Методическая разработка открытого занятия «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятии Хоровой студии мальчиков и юношей»
методическая разработка по музыке
Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».
Направленность: художественная (хоровое пение).
Форма проведения: коллективная.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: «Игра».
Цель занятия: развитие творческих способностей учащихся и формирование у них навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы с детьми и молодежью
Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
Методическая разработка открытого занятия
«Развитие эмоциональности и творческой
свободы на занятии Хоровой студии мальчиков и юношей»
Составитель:
Пчелкин Вадим Александрович,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург, 2023
Конспект открытого занятия
Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».
Направленность: художественная (хоровое пение).
Форма проведения: коллективная.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: «Игра».
Цель занятия: развитие творческих способностей учащихся и формирование у них навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Задачи:
обучающие:
- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;
- дать понятие об использовании дыхания в пении;
- дать понятие о разнообразии музыкальных образов и настроений;
- учить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение).
развивающие:
- создавать условия для развития эмоциональной сферы;
- развивать творческое воображение;
- активизировать слуховое восприятие;
- развить чувство ритма.
воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
- формировать навыки общения в группе детей;
- расширять музыкальный кругозор;
- воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.
Возраст детей: 8-9 лет. Младший хор Хоровой студии мальчиков и юношей.
Оборудование для организации занятия:
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- микрофон.
Методы обучения:
- наглядный;
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- дедуктивный;
- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- представление «в уме» первого звука уже на дыхании;
- вокализация песен на слог;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона;
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением детей;
- поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Ход занятия
Первая часть занятия: гимнастика и распевание
Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на занятии.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего занятия - развитие эмоциональности и творческой свободы.
Ребята, хоровому коллективу важно иметь в перечне исполняемых им пьес сочинения различных эпох и композиторских школ. Включая в репертуар произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, мы расширяем свое познание о эмоциональном языке музыки, его таинстве и величии. Классический репертуар знакомит нас с эпохой, в которой жил автор музыки, с особенностями гармонического влияния музыки на общество. И каждая эпоха имеет интонационно-стилистические черты. Поэтому сегодня мы попытаемся во всем этом разобраться.
А сейчас небольшая физическая разминка.
Гимнастика мимическая, артикуляционная и дыхательная.
Педагог: Слушаем меня внимательно и повторяем за мной движения.
Педагог рассказывает сказку про ослика.
Рассказ | Упражнения |
Жил-был маленький Ослик. Он очень любил бегать. Вот так. | Дети быстро «щелкают» на полуулыбке (высоко) |
Ослик жил со своей мамой. Ходил он так. | Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы вперёд |
И очень часто ослик любил бегать с мамой, на перегонки. | Поочерёдно «щёлкают» языком, быстро медленно, высоко низко. |
Однажды ослик прибежал на полянку и увидел красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумал ослик, подбежал к цветку и стал его нюхать. | Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот медленный. |
Вдруг ослик услышал множество разных звуков. Вот кто-то зашипел. | Произносят на выдохе длинный звук «Ш». |
Это была огромная змея, которая ползла по дереву, она очень напугала ослика. | Произносят на выдохе три коротких звука «ш-ш-ш». |
Рядом с осликом пробежал «фыркающий» ёжик. | Дети произносят 4 раза на выдохе звук «ф-ф-ф-ф». |
В траве застрекотали кузнечики. | Дети произносят 4 раза на выдохе звук «ц-ц-ц-ц» |
Мимо пролетел огромный жук. | Дети произносят продолжительный звук «ж» |
За ним комар. | На выдохе продолжительный звук «з» |
Вдруг подул сильный ветер. | Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот медленный (губ вытянуты, вперёд трубочкой). |
Ослик замёрз. | Звук «брр» произнести 4 раза. |
И побежал домой к маме. | «Щёлкать» языком высоко на полуулыбке. |
Навстречу ослику вышла её мама. Она стала согревать его. | Бесшумный, выдох – через рот на ладони (4-раза). |
Распевание.
- пение на одной ноте различные слоги в единой певческой манере (ма, ба, да);
- пропевание упражнения на выработку активного звука (начиная с 1 ступени и продолжая до 4 ступени на разные штрихи);
- пение звуков трезвучия в нисходящем движении (выработка чистоты унисона и правильное формирование гласных звуков).
Выполнение упражнений по Д. Е. Огороднову.
