Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
учебно-методический материал по теме

Дульщикова Юлия Алексеевна

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно лишь при внутренней целостности художественно-педагогического процесса, еогда каждый художественный приём педагогически инстументирован, а каждая педагогическая задача решается средствами, свойственными художественной специфике занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx82.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Шацкая детская музыкальная школа»

Методическая работа

«Психолого-педагогические аспекты работы

 с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Составитель: преподаватель МБОУ ДОД «Шацкая детская музыкальная школа» Дульщикова Юлия Алексеевна

Шацк

 2014 год

Тема: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Оглавление.

Введение

Глава 1. Теоретический анализ значения хореографии и его воспитательный аспект в формировании и развитии гармоничной личности с учетом возрастных особенностей.

1.1 Возрастные психологические и физиологические особенности развития детей младшего школьного, среднего и подросткового возрастов.

1.2 Значение хореографии в формировании эстетического, духовно-нравственного развития личности.

Глава 2. Практические исследования методов и приемов хореографии в формировании и развитии личности.

2.1 Роль руководителя в организации учебно-воспитательного процесса.

2.2 Методика работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возрастов.

Заключение.

Список литературы.


Введение.

    Природа хореографического коллектива создает реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребенка возможно лишь при внутренней целостности художественно-педагогического процесса, когда каждый художественный прием педагогически инструментирован, а каждая педагогическая задача решается средствами, свойственными художественной специфике занятий.

   Целенаправленная деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на конкретную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия.

   Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нормальные условия развития ребенка нарушаются, в результате чего в последующие периоды свое основное внимание и усилия взрослые вынуждены будут сосредоточить на коррекции. Поэтому правильный учет возрастных особенностей, своевременное создание благоприятных для психологического и духовного развития ребенка условий, не жалея на это сил и средств - и экономически выгодно, и нравственно оправданно.

Глава 1. Теоретический анализ значения хореографии и его воспитательный аспект в формировании и развитии гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

1.1 Возрастные, психолого-педагогические и физиологические особенности развития детей младшего школьного, среднего и подросткового возрастов.

   Основной целью воспитания является освоение социального опыта формирующейся личностью, ее всестороннее гармоническое развитие, которое в свою очередь несет на себе печать возрастных и индивидуальных особенностей. Их необходимо учитывать в педагогическом процессе и использовать соответствующие формы, методы и средства воспитания. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно проходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать, вперед осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

   В настоящее время в качестве эталона возрастной периодизации жизни индивида остается, возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965 году. В качестве предпосылки для построения данной периодизации взяты биологические изменения человека, что не может в полной мере отразить содержание возраста человека. Общество интенсивно развивается, меняется его социальная структура, набор социальных институтов, в которых, в частности происходит взросление. Соответственно меняется и представление о ребенке, о взрослом, относящемся к какой-либо социальной структуре. Эти перемены приводят к размыванию возрастных ориентиров, в результате чего приходится преодолевать множество преград, решая задачи развития и воспитания ребенка.

   Рассмотрим подробно особенности психического развития детей младшего школьного, среднего школьного и старшего возраста. Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место, в его жизни выходит целенаправленная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка. Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память. Данный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания ребенка. Оно становится произвольным, однако, не сразу. Характерной особенностью младшего школьника является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и в исследовании запретных зон. Таким образом, младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.

   В среднем школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости – возрастает умение ребенка владеть своими чувствами. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Ребенок среднего школьного возраста находится в меньшей эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых в сравнении с младшим школьным возрастом. В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка данного возраста представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного обучения.

   В возрасте от 6 до11 лет мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения ребенка. Ведущим мотивом в средних классах является стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. Возникновение поведения, мотивированного моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками, является также одной из важнейших особенностей этого периода. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой.

   Подростковый возраст и его особенности. По многим сторонам развития и поведения подростка педагогическая практика считает этот возраст трудным. Не стоит зацикливаться только на трудностях и проблемах. В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.

Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие "подросткового комплекса", который демонстрирует перепады настроения подростков – порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Коренные преобразования происходят в строении мотивационной сферы подростка. Существенные преобразования происходят и в характере мотивации учебно-познавательной деятельности. Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере.  В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

   Возрастные физиологические особенности детей. Педагогическая эффективность воспитания и обучения хореографией находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание возрастных физиологических особенностей необходимо для определения эффективных методов обучения двигательным действиям, для разработки танцевальных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания творческой работы.

   Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 %.

   Костная система. Опорно-двигательная система человека включает скелет и мышцы, которые в ходе индивидуального развития существенно изменяются. Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб. Примерно к 12 годам форма грудной клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается к 11 - 12 годам. Этот факт необходимо учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей утомляется значительно быстрее. Сращение тазовых костей начинается с 5 - 6 лет.

   Мышечная система. В ходе индивидуального развития (онтогенеза) различные мышечные группы развиваются не одновременно (гетерохронно). Наиболее интенсивно мышечная масса нарастает с началом прямохождения, в 15 лет она составляет примерно 33%, в 18 лет соответствует уровню взрослого. Прежде всего, развиваются мышечные группы, наиболее необходимые ребенку на данном периоде жизни. Формирование двигательных навыков прямо зависит от развития двигательных качеств, каждому возрасту свойственен определенный уровень их развития. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки. Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет. Наибольшая эффективность развития скорости одиночных движений установлена в 9 - 13 лет. Значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет. Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 - 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 - 10 лет, в 10 - 12 лет она стабилизируется. Под влиянием физических нагрузок все показатели двигательных качеств значительно улучшаются, развиваются раньше и превышают соответствующие показатели в своих возрастных группах.

   От возраста также зависит утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в период развивающегося утомления у детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.

   Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после физической нагрузки. После непродолжительных физических нагрузок восстановление работоспособности и вегетативных функций у детей происходит в более короткие сроки. Но при продолжительных, утомительных и продолжающихся нагрузках восстановительные процессы у детей протекают медленнее.

В ходе физической активности у детей физиологические сдвиги, как правило, более выражены. Таким образом, в зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность.

1.2 Значение хореографии в формировании эстетического, духовно-нравственного развития личности

   Рассмотренная периодизация психического и физического развития ребенка связана с анализом процесса формирования его деятельности и сознания. Как такая периодизация относится к развитию личности ребенка? При поиске ответа на этот вопрос следует отметить, что в психологии до сих пор отсутствует единый подход к определению сущности понятия личности человека. Тем не менее, актуальность проблемы формирования духовного облика личности человека непреходяща. Явления красоты, возвышенного, прекрасного имеют для каждого человека огромное значение. Сущность человека едина, целостна, все стороны его жизни – идейно-политическая, нравственная, эстетическая – находятся в органическом единстве и развиваются во взаимосвязи. Единство видов воспитания определяется единством конечной цели каждого из них – формирование всесторонне развитой гармонической личности.

