Методика игры в волейбол с помощью подвижных игр
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Скакунова Марина Вениаминовна

Методика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_igry.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика игры в волейбол с помощью подвижных игр

Современный волейбол - атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям человека и его функциональным возможностям. Игра, продолжающаяся до 2,5 часа, изобилует множеством технических приемов, внезапных, быстрых перемещений, прыжков, нападений. Это требует от волейболиста всестороннего развития физических качеств - силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.

Тренировочный процесс в волейболе многогранен и объединяет взаимосвязанные виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, интегральную и игровую.

Успех тренировки целиком и полностью зависит оттого, насколько тренер обладает необходимыми знаниями, позволяющими правильно организовать тренировочный процесс.

Основным средством подготовки волейболистов служат физические упражнения. Все упражнения делятся на две большие группы: основные и вспомогательные. Из всего многообразия упражнений правильно выбрать именно те, которые содействуют решению данной задачи обучения на определенном этапе подготовки.

Основные упражнения представляют собой упражнения по технике и тактике и собственно игру в волейбол, то есть то специфическое, что отличает волейбол от других видов спорта и составляет его сущность. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия выполняются так, как это имеет место в игре.

Вспомогательные упражнения помогают овладению основными упражнениями, разносторонней подготовке занимающихся.

Для повышения уровня общей и специальной физической подготовленности могут использоваться подвижные игры и упражнения из других видов спорта (легкой атлетики, тяжелой атлетики, акробатики, плавания, лыж, баскетбола и т. д.)

Подвижная игра - это способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему при обучении игре в волейбол.

Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.

Индивидуальные подвижные игры вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.

Кроме того, что подвижные игры оказывают всестороннее развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других игр.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Большинство подвижных игр можно проводить на свежем воздухе, а это оказывает большое оздоровительное воздействие, улучшает деятельность всего организма.

Все участники игры должны соблюдать определенные гигиенические требования:

1) играть в игры большой интенсивности (с бегом, прыжками) нельзя ранее чем через 30-40 минут после еды;

  1. нельзя есть и пить во время игры и сразу же после ее окончания;
  2. нельзя играть при плохом самочувствии, недомогании, а после болезни

только с разрешения врача.

Во время игры должна соблюдаться четкая дисциплина, точность выполнения заданных приемов, движений и правил.

Желательно, чтобы все играющие были в спортивной обуви. Нельзя допускать к играм с бегом и прыжками в носках или босиком.

Самый доступный и распространенный вид спортивной игры - это волейбол. В спортивных лагерях, домах отдыха и санаториях, на пляжах, на лесных полянах и лужайках, у реки и озера - всюду в летнюю пору множество играющих в мяч. Одни стоят в кружок, перебрасывая мяч друг другу. Другие играют в волейбол через сетку на площадках - на самых простейших грунтовых и травяных и построенных, имеющих специальное покрытие. Сочетание отдыха у воды или в лесу с увлекательной игрой, полной задора и радости движений, особенно благоприятно для здоровья.

Важно помнить о методике организаций игр и о правилах их проведения. Перед началом игры, построив группу, нужно назвать игру, кратко объяснить ее ход и даже показать, как правильно выполнить то или иное (основное) действие. После этого рассказать о правилах игры, кому в игре присуждается победа и кто будет отмечен как лучший.

Во время игры должна соблюдаться четкая дисциплина, точность выполнения заданных приемов, движений и правил.

Основу физической подготовленности волейболистов составляют хорошо развитая прыгучесть, ловкость, гибкость, быстрота, сила и выносливость.

Прыгучесть - одно из основных качеств волейболиста. Тем кто научится высоко прыгать, легче будет нападать и блокировать.

«Чехарда». Играющие становятся один за другим по прямой линии, в 5-6 шагах один от другого. Все, кроме стоящего сзади, выставляют вперед ногу, сгибают ее и, опираясь на нее руками, наклоняются и склоняют голову. Задний игрок, разбежавшись, подпрыгивает, отталкивается руками от спины впереди стоящего игрока и, разводя ноги в стороны, перепрыгивает через него, бежит дальше, перепрыгивает через второго, третьего и т.д., пока не перепрыгнет всех. После этого он выбегает вперед на 5-6 шагов и становится, согнувшись, как и все играющие. Затем начинает перепрыгивать через всех следующий, стоящий сзади, и т.д. Тот, кто при прыжке собьет стоящего игрока, становится на его место.

Ловкость волейболиста на поле проявляется в способности быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. Каждое действие такого спортсмена, как правило, своевременно и в целом полезно для команды. Ловкость тесно связана с мыслительными способностями спортсмена. Главный принцип подбора подвижных игр для развития ловкости - как можно больше разнообразия.

