Психолого-педагогические технологии при работе с детьми с ОВЗ
статья по английскому языку

Психолого-педагогические технологии при работе с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические технологии при работе с детьми с ОВЗ »

Кох Е. В.

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 9 г. Новоалтайск

2020 г.

 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Выделим основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, это связь с внешним миром, социальных контактов со сверстниками и взрослыми, общения с ними, с природой, доступ к культурным ценностям. Эти проблемы связаны не только с социальным, физическим и психическим здоровьем, но это и результат социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб.

Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности, которая обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Работа с детьми с ОВЗ ведется в четырех направлениях: управленческом, профилактическом, защитно-охранном, аналитико-диагностическом. 

 Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Школьный предмет «иностранный язык» является частью всего образовательного процесса. Иностранный язык способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ. Электронные учебники дают ему возможность  путешествовать по миру, по странам изучаемого языка, расширяют кругозор, формируют мировоззрение, позволяют ему почувствовать себя частью мировой цивилизации, формировать свое «я», а в целом – утверждаться в социуме,  открыть окно для общения с другими людьми в своей стране и за границей. Поэтому учебный предмет «Английский язык» ориентирован на повышение уровня социализации детей в обществе. В связи с тем, что в обществе возрастает роль иностранных языков, знание которых необходимо во время путешествия, при работе с компьютером, при покупке заграничной продукции и в других условиях, изучение иностранного языка просто необходимо. Учебный предмет необходим для того, чтобы знать (узнавать) и употреблять в своей речи наиболее распространенные слова и фразы, часто используемые в русском социуме (гостиницах, вокзалах, аэропортах, в сети Интернет и т.д.).

Задачи курса «Английский язык»:

− максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся;

− развить у них интерес к английскому языку, культуре Великобритании и других англоязычных стран;

− стимулировать коммуникативно - речевую активность. Ведь обучать языку -следовательно, обучать культуре, имея в виду взаимосвязанные коммуникативное и социокультурное развитие учащегося.

В силу того, что мы работаем с разными категориями детей с ОВЗ, необходимо выстраивать определенную методическую систему работы с каждым ребенком, для того чтобы осуществлять коррекционный процесс, его тактику и стратегию коррекции развития ребенка.

Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает существенные изменения. Значительно изменен объем изучаемого грамматического материала. Исключение его обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики. Работая с детьми с нарушениями здоровья, мы считаем необходимым подчеркнуть, что существует целый ряд проблем в обучении таких детей иностранному языку (в частности, английскому).  Например, с проблемой усвоения лексического материала на уроках английского языка учениками школы сталкиваются многие учителя. Это характерно и для детей с различными нарушениями здоровья. Не исключение и дети с задержкой психического развития. Многие психологи отмечают следующие основные черты таких детей: повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабая воля, психопатоподобное поведение, скудный запас общих представлений, обедненный словарь, нарушение фонематики, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. У таких детей замедленное восприятие. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, страдают все виды памяти. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.

Цель, которую преподаватели ставят на уроках иностранного языка, - максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. На уроках иностранного языка осуществляется коррекция внимания путём выполнения различных видов упражнений, коррекция и развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение, аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над письменными упражнениями, коррекция и развитие памяти, различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации).

 

  1. Игровые технологии

Покажем это на примере игровых технологий. Все дети, особенно младшего школьного возраста любят играть, дети с ОВЗ особенно. Участие в игре повышает интерес данных детей к иностранному языку. Вступая в игру преодолевают самый важный психологический барьер – страх и у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, Все учащиеся, даже самые слабые, пытаются принять участие в игре, хотя бы в одном из её этапов.

Особенность игровых заданий состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность.

Каждому ребенку, приступающему к изучению нового для них языка, важно почувствовать себя успешным, хочется увидеть результат и задача учителя и будет состоять в том, чтобы показать этот результат уже с первых уроков.