   Один из видов воспитания – эстетическое, имеет универсальный характер, т.е. касается всех видов искусства, всех форм человеческой деятельности, отношения к природе, общественным явлениям и к человеку. Эстетическое воспитание осуществляется при явном преобладании отношения и, следовательно, эмоционального фактора, поэтому так важна его роль в формировании творческой личности. Работать с детьми – значит ежечасно, ежедневно, из года в год, отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него личность, развитую всесторонне и гармонично. Так мы понимаем долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя и образование, и воспитание в семье и школе, и конечно, художественное воспитание ребенка. Эстетическое развитие личности происходит под воздействием воспитания и является составной частью общего психологического развития, обогащает содержание эстетических качеств личности, оно предполагает ориентацию обучения школьников на общечеловеческие ценности через национальную культуру, приобщение их к ценностям национальной культуры.

   Хореография, как никакое другое искусство, способна гармоническому развитию ребенка, формирует его художественное "я". Хореография ненавязчиво, мудро воспитывает и образовывает. Она развивает много способностей. Чувство ритма, координацию, пластику, выносливость, грацию, укрепляет волю. Помогает становиться организованным, целеустремленным человеком, с сильным характером и чувством долга. Способствует физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье детей.

   Цель обучения хореографии – эстетическое развитие ребенка, привитие ему эстетического вкуса. Задача педагога – помочь ребенку ощутить свободу, раскованность в движении, дать ему возможность полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные в нем возможности.

    Рассмотрим духовно-нравственное воспитание. Детство – это пора формирования нравственности. От того насколько успешно в этом возрасте осуществляется весь процесс закладки моральных качеств, зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. В процессе совместной деятельности и повседневного общения дети приобретают опыт нравственного поведения, активно реализуют в поступках свои моральные убеждения, свои нравственные чувства.

   В младшем школьном возрасте формируются отзывчивость сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. В среднем школьном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируется чувства к родному краю. В старшем школьном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитываются чувства собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям.

   Важным принципом нравственного воспитания является воспитание детей в коллективе. Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т.е. основных принципов взаимоотношений между людьми. Коллектив – это школа формирования общественной направленности личности ребенка. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, трудолюбие.

   

Глава 2. Практические исследования методов и приемов хореографии в формировании и развитии личности.

2.1 Роль руководителя в организации учебно-воспитательного процесса.

   Следует отметить, что деятельность хореографического коллектива, как и любого творческого  объединения, имеет свои специфические особенности.

Для эффективной работы с детским коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога. Наличие профессионально-значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.

   Современные преобразования требуют от педагога готовности к работе в новых условиях, способности адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. Иными словами возрастает потребность в педагогах высшей квалификации, владеющих высокой культурой, способных организовать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований.

   От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с детьми состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.

   Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

   Цель воспитания – это то, к чему стремится общество, на достижение чего направляются его усилия. Долгое время цели воспитания рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей. На сегодня ближе то определение цели воспитания, которое предусматривает оказание помощи для достижения собственными силами воспитанника возможного для него совершенства, т.е. стать нравственно развитой и практически деятельной личностью.

   Таким образом, формирование личности ребенка осуществляется в условиях педагогического процесса. Для того чтобы правильно организовать педагогический процесс, педагогу необходимо понимание его теоретических основ, видение компонентов этого процесса: целей, задач, содержания, средств, форм, методов. Средства, формы, методы составляют движущий механизм реализации деятельности участников педагогического процесса, за счет чего и происходит формирование личности.

   В качестве методов, для эффективности занятий хореографией следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетание сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу). Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.

   Сочетание эмоционального и логического является непременным условием ведения уроков, репетиций, постановочной работы. Например, разучивание движений закрепляется легче в том случае, когда они от непроизвольного рефлекса подражания проходят стадии прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом, и в мышечном ощущении ("отпечатываясь" в качестве стереотипа в коре головного мозга). Выученные таким образом движения надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе.

   В педагогической практике следует шире использовать сочетание обобщенного и единичного, характерного движения, изучения на занятиях той или иной выразительной пластики помогает в создании конкретного образа. Такой прием расширяет представление детей об искусстве танца, о связи условных движений с реальными движениями жизни.

   Наглядность - это основа обучения и совершенствования хореографических движений. Активно действующие во время хореографических занятий зрительный, мышечный и слуховой анализаторы помогают ученикам воспринять и запомнить движение, уточнить, исправить его рисунок, мышечно проверить равновесию и силу, распределить во времени.

Большое значение имеет образное слово – метафора, логические объяснения. Показ, аннотация, снова повторный показ с объяснением можно считать основным приемом педагогического процесса в занятиях хореографией.

   Чтобы добиться эффективности исполнения движения, необходимо учитывать постепенность восприятия его учениками. Однако многое будет зависеть и от педагога: насколько точно он может показать движение, вычленить в нем главное, заострить внимание на кардинальных пунктах движения и донести их до сознания учащихся. Методика профессиональных учебников, несомненно, должна явиться главным ориентиром для педагогов-хореографов, занимающихся, в хореографических коллективах.

Системность преподавания, при использовании в методике разнообразных форм работы с детьми, является важным компонентом педагогического процесса. Принцип системности реализуется на основных этапах развития умений, знаний и навыков.

   Так, на первом уроке ставится задача формирования в учениках основ грамотности, конкретно выражающейся в правильной постановке корпуса, ног, рук, головы, в соблюдении танцевальной осанки в движениях, близких практике детей – шаге, беге, подскоке. Одновременно ставится задача ознакомления учеников с элементами музыкальной азбуки, соотношением движений с ритмом, мелодией и характером музыки. Необходимо практиковать создание определенных образов животных, птиц, что в дальнейшем может развиться в обобщенные понятия мягкости, тяжеловатости, полетности и т.д. На этом же начальном этапе необходимо познакомить ребят с национальной музыкой и танцем в пределах элементарных движений. На последующих этапах занятия сосредоточиваются на осознании уже полученных навыков и ознакомлении с элементами классического, бального и народного танца, с основными правилами и закономерностями данного вида хореографии. Далее происходит последовательное накопление танцевального опыта, приобретение автоматических навыков в таких танцевальных движениях, как переменного шага, ритмизованного шага, припадания, некоторых ключевых дробных движений.

   Навык сложных координаций ног, рук, корпуса и головы, которые необходимы для исполнения этих движений, позволяет быстро освоить детям и незнакомые движения народного танца той же степени трудности. Это дает возможность более свободного использования танцевальной лексики для раскрытия содержания танца.

   Системность проявляется в методике разучивания движений, элементах соревновательности – какая группа сделает лучше, показать ребят, хорошо освоивших движение, разбудить воображение детей образным показом движения.

   Для более старших интерес представляет работа над техникой движений, над определенной сложностью танцевального номера. Примитив же действует расхолаживающе.

