Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа мастеров"
рабочая программа

Лышко Наталья Геннадьевна

Данная прграмма направлена на то, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_shkola_masterov_1-8_kl.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  по социальному  направлению «Школа мастеров»  

для 1-7 классов разработана на основании:

  • Федерального  государственного образовательного стандарта;
  • Авторской программы Е.И. Коротеевой  социального направления, изданной в сборнике «Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование». Под редакцией В.А. Горского. – 4е изд. - Москва,  «Просвещение», 2014 г.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой    деятельности.
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
  • освоение детьми основных правил изображения;
  • овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
  • развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Творческие задачи:

  • умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
  • развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретические занятия:

  • Беседа.
  • Сообщения.
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала.

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы.
  • Выставки декоративно-прикладного искусства.
  • Коллективные творческие дела.
  • Викторины.
  • Практические работы.

         Ведущие формы организации занятий по программе:

  • Групповые (творческие мастерские).
  •  Индивидуальные  (самостоятельная работа).
  •  Коллективные (занятия, экскурсии, игра).

На занятиях по программе используются  методы: 

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля (устный контроль, методы самоконтроля).

         Текущий контроль осуществляется с помощью практикума в форме практических работ и практических заданий, фронтального опроса, выставок творческих  (индивидуальных и коллективных) работ. Тематический контроль осуществляется по завершению изучения темы в форме викторины, беседы, отчетной выставки.

I. Планируемые результаты освоения программы

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1-2 классы

1. Видеть  и  воспринимать  проявления  художественной  культуры в  окружающей  жизни.

2. Желание  общаться  с  искусством,  участвовать  в  обсуждении содержания  и  выразительных  средств произведений  искусства.

3. Активное  использование  языка ИЗО и различных  художественных  материалов  для  освоения  содержания  разных  учебных предметов.

4. Обогащение  ключевых  компетенций художественно-эстетическим  содержанием.

5. Формирование  мотивации и способность  организовать  самостоятельную  художественно – творческую  деятельность,  выбирать  средства для  реализации  художественного  замысла.

6. Эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям).

1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на занятии.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

7. Толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций; художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.

 1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в книгах (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

2. Слушать и понимать речь других.

3. Выразительно читать и пересказывать текст.

4. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

3-4 классы

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 1. Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

2. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

 3. Учиться планировать свою деятельность на занятии.

4. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

6. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

2. Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях.

4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Слушать и понимать речь других.

3. Выразительно читать и пересказывать текст.

4. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

5. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

5-7 классы

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

1. Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

 1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

6. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты освоения учебного предмета

1-2 классы

Учащиеся первого года обучения научатся

Учащиеся первого года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Начальным представлениям об основах живописи.

2. Умениям получать цветовое пятно, изучат основные, тёплые и холодные цвета, контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Раздел «Живопись»

1. Приёмам получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры.

2. Изображению пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Раздел «Графика»

1. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.

2. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике.

3. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Раздел «Графика»

1. Изображению трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Раздел «Скульптура»

1. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином.

2. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Раздел «Скульптура»

1. Лепке отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Раздел «Аппликация»

1. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.

2. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.

3. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.

4. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.

5. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Раздел «Аппликация»                                                                         1. Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Раздел «Бумажная пластика»

1. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также "сминание" бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного "сминания" бумаги с целью получения заданного образа.

Раздел «Бумажная пластика»

1. Изображению уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Раздел «Работа с природными материалами»

1. Изображению уголков природы.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1.  Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся

определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»

1. Анализировать творческие работы.

3-4 классы

Учащиеся второго года обучения научатся

Учащиеся второго года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов.

2. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской).

3. Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети познакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Раздел «Живопись»

1. Изображению пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей

Раздел «Графика»

1. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий).

2. Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий.

3. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях.

4. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами.

5. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Раздел «Графика»

1. Изображению животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Раздел «Скульптура»                                                                                                                             1. Развитие навыка использования основных приёмов работы ("защипление", "заминание", "вдавливание" и т.д.) со скульптурными материалами — соленым тестом и пластилином.                                                                                                                                        2. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Раздел «Скульптура»                                                                                   1. Лепке листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Раздел «Аппликация»                                                                                                                           1. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм.                                                                                   2. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Раздел «Аппликация»                                                                                            1. Изображению пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Раздел «Бумажная пластика»                                                                                                                         1. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка.                                                                                                           2. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Раздел «Бумажная пластика»                                                                      1. Изображению природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Раздел «Работа с природными материалами»                                                                       1. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Раздел «Работа с природными материалами»                                             1. Изображению домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»                                            1. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»                                                                                                            1. Школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии.

