Программа курса Проектная деятельность
рабочая программа (9 класс)

Жерлицына Инна Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности Проектная деятельность. Расчитана на 1 год для 9 класса. Готовит обучающихся к успешной подготовке и защите индивидуального проекта в рамкам ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2020_-2021_vneurochka_9_klass.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВАЛУЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»

на заседании педагогического Совета

Протокол №____от

  «____» ______ _____20___ г

«Согласовано»

Заместитель директора

_________Прихожаева Л.А.

«____» _________ 20__ г

«Утверждаю»

Директор школы

 __________ Миненко С.Е.

Приказ №___ от

«____» _________ 20___г

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

  «Проектная деятельность»

                                                                             

                                                                   

                                                                  Составитель:  Жерлицына И.В.

                                                   учитель  географии


Программа внеурочной деятельности  «Проектная деятельность» (интеллектуальное направление) представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН. 

. Программа составлена на основе:

Программы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», опубликованной в учебно-методическом пособии автора М.А. Ступницкой  «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами», Центр научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ;

Программы курса «Проектная деятельность как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ», Нарушевич А. Г., издательство «Легион»;

Программа  изучения внеурочной деятельности «Проектная деятельность» в рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год).

Срок реализации программы – один год.

Возраст обучающихся – 14-15 лет.

Результаты  освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты освоения программы:

Прежде всего,  оцениваются сформированность  универсальных учебных действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:

1)    Презентация содержания работы самим учащимся:

- характеристика самим обучающимся собственной деятельности («история моих открытий»);

- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных результатов.

2)    Качество защиты работы:

- четкость и ясность изложения задачи;

- убедительность рассуждений;

- последовательность в аргументации;

- логичность и оригинальность.

3)    Качество наглядного представления работы:

-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;

- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).

4)    Коммуникативные умения:

- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;

- умение активно  участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.

Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные

У обучающихся  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Обучающийся  научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Результатом проектной деятельности обучающихся станет личностно или общественно значимый продукт, а именно:    

  • альбом,
  • газета,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • выставка,
  • коллекция,
  • плакат,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия,
  • презентация и др.

Формы контроля. Итоговой аттестацией по данной программе является  защита индивидуального проекта.  Методы контроля: участие в конкурсах исследовательских работ, научно-исследовательская конференция.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.

 Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы  (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.  

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Тема 4. Ресурсы.  (1 ч.)

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Написание эссе «Ступенька к проекту».

 Тема 5.  Работа с каталогами. (3 ч)

  Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.

Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

 Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)

Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 9. Как работать вместе. (3ч.)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы  разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Тема 10. Вместе к одной цели. (10 ч).

Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Работа на компьютере –  структурирование материала, создание презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над проектами.

Тема 11. Сам себе эксперт. (4 ч).

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся.  

Основными методами обучения являются:  проблемный, частично-поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, обсуждение.

Формы  организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в библиотеке, кабинете информатики; проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие обучающиеся.  

 В процессе обучения используются следующие формы занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

Методы проведения занятий:  беседа, деловая игра, эксперимент, наблюдение,  круглый стол, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей  приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.  

 Группы умений, которые формирует курс:

•        исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

•        социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея-тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

•        оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

•        информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

•        презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

•        рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»;  адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

•        менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность -время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 9 КЛАСС

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего  

часов

В том числе

теория

практика

1

Понятие «Учебный проект»

2

2

0

2

Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы.

4

2

2

3

Планирование деятельности. Формулирование задач.

2

1

1

4

Ресурсы.  

1

1

0

5

Работа с каталогами.

3

1

2

6

Работа со справочной литературой.

5

2

3

7

Способы первичной обработки информации.

3

1

2

8

Наблюдение и эксперимент.

3

1

2

9

Как работать вместе.

3

1

2

10

Вместе к одной цели.

3

1

2

11

Сам себе эксперт.

4

1

4

Итого часов

34

14

20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

пп

Темы учебных занятий

Всего часов

Дата

Планируемые результаты:

Примечание

По

плану

Фактически

Понятие «Учебный проект»

Что такое учебный проект.

Научиться ориентироваться в сфере личных интересов.

Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.

Познакомиться с понятием «проектная деятельность», видами проектов. Формировать общие представления о проектной деятельности.

Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы

Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках проекта.

Систематизировать, расширить и углубить знания о проектной деятельности.

Формулирование проблемы.

Познакомиться с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования. Выбрать проблему исследования.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Составить план исследовательской работы, план выполнения проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Выбрать проблему исследования.

Планирование деятельности. Формулирование задач

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям.

Составить план проекта.

Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности.

Составить план проекта.

Ресурсы

Что такое ресурсы. Написание эссе «Ступенька к проекту».

Практически овладеть научным стилем речи.

Работа с каталогами

Что такое каталог.

Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой.

Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный).

Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой.

Нахождение нужной книги по каталогу.

Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой.

Работа со справочной литературой

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).

Научиться работать с различными источниками информации.

Составление справочника по теме проекта.

Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм.

Поиск недостающей информации. Интернет-ресурсы.

Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм.

Способы первичной обработки информации

Чтение и конспект.

Научиться работать с различными источниками информации. Научиться реферированию, оформлению ссылок на литературу в тексте.

Составление денотатного графа по теме проекта.

Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм, денотатного графа по теме проекта.

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Составить коллажа на определённую тему.

Наблюдение и эксперимент

Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента.

Научиться формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

Наблюдения, необходимые для работы над проектом.

Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала.

Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Научиться способам первичной обработки информации, наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

Как работать вместе

Правила групповой работы.

Научиться работать в группе, команде.

Общение в группе. Командные роли.

Научиться работать в группе, команде.

Конфликтная ситуация. Способы  разрешения конфликта

Научиться работать в группе, команде.

Вместе к одной цели

Учимся применять способности.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. Познакомиться с лингвистическими методами исследования, применить их на практике.  Выработать умение формулировать выводы.

Учимся взаимодействовать.

Научиться работать в группе, команде. Научиться планировать или проводить эксперимент в команде.

Учимся презентации.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

Работа на компьютере –  структурирование материала, создание презентации.

Научиться редактировать и оформлять работу, составлять  аннотацию, тезисный план, текст компьютерной презентации, устного доклада. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

Оформление презентации.

Научиться редактировать и оформлять работу, составлять  текст компьютерной презентации. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

Выпуск брошюры. Работа над проектами.

Обучиться редактированию научного текста; навыкам «свёртывания» и «развёртывания» текста.

30

31

Работа над проектами.

2

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

Сам себе эксперт

Готовимся к публичному выступлению – к защите проекта.

Научиться редактировать и оформлять работу, составлять  аннотацию, тезисный план, текст компьютерной презентации, устного доклада.

Выступление  с презентацией своих проектов.

Познакомиться с разными видами представления результатов своей деятельности.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Овладеть анализом проделанной работы, участвовать в обсуждении перспективных планов.

Учимся рефлексировать. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Обучиться рефлексии на продукт.  Научиться оценивать свои и чужие результаты. Научиться составлять  текст выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел  учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...

Программа курса "Проектная деятельность школьников средствами ИКТ"

Курс для 9 класса носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых опыт самостоятельной разработки проектов, знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин, сформ...

Рабочая программа курса «Проектная деятельность на уроках немецкого языка» для 8 класса

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности по...

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" для 6 класса

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...