   Принцип доступности следует понимать в физиологическом и психологическом плане. Существует вопрос о "барьерах" нагрузок, которые вредны детям и подросткам, о последствиях неправильно поставленного корпуса и ног (как опоры), о доступности движений, основанных на тех или иных координациях (однонаправленных, разнонаправленных, симметричных, асимметричных, разноплоскостных и т.д.). Принцип доступности возникает также на основе различия психологии возрастных групп учащихся (репертуар, соответствующий интересам детей). Доступность предусматривает разучивание упражнений и движений методом фиксации отдельных положений, этапов движения, фаз, которые отрабатываются отдельно.

   Метод сравнения и контраста, где каждое из движений еще яснее подчеркивает характер другого движения (например, фондю – тающего, фраппе – ударяющего), также весьма важен в процессе обучения. Необходимо использовать метод утрированно-отрицательного показа в контрасте с идеальной формой движения. Помогает восприятию движений и метод физической помощи (подойти и поправить ученика), после чего ученик мышечно проверяет правильное положение.

   Для более доступного обучения следует использовать метод целостного упражнения. Здесь нужно пойти от упрощения отдельных частей фаз движения. Эту методику следует применять при новых и быстрых вводах, когда ученику следует иметь главные ориентиры – поворот через правое-левое плечо, повторение движения в новом направлении, прыжок с двух ног на одну, с одной на другую, на двух ногах и т.д. Однако только последовательность обучения приносит должный результат.

   Принцип последовательности является одним из основных в хореографической работе. "Только те дети, которые прошли с самого первого шага основы хореографического обучения, воспитания, образования, развиваются правильно, становятся людьми любящими и понимающими хореографическое искусство. Всякий наскок, перепрыгивание через этапы наносит ущерб развитию детей". (Боголюбская М.С.)

   Большое значение имеет цель и задачи каждого урока, а также средства их осуществления. Скажем, существует общая цель усвоения навыка выворотности ног, но это не значит, что учащимся надо все время повторять о выворотности. Очень важно сосредоточить внимание на путях приобретения выворотности в каждом отдельном движении, используя знания правил движения учениками в сочетании с раскрытием некоторых простейших законов биомеханики, которые необходимо проверить правильным внутренним мышечным ощущением (развернутого в сторону бедра и коленного сустава, повернутый ан деор пятки ноги, прямого корпуса, подтянутых мыщц живота, активно опущенного плеча опорной ноги). Урок должен содержать закрепление пройденного материала. Эти уроки, как правило, строятся без усложненных комбинаций и ритмического разнообразия, а сосредоточивает внимание учеников на последовательности мышечных ощущений, основанных на правилах; повторение необходимо считать основой, закрепляющей движение. Однако педагогическая практика давно учитывает возможности утомляемости мышечных ощущений, поэтому, повторяя те или иные движения, мы ставим перед учащимися все новые и новые дополнительные задачи.

   При освоении нового материала, необходимо опираться на уже закрепленные танцевальные навыки, в противном случае обучение будет сводиться к механическому "натаскиванию" без всякого выхода разучиваемых движений в другие комбинации.

Навык следует считать закрепленным (с учетом требований к определенному этапу), если он не разрушается при изменении движений в темпе и ритме, в перемене направления и интерпретации движения в соответствии с новым содержанием и музыкой.

   Говоря о многообразии методов обучения, надо сказать, что выбранные педагогом методы в значительной мере характеризуют учебно-познавательный стиль и дидактическую систему работы педагога, свидетельствуют о его индивидуальности и инновационно-творческом подходе к формированию личности, способной к непрерывному процессу самосовершенствования.

   Хореографический коллектив – одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Педагог-хореограф должен совместить задачи эстетического обучения и нравственного воспитания детей с балетмейстерской работой и со всё возрастающими, часто неумеренными требованиями к выступлению детей на концертах. Работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику, с которой не может не столкнуться каждый руководитель творческого коллектива. Это ограниченное время, различные способности учащихся, наличие разных возрастов, степень подготовки учащихся, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава.

   В рамках этих "предлагаемых обстоятельств" необходимо выбрать оптимальный путь для достижения разнообразных сложных задач. Для этого следует сочетать задачи тренировки танцевального аппарата с развитием музыкальных, актерских и творческих способностей, использовать дополнительные методы, способствующие наилучшему восприятию движений классического танца, не указанные в профессиональной методике.

Необходимо "сжатие" движений "классической системы", чтобы при применении минимума ее элементов можно было достигнуть максимума грамотности, танцевальности, музыкальности, выразительности. Несомненна ущербность "скоростного" усвоения элементов классического танца, что часто ведет к танцевальной безграмотности. При создании репертуара возможно сочетание и окраска классических движений элементами народных, современных танцев, выразительной и изобразительной пластикой. В постановочной и тренировочной работе следует применять для усиления выразительности упражнения и движения, основанные на пластике.

   Таким образом, деятельность педагога рассматривается как процесс решения важных профессиональных задач.

   В педагогическом процессе для учащихся значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между педагогом и учениками; взаимоотношения учеников друг с другом. Это два взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга воспитательных механизма.

   В младшем школьном возрасте притягательными и значимыми для ребенка оказываются его отношения с педагогом. Преобладающее значение отношения педагога к ученику не случайно: слишком много значит учитель в жизни маленького ученика, слишком велик для него авторитет знаний учителя, его опыта мудрости, слишком зависим, он в своих успехах от того, с каким учителем встретился. Постепенно у ребенка накапливается свой объем знаний, умений, навыков, формируется устойчивый круг общения, снижается значимость отношений с учителем, но не исчезает полностью даже в старших классах.

   Второй воспитательный механизм педагогического процесса не менее важен. Это взаимоотношения между учащимися. Педагог-хореограф должен учитывать существующие в коллективе реальные отношения между воспитанниками. В самих этих отношениях, если даже они складываются, не зависимо от нас, многое может быть с успехом использовано в воспитательном плане. Сущность воспитательного механизма, связанного с взаимодействием учащихся между собой, состоит в том, что этот механизм, как и первый, возникает и действует только тогда, когда есть деятельность. Коллективная и тщательно организованная деятельность в хореографическом коллективе создает предпосылки для формирования отношений делового сотрудничества и ответственности.

   Таким образом, общее между первым и вторым воспитательным механизмами позволяет сделать очень важный вывод. Если для формирования детского коллектива, основного инструмента воспитания, педагог может организовать активное взаимодействие детей с окружающей средой через хореографическую деятельность, то при организации коллективной деятельности ему необходимо профессионально грамотно использовать общение детей между собой.

   Процесс включения ученика в систему коллективных отношений, неоднозначный, нередко противоречивый. Дети, будущие члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями и многими другими качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

   Первый год обучения в хореографическом коллективе особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Наблюдения за группами младших школьников показали, что социально-психологическая адаптация происходит по-разному: у значительной части детей (50-60%) - в течение двух-трёх месяцев обучения; другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания.

