Методические рекомендации для занятий по оригами
учебно-методический материал

Лобанова Наталия Михайловна

Предлагаю вашему вниманиюметодические рекомендации для занятий по оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Методические рекомендации для занятий по оригами.

П.д.о. – Лобанова Наталия Михайловна

ОРИГАМИ – искусство складывания из бумаги без применения ножниц, заро-

дившееся в Китае, но достигшее наибольшего расцвета в Японии. Постепенно ОРИ- ГАМИ распространилось по всему свету.

Возможность использования бумажных изделий велика. С помощью ОРИГАМИ можно украсить помещение, приготовить в подарок симпатичную куклу, открытку, коробку, вазу, цветы и т.д.

ОРИГАМИ охватывает фигурки, различные по тематике и технике их складывания. Существуют очень сложные работы, когда для достижения конечного результата требуется выполнить не один десяток действий. Но есть и очень простые фигурки: достаточно выполнить несколько действий – и в бумажном листочке определяется образ какого-либо предмета.

ПОЧЕМУ ОРИГАМИ НРАВИТСЯ УЧИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ?

  • ОРИГАМИ похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!
  • Для занятий ОРИГАМИ нужна только бумага и ваши знания!
  • С помощью ОРИГАМИ создаётся целый мир, в который можно играть!
  • Занятия ОРИГАМИ абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей!
  • ОРИГАМИ – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!
  • ОРИГАМИ не требует больших материальных затрат.
  • Для занятий ОРИГАМИ нет возрастных пределов.
  • Не требуется особых способностей – получается у всех!
  • С помощью ОРИГАМИ дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки.

КАКИЕ НАВЫКИ И СПОСОБНОСТИ РАЗВИВАЕТ ОРИГАМИ?

  • Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
  • Развивает пространственное воображение.
  • Знакомит с основными геометрическими понятиями.
  • Улучшает способность следовать устным инструкциям.
  • Развивает уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих учеников на уроках ОРИГАМИ не бывает!
  • Стимулирует развитие памяти.
  • Учит концентрации внимания. Складывать что-то и заниматься чем-то посторонним невозможно.
  • Развивает творческие способности.

УРОКИ ОРИГАМИ МОГУТ БЫТЬ ВВЕДЕНЫ В СЕТКУ ЧАСОВ РАССПИСАНИЯ, КАК ПОСТОЯННЫЙ ПРЕДМЕТ. ОРИГАМИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ФАККУЛЬТАТИВНЫМ КУРСОМ ИЛИ ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ОРИГАМИ ДЕТЯМ.

  • Работая с первоклассниками, демонстрируйте только сам процесс складывания.
  • Можно начать занятие с приветствия: «Здравствуй, левая рука! Здравствуй, правая рука! Поработаем вместе!»
  • Демонстрируйте складывание с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветной, с другой – белый. Он должен быть виден из любой точки класса.
  • Максимально точно и ясно комментируйте все свои действия словами и всегда делайте это. Никогда не говорите просто «делаем так, как я».
  • Всегда готовьте к уроку 2-3 дополнительных изделия, которые можно найти в дополнительной литературе по ОРИГАМИ. Вдруг вам не хватит материала или ваши ученики попросят вас сделать ещё что-нибудь. Вы всегда должны подтвердить свой статус волшебника.
  • Держите в классе некоторое количество заранее приготовленных квадратиков. Вы сможете дать их ученикам, которые не готовы к занятию.
  • Познакомив ребят с очередной фигуркой, попросите их сложить её снова самостоятельно или с помощью ваших словесных комментариев. Такой приём развивает зрительную и мышечную память.
  • Назначайте себе помощников из ребят, уже справившихся с изделием, которое вы показываете. Пусть они помогают соседям.
  • Вы можете во внеурочное время объяснить схему складывания очередного изделия одному из ваших учеников и попросить его на следующем уроке показать её классу.
  • Если у вас есть возможность купить книги по ОРИГАМИ, используйте их как дополнительный материал в классе.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПЕДАГОГАМ ДЛЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ ОРИГАМИ?

  • Познакомиться с историей ОРИГАМИ.
  • Выучить международные условные знаки, принятые в ОРИГАМИ.
  • Уметь чётко пользоваться терминологией, принятой в ОРИГАМИ.
  • Овладеть основными приёмами складывания.
  • Знать все базовые формы и уметь складывать их на память.
  • Уметь складывать все изделия, предлагаемые детям.
  • Уметь объяснить процесс складывания любой фигурки, правильно используя терминологию.
  • Иметь запас цветной бумаги, ножницы и клей.

КАКУЮ БУМАГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Для изготовления поделок можно использовать обычную печатную бумагу – её толщина и качество вполне подходят для складывания, но, к сожалению, она белая. Показывать складывание фигурок с её помощью неудобно. Цветная сторона лучше позволяет демонстрировать процесс складывания. По этой же причине не совсем хороща красочная импортная цветная бумага для ксерокса, хотя некоторые сложенные из неё изделия смотрятся достаточно эффективнее. К тому же она достаточно дорога и редко продаётся многоцветными наборами. Постарайтесь поискать цветную, имеющуюся в данный момент в продаже. Главное, чтобы она была не слишком толстой и не ломалась на сгибах.

