методическая разработка открытого занятия по оригами "Я приглашаю вас в свой мир"
план-конспект

Бурлакова Ирина Геннадьевна

методческая разработка открытого занятия, который  служит введением в мир оригами в кружках (объединениях) детей возрастом 9 - 11 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Колпинского района Санкт-Петербурга

Бурлакова Ирина Геннадьевна

План-конспект открытого занятия «Я приглашаю Вас в свой мир»

Дата проведения занятия: 

Тема занятия: Введение в программу

Возраст учащихся: 10 лет.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Тип занятия: занятие усвоения новых знаний.

Форма проведения занятия: комбинированное занятие.

Форма организации деятельности детей на занятии: фронтальная, групповая.

 Цель занятия:

Ознакомить с образовательной программой «Радуга оригами», мотивировать интерес к занятию оригами.

Задачи

Обучающие:

-ознакомить историей возникновения искусства оригами в Японии и других странах

Развивающие:

-способствовать развитию интереса к занятиям оригами

 Воспитательные:

-способствовать воспитанию культуры труда, умения общаться в коллективе.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Материально-техническое оснащение: столы; экран, ПК, проектор, магнитная доска; квадраты бумаги, ручки, фломастеры

 Дидактический материал:

- компьютерная презентация «История оригами»

-

План занятия

  1. Организационный момент                                                        3 мин
  2. Актуализация знаний                                                                3 мин
  3. Сообщение темы и цели                                                        2 мин
  4. Изучение нового материала                                                        10 мин
  5. Первичное закрепление новых знаний                                         5 мин
  6. Практическая часть                                                                20 мин
  7. Подведение итогов занятия и рефлексия                                        5 мин


  1. Организационный момент 1 – 2 мин)

Здравствуйте ребята. Давайте познакомимся: меня зовут Бурлакова Ирина Геннадьевна. Я работаю в Центре детского (юношеского) технического творчества Колпинского района Санкт-Петербурга. (на слайде ФИО, руководитель объединения «Радуга оригами»).

  1. Эмоциональный настрой (5 мин)

Я очень рада вас видеть.. Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Настроение, как и радуга, бывает разноцветным! Давайте сейчас создадим «радугу настроения».

- красный цвет – возбужденное настроение (волнение, беспокойство)

- оранжевый цвет – радостное, восторженное настроение

- желтый цвет -  светлое настроение (дружелюбие, теплота)

- зеленый цвет -  спокойное настроение

- голубой цвет – равнодушие, скука

- синий цвет – грустное настроение

- фиолетовый цвет – враждебное настроение (раздражительность).

Ребята, при помощи цветных кружков обозначьте свое настроение на нашей радуге.

Проанализировать: у кого-то веселое настроение, а кого-то не очень. Надеюсь, что в конце занятия у нас у всех будет отличное настроение!

  1. Сегодня я приглашаю вас в красочный, волшебный мир оригами, в котором живу я и мои ученики. Вы узнаете, где зародилось и получило развитие это искусство. Познакомитесь с  особенностями культуры и традиций Японии и сможете сами сложить фигурку в технике оригами.
  2. про оригами…искусство…

но все начинается с простого листа бумаги (в руках)

  1. Видео (1 мин) -
    Искусство оригами – интригующая загадка и она манит каждого невероятным превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Японцы читают, что «великий квадрат не имеет пределов» и из него мы может сложить весь окружающий нас мир! Разве не удивительно, что один  тот же лист может превратиться в тысячи самых разнообразных фигурок?! И в каждой поделке, будь то добрый журавлик или роскошная роза, чувствуется особый нрав и характер. Старая японская поговорка гласит «Листок бумаги – зеркало души». Создавая фигурку оригами, человек вкладывает в нее добрые мысли, тепло своих рук, радость и любовь. Поэтому заниматься оригами нужно только со светлыми помыслами и чистым сердцем. И тогда в ваших руках самый обычный лист бумаги оживает, преображая мир вокруг.
  2. Ребята, свое развитие оригами получило в Японии. А что вы знаете об этой стране? (ответы учащихся – страна восходящего солнца, самураи, бонсай, журавлик и др.)
    Молодцы!
    А сейчас мы с вами познакомимся с культурой Японии, с ее традициями, праздниками и обычаями.

ВИКТОРИНА

Вопрос 2.

