Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Маркова Татьяна Пантелеевна

Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5a_klass.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект урока кубановедения в 5а классе              

                               по теме:

        "Кубанские пословицы, поговорки,          

                    местная фразеология".

                                                                   Из опыта работы

                                                                            учителя кубановедения.

                                                                            Марковой Т.П.

ГБС(К)ОУШИ  I,II вида г.Тихорецка Краснодарского края

                           февраль 2011г

Тема урока:

"Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология"

Цели:

  1. повторить такие понятие как "пословицы" и "поговорки";
  2. следить за правильным произношением;
  3. развивать речь и пополнять словарный запас учащихся.

Оборудование: карточки, таблицы.

Словарь: фольклор, неписаный закон, бытие, воззрение, скуповатый,  фразеология.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Беседа по вопросам учителя.

-Вспомните, что такое пословицы и поговорки?

- Какие пословицы вы знаете?

-В чем отличие пословицы от поговорки?

     4. Сообщение учителя.

Пословица- это живой памятник народного фольклора. В пословице не может быть того, чего нет в народном опыте, она играет роль неписаного закона человеческого бытия. Кроме того, пословица дает безусловную  характеристику народа, ее сотворившего. В пословице "выражается свойственный народу склад ума, способ суждения, особенности воззрения".

Пословицы, может быть, как никакой другой жанр народной поэзии действительно  дают краткую, полную, емкую характеристику человека и народа. Неслучайно всегда указывается национальная принадлежность пословиц.

Среди кубанских пословиц и поговорок не мало общерусских, произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, но ни мало и таких за которыми просматривается своеобразный тип казака, человека решительного и в то же время скуповатого, грубого и одновременно сентиментального.

Кубанские пословицы исполнены удивительной философской глубины, выражаемой в простой разговорной форме.

     5. Продолжите пословицы (тексты у детей есть, но надо выбрать правильное продолжение пословицы)

  1. От трудов правильных не нажить/ палат каменных.
  2. Баба с воза / кобыле легче.
  3. Береженого  и Бог / бережет.
  4. Вольному воля / спасенному рай.
  5. В своем доме и стены / помогают.
  6. В темноте / да в не обиде.
  7. Двумя смертям не бывать, а одной /не миновать.
  8. За одного битого двух / не битых дают.
  9. Как волка не корми, он все равно / в лес смотрит.
  10. Не дал Бог свинье рог, а то всех бы / переколола.

6 .  Постарайтесь объяснить  значение фразеологизмов. 

  1. Намылить шею (наказать)
  2. Лясы точить (говорить о пустяках)
  3. Как сыр у масле катается (хорошо живет)
  4. Как камень на сердце (о печали)
  5. Как бабка отшептала (о лечении, которое помогло)
  6. Заруби се на носу (запомни хорошенько)
  7. Задирать нос ( гордиться, хвастаться)
  8. Всыпать по первое число ( сильно побить, отомстить.)
  9. Варить воду ( издеваться над кем- либо.)
  10. Обливать грязью ( позорить.)

7.Лингвистическая мозаика.

      Листочки с написанными на них пословицами разрезаются на отдельные слова. Учащиеся должны собрать пословицу из предложенных  карточек.

  1. Не все кому масленица: придет и великий пост.
  2. Ни за то волка бьют, что сер, а за то, что кобылу съел.
  3. Кабы выросли во рту грибы, был бы не рот, а огород.
  4. За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.
  5. В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает.

8. Итог урока.

     Вопросы.

  1. Что вы узнали о кубанских пословицах?
  2. Как в пословицах и поговорках отражается жизнь казаков?
  3. Приведите жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать пословицы и поговорки.

( Выставить оценки и поблагодарить учащихся за активную работу на уроке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....

Конспект урока кубановедения в 8а классе по теме: "Линейцы". Раздел: "История Кубани".

Исторические события переселения донских казаков на кубань....

Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и по...

Конспект урока кубановедения в 5 классе

тема "Греческие колонии на берегах Азовского и Чёрного морей"...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Мифология скифов, меотов, сарматов. конспект урока кубановедения в 5 классе

Мифология скифов, меотов, сарматов. Конспект урока в 5 классе....

Конспект урока по литературе 6 класс "Пословицы и поговорки"

Конспект урока по литературе6 класс"Пословицы и поговорки"...