Подвиг
план-конспект

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvig.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Инжавинская  школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Разработка конспекта урока  православной культуры

по теме «ПОДВИГ»

Подготовила:

учитель начальных классов

Путкова Е.А.

Инжавино 2019 г.

Разработка конспекта урока православной культуры по теме «Подвиг»

Путкова Е.А.

Тема урока

Подвиг

Цель урока

воспитание высоконравственной личности

Задачи урока

Обучающая:

-узнать этимологию слова «подвиг»;

-учить нести полную ответственность за свой выбор;

-научить интерпретировать происходящее с точки зрения общих основ жизни собственным отношением к тому или иному явлению;

- продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость;

- учить учиться самостоятельному выполнению заданий.

Развивающая: 

-помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;

-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Воспитывающая: 

- содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;

-воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

   Личностные:             действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании прочитанного, осознание  сущности  поведения

                                        героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки  героев с нравственными нормами;                                     эмоциональное «проживание» текста, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

 Познавательные:       общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов

решения проблем поискового характера;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:       целеполагание как постановка учебной задачи,

контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия      перед  его  выполнением); умение работать

по предложенному учителем плану.

      Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества  с  учителем  и со сверстниками;

                                  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

                                  управление поведением партнера;

                                  умение выражать свои мысли.

Ключевые понятия урока

подвиг, самопожертвование, умаляться, жертвовать

Межпредметные связи

окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Ресурсы:

Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс.

ПК,  проектор, спокойная музыка,  карточки для каждой группы (текст с вопросами, притча без концовки,  цветочки без надписи),  карточки со словами (умаляться, жертвовать, любить),  конверты,  слайды.

Описание урока

Подведение под понятие слово «Подвиг». Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на том, что жертва присутствует там, где человек отдает, не рассчитывая на возврат

Этап урока

УУД, формирующиеся на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Мотивация к учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Личностные:

действие смыслообразования.

Регулятивные:

формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию; волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Слайд 1 (Урок православной культуры)

Парты расставлены по группам – по 5 человек.

На столах карточки с цифрами от 1 до …..

- Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки так как вы сидите, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания.

( Звучит спокойная мелодия  10 секунд)

- Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, т.к. они шли от души.

 - И наш урок я хотела бы начать со строк Слайд 2:

        Как дом, так сердце ежедневно

        Необходимо выметать.

        Оберегать от всякой скверны

        Не помнить зла, не оскорблять.

        Любить без выгод и расчетов,

        Соблазна ближним не давать,

        Быть терпеливым к недочетам,

        Великодушно все прощать.

        Дружить с добром,

        Душой болеть – ведь это значит

        Себя для ближних не жалеть.

Слайд 3  (Душой болеть - ведь это значит себя для ближних не жалеть)

- В каких строчках заключён главный смысл этого стихотворения?

- Давайте прочитаем хором.

- Как вы это понимаете? Вам помогут иллюстрации Слайд 4

Учащиеся держатся за руки

-В двух последних строках

(читают хором)

Предполагаемые ответы

II.Актуализация знаний

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Учитель резюмирует:

- И во время войны, и в мирное время болея душой за своих родных, друзей, за ближних – люди, не жалея себя, приносят в жертву свою жизнь, своё здоровье, время, личные интересы, привычки. Это можно назвать самопожертвованием.

Слайд 5 (момент рождения Христа)

- А какую жертву принёс Бог ради людей?

- А зачем он это сделал?

- Бог любит нас - людей. И чтобы с нами встретится, спасти нас, Бог принял на себя всё, что свойственно человеку.  Он воплотился в человеке и был рождён на Земле сын божий - Иисус Христос. Он воплотил в себе всё человеческое: он уставал, нуждался в воздухе, пище, воде, претерпевал унижения и страдания.  И поэтому говорят, что Бог умалился ради человека. Давайте попробуем понять, что значит «умалился».

Слайд 6 (родители идут с ребёнком)

- Посмотрите, вот любящие родители учат своего маленького сына ходить. Ребёнку трудно самому дотянуться до рук родителей. И тогда родители нагнулись к нему.

- Как вы думаете, родителям удобно идти вот так, согнувшись?

- Да, неудобно. Но ради сына они сделались как бы меньше ростом и терпят неудобства при ходьбе. Родители могут щироко и быстро шагать, но они делают такие же маленькие шажочки, что и их сын.

- Родители играют с детьми в игрушки, рисуют детские рисунки, читают детские книги и смотрят детские мультфильмы. Хотя, могли бы заниматься своими взрослыми делами. Но родители живут жизнью своих детей. Они умалились (вывешиваю на доску карточку УМАЛЯТЬСЯ) т.е. свои интересы они посчитали менее важными, чем интересы их детей.