   С возрастом у детей повышается полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Характерная для детей среднего школьного возраста возникающая потребность занять определённое место в группе, зачастую создаёт напряжённую ситуацию. Возрастающая значимость мнения ровесников становится причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.   Решающую роль в подобных ситуациях играет значимость педагога, так как дети этого возраста безоговорочно принимают и усваивают суждение учителя, являющегося для них высшим авторитетом.

   Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, занять высокое положение, признания своей личностной ценности и, тем самым, получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в этом возрасте и складывающиеся межличностные отношения в коллективе. Неготовность, нежелание или даже не способность педагога понять и принять всё возрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности, могут стать причиной целого ряда негативных тенденций в поведении подростков.

   Таким образом, рассмотрев роль межличностных отношений в коллективе, можно сделать вывод, что процесс воспитания личности, связан с процессом развития коллектива. То есть с одной стороны, уровень состояния коллектива, характер сложившихся в нём деловых и межличностных связей влияет на направленность и темп развития каждого членов каждой группы. С другой стороны активность воспитанников, степень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу воздействия коллектива. Поэтому, вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав свободы человека он приобретает особую важность.

   Для успешного воспитания все большое значение приобретает тесное сотрудничество родителей и педагогов. Очень многое зависит и от семьи и от педагога. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть потенциальные возможности ребенка; задача педагога – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

   Для того чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, каждый год необходимо начинать с беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, если им заниматься серьезно, раскрывать значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей и способностей. Нужно знакомить родителей с целью занятий, которая заключается не в борьбе за призовое место, а в эстетическом развитии детей, в формировании у них таких умений и навыков, которые влекли бы за собой понимание красоты движений человеческого тела, их пластичности, музыкальности, которые воспитывали бы вкус, интерес и любовь к хореографическому и музыкальному искусству, столь неразрывно связанными друг с другом.

   Привлечение родителей к совместной общественной работе в коллективе, дает хороший результат. Актив родителей, как правило, оказывает большую помощь руководителю, перед которым стоит множество разнообразных задач. Дежурства во время концертов, отделка костюмов, организация отдыха детей, большая подготовка к отчетным концертам, связанная с множеством организационных вопросов – все это ставит на должную высоту дело обучения детей хореографическому искусству и воспитание подрастающего поколения.

2.2 Методика работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста

   Для детей младшего школьного возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей из-за большой прослойки хрящевой ткани могут привести к образованию плохой осанки и искривлениям позвоночника. Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений.

   Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.

Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции ярки и проявляются, открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы.

   Учитывая все эти особенности детей, следует своеобразно выстраивать занятия со школьниками этого возраста. Одна из задач: содействовать физическому развитию детей и совершенствовать основные двигательные навыки. Именно в этом возрасте важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться в танцах. Не менее важной задачей является развитие общей организованности детей, воспитание навыков общественного поведения, содействие организации дружного детского коллектива.

   При учете этих учебно-воспитательных задач, наиболее подходящим для детей младшего школьного возраста содержанием занятий по хореографии является изучение детских, легких народных, массовых и бальных танцев, небольшая учебная подготовка, занятия ритмическим упражнениями и гимнастикой. Необходимо чередовать виды работы, помня о потребности этого возраста, в частой смене движения и о трудности для них статистических положений.

   Длительность занятия не более 60 минут и строится по следующей схеме.

Занятия начинаются с организованного входа детей в зал, построенных по росту, маршем под музыку. Бодрые и четкие звуки марша, определенный рисунок общего движения создают у детей бодрое настроение и серьезное отношение к предстоящему занятию.

Обойдя зал, дети останавливаются в линиях к руководителю и делают поклон под музыку, приветствуя руководителя. После поклона дети образуют круг и исполняют простые порядковые и ритмические упражнения, приучающие их внимательно слушать музыку и ритмично двигаться. Дети учатся вовремя начинать и заканчивать движения, двигаться согласно содержанию, характеру, скорости, ритмическому строению музыки. Ритмические упражнения строятся на естественных движениях и позволяют отрабатывать основные двигательные навыки – ходьбу, бег, прыжки. Вся эта вводная часть занимает минут 8-10. Заканчивая ритмические упражнения, дети перестраиваются в линии и переходят к подготовительным танцевальным упражнениям.

   Подготовительные танцевальные упражнения по классической системе танца, необходимые для правильного исполнения танцевальных движений, входят в каждое занятие. Они даются в ограниченном числе и небольшой дозировке и исполняются на середине, без станка. Эти упражнения трудны для детей младшего школьного возраста, из-за требования сохранять точную форму движения, а также из-за медленного темпа, в котором они исполняются. Поэтому заниматься ими следует не больше 10 минут. Подготовительные танцевальные упражнения дают ребенку необходимые при изучении танцев знания: ребенок должен знать, с какого исходного положения начинается танец, как следует правильно выдвигать ногу при исполнении танцевальных движений, как нужно держать спину при выдвижениях ноги, при приседании, как нужно держать руку – открыв ее в сторону или приподняв над головой. Поэтому дети знакомятся с позициями ног (1-й, 2-й, 3-й), с позициями рук; учатся выдвигать ногу в сторону, вперед, позднее также назад; делают полуприседания, привыкая сгибать ноги в колене и вытягивать их; учатся делать прыжки на месте, сохраняя правильную осанку и мягко приземляясь. При исполнении этих упражнений дети держат руки на поясе, так как положение 1-й или 2-й позиций для них сложно и обычно выполняется неправильно. Дети делают подготовительные танцевальные упражнения по показу руководителя, причем им неоднократно напоминается о необходимости правильного и точного выполнения формы движения.

   Закончив подготовительные упражнения, можно переходить к исполнению танцевальных элементов, комбинаций, этюдов. Эта часть занятия занимает 15-20 минут.

Танцевальные элементы могут исполняться по кругу (переменный ход, движение польки и т.д.) или же в линиях, вперед, назад, по диагонали.

   Последняя часть урока, занимающая все оставшееся время, отводится играм, гимнастике, танцам. Игры строятся с введением танцевальных движений. Каждая игра имеет в своей основе какое-нибудь учебное задание – музыкальное, гимнастическое или организующее. Игровая форма этих заданий удовлетворяет потребность ребенка в свободном, самостоятельном выборе движений, коллективная форма игр позволяет ему ближе знакомиться со своими товарищами, приучает подчиняться общим правилам игры. Тщательно подобранная музыка помогает детям найти верный характер и ритм движений.

Закончить урок следует поклоном и организованным уходом из зала.

