Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей
методическая разработка по музыке
Образцовый детский коллектив Санкт-Петербурга Хоровая студия мальчиков и юношей (далее - хоровая студия) Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» - это территория творчества и удивительный мир путешествий! Здесь появляются перспективы, раскрываются способности и таланты ребёнка. И не только музыкальные. Мы открываем для детей любые творческие пути: от солиста до оперного певца, от ученика класса фортепиано до именитого музыканта, руководителя хора или оркестра, от певца хора до режиссёра или журналиста.
Хоровая студия специализируется на работе с мальчиками, поэтому в этой статье я поделюсь опытом работы с этой категорией обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района
Санкт-Петербурга «Академический»
Педагогические аспекты работы с мальчиками
в хоровой студии мальчиков и юношей
Адресована педагогам дополнительного образования
Автор: Пчёлкин В. А.
Педагог доп.образования
Санкт – Петербург
2025 г.
Образцовый детский коллектив Санкт-Петербурга Хоровая студия мальчиков и юношей (далее - хоровая студия) Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» - это территория творчества и удивительный мир путешествий! Здесь появляются перспективы, раскрываются способности и таланты ребёнка. И не только музыкальные. Мы открываем для детей любые творческие пути: от солиста до оперного певца, от ученика класса фортепиано до именитого музыканта, руководителя хора или оркестра, от певца хора до режиссёра или журналиста.
Хоровая студия специализируется на работе с мальчиками, поэтому в этой статье я поделюсь опытом работы с этой категорией обучающихся.
Успешность воспитания и обучения обучающихся во многом зависит от мастерства педагога и от того, насколько он учитывает индивидуальные способности и возможности каждого ребенка, половозрастные особенности. Педагогам дополнительного образования важно знать различия в обучении мальчиков и девочек, психофизиологические особенности каждого пола. Без учёта этих особенностей сложно выстроить по-настоящему эффективный образовательный процесс.
Вместе с тем, в научной и методической литературе недостаточное внимание уделяется педагогическим аспектам работы с мальчиками в условиях хоровой студии.
….
Анализ научной и методической литературы показывает, что до начала полового созревания девочки заметно опережают мальчиков в психомоторном развитии: они раньше начинают держать голову, быстрее осваивают ходьбу и речь. Эти особенности физиологического развития отражаются и на восприятии учебного материала - у девочек нередко наблюдается более высокая усидчивость и внимательность. После начала полового созревания ситуация меняется. Мальчики начинают демонстрировать преимущество в мышечной силе, быстроте движений и аэробной выносливости. Это отражается и в учебной активности: они склонны выбирать динамичные формы деятельности, требующие энергии и быстроты реакции.
Важно учитывать, что в школьном возрасте (с 7 до 16 лет) нервные процессы у мальчиков отличаются большей подвижностью. Они легче возбуждаются, но и быстрее устают, чаще переключаются и подвержены как резкому возбуждению, так и внезапному торможению. Произвольное внимание у мальчиков развито хуже, чем у девочек, особенно в младшем школьном возрасте. При выполнении заданий они чаще ориентируются на скорость, чем на точность, стремятся сделать быстро, пусть и с ошибками. Связи скоростных и точных показателей у мальчиков отсутствуют. Также мальчики часто неадекватно оценивают временные интервалы: для них время тянется медленнее. Поэтому для лучшего усвоения материала мальчика следует адаптировать форму подачи материала: лучше использовать короткие, чётко структурированные и небольшие по объёму задания с быстрой сменой активности. Например, при работе над новым сочинением имеет смысл разбивать его на короткие фрагменты: иногда даже не фразы, а совсем короткие мотивы — буквально один-два такта. И уже отработав вызвавшие затруднения мелкие детали, соединить их в одно целое. Такой подход раскладывает одну сложную задачу на множество более простых задач, что позволяет поддерживать интерес и концентрацию, снижая вероятность потери внимания и эмоционального переутомления.
В среднем скорость движений у мальчиков на 15-30% выше, чем у девочек. Выше у них и частота движений, что создаёт определённые дисциплинарные трудности на занятиях — мальчики чаще бывают подвижны, суетливы и рассеянны. Несмотря на то, что до восьми лет острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, у них ниже чувствительность к шуму, поэтому мальчики часто шумливы и могут громко дискутировать на занятиях. Однако эти проявления являются не более, чем особенностями их нейрофизиологии. В практике работы Хоровой студии высокой дисциплины и эффективности занятий позволяет добиваться поддержание активного темпа занятия, ясные и лаконичные задания и частая смена многообразия видов деятельности с акцентом на практические формы работы. Например, при отработке одного, даже небольшого фрагмента, можно использовать не однообразные повторы, а пение сольфеджио, пение с названием ступененей, проговаривание текста, прохлопывание ритма, короткий индивидуальный опрос.