- Родители жертвуют ради жизни своих детей частью своей жизни (вывешиваю карточку со словом ЖЕРТВОВАТЬ)

- Подумайте, чем ваши родители жертвуют ради вас?

- Как вы думаете, почему они так поступают? (вывешиваю на доску карточку со словом ЛЮБИТЬ)

Слайд 7

-Вот и Иисус Христос ради людей, из-за большой любви к нам принёс себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как надо жить. И хотя он был сын бога, он прожил человеческую жизнь, которой мы, если захотим, можем подражать. Иисус сказал: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

-Жертва – его сын, Христос

-Ради спасения людей

Работа со слайдом

Предполагаемые ответы

Предполагаемые ответы

III.  Выявление места и причины затруднения

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

Личностные:            

 действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия  с нравственными нормами.

- Ребята, а в какие исторические моменты люди чаще всего жертвовали своей жизнью ради других людей?

- Я прочитаю вам строчки из стихотворения Алексея Хомякова. А вы, послушав, скажите мне, какое в нём ключевое слово.

Подвиг есть в сраженье,

 Подвиг есть в борьбе.

Высший подвиг в терпении

Любви и мольбе.

Слайд 8

– Попробуйте растолковать значение этого слова.

- Я согласна с вами, сколько людей, столько и высказываний по этой проблеме. У меня тоже есть своё мнение, которое я озвучу чуть позже.

- Какова же тема нашего урока?

- Кто знает, что такое подвиг?

- А кто знает точное определение? Хотели бы узнать? А из каких источников мы можем узнать, что такое подвиг?

Предполагаемые ответы

-Подвиг

Подвиг – это героический поступок.

Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой.

Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.

Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь.

Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.

-Высказывания обучающихся о том, что в мирное время тоже можно совершить подвиг.

-Подвиг

Предполагаемые ответы

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Групповая работа

  Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

1-ая группа ищет определение подвига в учебнике

2-ая группа ищет определение в словаре Даля В.И.

3-я группа ищет определение в словаре Ожегова С.И.

4-я группа ищет определение в словаре Ушакова Д.Н.

5-я группа ищет определение в слова́ре совреме́нного ру́сского литерату́рного языка́» (Большо́й академи́ческий словарь, БАС

Затем выслушиваются ответы детей.

V. Реализация выхода из затруднения. Групповая работа. Анализ текста

1)Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

знаково-символическое – моделирование

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,

Регулятивные УУД :

умение работать

по предложенному

учителем плану.
Личностные:    действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.

-Ребята, а связано ли слово подвиг со словами на доске? Если да, то какая между ними связь?

- Как уже было сказано, подвиг есть и в сраженьях, и в борьбе. Но и в мирное время их совершается не меньше. Высший подвиг совершается во имя любви и ради любви.

- Сейчас вы будете выполнять задание в своей группе. Откройте конверт №1. На листочках записаны реальные истории из жизни и вопросы к тексту. Прочитайте их и ответьте на вопросы.

КОНВЕРТ №1

Каждой группе дан свой текст (см. Приложение 1)

1.Шла война.

2.Толстой «Котёнок»

3.Спасение людей в Крымске

4.Случай в Беслане

5.Спасение на пожаре

Вопросы:

1.Кто совершил подвиг?

2.Какой подвиг?

3.Ради кого совершён подвиг?

4.Почему этот поступок можно назвать подвигом?

Слайд 9 (подвиг – это...)

Предполагаемые ответы

Работа продолжается 5-6 минут. Затем дети зачитывают свои примеры и выслушиваются ответы.  После каждого последнего ответа учитель обращается с слайду на экране.

VI. Первичное закрепление. Групповая работа с притчей. Прогнозирование завершения истории.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД :

умение  работать

по предложенному

учителем плану.
 Личностные:             действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании прочитанного, осознание  сущности  поведения   героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки  героев с нравственными нормами.

Слайд 10 (притча о бедной вдове) см. Приложение 2

-Ребята, сейчас вам расскажут одну евангельскую историю о бедной вдове.

Рассказ учителя.

Потом Иисус сел напротив сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в нее. Многие богачи клали много. Среди них была одна бедная вдова, положившая в сокровищницу две лепты (лепта - это мелкая монета). Подозвав к Себе Своих учеников, Иисус сказал им..

-А вот, что мог сказать Иисус Христос вы решите сами. Откройте конверт №2.

КОНВЕРТ №2

-Перед вами текст этой истории. Но без концовки. Обсудите в своей группе, что мог сказать Иисус и допишите.

-Ребята, интересно ли вам узнать, что на самом деле сказал Иисус?

Учитель досказывает концовку.