Важно помнить, что для ребёнка в процессе конструирования очень хочется получить красочную игрушку, передающую типичные внешние особенности окраски, украшения предмета. Тогда и возникает потребность в необычной бумаге с рисунчатой поверхностью. Иногда даже знакомая поделка, выполненная из бумаги, подготовленной самостоятельно, выглядит фантастически. Необычно окрашенная бумага вызывает желание снова и снова обращаться к конструированию. Процесс крашения бумаги вызывает у детей огромный интерес. Они имеют возможность видеть, как происходит преобразование красок, проявление новых цветов и оттенков. Видоизменять бумагу можно разными способами.

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОКРАСКИ БУМАГИ.

  1. Окрашивание бумаги «под мрамор».

Возьмите небольшое количество масляной краски разных цветов или одного цвета, но разного тона. Добавьте в краску растворителя (бензина, керосина), чтобы получилась консистенция сметаны. Каждый цвет разведите отдельно. Разбрызгайте краску по поверхности воды, налитой в плоскую посуду и слегка размешайте палочкой. Проследите за тем, чтобы на поверхности воды образовалась сплошная плёнка. Осторожно наложите на неё лист бумаги, снимите и просушите. После просушки листы проложите чистой бумагой и положите под пресс. Такой способ окраски позволяет получить самые разнообразные и необычные варианты рисунков.

  1. Окрашивание бумаги набрызгом.

Используйте краски, которые растворяются в воде – аниловые, акварельные или цветные «черника». Возьмите старую зубную щётку, смочите её краской и проводите по неё старой расчёской от себя, направляя брызги к плоскости бумаги. Щётку держите щетиной вверх. Величину крапинок можно изменять, регулируя расстояние щётки от плоскости заготовки.

Следите за тем, чтобы краска при обмакивании была только на поверхности щетины. Если набрать много краски, на бумаге образуются крупные капли и потоки, а это портит всю работу. Не забудьте закрыть рабочее место старыми газетами. Использование нескольких красок позволяет создать многоцветный рисунок бумаги.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ?

  1. БУМАГА.

Для ОРИГАМИ лучше всего брать такую бумагу, которая не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обратить внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны, и предоставлять возможность использовать палитру цветов, с другой стороны.

  1. НОЖНИЦЫ.

Желательно иметь ножницы с закруглёнными концами и разработанными рычагами. По длине ножницы могут быть различными (от 10 до 20 см.). При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ими, передавать за сомкнутые концы, при резании следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленными шарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край, убирать ножницы в коробки или высокие поставки кольцами вверх.

  1. КЛЕЙ.

Для некоторых поделок нужен клей. Лучше всего пользоваться клеем ПВА. Кроме него можно пользоваться обойным клеем, мучным и крахмальным клейстером.

Способ приготовления клейстера: возьмите муку (крахмал), залейте её холодной водой до получения жидкой массы и подогрейте на слабом огне, постоянно помешивая и не давая клейстеру закипеть. Затем клейстер снимите с огня, обязательно остудите. Клейстер готов. (1 ложка муки или крахмала на 50 г. воды).

Лучше отказаться от использования резиновым клеем, так как он быстро сохнет, и силикатного кондитерского – он быстро желтеет и оставляет пятна на бумаге. Всё это снижает эстетическое качество поделок, что приводит ребёнка к разочарованию и неудовлетворённости результатом своего труда.

  1. КИСТОЧКИ ДЛЯ КЛЕЯ.

После окончания работы кисточку нужно промыть и просушить. Хранить кисточки надо в вертикальном положении ворсом вверх.

  1. САЛФЕТКА.

Салфетка для промокания места склеивания деталей должна быть чистой, быстро впитывающей влагу и мягкой по фактуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации проведения занятий по изготовлению сувенирной куклы

Планирование блока занятий по изготовлению сувенирной куклы...

Методические рекомендации для занятий физической культурой для студентов специальных медицинских групп

учебно-педагогический процесс для занимающихся в специальной медицинской группе должен одновременно решать вопросы учебно-педагогического плана и медицинской реабилитации, т.е. выполнять роль восстано...

Методические рекомендации к занятиям «Школы родителя особого ребенка»

В статье предлагается примерное содержание девяти занятий родительского клуба. В приложении к ним дан практический материал: упражнения для начала и завершения занятий, притчи, описание психологическо...

Методические рекомендации Анализ занятия педагога

Данные методические рекомендации служат помощью в анализе занятия педагогов отделения дополнительного образования детей....

Методические рекомендации для занятий вокалом с детьми в переходном возрасте

Особенности занятий вокалом с детьми в переходном возрасте, репертуарные требования, дыхание, звукообразование...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ «УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»

В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:• Обучающий• Тренировочный• Контрольный• Разминочный• ПоказательныйРасс...

методическая разработка открытого занятия по оригами "Я приглашаю вас в свой мир"

методческая разработка открытого занятия, который  служит введением в мир оригами в кружках (объединениях) детей возрастом 9 - 11 лет...