При обучении мальчиков пению могут возникать некоторые трудности, так как мышечный тонус в покое у них больше, чем у девочек. Для пения же необходимо мышечное расслабление: голос должен быть свободным, а артикуляционный аппарат — пластичным. Чтобы избежать этой проблемы, я использую фонопедический метод В. В. Емельянова. Этот метод позволяет максимально расслабить «зажатый» певческий аппарат, особенно полезны в работе с мальчиками упражнения на артикуляцию и дикцию.
Также в нашей студии занимается много детей с заиканием и логопедическими нарушениями. С этими проблемами мы успешно справляемся c помощью обычных вокальных упражнений на занятиях — просим их чаще пропевать слова, тянуть звук.
Существуют особенности у мальчиков и девочек и в кратковременной памяти: мальчикам лучше удаётся запоминать цифры и числовые последовательности, слова запоминаются хуже. В структуре речи мальчики чаще используют слова, передающие действия, в то время как девочки более склонны к использованию предметно-оценочных слов. Знание данных особенностей позволяет более точно и эффективно формулировать задание во время занятия. Например, при работе с партитурой нужное место будет быстрее найдено по номеру такта, чем по фрагменту текста.
В музыкальной памяти и слуховом восприятии существенных различий между мальчиками и девочками нет. Поэтому на городских олимпиадах по сольфеджио на протяжении последних восьми лет наши учащиеся всегда занимают первые, вторые, третьи места, опережая девочек.
Визуальное восприятие у мальчиков также имеет свои особенности. Как правило, мальчики хуже, чем девочки различают оттенки цвета, больше предпочитают насыщенные цвета - синий, оранжевый, коричневый. При оформлении наглядных пособий следует стараться использовать данные цвета. Цветовые ассоциации у мальчиков более абстрактны. С заданиями, связанными с пространственным воображением и преобразованием зрительных образов, мальчики справляются лучше. Поэтому в наглядных пособиях большую эффективность показывает визуальная информация, поданная с акцентом на движение и направление.
В процессе обучения мальчики чаще опираются на дальнее зрение, то есть воспринимают информацию, находящуюся на расстоянии. Это делает особенно эффективным использование плакатов и доски во время занятий. В работе Хоровой студии плакаты активно используются на младших ступенях: на них записывается нотный материал, они используются на уроках сольфеджио. Иногда даже в работе с концертным хором, например, текст произведения выписывается на доске - в таком случае, он запоминается быстрее, чем при использовании раздаточного материала. Кроме того, использование плакатов, особенно в младшем возрасте, способствует выработке верной певческой осанки, так как дети часто низко склоняются и горбятся над учебником или партитурой.
Мальчики более склонны к конфликтам, асоциальному поведению и к неадекватности эмоциональных проявлений (задирания, драки, жестокое отношение друг к другу). Во всех школьных возрастных группах агрессивность у мальчиков выше, причём у них развито больше физическое воздействие на другого, чем эмоциональное. На безобидную изначально ситуацию может последовать неожиданно бурная, неадекватная реакция. Всё это создаёт дополнительную трудность в работе педагога с мальчиками, так как педагог должен быть необычайно терпелив, справедлив, внимателен и наблюдателен. Очень важны равномерность и справедливость в требованиях, спокойный тон, уверенность и уважение.
Мальчики часто зависимы от мнения группы. Самостоятельность в их восприятии может ассоциироваться с отрывом от коллектива и вызывать опасения негативной реакции со стороны сверстников. По моим наблюдениям, из хора друзья обычно уходят вместе и, наоборот. На занятии развито подражание негативному поведению отдельных учащихся, боязнь выделиться из группы, прослыть «белой вороной». Поэтому важно систематическое выстраивание положительной атмосферы и дисциплины на занятиях. «Оторванность» от поддерживающей группы упрощает купирование возможного негативного поведения на занятиях и сама по себе является педагогическим инструментом. В своей работе я часто наблюдаю, как подростки при переходе из детского хора в более взрослый юношеский моментально меняются в поведении и на первом же занятии копируют спокойную работу старших обучающихся.
Проблема адаптации и интеграции новых участников в коллектив в нашей Хоровой студии успешно решается с помощью системы шефов и подшефных. Эта система позволяет сразу задать вектор отношения к новичкам, которые, как правило, являются более слабыми или просто младшими по возрасту. Таким образом, процесс не пускается на самотёк, что может привести к негативным последствиям в коллективе. Вместо этого создаются условия для доброжелательного общения и взаимной поддержки между участниками коллектива.
Восприятие себя и самооценка у мальчиков формируются иначе, чем у девочек. При самооценке «Я – образа» у мальчиков чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы: «ответственный», «волевой», «целеустремлённый», «настойчивый». Девочки же чаще отмечают характеристики эмоциональной сферы: «вспыльчивая», «отзывчивая», «весёлая», «спокойная». Мальчики в видении себя больше ориентируются на стремление следовать установленным социальным нормам. Для них характерны увлечённость делом, стремление следовать установленным образцам, ориентация на успех. Основанием для позитивной самооценки у них являются такие качества как психическая уравновешенность, умение адаптироваться, способность к самоконтролю.