-Почему Иисус Христос так судил?

-Как вы считаете, можно ли поступок вдовы назвать самопожертвованием?

-А раз это самопожертвование, то можно ли это приравнять к подвигу?

-Давайте ещё раз вспомним, что такое подвиг. Прочитайте определение из учебника на стр.62

Слайд 11 (подвиг)

-А ради кого вдова совершила свой подвиг?

Работа продолжается 5 минут. Далее учитель выслушивает ответы детей.

-Интересно

Высказывания учащихся

VII.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

 оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание; 

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символические – моделирование

Познавательные:

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,

-А можно ли совершить подвиг ради самого себя?

-Ребята, сегодня на протяжении всего урока мы с вами говорили о самопожертвовании, о подвиге во имя чего-либо. При жертвенности творится вечное - это добро. Давайте посадим дерево-Дерево Добра. Слайд 12

На доске плакат с изображением дерева, на нём прорезаны дырочки, вставлены скрепки.

-Поднимите руки  те,  кто готов ради другого человека, ради ближнего, как записано в Евангелие, сделать что-то доброе, отказаться от своих интересов.

-Откройте конверт № 3

КОНВЕРТ №3

В каждом конверте 5-6 цветков с надписями: Я готов отказаться от ________________

                                                                                 ради_______________________________

- Подумайте, от чего бы вы могли отказаться и ради кого бы вы это сделали. Запишите свои мысли на цветках.

Слайд 13  песня о добре.

Высказывания учащихся

VIII.  Включение в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Личностные:

 действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании изложенного материала, осознание  сущности  поведения  героев, соотносить поступки  героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержании изложенного материала, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.
Регулятивные УУД :

в сотрудничестве с

учителем учитывают

выделенные педагогом

ориентиры действия

в учебном материале.

-Посмотрите, как расцвело наше дерево Добра от ваших добрых слов, от ваших искренних желаний. Надеюсь, что и в жизни вы будете добрыми и неравнодушными, и будете каждый день совершать маленькие и большие подвиги во имя добра и любви.

Дети под музыку обдумывают задание и записывают на цветках. Затем выходят к доске и прикрепляют цветок на дерево. Учитель делает музыку тише и ученик читает то, что написал.

    IX. Рефлексия учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные:

 действие смыслообразования, ориентирование в нравственном   содержании изложенного материала, осознание  сущности  поведения  героев, соотнесение поступков  героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Подведем итог нашего занятия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какую цель вы ставили в начале урока?

-Вы достигли поставленной цели?

-  Слово подвиг связано только с военным временем?

Слайд 14

М. Горький в своей книге говорил:

«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

-Я предлагаю вам эти слова для темы вашего домашнего сочинения: «В жизни всегда есть место подвигу!

- Подумайте и расскажите, ради кого или чего вы жертвуете, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

Спасибо за урок.

Запись и осмысление домашнего задания.

Электронные ресурсы:

  1. Методическое пособие « Основы православной культуры», А.В.Кураев;
  2. Разработка уроков по Основам Православной культуры Курьяновой А.А.
  3. http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/19  Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов
  4. https://docs.google.com/file/d/0B4daI27c_9Nld21vbkZYQ01UeEdZQS16VmVLdnJOUQ/edit?pli=1  учебное пособие для общеобразовательных учреждений А.В.Кураев Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 класс. Просвещение 2010 г.
  5. http://poiskslov.com/word/подвижник/ Словари русского языка Значение слова подвиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвиг на высоте". Презентация о подвиге спортсменов- защитников Ленинграда

Презентация о спортсменах - защитниках Ленинграда во время блокады. В основу презентации положена книга Почетного гражданина Санкт-Петербурга, заслуженного работника физической культуры РФ, заслуженно...

В подвиге каждого сына-подвиг Матери

Очерк рассказывает о судьбе русской женщины-матери и её сыновьях, пятеро из которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны....

Тезисы исследовательской работы "Династия Бельгиных: от подвига ратного к подвигу трудовому"

Тезисы к исследовательской работе, посвященной династии Бельгиных...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Подвиг сына - подвиг матери"

Материал содержит сценарную разработку и электронную презентацию открытого общешкольного внеклассного мероприятия, представленного в рамках проведения районного методического объединения классных руко...

Династия Бельгиных: от Подвига ратного к Подвигу трудовому

Исследовательская работа "Династия Бельгиных: от Подвига ратного к Подвигу трудовому" - описание жизненного пути нескольких поколений Бельгиных: Антона Алексеевича - полного георгиевского кавалера, уч...

Тезисы исследовательской работы "Династия Бельгиных: от Подвига ратного к Подвигу трудовому"

Тезисы к исследовательской работе, представленной на городской конференции "Отечество"...