Урок начинается с приветствия, запомнится оно за счет его необычной формы. Это достигается использованием игровой ситуации «Приветствие», выполняемой с движениями. Каждый играющий получает свою роль, новое имя. Все слова сопровождаются движениями, например, на приветствие «Hello, Ann!» дети машут друг другу рукой, на вопрос «How are you?» хлопают друг друга по плечу, говоря «I have missed.» скрещивают руки на груди, констатируя «You have come» разводят руки в стороны, а на слова «Very well!» обнимают друг друга.

 

Знакомые для детей игры, в которые они играют в своей повседневной жизни, приобретают для них особую окраску на уроках иностранного языка, например, игра «Съедобное, несъедобное».

Игра для закрепления глаголов «What can I do?» также проходит с двигательной активностью. Ведущий, обычно это один из участников игры, показывает движение, кто догадался должен назвать слово, обозначающее это движение. Заинтересует детей игра на внимание «Ухо, нос, голова», т.к. они получают возможность отвлечься от учебной деятельности, посоревноваться и посмеяться. Учитель называет части лица на иностранном языке, при этом показывает другую. Ребята должны показать то, что услышали, а не то, что видят. Для закрепления лексики по теме «Части тела» можно использовать игру «Freeze». Учитель называет разные части тела и лица на английском языке, дети должны закрыть, спрятать эту часть тела или её заморозят.

Игра «Паровозик» с успехом может быть использована при работе с алфавитом. Играющие берут картинку с буквой, а затем по команде должны занять свое место в паровозике в алфавитном порядке. Можно также учащимся предложить назвать буквы - соседи. Игра «Домино». Учащийся получает набор домино, где в одном поле-числительное в цифрах, в другом- написанное словами. Задача – подобрать так, чтобы цепочка замкнулась. (коррекция внимания, мышления).

Внимание ребенка с ОВЗ не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, а подвижные игры помогают создавать благоприятную почву для развития двигательной активности, укрепления здоровья детей. Данные игры можно использовать в качестве физкультминуток, что, несомненно, сбережет время и дежурные физкультминутки будут намного интереснее и эффективнее.

 Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, обучающиеся получают информацию самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности, а задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность обучающихся, показать им критерий оценки и самооценки, обучить правильным формам выражения мнения, создать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта.

Таким образом, что проект – это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у детей большой интерес и здоровый азарт. Ребятам нравится работать над проектом, так как они могут найти применение своим способностям, потребностям и талантам.

 Ряд упражнений разработан и активно применяется педагогами-психологами на основе природо-сообразности и здоровье сбережения. На каждом уроке используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент, что обязательно в условиях внедрения ФГОС.

Уроки английского языка с обучающимися с ОВЗ начинаются с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти.

На начало каждого урока 3-5 минут уделяются на упражнения по развитию различных видов памяти: фотографической, пространственной, зрительной и ассоциативной. Для проведения данных упражнений требуется разделить листок на 12 равных частей и выдать ученикам. На доске учитель чертит точно такую схему и в ней крепит разнообразные картинки предметов, начиная с трех, а в конце учебного года учащиеся обучатся запоминать 12 предметов, и расставлять их в требуемое окно.

  Урок иностранного языка для каждого ребенка с ОВЗ – новое открытие, новая эмоция, новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с учителем, одноклассниками на иностранном языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей.

Например, при работе с новым текстом, чтобы снять затруднение и напряжение используем следующие приемы работы:

  1. Finish the sentences (Закончи предложение)

e.g. In the middle of the room there is … (a big round table).

2. Find the beginning of the sentences (Найдите начало предложений).

e.g. (There is a little Clay Hut)… in the green wood.

3. Give the English equivalent to the Russian sentence (Найдите английский эквивалент русскому предложению).

e.g. В зеленом лесу проживали мудрые обезьяны (There lived wise monkeys in the Green Wood)

 Таким образом, вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка являются наиболее эффективными в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описанные методики не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Необходимо всемерно поддерживать у детей с ОВЗ интерес к иностранному языку и его изучению. Учитель должен проявлять терпение, постоянную заботу, любить детей такими, какие они есть, радоваться их успехам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ»...

Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, педагоги акцентируют свое внимание больше на развитие творческих и интеллектуальных ...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития

Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...