«Салки» (пятнашки). Играющие свободно располагаются в зале. Один из участников водящий. Ему дают в руку платочек, который он поднимает вверх и громко говорит: «Я - салка!». После этого он старается догнать и коснуться рукой кого-нибудь из играющих. Тому передается платочек, он громко говорит: «Я - салка!» - и игра продолжается. Новому водящему не разрешается тотчас касаться рукой осалившего его игрока. Победителями считаются ребята, которые не были осалены.

Гибкость характеризуется высокой подвижностью в суставах, способностью хорошо расслаблять мышцы и выполнять движения с большой амплитудой.

«Тяни в круг». Очерчиваются два концентрических круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг и берутся за руки. По указанию ведущего участники игры идут вправо или влево. По второму сигналу (свистку) играющие останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в пространство между большим и малым кругом одной или двумя ногами - выходит из игры. Затем играющие снова берутся за руки и по свистку продолжают игру. Игроки, не втянутые в круг после нескольких повторений, считаются победителями.

Быстрота - способность выполнять двигательные действия с большой скоростью.

Подвижные игры для развития этого физического качества рекомендуется включать в тренировочные занятия сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили.

«Команда быстроногих». Играющие делятся на две - три команды и выстраиваются по разным сторонам площадки. Обозначается стартовая линия, на которую становится по одному игроку от каждой команды. В 15-20 шагах от каждой команды обозначен кружок, в который кладут палочку. По команде руководителя: «Марш!» - игроки бегут к кружкам, берут палочки и стучат ими три раза по полу, кладут палочки в кружки и бегут обратно. Прибежавший первым приносит своей команде одно очко, вторым - два очка и т.д. Выигрывает команда, набравшая меньшее количество очков.

Сила - это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для волейболиста особенно важно развивать силу рук и ног. Однако также необходимо в достаточной степени уделять внимание и развитию мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. Волейболист должен быть развит гармонично, иначе ему не добиться успеха в избранном виде спорта. В тренировочных занятиях упражнения силового характера должны обязательно чередоваться с расслабляющими движениями.

«Вытолкни из круга». Очерчивается круг диаметром 3-4 м, куда входят две равные по числу игроков команды. По сигналу руководителя соперники в парах кладут руки друг другу на плечи. По свистку они начинают борьбу, стараясь вытолкнуть друг друга за пределы круга. Кто заступил за круг хотя бы одной ногой - выбывает из игры. Игра заканчивается, когда в кругу останутся игроки только одной команды.

Выносливость - способность организма продолжительное время выполнять физическую работу в условиях игровой деятельности.

«Со скакалкой парами». Игроки двух команд распределяются по парам и встают в колонны перед линией старта. В 10-12 м перед командами кладут булавы или набивные мячи, обозначая поворот. Игроки в парах стоят плотно друг к другу. У одного из них в руках короткая скакалка. По сигналу оба игрока устремляются вперед, перепрыгивая через скакалку. Добежав до поворотного пункта (стойка, булава), они возвращаются обратно, однако скакалку вращает другой участник игры. После пересечения стартовой линии первой парой упражнение выполняет новая пара. Игра заканчивается после финиша последней пары.

Наибольшей популярностью у детей пользуются игры с мячом. Круглый мяч (большой или маленький) - это такой снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты игр с мячом очень разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно салить, выбивать. Для подростков мяч нередко символизирует приближение к спортивным играм, для большинства которых необходим этот круглый легкий привлекательный снаряд.

Руководителю для организации игр с мячом нужно иметь свисток.

Широкое применение подвижных игр и эстафет вызывает заинтересованность учащихся и повышает эффективность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения техническим игровым приемам игры в волейбол.

Обучение учащихся с низким уровнем двигательной подготовленности, с применением собственной методики позволяет добиться высоких результатов в освоении игры волейбол. Методика основана на широком приме...

Методика обучения техническим игровым приемам игры в волейбол

Обучение учащихся с низким уровнем двигательной подготовленности техническим игровым приемам волейбола, основанной на широком применении подводящих упражнений с применением скакалки и специально изгот...

Методика совершенствования техники игры в волейбол

методика совершенствования техники игры в волейбол...

Методика совершенствования техники игры в волейбол

методика совершенствования техники игры в волейбол...

Подвижная игра "Скандинавский волейбол"

Игра "Скандинавский волейбол" прежде всего развивает коммуникативные способности ребенка, интерес к занятиям физической культуры....

Подвижные игры как основа обучению игры в волейбол.

В данной разработке написано с помощью каких подвижных игр можно научиться играть в волейбол на начальном этапе,и какие качества они развивают....

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...