У мальчиков 6-7 лет высокая самооценка встречается реже, чем у девочек. Им важна похвала педагога, признание их старания и успехов - это буквально «включает» их в процесс, мотивирует и укрепляет веру в себя.
С возрастом эти соотношения меняются, особенно в подростковом возрасте, когда происходит переоценка своих возможностей. Мальчики любят, когда их хвалят за работу, но в то же время, если они уверены, что выполнили задачу хорошо, то будут высоко оценивать себя, даже если их работа не будет признана окружающими. Поэтому они более независимы в своих самооценках от мнения окружающих. Такая независимость может затруднять работу педагога, поскольку ученики становятся менее чувствительными к корректирующей обратной связи. От педагога требуется не только терпение, но и более высокая профессиональная квалификация, включая психологическую компетентность. В этом возрасте важно не только давать честную и конструктивную оценку, но и учить ребёнка видеть реальные результаты своей деятельности - сравнивать, размышлять и ставить цели. Такой подход позволяет более эффективно и конструктивно работать с мальчиками более старшего возраста.
В то время как у девочек мотивация формируется под давлением извне, мотивация мальчиков исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать. Каждый мальчик в Хоровой студии должен понимать свою личную значимость для хорового коллектива. Осознание своей роли и значимости повышает вовлечённость, интерес, ответственность и, что очень важно, позволяет добиться высокой сохранности контингента обучающихся. Часто включение обучающихся, пока не показывающих высокие результаты, в концертные и гастрольные составы помогает им стать более мотивированными и заинтересованными на занятиях, что, в свою очередь, приводит к значительному повышению их уровня мастерства. На поддержание внутренней мотивации также направлена и обозначенная выше система работы шефов с подшефными.
Не менее значим соревновательный мотив при обучении мальчиков, он в большой мере увеличивает их выносливость и заинтересованность. В нашей студии активно используются соревновательные формы работы: музыкальные конкурсы, олимпиады, викторины. Учитывая стремление мальчишек к лидерству, мной разработана система учёта успешности обучения в студии, поддерживающая в них дух состязательности. В балльном эквиваленте оценивается посещаемость, активность на хоровых репетициях, работа на вокальных ансамблях и концертах, бережное отношение к личному комплекту нот, а затем по сумме набранных баллов выстраивается рейтинг. По итогам полугодий лучшие учащиеся не только занимают лидирующие строчки, но и награждаются небольшими призами — важен не столько сам приз, сколько «осязаемость» достижения.
Таким образом, учет различий в обучении мальчиков и девочек, психофизиологических особенностей каждого пола в работе с мальчиками создает условия для достижения значительных результатов. Хоровая студия служит ярким тому подтверждением: учащиеся стабильно добиваются призовых мест в вокальных конкурсах и олимпиадах по сольфеджио, а Концертный хор мальчиков и юношей — высшая ступень обучения — сегодня стал востребованным творческим коллективом, достойно представляющим студию даже на профессиональной сцене.
Список использованных источников
- Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — С. 70-78.
- Адлер А. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. — 2-е изд. — М.: Издательская группа «Альма Матер». — 2024. — 179 с. — (Методы психологии).
- Адлер А. Воспитание детей / Пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. — М.: Издательская группа «Альма Матер». — 2022. — 201 с. — (Методы психологии).
- Дудина Е. Н., Бакиров Э. П. Психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе // Вестник ТГПУ. — 2017. — №9 (186). — С. 156-160.
- Есипенко Е. А., Ходанович М. Ю. Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 379. — C. 214-221.
- Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М.: Линка-Пресс. — 1998. — 184 с.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — Санкт-Петербург: Питер. — 2002. — 544 с. — (Мастера психологии).
- Ильин Е. П. Психология для педагогов. — Санкт-Петербург: Питер. — 2012. — 640 с. — (Мастера психологии).
- Ламзина Ю. А. Учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике — Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2012. — № 10. — С. 84-87.
- Пирумова И. В., Суботялов М. А., Айзман Р. И. Мальчики и девочки — как их учить? // Здоровье детей. — 2006. — № 7. — С. 8-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)
В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....

Психолого-педагогические аспекты работы со студентами-первокурсниками в системе СПО
Творческая работа, написана на основании опыта работы классным руководителем в группах первого курса колледжа....
Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...

Название работы: « Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами в хоровой школе мальчиков и юношей.»
Концертмейстер должен обладать профессиональным набором исполнительского мастерства, знать основы педагогики, психологии и физиологии, иметь необходимые разносторонние знания в вопросах эстетики, широ...

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Городской семинар "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"
Материалы к городскому семинару для социальных педагогов по теме: "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"....

Методическая разработка открытого занятия «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятии Хоровой студии мальчиков и юношей»
Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».Направленность: художественная (хоровое пение).Форма проведения: коллективная.Тип занятия: комбинированный.Вид занятия: «...
