Методическая разработка открытого занятия «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятии Хоровой студии мальчиков и юношей»
методическая разработка по музыке

Пчелкин Вадим Александрович

Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».

Направленность: художественная (хоровое пение).

Форма проведения: коллективная.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: «Игра».

Цель занятия: развитие творческих способностей учащихся и формирование у них навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publication_364726.docx34.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы с детьми и молодежью

Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

Методическая разработка открытого занятия

«Развитие эмоциональности и творческой

свободы на занятии Хоровой студии мальчиков и юношей»

Составитель:

Пчелкин Вадим Александрович,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург, 2023

Конспект открытого занятия

Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».

Направленность: художественная (хоровое пение).

Форма проведения: коллективная.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: «Игра».

Цель занятия: развитие творческих способностей учащихся и формирование у них навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.

Задачи:

обучающие:

  • дать понятие о правильной работе певческого аппарата;
  • дать понятие об использовании дыхания в пении;
  • дать понятие о разнообразии музыкальных образов и настроений;
  • учить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение).

развивающие:

  • создавать условия для развития эмоциональной сферы;
  • развивать творческое воображение;
  • активизировать слуховое восприятие;
  • развить чувство ритма.

воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
  • формировать навыки общения в группе детей;
  • расширять музыкальный кругозор;
  • воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.

Возраст детей: 8-9 лет. Младший хор Хоровой студии мальчиков и юношей.

Оборудование для организации занятия:

  • фортепиано;
  • музыкальный центр;
  • микрофон.

Методы обучения:

  • наглядный;
  • словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
  • дедуктивный;
  • объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

  • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
  • побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
  • представление «в уме» первого звука уже на дыхании;
  • вокализация песен на слог;
  • задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона;
  • образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением детей;
  • поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Ход занятия

Первая часть занятия: гимнастика и распевание

Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на занятии.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего занятия - развитие эмоциональности и творческой свободы.

Ребята, хоровому коллективу важно иметь в перечне исполняемых им пьес сочинения различных эпох и композиторских школ. Включая в репертуар произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, мы расширяем свое познание о эмоциональном языке музыки, его таинстве и величии. Классический репертуар знакомит нас с эпохой, в которой жил автор музыки, с особенностями гармонического влияния музыки на общество. И каждая эпоха имеет интонационно-стилистические черты. Поэтому сегодня мы попытаемся во всем этом разобраться.

А сейчас небольшая физическая разминка.

Гимнастика мимическая, артикуляционная и дыхательная.

Педагог: Слушаем меня внимательно и повторяем за мной движения.

Педагог рассказывает сказку про ослика.

Рассказ

Упражнения

Жил-был маленький Ослик.

Он очень любил бегать. Вот так.

Дети быстро «щелкают» на полуулыбке (высоко)

Ослик жил со своей мамой.

Ходил он так.

Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы вперёд

И очень часто ослик любил бегать с мамой, на перегонки.

Поочерёдно «щёлкают» языком, быстро медленно, высоко низко.

Однажды ослик прибежал на полянку и увидел красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумал ослик, подбежал к цветку и стал его нюхать.

Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот медленный.

Вдруг ослик услышал множество разных звуков. Вот кто-то зашипел.

Произносят на выдохе длинный звук

«Ш».

Это была огромная змея, которая ползла по дереву, она очень напугала ослика.

Произносят на выдохе три коротких звука «ш-ш-ш».

Рядом с осликом пробежал «фыркающий» ёжик.

Дети произносят 4 раза на выдохе звук «ф-ф-ф-ф».

В траве застрекотали кузнечики.

Дети произносят 4 раза на выдохе звук «ц-ц-ц-ц»

Мимо пролетел огромный жук.

Дети произносят продолжительный звук «ж»

За ним комар.

На выдохе продолжительный звук «з»

Вдруг подул сильный ветер.

Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот медленный (губ вытянуты, вперёд трубочкой).

Ослик замёрз.

Звук «брр» произнести 4 раза.

И побежал домой к маме.

«Щёлкать» языком высоко на полуулыбке.

Навстречу ослику вышла её мама. Она стала согревать его.

Бесшумный, выдох – через рот на ладони (4-раза).

Распевание.

- пение на одной ноте различные слоги в единой певческой манере (ма, ба, да);

- пропевание упражнения на выработку активного звука (начиная с 1 ступени и продолжая до 4 ступени на разные штрихи);

- пение звуков трезвучия в нисходящем движении (выработка чистоты унисона и правильное формирование гласных звуков).

Выполнение упражнений по Д. Е. Огороднову.

Педагог: Ребята, я пропою короткую попевку: Филин сидит в тёмном лесу. А вы все, дирижируя по схеме алгоритма, должны отвечать, вдыхая носом: «У-льх, у-у-У-льх».