   По подобному же плану проводится работа с мальчиками этого возраста. Занятия не имеют существенных отличий от работы с девочками. Несколько отличается самая манера движений: у мальчиков характер движения более энергичен и мужественен. При подборе тематики танцевальных этюдов и постановок, а также ритмических игр следует помнить о том, что интересы и увлечения мальчиков отличны от интересов девочек. Хорошо вводить моменты соревнования: кто сделает более ловко, кто прыгнет выше и т.д. Мальчикам нравится демонстрировать свою силу, они занимаются с большим увлечением, достигая хороших результатов. Такое содержание занятий отвечает запросам данного возраста и позволяет дать детям танцевальную подготовку, отвечающую их интересам и не превышающую их физические и нравственные силы.

   Дети младшего школьного возраста отличаются большой пластичностью и податливостью. Они легко перенимают то, что им показывают. Но движения трудные для детей и выполняемые с большим напряжением, заучиваются механически и никогда не бывают естественными, свободными, выразительными.

   Танцевальный язык для детского произведения, несомненно зависит от возможностей и способностей учащихся, Поэтому с точки зрения количества движений и их технической трудности они ограничены. Однако это не исключает необходимости создания качественного богатства движений, сочетающих в себе естественный импульс движений с условно танцевальным языком.

   При постановке танца не нужно идти по линии наименьшего сопротивления и выбирать просто доступные детям движения. Нужно учитывать стиль, характер сочинения, какие комбинации могут включать в себя те или иные элементы классического танца, что может быть использовано из народных, современных танцев, оправдают ли себя в создаваемом образе наиболее доступные движения танцевального шага, бега, па польки, па вальса, па шассе, па балансе и другие, соединенные с изобразительной и выразительной пластикой комбинации разнообразных линий и поворотов корпуса. Специфика танцевального языка состоит в том, что, подобно лейтмотиву, может повторяться, варьироваться видоизменяться. Поэтому следует создавать не просто движения, а их динамическую картину (по аналогии с картиной звуков в музыке). В связи с этим, задачей балетмейстера является постоянное обогащение знаний в области своего искусства и музыки, с одной стороны, и возрастной психологии учащихся, с другой.

   Создавая ситуацию игры, в работе с детьми младшего школьного возраста, на репетициях, и при исполнении танцев, не минуем залог детского сотворчества. В условиях игры они знакомятся с языком сценического танца. Сама условность танцевального языка воспринимается детьми как игра, имеющая правила. Детям дается возможность самим назвать качества танцевального образа по линии изобразительности, выразительности и формы. Содержание образа в сочетании его с условной формой вызывает комплексное ощущение действительности (цепь рефлексов) и постепенно становится такой же естественной, как сочетание слова и звука в песне. Отсюда делаются дальнейшие шаги, углубляющие и расширяющие представления детей о танцевальном образе и тех компонентах, из которых он складывается. Актерской и музыкальной выразительности, логики танцевального движения – его органичности, в сочетании с эстетическими правилами движений классического, народного и бального танца.

   Дети среднего школьного возраста обычно составляют основное ядро хореографических коллективов. Стремление этих детей к занятиям объясняется их возрастными особенностями. Они отличаются большой активностью и восприимчивостью, им свойственно стремление действовать и выполнять какие-то задания. Их привлекает участие в общей со своими сверстниками, живой и интересной творческой работе. Занятия в хореографическом коллективе пользуется у них большой любовью. На занятиях получает удовлетворение их потребность в движении и живой деятельности, проявляется свойственная детям этого возраста жизнерадостность.

   Физически они значительно развитее и сильнее детей младшего школьного возраста, им легче дается разучивание разнообразных танцевальных движений. Они занимаются с увлечением и настойчивостью. В занятиях дети находят удовлетворение своих индивидуальных интересов, так как весь процесс учебной и постановочной работы позволяет им творчески участвовать в создании танца.

   Особое значение приобретает с детьми данного возраста содействие сплочению детей в дружный коллектив. Коллективный строй занятий, совместное исполнение танцев перед зрителем, общая заинтересованность детей в успешном завершении и показе танцевальных постановок способствуют объединению детей в дружный коллектив, приучают детей к ответственности за общее дело, повышают требовательность каждого члена коллектива к самому себе и к работе в целом.

   С детьми среднего школьного возраста занятия по танцу проводятся достаточно углубленно. К ним можно предъявить большую требовательность к точности выполнения движений и достигать сознательного отношения детей ко всему проходимому учебному материалу. Внимание у детей этого возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организованна, чем у младших школьников, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием. Горячее желание детей научиться танцевать, их устремленность к достижению намеченных целей создают на занятиях атмосферу делового и серьезного настроения.

   В содержание занятий с детьми среднего школьного возраста входят все те же разделы, которые включены в программу занятий с детьми младшего школьного возраста. В значительной мере изменяется степень сложности учебного материала и дозировка физической и умственной нагрузки. Кроме того, отдельные разделы получают иное значение, чем в работе с детьми младшей группы.

   Значительно расширяется объем работы над тренировочными классическими упражнениями. Дети изучают их и у станка, и на середине. Упражнения даются в более сложной форме, потому что в этом возрасте дети способны к координированию одновременных движений рук, ног, головы, корпуса. Показываемые им движения они исполняют точно и отчетливо.

   В группах этого возраста впервые вводятся тренировочные упражнения народного танца, точно так же проходимые и у станка, и на середине. При разучивании элементов народного танца необходимо провести беседу о стиле и характере движений народного танца, связывая их с особенностями жизни, быта, истории данной национальности. Разумеется, сведения, сообщаемые детям, должны быть согласованы с их общим развитием и знаниями, которыми обладают учащиеся данного класса. Детей нужно познакомить также с музыкой и песнями народа, танец которого они изучают, с национальными костюмами и орнаментом.

   Большое значение приобретает работа над развитием творческих способностей детей. Дети этого возраста отличаются впечатлительностью и наблюдательностью, они с большой активностью относятся к созданию танцевального образа, в своей работе обнаруживают большую творческую изобретательность, фантазию, юмор.

   Если в занятиях с детьми младшего школьного возраста творческие способности детей развивались в процессе игр самого разнообразного содержания, в занятиях с детьми среднего школьного возраста эта работа ведется в форме сочинения танцевальных этюдов, помогающих детям понять содержание танца, найти характерные черты танцевального образа, продумать все подробности действия, разворачивающегося в танце.

   К своей творческой деятельности дети относятся с большой заинтересованностью. В самостоятельных работах они проявляют смелость, живость и непосредственность, присущие детям этого возраста. Они охотно сочиняют целый ряд вариантов на данную для этюда тему, внимательно прислушиваются к замечаниям и указаниям руководителя, с большим интересом просматривают и обсуждают этюды своих товарищей.

   При работе над выразительностью исполнения танца большое значение имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, помогающий развивать природные данные ребенка.

   В возрасте 9-10 лет в хореографическом коллективе количество мальчиков значительно увеличивается, так как в более раннем возрасте они редко проявляют желание танцевать.

