Тренировка речевого аппарата: пословицы, поговорки, скороговорки
план-конспект

Марина Александровна Шамрина

Цели:

  1.  Научить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Формировать правильное произношение, артикуляцию. 
  2.  Развивать воображение, пополнять словарный запас.
  3. Воспитывать умение вежливо общаться.

 

Оборудование: коврик, музыкальное сопровождение, карточки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

 Тема:

«Тренировка речевого аппарата: пословицы, поговорки, скороговорки»

Подготовила: педагог Шарина М.А

 Тема:

«Тренировка речевого аппарата: пословицы, поговорки, скороговорки»

Цели:

  1.  Научить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Формировать правильное произношение, артикуляцию.  
  2.  Развивать воображение, пополнять словарный запас.
  3. Воспитывать умение вежливо общаться.

Оборудование: коврик, музыкальное сопровождение, карточки

План занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Разминка.
  3. Игры и упражнения.
  4. Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

2 Разминка. Разогрев суставов, упражнения для шеи, головы, плеч, бедер, ног. Самомассаж. Технология «Стрейч» Абрамова. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Игры и упражнения:

Упражнения в произношении скороговорок.

4. Подведение итогов.

Прогревание.

      Разогревать тело следует с макушки головы до пальцев ног. Каждый блок упражнений заканчивается «сбросом», т.е. расслаблением тела.        

       Исходное положение – стоя. Для выполнения этого упражнения активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястья, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Соответственно в ходе упражнения постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.

     

Упражнения для шеи и головы.    

Потолок – пол

Следует очень медленно опустить голову как можно ниже, затем так же медленно как можно дальше откинуть назад. Всего 8 движений.

   

 Метроном

Медленно дотягиваем ухом то левого, то правого плеча попеременно. Всего 8 движений.

     

 Черепаха – 1

Это упражнение для шеи. Как черепаха выглядывает из своего панциря, так  и мы, медленно вытягиваем шею вперед, потом назад, и так 8 раз.

Индийский танец

 При вертикально неподвижной голове шея двигается влево и вправо на максимально возможное расстояние. 8 движений.

 Квадраты головой  

 Движение головой: вперед – вправо – назад – влево. Всего по 4 «квадрата», меняя направление.

Круги

Делаем по одному медленному вращательному движению головой в каждую сторону.

 Упражнения для плеч

Надеть пиджак

Представляем, что на плечах у нас накинут пиджак, но он потихоньку сползает. Резкими, круговыми движениями плеч накидываем воображаемый пиджак на плечи. Повторить 4 раза.

       

 Снять пиджак

Аналогичное упражнение, но на этот раз скидываем с себя воображаемый пиджак  круговыми движениями с плеч. Повторить 4 раза.

       

Самомассаж

Для того, чтобы улучшить работу внутренних органов и мышц, которые участвуют в голосообразовании применяется гигиенический самомассаж, делается медленно плавно, в расслабленном состоянии. Поглаживают лицо, шею, грудную клетку кончиками пальцев обеих рук. Одновременно произносятся звуки с поглаживанием лба и лица – «ми-ми-ми…», постукивают верхней губой со звуком «в», нижней – со звуком «ф», при постукивании груди «ж-ж-ж…».

     Снятие мышечных зажимов (методика Э.М. Чарели)

  • Кончиками пальцев поглаживать лоб от середины к ушам;
  • Кончиками пальцев поглаживать лицо под глазами – от носа к ушам;
  • Кончиками пальцев поглаживать лицо от середины верхней губы к ушам;
  • От середины подбородка к ушам;
  • Обеими руками поглаживать затылок, от затылка к подмышечным впадинам;
  • Поочередно каждой рукой каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди;
  • Легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание «ми-ми».
  • Постукивать кончиками пальцев полость под глазами, произнося слитно «ку-ку-ку», «ни-ни-ни», «на-на-на».
  • Постукивать кончиками под носом, произнося «ви-ви-ви», «во-во-во», «ву-ву-ву».
  • Под нижней губой, произнося «зу-зу-зу», «зи-зи-зи», «за-за-за».
  • Постукивать ладонями грудную клетку, произнося «ж-ж-ж-ж», «м-м-м».

Дыхательная гимнастика

Два вдоха и два выдоха

Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободное. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и два выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научаться делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

Черепаха 2

Шею вытянуть вперед – вдох в живот, убрать назад – «холодный выдох» через длинное произношение «п».

Выращивание цветка

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

Мишень

С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.

 

Кнопки

«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

Жонглер

Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп»- «дабидабидуп»…

Артикуляционная гимнастика

Назойливый комар (разогрев мышц лица)

Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхание не акцентируется, главное – гримасничать активно.