Это дерево чудесно
И японцам всем известно –
Это символ их страны…
Древо всех, кто влюблены.
И, когда оно цветёт,
То к нему спешит народ,
Чтоб не только повидать,
Чтоб желанье загадать…  (САКУРА)

Согласно старинной японской легенде, обычай ханами, или любование цветущей сакурой, продлевает жизнь до ста лет. Традиция ханами возникла в Японии при императорском дворе.

 С давних времён сакура считалась священным деревом. Цветы этого священного дерева считались хранителями душ умерших, и созерцание цветов сакуры предвещало процветание смотрящим на неё. Цветы сакуры считались пристанищем душ предков. Поэтому любуясь прекрасными цветками, японец одновременно и умиротворяет души умерших, и обеспечивает процветание живым.

Смотреть на цветы, значит вспоминать предков.

Весна в Японии прежде всего ассоциируется с сезоном цветения сакуры. Этот сезон начинается не тогда, когда цветы появляются на отдельных деревьях, а когда вся страна превращается в волшебный сад бело-розовых цветов. 
В конце марта, когда утихают последние зимние холода, на все японские острова накатывается волна цветущей сакуры. Цветение начинается на юге Кюсю, затем, в начале апреля, доходит до Токио и к середине мая охватывает Хоккайдо. Хотя в этом году цветение сакуры наступит раньше, чем обычно. 

"Ханами", любование цветущей сакурой, – самая любимая традиция японцев.

. Японцы очень любят фотографировать и фотографируют практически всё, что видят.  А запечатлеть красоту общепризнанного символа Японии — сакуру очень хочется, потому что её цветение скоротечно. Сакура цветёт  от двух дней до недели.

Сакура – одно из популярных женских имен в Японии.

Вопрос 3

Её по почте можешь ты послать

И лично подарить на день рождения.

Слова в ней принято хорошие писать.

Она - есть часть любого поздравления.   (ОТКРЫТКА)

В Японии принято посылать новогодние почтовые открытки. Но самое забавное заключается в том, что японцы собственноручно изготавливают эти открытки (считается, что такие открытки посылаются от души). В крупных универмагах целые этажи отданы под сопутствующие товары, при помощи которых можно что называется создать открытку собственного дизайна. После того, как среднестатистический японец нарисовал такую открытку, он ее несет на почту и бросает в почтовый ящик. Когда бы он это не сделал (хоть 1 марта), адресат ее получит именно 1 января.

Если японца хоть раз поздравить с праздником открыткой, то он будет вас в ответ поздравлять до конца своей жизни.

  • Для доставки поздравительных открыток с начала декабря на почте появляются специальные почтовые ящики, именно сюда должно быть сброшено поздравление для своевременной доставки адресату. Для новогодней доставки корреспонденции почта нанимает дополнительных работников. По всей Японии 1 января доставляется приблизительно 4 миллиарда поздравительных открыток.

Вопрос 4

Что изображено на фото?

На слайде фото праздников, фейерверка   ответ - ПРАЗДНИК

Педагог

Япония это страна, в которой не только хорошо работают, но и хорошо отдыхают.  Праздники в Японии делятся на две категории: государственные праздники —, которых насчитывается — 15 и традиционные  — которых более 200 по всей стране и дополнительно в каждом регионе или префектуре существуют свои местные праздники и фестивали.

Исконный японский праздник – это целая симфония национальной культуры. В эти дни люди надевают японскую одежду, едят и пьют только национальные блюда, танцуют под народную музыку. В такие дни происходит возврат к истокам в прямом смысле этого слова, как будто по мановению волшебной палочки, вся страна погружается в далекое прошлое

Например. Праздник девочек в Японии зародился из древней традиции: тысячи лет назад японцы использовали бумажных кукол для защиты себя и детей от болезней. В древности, в третий день третьей луны или в день змея — 3 марта, было принято создавать небольшую «копию» человека из подручного материала, после чего проводился следующий обряд: куклой потирали больные места человека, маленьких деток потирали полностью. При этом произносились заговоры или молитвы, предназначенные для того, чтобы переместить в искусственную «копию» болезнь и несчастья.

Впоследствии куклу укладывали в корзиночки и отпускали в текущую воду или сжигали. Именно из этого старинного обряда появился праздник девочек — хина мацури. Хинамацури не является государственным праздником, но считается одним из любимейших в стране.

Праздник хинамацури олицетворяет пожелание благополучия и крепкого здоровья девочкам.

Вопрос 5

Что дарят на праздники?

ПОДАРОК

Обычаи, связанные с дарением, с давних времён являются неотъемлемой частью японской культуры и играют важную роль в отношениях между людьми.