Мальчики, как и девочки, любят танец, в нем они стремятся найти применение своей энергии и активности. Их привлекает красота, сила, ловкость, разнообразие танцевальных движений. Они охотно и усердно занимаются, добиваясь во многих случаях отличных результатов. Но на первых порах танец не легко дается мальчикам: они в этом возрасте часто мешковаты и неповоротливы, они медленнее, чем девочки, осваивают танцевальные движения. Это задевает их самолюбие и может стать причиной прекращения занятий.

   Мальчики не сразу начинают понимать значение тренировочных упражнений. Они сразу хотят танцевать и действовать, и задача педагога-хореографа – удержать их в коллективе, заинтересовать, вовремя подбодрить и поощрить. Необходимо проявить много инициативы и изобретательности, чтобы вовлечь мальчиков в занятия. В самые простые задания вкладывать близкий для мальчиков смысл, тем самым не только заинтересовывая их, но и лучше узнавать, выявляя способности и склонности каждого из них.

   Таким образом, построение первых занятий с мальчиками должно несколько отличаться от первых занятий с девочками. Девочек с первых же занятий увлекает сам процесс обучения. Их не утомляет однообразие упражнений и требование точного выполнения движений. Они с большим удовлетворением исполняют тренировочные упражнения классического танца, чувствуя красоту правильного и точного движения. Они сознательно подходят к упражнениям, понимают, что это постепенно подводит их к изучению и исполнению танцев.

   Мальчики же при поступлении в хореографический коллектив хотят сразу начинать с танца, считая, что танцевать совсем не трудно. Только через некоторое время они начинают понимать, что для хорошего исполнения танцев требуется серьезная и систематическая подготовка.

   К увлечению мальчиков движениями, требующими силы, ловкости, выносливости, следует подходить осторожно. Недопустимо перегружать трудными утомительными движениями. Введенные в занятия без предварительной систематической подготовки, в чрезмерном количестве и в отрыве от танца сложные элементы (присядки, ползунки и т.д.) могут оказаться вредными для детей, составляя чрезмерную физическую нагрузку, и с другой стороны, плохо влияя на развитие художественного вкуса детей.

   Известную трудность в занятиях с детьми этого возраста представляет объединение мальчиков с девочками. Мальчики охотно изучают и исполняют танцы, предназначенные только для мальчиков. В танцах же с девочками мальчики в начале обучения оказываются слабее, что для них неприятно. Кроме того, в этом возрасте мальчики часто сторонятся девочек, не хотят становиться с ними в пары, брать за руку и т.д. Здесь необходимо провести большую воспитательную работу, чтобы создать между ними простые и дружеские отношения. Это достигается постепенно, с применением различных методических приемов, приводящих через некоторое время к желаемым результатам. Показ танцевальных достижений мальчиков девочкам и девочек мальчикам, объединение их в общей танцевальной постановке, беседы о совместном труде, о дружбе, о необходимости общих усилий для достижения хороших результатов – все это постепенно приведет к установлению правильных взаимоотношений. Создается полноценный детский творческий коллектив. Участие в танцах девочек вместе с мальчиками позволяет готовить интересный, красочный танцевальный репертуар. В то же время объединение детей полезно в воспитательном отношении.

   Танцевальный репертуар для детей этого возраста достаточно разнообразен. В него входят народные танцы, требующие от исполнителей известной танцевальной подготовленности: казахские, татарские, узбекские танцы. Большой интерес представляют для них танцы с сюжетом.

   Выбирая репертуар необходимо обратить внимание, чтобы содержание постановки не было чрезмерно детским, а также не превышало их танцевальные возможности. Нужно научить детей правильно, красиво, выразительно исполнять танцы, по своему содержанию и по форме отвечающие возможностям, запросам и интересам детей данного возраста.

   Продолжительность занятия для детей этого возраста – два академических часа. Занятия проводятся два раза в неделю. Приведенный ниже план занятий, представляет собой обычную, нормальную схему расположения различных видов учебного материала. В зависимости от обстоятельств (проведение беседы, подготовка к концерту и т.д.) эта схема может быть изменена; однако важно, чтобы изменения обычного хода занятий происходили по возможности редко, так как стройный и определенный ход занятий оказывает самое положительное влияние на общий порядок, на организованность и дисциплинированность детского коллектива, он создает спокойное и деловое настроение у учащихся.

   Занятие для детей среднего школьного возраста начинается с построения, марша, построения на поклон и поклон руководителю. Затем проводятся порядковые и ритмические упражнения. Эта вводная часть урока занимает 8-10 минут.

   Следующая часть урока – упражнения для развития техники танца. Экзерсис у станка, затем дети организованно переходят на середину зала и выполняют несколько упражнений на середине зала, далее следуют прыжки, растяжки. Наибольшего эффекта в занятиях было достигнуто при ведении одного занятия у станка, следующего на середине. Занятия тренировочными упражнениями занимают 30-40 минут. Они ведутся более интенсивно, чем в младшей группе, ускоряется темп упражнений, предъявляются более строгие требования к точности выполнения движений.

   На занятиях с девочками больше места должно отводиться упражнениям классического танца. Упражнения для подготовки народного танца в группах девочек лучше проводить на середине, непосредственно смыкаясь с изучением танцевальных элементов и комбинаций намеченного к изучению народного танца. Работе над изучением танцевальных элементов отводится минут 12-15.

   На занятиях с мальчиками подготовительные упражнения народного танца должны являться основой тренировки. Они исполняются и у станка, и на середине, притом в манере более энергичной и мужественной, чем в группе девочек. Изучение танцевальных элементов и комбинаций также необходимо связать с подготовкой определенного народного танца. Остальная часть занятия отводится этюдной работе или разучиванию танцевальной постановки. Лучше, если этюды делать именно на тему танцевальной постановки, чтобы дети могли глубже освоить содержание, конкретнее понять образы разучиваемого танца.

   Хорошо, разучивая с группой мальчиков танец, ввести различные народные игры, бытующие в той народности, танец которой разучивается. Мальчики с большим удовольствием составляют этюды на темы этих игр. Эпизоды удачно сложившиеся в этюдах, могут войти в окончательный вариант казахского танца.

   Следует заметить, что при постановке народных танцев, имеющих свой особый стиль и манеру исполнения, как, например, грузинские, молдавские, время подготовки и изучения значительно увеличивается, так как передать характер и техничное исполнение движений, свойственного данному народу, не всегда удается сразу.

   Дети подросткового возраста, в большинстве своем, не являются новичками в коллективе. Они представляют собой дружный сплоченный коллектив, обладающий известной танцевальной подготовкой. Имеются все возможности проводить с этими детьми серьезную учебно-воспитательную работу, открывая в то же время для детей возможность получать от занятий хореографией большое удовольствие и удовлетворение.

Занятия выстраиваются в том же плане, как и с детьми среднего школьного возраста, но, в связи с особенностями психического и физического развития подростков, есть и изменения.