Улыбка - хобот

Максимально вытягиваем губы вперед, сложив хоботком, затем как можно сильнее улыбаемся. Всего 8 упражнений.

Часы

Губы вытягиваем  хоботком и вращаем по часовой стрелке. Можно взять в рот карандаш и карандашом описывать круги.

А, О, У

Раскрываем рот максимально широко со звуком -а-, со звуком –о- ,со звуком –у-.

Лошадка

Изображаем скачущую лошадку.

Мотоцикл

Заводим мотоцикл со звуком –р.

3. Основная часть

Проговаривание пословиц:

  1. Проговаривание скороговорок хором и медленно.
  2. Проговаривание скороговорок  по очереди с ускорением.
  3. Раздача каждому ребенку по пословице. Дети могут объединятся в пары и группы. Проговаривание пословиц сопровождая пластическими импровизациями.

Пословицы:

Сорока за строчкою строчка

Строчит сорочатам сорочки.

Четверть четверика гороха без червоточенки.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по двадцать грошей.

Кусты и кустыни в пустыне грустят -

Их жизни пусты без десятков кустят.

Королева кавалеру

Каравеллу подарила,

Королева с кавалером

В каравелле удалилась.

Дружно в оркестре играли дети:

Карл играл на черном кларнете,

Кирилл - на валторне,

На арфе - Алла,

А на рояле Лара играла.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

Есть Кирилл присел, да кисель кисел.

У Еремы и Фомы кушаки - во всю спину широки,

колпаки переколпачены, новы,

да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки

перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех

скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не трогай больше туши.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

- Полили вы лилию?

- Видели мы Лидию.

- Видели вы Лидию?

- Полили мы лилию.

Волк рыщет - пищу ищет.

Вот тебе щи, а нас не ищи!

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы

Исколоты ежами.

У пчелы, у пчелки

Почему нет челки?

Отвечаю почему:

- Челка пчелке на к чему.

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как расточек.

Полосатые паласы

Полоскала дочка Власа.

Полоскала, полоскала -

Полосатой речка стала.

Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.

"В кармане Макара корова пропала!"

Рапортовал да недорапортовал.

Стал дорапортовывать - зарапортовался.

Дроводреворубы рубили дубы.

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать.

Шакал шагал, шакал скакал.

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

И все со сметаной и с творогом.

Пилил Филипп поленья из лип.

На рынке Кирилл ложку и кружку купил.

У Антипа в саду одна липа,

А Филипп посадил семь лип.

Баран буян залез в бурьян.

Пошел спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзину Назар.

Хохлатые хохотушки

хохотом хохотали:

ха-ха-ха-ха-ха!

Два дровосека, два дровокола,

два дроворуба говорили про Ларю,

про Ларьку, про Ларину жену.

Под горой бугор,

На бугре Егор,

У Егора кол,

На колу колокол.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

сено, граблями краб грабь!

Рододендроны из дендрария.

Белые бараны били в барабаны.

Без разбору били, лбы себе разбили.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю.

Отвечает ему попугай- "Попугай, попугай, попугай!"

Дед Данил делил дыню:

Дольку Диме, дольку Дине.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок - сорок морок.

У перепела и перепелки пять перепелят.

Были галчата в гостях у волчат,

Были волчата в гостях в галчат,

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

Отлежал бычок бочок.

Не лежи, вставай, бычок!

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

У осы не усы, не усища, а усики.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

Либретто Риголетто.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой,

Идет козa с косым козлом,

Идет козa с босым козлом.

4. Подведение итогов

Молодцы ребята! Мы сегодня проговорили скороговорки, сопровождая пластическими импровизациями. Спасибо за хорошую работу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

Пословицы, поговорки о труде

Пословицы, поговорки, загадки о труде можно использовать для различных внеклассных мероприятий, а также использовать и  на уроке....

Пословицы, поговорки, афоризмы на уроках русского языка.

1.Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой  мысли и опыта «,- считал К.Д.Ушинский.»Ни в одной из форм языкового...

Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".

Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия....

Пословицы, поговорки, афоризмы о здоровье на уроках русского языка.

1.Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой  мысли и опыта «,- считал К.Д.Ушинский.»Ни в одной из форм языкового...

"Упражнения для тренировки голосо-речевого аппарата"

В обыденной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой. Но когда приходится говорить перед публикой, говорить активно, убеждая десятки людей, и длительное время, то бытовых навыков...

Пословицы и поговорки, скороговорки

Бурятские пословицы и поговорки, скороговорки...