Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ
презентация к уроку

Сомова Анастасия Сергеева

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, педагоги акцентируют свое внимание больше на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят современные технологии обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития.

К нам в школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с ОВЗ, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация 86.4 КБ
Файл psihologo.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 8 города Кировска» Психолого-педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ педагог-психолог Сомова Анастасия Сергеевна Кировск, 2018

Слайд 2

Современные технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ Технология разноуровневого обучения Технологии проблемного обучения Проектная деятельность Игровые технологии Информационно-коммуникативные технологии Здоровьесберегающие

Слайд 3

Технология разноуровневого обучения создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, для того чтобы ребенок смог максимально использовать свои возможности; позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей технология предполагает разный уровень усвоения учебного материала.

Слайд 4

Технологии проблемного обучения Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения, при котором формируются, применяются и сохраняются ЗУН. Цели: развитие способностей, познавательной активности, любознательности; воспитание активной творческой личности, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

Слайд 5

Пример: Урок математики (несоответствие) 2+5*3=21 2+5*3=17

Слайд 6

Пример: Урок математики (несоответствие) (2+5)*3=21 2+5*3=17

Слайд 7

Пример: Окружающий мир (подтверждение) Почему осенью с деревьев опадают листья?

Слайд 8

Технология проектного обучения Теоретические позиции проектного обучения : в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; процесс обучения строиться на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

Слайд 9

Технология проектного обучения Цель проектного обучения : создать условия, при которых обучающиеся : самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение) развивает творческое мышление

Слайд 10

Игровые педагогические технологии Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, характеризуется учебно-познавательной направленностью. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие. Познавательные, воспитательные, развивающие. Репродуктивные, продуктивные, творческие. Коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Слайд 11

Познавательные, воспитательные, развивающие Игра «Что лежит в черном ящике» Пример: год рождения того, что лежит в этом ящике – 1974 г. игру называют «игрой столетия» игра носит имя автора состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.

Слайд 12

Дети «особые» могут достигнуть то же, что и дети обычные, но «иным способом, на ином пути, иными средствами». Л.С.Выготский



Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре.

Слайд 1.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, педагоги акцентируют свое внимание больше на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят современные технологии обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития.

К нам в школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с ОВЗ, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов.

Слайд 2.

При работе с детьми с ОВЗ нашими педагогами применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, которые позволяют добиваться положительной динамики в их обучении и воспитании.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

  1. технология разноуровневого обучения
  2. технология проблемного обучения
  3. проективная деятельность
  4. игровые технологии
  5. информационно-коммуникативные технологии
  6. Здоровьесберегающие

Слайд 3.

Технологии разноуровневого обучения (технология уровневой дифференциации)

Эта технология применима ко всем классам, где обучаются дети с ОВЗ. Она позволяет включить каждого ученика в педагогический процесс, учитывая зону его ближайшего развития

  • позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей (к примеру, в 5 классе обучаются детки и с ЗПР и с интеллектуальной недостаточностью)
  • технология предполагает разный уровень усвоения учебного материала (ярким пример – класс-комплект, где обучаются разновозрастные детки, более подробно вам об этом классе расскажет Е.М.)

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  • в первую очередь психолого-педагогическая диагностика учащегося, его актуального развития и зоны ближайшего
  • сетевое планирование – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за один урок или занятие, неделю, месяц.
  • разноуровневый дидактический материал – структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого материала.

Слайд 4. Фото класс-комплекта.

Слайд 5.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения является весьма эффективным способом организации педагогического процесса и состоит в том. что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя, либо самостоятельно исследуют пути и способы решения. Благодаря этому у учащихся развиваются способности, познавательная активность, любознательность, творческое мышление.

Мы выделили наиболее характерные для нашей педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Типы проблемных ситуаций

Несоответствие

Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации.

Подтверждение

находят подтверждение словами из текста

Выбор

Даётся ряд готовых решений. Выбери правильное.

Ошибка

Задание с заведомо допущенной ошибкой.

Разберем на примере.

Слайд 6.

несоответствие:

Урок математики: надо вспомнить с обучающимися значение скобок при решении примеров. Им

предлагается выполнить вычисления двумя способами, приводящим одинаковым выражениям, но

различным результатам.

2+5*3=21

2+5*3=17

Пример «К 2 прибавить 5 и помножить на 3 и равняется это 21» И другое «К 2 прибавь 5, помноженное

на 3 и равняется это 17». Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.

Возникает проблемный вопрос, как правильно записать этот пример.

        Слайд 7.

(2+5)*3=21

2+5*3=17

       Слайд 8.

подтверждение:

Урок «окружающего мира». На вопрос «Почему осенью с деревьев опадают листья?» дают много

ответов, но неправильных (стало холодно, листья пожелтели, ветер сильный срывает…). После

вопроса «Хотите узнать правильный ответ?» предложить найти его в тексте произведения (образуется

перегородка между черенком листа и веткой, т.к. меньше питательных веществ поступает к ним  

осенний период).

     

Слайд 9.

Проектные технологии

Теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  • процесс обучения строиться на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

Слайд 10.

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение)
  • развивает творческое мышление

Благодаря использованию проектного обучения у учащихся развивается коммуникабельность, командных дух, умение сотрудничать.

Слайд 11. Фото проектов (создают презентации - проекты)

Слайд 12.

Игровые педагогические технологии

Дети очень любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам), который позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т.д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения - скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.

Использование игровых технологий на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива воспитанников интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, характеризуется учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  • Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
  • Познавательные, воспитательные, развивающие.
  • Репродуктивные, продуктивные, творческие.
  • Коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Я хочу привести примеры педагогических игр.

Слайд 13.

Разбирается по составу число 6

Особенность таких деток в том, что на уроке обязательно должно быть использование дидактического, наглядного материала, с которым они могут проиграть ситуацию, прорисовать разными способами, переставить, прощупать, тем лучше они поймут, запомнят изучаемый материал. Поэтому все уроки проходят с использованием различных наглядных пособий.

Слайд 14. Выписать как можно больше словарных слов

Слайд 15. Очень интересная игра «Что лежит в черном ящике» (узнавание предмета по наводящим вопросам). В такую игру можно играть абсолютно на любом предметном уроке, по  теме которую прошли. Закрепление пройденного.

Слайд 16.

Благодаря использованию нашими педагогами вышеперечисленных психолого-педагогических технологий:

- Учащиеся с ОВЗ не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;

- Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;

- Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;

- Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;

Подводя итог всему вышесказанному, хочу закончить своё выступление словами Льва Семёновича Выготского:

«Дети «особые» могут достигнуть то же, что и обычные,

но «иным способом, на ином пути, иными средствами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ»...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития

Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...

Психолого-педагогические технологии при работе с детьми с ОВЗ

Психолого-педагогические технологии при работе с детьми с ОВЗ...