   Мальчики и девочки в этом возрасте развиваются неравномерно: девочки начинают обгонять в развитии. Раньше у них начинается и половое формирование. В этом периоде подростки отличаются особой чувствительностью и повышенной возбудимостью, что должно чутко учитываться.

   Переход к подростковому возрасту ведет к утрате детской непосредственности, отличающих младших школьников. Дети начинают проявлять подчеркнутую самостоятельность, острый интерес ко всему окружающему, их активность приобретает определенную целенаправленность. Однако активность эта имеет еще детские черты: поставив себе какую-нибудь задачу, подросток иногда быстро изменяет ей, увлекшись каким-нибудь другим делом.

   В погоне за личными достижениями подростки иногда могут брать на себя непосильные задачи. Так занимаясь в хореографическом коллективе, подростков не удовлетворяют больше простые и доступные танцевальные движения.

   Стремление мальчиков к исполнению чрезмерно трудных, непосильных для них движений, с которыми они знакомятся по выступлениям профессиональных танцоров, ведет к переоценке своих сил. Беседы и указания помогут понять бесполезность подобной механической отработки движений, не связанных ни с каким содержанием, заманчивых только своей технической трудностью.

   Девочки этого возраста склонны часто переоценивать свои возможности. Их влечет к сценической деятельности, появляется стремление выделиться. Чтобы успешно бороться с этими нездоровыми настроениями, необходимо проявить много такта и большое терпение.

   Отличаясь повышенной чувствительностью, подростки болезненно воспринимают критику. Следует осторожно и очень конкретно указать на недостатки (несовершенство движений, неправильное понимание характера танца, заносчивость в отношениях с другими детьми и т.д.)

   В этом возрасте отношения между детьми начинают принимать более сознательный и осмысленный характер. Проявляется умение владеть собой, сдерживать себя, приходить на помощь друг другу, уметь убедить другого, если он неправ и т.п.

   У подростков дружеские отношения отличаются большей сознательностью: дружба устанавливается с меньшей доверчивостью, чем у младших, но отличается стойкостью и постоянностью, в ней проявляется перспектива длительной совместной деятельности.

   Занятия с подростками следует проводить на более сложном материале, в значительно более быстром темпе. Учащиеся способны к более скорому усвоению танцевальных движений, а это позволяет знакомить их с более сложными комбинациями танцевальных движений.

   Для учащихся этого возраста большой интерес представляют народные танцы, требующие особой яркости и четкости исполнения, те танцы, в которых рельефно отражается народный характер и особенно выразительны образы.

   Наличие участников в коллективе старшего школьного возраста немногочисленно. Обычно из-за большой загруженности учебными занятиями школьного процесса, регулярное посещение хореографического коллектива представляет для них слишком большую нагрузку.  

   Старшие школьники нуждаются в особом подборе репертуара, так как с ними могут быть разучены танцы, по своему содержанию и форме соответствующие их возрастному развитию. Для них необходимо включать дополнительный репертуар.

   Для этого возраста интересны постановки, которые несут в себе, как техничные, так и смысловые нагрузки. Их увлекает молодежная тематика, где выражаются радость от сознания своей молодости, грации, ловкости. Реалии современности побуждают их к изучению и освоению новых направлений в хореографии, таких как, модерн, хип-хоп, контемпорари.

   Разучивание дополнительных танцевальных постановок со старшими членами группы, требует особого планирования занятий.

   Любая постановка, как правило, делается для конкретного коллектива, в расчете на определенных исполнителей. Поэтому не всякую постановку можно без изменений перенести в другой коллектив.

   Кратко формулируя требования к репертуару детских хореографических коллективов, можно сказать, что постановки обязаны удовлетворять трем главным требованиям – идейности, художественности и доступности. Эти три качества взаимно связаны и взаимно обусловлены. При отсутствии хотя бы одного из них постановка уже не будет полноценной.

   Критерием идейности произведения должна служить ценность основной его мысли, значимость ее для современного социального общества, ее воспитательное значение для детей.

   Критерием художественности произведения должно служить, возможно, более точное соответствие между идеей и формой, при непременном условии, что идея эта будет ценной, чувства, пробуждаемые этим произведением высоко нравственны, а форма прекрасна и вместе с тем доступна детям.

   Хорошее качество формы предполагает, что мысли и чувства, выражаемые в произведении, воплощены в правдивых, живых образах; действия, совершаемые действующими лицами, целесообразны; события развиваются в логической последовательности; композиция отличается строгостью и стройностью, т.е. продуманностью, сжатостью, отсутствием всего лишнего, а язык произведения (т.е. входящие в состав танца движения) характерен точностью, свежестью, яркостью, выразительностью, соответствием идейному замыслу.

   Критерием доступности произведения должно служить соответствие между идейно-художественными требованиями и силами детей-исполнителей. Идея должна быть высокой, но в каждом конкретном случае надо считаться и с тем, понятна ли она детям данного возраста, испытывают ли дети те чувства, которые им необходимо выразить в постановке.

   Решение всех этих вопросов зависит в каждом отдельном случае от конкретных условий состава детского коллектива, его подготовки в области искусства танца и т.д.

   Важно также помнить, что замысел постановки доходит до зрителей только через исполнителей. Поэтому показателем художественности исполнения будет служить естественность и выразительность танца. Это достигается, с одной стороны, благодаря правильному пониманию основной идеи постановки, а с другой благодаря уверенному владению нужными техническими средствами.

   Весь процесс постановки танца предоставляет большие возможности для воспитания учащихся и для их художественного роста.

   Танцевальная постановка и методика работы над постановкой должны определяться в первую очередь педагогическими задачами – воспитать сознательное отношение ребенка к изучаемому материалу, развить творческие способности ребенка, дать прочные и достаточные навыки в области танцевального искусства, а главное воспитать такую личность, которая будет соответствовать всем нормам и стандартам современного общества.

   Методика работы над постановкой включает в себя предварительную подготовку. Подготовительная работа содержит несколько этапов:

1.Выбор темы с учетом ее воспитательного значения для детей.

Определяя тему важно провести большую работу по сбору соответствующего материала, а также консультации у работников танцевального искусства.

2.Составление понятного, близкого детям и доступного для их исполнения сценария.

3.Подбор музыкального произведения, отвечающего содержанию танцевальной постановки, а также при разработке отдельных эпизодов сценария, дающего возможность увязать действие и движение с музыкой.

   Музыка помогает раскрыть содержание и образы танца. Поэтому необходимым требованием является художественность музыки и ее доступность для детей данного возраста.

   В качестве музыкального сопровождения национальных танцев следует брать подлинные народные мелодии. И отдавать предпочтение тем обработкам, в которых народный характер бережно сохранен.

   Для создания крупной хореографической постановки нужно по возможности пользоваться музыкой одного композитора, в крайнем случае, брать музыку композиторов, близких по стилю.