Обратите внимание, ребята, - основная гласная, с которой начинается работа, это гласная «У». Она самая удобная в вокализации, позволяет исключить всякое напряжение гортани и петь в непринужденной манере.

Педагог: Давайте попробуем пропеть. (Дети выполняют упражнение по полутонам вверх от фа1 до ля1 октавы).

- А сейчас, внимание, попевка! Педагог поет попевку «Филин сидит в тёмном лесу», а учащиеся дирижируют и делают упражнение, вдыхая носом: «У-льх, у-у-У-льх».

Выполнение упражнений на выравнивание гласных звуков и певческую позицию.

Педагог: Ребята, гласные звуки формируются округло. Создаем «купол во рту», то есть высокое нёбо. Достаточно активно раскрываем рот и делаем посыл к верхним зубам на средних и высоких звуках диапазона. При таком звукоизвлечении, голос будет всегда полётным и звонким.

- Приготовились к песенке на одной ноте слогов (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-ди-до-ду; за-зэ-зи-зо-зу). Упражнение выполняется по полутонам вверх от ля 1 до ре 2 октавы.

Пение гаммы с ручными знаками.

Работа над вокально-ладовыми упражнениями.

Физкультминутка: игра «Ритмическое эхо».

Педагог: Хорошо. А сейчас мы немного передохнем. Педагог прохлопывает ритмический рисунок, обучающиеся повторяют ритм хлопками в ладоши, как эхо.


На болоте два дружка, два веселых лягушонка .

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Влево, вправо наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям - физкультпривет!

Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

Педагог: Дети, прежде . как перейти к исполнению, прошу всех настроиться, выбрать нужную позицию. (Эмоциональный настрой на работу с песней «Мистер жук», авт. Г. Гладков).

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Руки, плечи -

Всё свободно.

Петь приятно и удобно.

Исполнение учащимися песни «Мистер жук» - работа над вокально-хоровыми навыками.

Физкультминутка: игра «Угадай звуки».

Педагог: Поработали мы на славу, пора и отдохнуть. Давайте отправимся в лесной поход и прислушаемся к звукам леса. Но не просто прислушаемся, а еще и выполним задание. Когда звучит «мелодия птиц» поднимаем руки, а когда звучит «мелодия медведя» опускаем руки. (Учащимся предлагается прослушать и запомнить две небольшие мелодии, одна из которых характеризуется как «мелодия медведя» - низкий регистр. Другая – как «мелодия птиц» - высокий регистр)

С помощью этой игры дети быстро усваивают разницу между высокими и низкими звуками.

Исполнение песни «Шалуны» (муз. и сл. В. Кожухина).

Педагог: Мы с вами разогрели и подготовили свой голосовой аппарат и сейчас продолжаем работать над чистотой интонирования и правильным звукообразованием в песне, начнём с куплета песни. Обратите ваше внимание на чистое исполнение всех нот и на то, что во время исполнения звук должен быть лёгким. Все верхние нотки мы поём с позиции «сверху».

Дети исполняют куплет песни сначала индивидуально, потом вместе, соблюдая ритмическую синхронность исполнения.

Рефлексия.

Педагог: Дети, вы очень хорошо потрудились! Теперь вы знаете, что прежде, чем представить на суд зрителей готовое вокальное произведение, нужно проделать кропотливую вокальную работу; хорошо представлять, о чем вы поете и как вы будете это делать. Я хочу подарить вам воздушные шары с изображением улыбающихся смайликов. Каждая эмоция в музыке – это целая история, помните об этом! Спасибо, ребята, вы замечательно сегодня работали.

- До свидания! (пропевает педагог)

- До свидания! (пропевают ребята)


Список литературы

  1. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации/ авторы / Сост. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов. - В.: Учитель, 2009.
  2. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: Музыка, 1972.
  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина С.Т. Музыка. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2007.
  4. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Я.: Академия развития, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»

Методическая разработка .  Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образ...

Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»

Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....

Методическая разработка «Рекомендации по развитию эмоциональной регуляции поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью»

Методическая разработка в помощь педагогам, которые работают с детьми с интеллектуальной недостаточностью....

Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.Задачи: обеспечить ориентац...

Методическая разработка открытого урока "Развитие навыка ансамблевого музицирования

ЦЕЛЬ-современное осмысление,использование опыта педагогов прошлых лет и нашего времени для достижения определенного уровня ансамблевой зрелости учащихся.ЗАДАЧИ:1)Раскрыть истоки, сущность и основное с...

Методическая разработка открытого урока : «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»

Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на на...

Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей

Образцовый детский коллектив Санкт-Петербурга Хоровая студия мальчиков и юношей (далее - хоровая студия) Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр внешкольной работы с д...