Подчас подарок может выразить наше отношение к человеку лучше всяких слов. 

Всем, кто проявляет заботу о них (родственники, близкие друзья, некоторые из коллег по работе), японцы дарят подарки, как минимум, дважды в год. Летом это приурочено к празднику памяти предков (ИЮЛЬ), а зимние подарки преподносятся в предновогодний период.

Особенностью японских обычаев, связанных с подарками, является традиция дарить что-нибудь в ответ. В Японии существует так называемое «правило бумеранга». 

Это означает, что если японцу подарили подарок, то он обязательно должен ответить тем же, и подарить что-нибудь в ответ. Причем стоимость подарка должна быть не меньше, а желательно даже больше, того что подарили ему. Поэтому подарок должен быть скромным. В Японии очень часто дарят еду (сладости, фрукты, кофе).

В Японии никто не дарит подарки без повода. И в этом состоит сильное отличие этой страны от европейской или российской цивилизаций. Нельзя дарить подарки просто так «от души».  

 Главное, чтобы подарок был красиво оформлен, внешний вид и упаковка значат не меньше, чем подарок.

Подарок всегда принимается двумя руками, с поклоном,  стараясь не испортить упаковку.

К упаковке относятся бережно и с уважением. Подарок открывают аккуратно, стараясь сохранить упаковку. Подарки принято открывать только после ухода гостей.

Педагог

Ребята, вы молодцы, хорошо поработали, познакомились с некоторыми традициями Японии. А теперь вы своими руками изготовите коробочку, которую можно использовать и как подарок и как упаковку для подарка.

Для успешного складывания фигурки оригами нужно знать и выполнять некоторые несложные правила:

- нужна твердая ровная поверхность (стол), т.е. складывать бумагу и проглаживать сгибы нужно только на столе;

-нужна точность в совмещении сторон бумаги, углов или линий сгибов (любой перекос бумаги влечет за собой увеличение ошибок);

- нужно достаточно сильно проглаживать каждый сгиб боковой стороной пальца (ногтем), чтобы каждый сгиб был «острым»;

- необходимо, чтобы ваша фигурка лежала на столе так же как показано на схеме.

Складываем коробочку по технологической карте. 10 мин.

Коробочка ДЗУНАКИ

Схема оригами Дзунако

Ребята, хотите научиться дарить подарки по-японски? И поможет нам в этом коробочка, которую вы только что сложили. Она послужит нам красивой упаковкой нашего подарка.

Для церемонии дарения нужно разделиться на пары (можно как вы сидите).

На экране – положение рук

А подарком послужат наши добрые слова, которые вы образно сложите в вашу коробочку.

На экране слова: Я ДАРЮ ТЕБЕ…(радость, любовь, счастье, хорошее настроение…).

Повернитесь друг к другу, проговорите эти слова и с поклоном вручите свой подарок.

Обмен коробочками 5 мин.

Ребята, пора подвести итоги нашего занятия. Сегодня вы познакомились с очень интересной страной Японией – ее традициями, праздниками, научились складывать коробочку Дзунаки. Понравился ли вам мир оригами? с каким настроением вы встретили этот мир. Вспомним про радугу настроения. Выберите бабочку того цвета, который соответствует вашему настроению и подойдите ко мне.

Закрепляю бабочек на дереве (дети стоят около дерева)

Педагог (стихотворение)

Японская мудрость издревле гласит

«Великий квадрат не имеет пределов»

Попробуй простую фигурку сложить

И в миг увлечет интересное дело.

А мир оригамский подобен горам

Оригамист альпинисту подобен

Осилив вершину, задашься не раз

Вопросом: «На что я способен».

И на нелегком пути к совершенству

Истратив не мало бумаги и сил,

Вдруг осознаешь, что лучшей фигуркой

Является та, что еще не сложил.

И сказочном царстве фигурок бумажных

Научишься добрым, уверенным быть

И множество разных подарков прекрасных

Ты сможешь родным и друзьям подарить.

Ребята, я благодарю вас за работу на занятии, и приглашаю вас в наш Центр детского технического творчества. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"

Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...

Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"

Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...

Презентация Методическая разработка открытого занятия Творческого объединения "Рисуем нитями" Тема: «Я приглашаю вас в свой мир» для детей младшего школьного возраста

Презентация Методическая разработка открытого занятия Творческого объединения "Рисуем нитями "Тема: «Я приглашаю вас в свой мир» для детей младшего школьного возраста. Выполнения...