4. Предварительный отбор выразительных средств (движения, которые войдут в постановку) и форма постановки (примерная наметка рисунка) составляют следующий этап работы. Однако на практических занятиях с детьми иногда приходится заменять одни движения другими или менять рисунок танца, потому что почти невозможно в предварительной работе установить точную форму танца – она устанавливается окончательно лишь в процессе работы с данным коллективом.

5. Подготовка краткой, содержательной, понятной и интересной беседы о содержании намеченной танцевальной постановки, о характере образов в ней отраженных, о взаимоотношении действующих лиц и т.д. Беседа, предшествующая постановке, должна быть живой и занимательной, чтобы у детей создалась яркая картина действия, развертывающегося в постановке.

6. Продумывание оформления хореографической постановки. Сценический костюм в этом плане имеет большое значение, так как он содействует яркому донесению до зрителя танцевального замысла. Костюм воспитывает художественный вкус ребенка, поэтому нужно внимательно отнестись к его соответствию образу, к его краскам, изяществу, легкости и т.д. Костюм для народного танца, должен сохранять основные черты народного костюма и в то же время соответствовать возрасту.

   Аксессуары и предметы, которыми дети будут пользоваться во время исполнения танца должны быть хорошо выполнены и приготовлены к началу работы над постановкой.

   Правильное использование декораций также будет способствовать детям, безошибочно ориентироваться на сценической площадке.

   Закончив подготовительную часть работы, следует приступить к практическим занятиям с детьми.

   Эту работу следует начать с беседы о постановке, далее, прослушивание музыки и ее анализ, затем перейти к практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, входящих в танец, указывая на характер их исполнения.

   Учебные занятия, по программе хореографического коллектива, должны продолжаться и проводиться параллельно с постановочной работой. Чем прочнее будут приобретенные на занятиях танцевальные навыки, тем легче в дальнейшем дети смогут пользоваться ими для раскрытия содержания того или иного танца.

   Ответственным моментом работы является отделка танца. Достижение выразительного, точного и осмысленного исполнения танца требует кропотливого и настойчивого труда.

Укажем некоторые приемы, помогающие достигнуть качественного исполнения танца:

-повторение отдельных частей танца и всей постановки; дополнительные пояснения о необходимости правдивого воспроизведения танцевального образа;

-исполнение одной и той же роли несколькими детьми с критической оценкой образа, созданного каждым из них;

-исполнение на занятиях танца в костюмах, сшитых для данного репертуара;

-привлечение к просмотру постановки других педагогов с последующим обменом мнениями, дающими возможность сделать полезные для работы выводы.

   Далее рассмотрим, как целесообразнее проводить постановочную работу с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста, учитывая их возрастные особенности.

   В работе с детьми младшего школьного возраста первые танцевальные постановки должны носить учебный характер и являться одним из способов закрепления навыков и знаний в интересной для детей форме. В течение года следует подготовить одну, две постановки и для показа. В процессе разучивания постановки детям нужно неоднократно указывать, что в танце при сохранении точности движений необходимо запоминать их последовательность и переход от одного движения к другому. Детям предлагается строго выдерживать рисунок танца; они должны понять, что малейшее отступление от рисунка искажает танец. Учитывая неустойчивость внимания детей этого возраста, танец лучше разучивать небольшими частями, добиваясь точности исполнения движения, привлекая внимание детей к музыкальному сопровождению. По усвоении детьми первых частей танца можно переходить к последующим, постоянно возвращаясь к повторению разученного ранее.

   Приступая к постановочной работе в группе детей среднего школьного возраста, следует помнить, что в большинстве случаев дети этого возраста уже имеют элементарные танцевальные навыки. Полученные ими первоначальные навыки являются фундаментом для дальнейшей работы. Составляя учебный план и подбирая репертуар танцев для разучивания с детьми этого возраста необходимо также учитывать возможности детей и их физическое развитие. Учитывая интересы этого возраста лучше создавать танцевальные постановки, содержание которых было бы близко детям, отражало бы моменты из их жизни и способствовало бы развитию у детей наблюдательности и творческих способностей.

   Постановочная работа в старших группах строится на основе репертуара народных и эстрадных танцев. Большой интерес в постановочной работе данной группы вызывают танцы современного направления, где участники принимают активное участие в их создании.

   Проделанная постановочная работа в группах младшего, среднего и старшего школьного возраста помогает выявить определенные методы и средства, позволяющие достичь хороших результатов как в отношении воспитательного воздействия на детей, так и в отношении художественного качества разучиваемых постановок.

Заключение

   В последнее десятилетие в научных исследованиях активно утверждается взгляд на художественную самодеятельность как на педагогическое явление, в многочисленных исследованиях убедительно показано, что занятия в творческих объединениях могут значительно повлиять на различные качества личности – ее социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое. Детские хореографические коллективы, вызывают сегодня самый большой среди всех жанров интерес детей и их родителей. Имеющие самый большой количественный состав (и с точки зрения числа коллективов, и с точки зрения количества участников в них) в системе детского художественного творчества они обладают весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой хореографического искусства и необычными возможностями построения педагогического процесса.

   Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам:

1.Развитие детей в хореографическом коллективе – это процесс, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специально-художественное, личное и общественное, словом те аспекты, которые позволяют рассматривать деятельность детей в таких коллективах как предпосылку их гармоничного развития.

2.Эффективность гармоничного развития качеств детей в условиях хореографического коллектива зависит от того, в какой степени деятельность педагога будет опираться на особенности возрастных групп, в какой мере художественные и педагогические начала будут взаимно обусловлены, взаимосвязаны в едином целенаправленном художественно-педагогическом процессе.


Список литературы.

  1. Резерв успеха – творчество. Пер. с нем. Под ред. Г.Нойнера, В Калвейта, Х. Клейна. М.: Педагогика, 1989. – 152с.
  2. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
  3. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 1994.
  4. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. - с.4.
  5. Организационные и методические советы начинающему руководителю танцевального коллектива / Для сельских клубов и Домов культуры. -Тула, 1974.-81с.
  6. Хореография как средство самореализации младших школьников // Духовная культура накануне нового столетия : Тезисы научно-практической конференции, 25-26 февраля 1998 г., - М.: Изд-во МГУК, 1998. -С. 133-135.
  7. Хореография в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры //Духовные ценности и молодое поколение; Тезисы научно-практической конференции, 25-26 марта 1998 г.-М.: Изд-во МГУК, 1998.-С. 118-121.
  8. Нилов В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: Теория и практика: дисс. канд. пед. наук. Москва, 1998. -  214 c.  
  9. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Уч. пособие. Тамбов:Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001.- 80 с.
  10. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования/Под ред. А.А. Вербицкого, М.Н. Костиковой. - М., 2006.  
  11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.
  12. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.
  13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
  14. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 256 с.
  15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
  16. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.
  17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С.166.
  18. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. - с.4.
  19. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.
  20. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с.
  21. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. - 298 с.
  22. Реан А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.146.
  23. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.