Педагог: Ребята, я пропою короткую попевку: Филин сидит в тёмном лесу. А вы все, дирижируя по схеме алгоритма, должны отвечать, вдыхая носом: «У-льх, у-у-У-льх».
Обратите внимание, ребята, - основная гласная, с которой начинается работа, это гласная «У». Она самая удобная в вокализации, позволяет исключить всякое напряжение гортани и петь в непринужденной манере.
Педагог: Давайте попробуем пропеть. (Дети выполняют упражнение по полутонам вверх от фа1 до ля1 октавы).
- А сейчас, внимание, попевка! Педагог поет попевку «Филин сидит в тёмном лесу», а учащиеся дирижируют и делают упражнение, вдыхая носом: «У-льх, у-у-У-льх».
Выполнение упражнений на выравнивание гласных звуков и певческую позицию.
Педагог: Ребята, гласные звуки формируются округло. Создаем «купол во рту», то есть высокое нёбо. Достаточно активно раскрываем рот и делаем посыл к верхним зубам на средних и высоких звуках диапазона. При таком звукоизвлечении, голос будет всегда полётным и звонким.
- Приготовились к песенке на одной ноте слогов (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-ди-до-ду; за-зэ-зи-зо-зу). Упражнение выполняется по полутонам вверх от ля 1 до ре 2 октавы.
Пение гаммы с ручными знаками.
Работа над вокально-ладовыми упражнениями.
Физкультминутка: игра «Ритмическое эхо».
Педагог: Хорошо. А сейчас мы немного передохнем. Педагог прохлопывает ритмический рисунок, обучающиеся повторяют ритм хлопками в ладоши, как эхо.
На болоте два дружка, два веселых лягушонка .
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям - физкультпривет!
Вторая часть урока (работа с песенным материалом)
Педагог: Дети, прежде . как перейти к исполнению, прошу всех настроиться, выбрать нужную позицию. (Эмоциональный настрой на работу с песней «Мистер жук», авт. Г. Гладков).
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Руки, плечи -
Всё свободно.
Петь приятно и удобно.
Исполнение учащимися песни «Мистер жук» - работа над вокально-хоровыми навыками.
Физкультминутка: игра «Угадай звуки».
Педагог: Поработали мы на славу, пора и отдохнуть. Давайте отправимся в лесной поход и прислушаемся к звукам леса. Но не просто прислушаемся, а еще и выполним задание. Когда звучит «мелодия птиц» поднимаем руки, а когда звучит «мелодия медведя» опускаем руки. (Учащимся предлагается прослушать и запомнить две небольшие мелодии, одна из которых характеризуется как «мелодия медведя» - низкий регистр. Другая – как «мелодия птиц» - высокий регистр)
С помощью этой игры дети быстро усваивают разницу между высокими и низкими звуками.
Исполнение песни «Шалуны» (муз. и сл. В. Кожухина).
Педагог: Мы с вами разогрели и подготовили свой голосовой аппарат и сейчас продолжаем работать над чистотой интонирования и правильным звукообразованием в песне, начнём с куплета песни. Обратите ваше внимание на чистое исполнение всех нот и на то, что во время исполнения звук должен быть лёгким. Все верхние нотки мы поём с позиции «сверху».
Дети исполняют куплет песни сначала индивидуально, потом вместе, соблюдая ритмическую синхронность исполнения.
Рефлексия.
Педагог: Дети, вы очень хорошо потрудились! Теперь вы знаете, что прежде, чем представить на суд зрителей готовое вокальное произведение, нужно проделать кропотливую вокальную работу; хорошо представлять, о чем вы поете и как вы будете это делать. Я хочу подарить вам воздушные шары с изображением улыбающихся смайликов. Каждая эмоция в музыке – это целая история, помните об этом! Спасибо, ребята, вы замечательно сегодня работали.
- До свидания! (пропевает педагог)
- До свидания! (пропевают ребята)
Список литературы
- Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации/ авторы / Сост. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов. - В.: Учитель, 2009.
- Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: Музыка, 1972.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина С.Т. Музыка. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2007.
- Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Я.: Академия развития, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»
Методическая разработка . Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образ...

Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»
Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....

Методическая разработка «Рекомендации по развитию эмоциональной регуляции поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью»
Методическая разработка в помощь педагогам, которые работают с детьми с интеллектуальной недостаточностью....

Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.Задачи: обеспечить ориентац...

Методическая разработка открытого урока "Развитие навыка ансамблевого музицирования
ЦЕЛЬ-современное осмысление,использование опыта педагогов прошлых лет и нашего времени для достижения определенного уровня ансамблевой зрелости учащихся.ЗАДАЧИ:1)Раскрыть истоки, сущность и основное с...

Методическая разработка открытого урока : «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»
Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на на...

Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей
Образцовый детский коллектив Санкт-Петербурга Хоровая студия мальчиков и юношей (далее - хоровая студия) Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр внешкольной работы с д...
