    3. По звуку. Если постучать по дереву или сломать ветку звук будет звонкий, сухой, резкий как выстрел.

    Вопрос для размышления: будут ли сухими, пригодными для костра поваленные стволы деревьев и сломанные ветки, лежащие на земле?

    1. Мы нашли засохшее дерево (сушину), подходящее для костра или печки. Как его спилить и в какую сторону положить? Применяем прием РВФ.
    1. Наличие открытого пространства. Стоит ли сушина на поляне, на краю или в чаще леса? Где удобнее проводить заготовку?
    2. Определиться с направлением. Куда должна упасть сушина? С какой стороны делать запил параллельно земле?
    3. Нужно учитывать естественный наклон сушины, с какой стороны больше всего веток. Смотрим на вершину дерева.
    4. Обращаем внимание на господствующие ветра. Производим спил дерева технически грамотно.
    5. При валке дерева соблюдаем технику безопасности. Сушина может пойти по другой траектории падения или самортизировать. Это нужно учитывать и вовремя среагировать на опасность.

    Выбор стоянки для ночлега. Применяя мыслительный прием РВФ, определить условия для хорошей стоянки и ночлега. Какие это условия?

    1. Выбор относительно ровной площадки. Это может быть – опушка леса, поляна, берег реки, полка на склоне.
    2. Площадка должна быть чистой: без камней, поваленных деревьев, крупных веток.
    3. Наличие водоема, сухих деревьев. Если по близости нет воды и сухих дров, то стоянка невозможна.
    4. Ветер, гроза, дождь, снег оказывают существенное влияние на выбор стоянки для ночлега.
    5. Высокая трава, кровососущие насекомые. Местность должна быть открытой, хорошо продуваемой.

    Вопросы для размышления:

    1. Низина, болото, кочки, сырая земля. Если возможность организовать стоянку в таких условиях? Применяем метод РВФ.
    2. Стоянки вблизи населенных пунктов, оживленных дорог, промышленных зон, лесозаготовок – нежелательны. Почему? Применяем метод РВФ.

    Пример 2. Спортивное ориентирование на местности

    Предстартовая подготовка

    Правильная предстартовая подготовка, учитывающая все факторы влияния на состояние участника соревнований – это 50% успешного выступления. Применяя РВФ, можно определить, что в большей степени влияет на состояние спортсмена и решить все возникшие проблемы.

    Рассмотрим эти проблемы:

    1. Экипировка: форма, обувь, шнурки, номер участника. Одежда должна быть подобрана согласно спортивному положению и местности, в районе которой будут проходить соревнования;
    2. Метеорологические условия (ветер, дождь, жара, снег и т.д.). Исходя из погодных условий, продумать тактику и скорость движения;
    3. Предстартовая лихорадка (волнение). Соревнования всегда были, есть и будут сильнейшим стрессом для спортсмена. Как преодолеть сильное волнение? Как достичь оптимального состояния? Тщательная разминка, применение дыхательных упражнений, настрой и самонастрой на соревнования, а также продуманная тактика с учетом рельефа, степени залесенности, наличия дорожной сети и т.д.;
    4. Сильное влияние на участников оказывает минута их старта. Старт в начале, середине или в конце группы.

    Старт на первых минутах забега вызывает сильное волнение, особенно у новичков и менее опытных спортсменов. Пугает неизвестность – это сильный фактор влияния, чтобы этого избежать, нужна тщательная подготовка в тренировочный период.

    Старт на последних минутах расхолаживает спортсмена, пропадает настрой на борьбу, происходит остывание мышц. Необходимо выработать нужную тактику готовности индивидуально для каждого спортсмена. Использование приема РВФ позволяет достичь нужного результата.

    Ситуации для самостоятельного изучения с помощью приема РВФ.

    1. Как избежать чрезмерной усталости в многодневном походе?
    2. Отстал от группы на переходе (маршруте), заблудился. Потеря ориентировки. Рассмотреть все факторы!
    3. Выявить причины травматизма во время нахождения у костра.
    1. приготовление пищи;
    2. разжигание костра;
    3. сушка вещей;
    4. игры у костра;
    5. нарушение дисциплины.
    1. Переправа вброд.
    1. мелкий брод;
    2. глубокий брод;
    3. брод с сильным течением;
    4. брод с крупными камнями на дне;
    5. песчаное, илистое дно реки. Организация переправы;
    6. наведение переправ с помощью веревок, бревен, камней;
    7. групповые переправы.
    1. В ориентировании. Из нескольких вариантов - выбор оптимального пути.
    2. Движение по направлению, без азимута и троп.
    3. Конфликтные ситуации в группе. Почему возникают и как предотвратить?
    4. Организация туристического быта.
    5. Лыжные походы. Многодневка.
    6. В экстремальной ситуации. Строительство временных убежищ, сигналы бедствия, костры.

    Рекомендации по обучению учащихся приему РВФ

    1. Начинать нужно с рассмотрения простейших ситуаций;
    2. Изучение ситуаций с помощью наводящих вопросов;
    3. Больше проводить практических занятий;
    4. Постепенное расширение исследования факторов влияния и учета. Что нужно учесть?;
    5. Самостоятельная работа;
    6. Применение РВФ в изучении других предметов, ситуаций, обстоятельств, несвязанных с туризмом.
    7. Использование РВФ в быту;
    8. Очень большие возможности применения РВФ есть в спортивном ориентировании.

    Применяя РВФ, учащиеся осуществляют самостоятельный поиск и находят знания, устанавливают взаимосвязи между разными предметами изучения и факторами влияния, устанавливают причины возникновения тех или иных ситуаций.

    Учащиеся могут найти выход из любой сложившейся ситуации.

    Знания, полученные путем собственного поиска, глубокого и всестороннего погружения в суть проблемы, становятся  прочными, долговременными. Это практические знания, применимые во многих ситуациях.

    Опыт, аналитическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, возможность взглянуть на ситуации с другой стороны и под другим углом. Приобретение практического опыта и знаний – результат владения мыслительным приемом «Рассмотри все факторы».


    Список использованной литературы

    1. Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения – М.: Эксмо, 2002, 304с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение элементов критического мышления в учебной деятельности

    в статье кратко описывается применение некоторых приемов и стратегий технологии критического мышления на уроках...

    Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.

    Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...

    Использование альтернативной коммуникации в туристической деятельности

    Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование альтернативной коммуникации в разных видах деятельности....

    Экскурсионно – исследовательская и туристическая деятельность как фактор патриотического воспитания

    Только путешествуя по родному краю, знакомясь с историческим, культурным, этническим богатством можносказать "Я здесь был! Это мой край родной! Я им горжусь!"...

    Эколого - туристическая деятельность в МОУ "Турунтаевская районная гимназия". статья

    В статье кортко описана работа по экологичекому и туристическому направлению...