5-7 классы

Учащиеся третьего года обучения научатся

Учащиеся третьего года обучения получат возможность научиться

Раздел «Живопись»

1. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном.

2. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Раздел «Живопись»

1. Изображению с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Раздел «Графика»

1. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник.

2. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью».

3. Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.).

4. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Раздел «Графика»

1. Изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Раздел «Скульптура»                                                                                                                 1. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без "долепливания" отдельных частей.       2. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека.                  3. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Раздел «Скульптура»                                                                                1. Лепке лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Раздел «Аппликация»                                                                                                                         1. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций.                         2.Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы.                                                                                                                                    3. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Раздел «Аппликация»                                                                                   1. Изображению натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Раздел «Бумажная пластика»                                                                                                                  1. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов "сминания"," закручивания", "надрезания".                                                                         2. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы "сминания" бумаги.

Раздел «Бумажная пластика»                                                                             1. Создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Раздел «Работа с природными материалами»                                                                     1. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью.                                                      2. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Раздел «Работа с природными материалами»                                                      1. Декоративной росписи камней; нахождению в камнях образа с последующей дорисовкой.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»                                                         1. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

Раздел «Организация и обсуждение выставки детских работ»                                                                                                            1. Школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии.

II. Содержание курса внеурочной деятельности.

1-2 классы

  1. Живопись

 Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

  1. Графика 

 Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

  1. Скульптура

 Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

  1. Аппликация 

 Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.

  1. Бумажная пластика 

 Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее.

  1. Работа с природными материалами

 В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.

Практическая работа: изображение уголков природы - листья, цветы, деревья.

  1. Организации и обсуждение выставки детских работ

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

3-4 классы

1.        Живопись

Углубление знаний об основных и         составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

2.        Графика

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

3. Скульптура

 Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — соленым тестом и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

4. Аппликация

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами

и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

5. Бумажная пластика

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

6.        Работа с природными материалами

Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

7.        Организация и обсуждение выставки детских работ 

При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

5-7 классы

1.        Живопись                                                                                                                                                                                                                                  Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном.

Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

2.        Графика

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

3. Скульптура

Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

4. Аппликация

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

5. Бумажная пластика

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

6.        Работа с природными материалами

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

  1. Организация и обсуждение выставки детских работ        

 Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год

  1. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество часов

1-2 классы

1

Живопись

10

2

Графика

9

3

Скульптура

4

4

Аппликация

4

5

Бумажная пластика

4

6

Работа с природными материалами

2

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Итого

34

3-4 классы

1

Живопись

11

2

Графика

10

3

Скульптура

3

4

Аппликация

4

5

Бумажная пластика

3

6

Работа с природными материалами

2

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Итого

34

5-7 классы

1

Живопись

11

2

Графика

10

3

Скульптура

4

4

Аппликация

4

5

Бумажная пластика

2

6

Работа с природными материалами

2

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Итого

34

Календарно – тематическое планирование занятий 1-2 классы

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика основной деятельности учащегося

План

Факт

Живопись (10 часов)

Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

1

Исследование, наблюдение сравнение предметов (форма, размер, цвет, характер, детали).

3.09

Что такое живопись.

1

Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи.

10.09

Три основных цвета.

1

Классификация  основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание красок для получения новых оттенков.

17.09

Тёплые цвета. Осенние листья.

1

Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных форм листьев, деревьев.

24.09

Холодные цвета. Рисуем воду.

1

Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.

1.10

Цветовое пятно. Рыбки.

1

Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей рыб. Применение в работе разных видов линий, мазков (работа кистью)

8.10

Цветовое пятно. Рисуем деревья, пейзаж.

1

Создание композиции пейзажа, используя технику акварели. Совершенствовать приёмы работы кистью, акварелью.

15.10

Насыщение цветового пятна белым цветом. Небо.

1

Составление разнообразных оттенков цветов. Создание цветового пятна.

22.10

 Насыщение цветового пятна чёрным цветом.

1

Составление разнообразных оттенков цветов. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски.

12.11

Изображение животных, птиц.

1

Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Прорисовывание конструктивных деталей контуром.

19.11

Графика (9 часов)

Техника «Граттаж» паутинка.

1

Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж».

26.11

Творческая работа «Коралловый риф».

1

Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж».

3.12

Техника «Цветные карандаши» штрихи, упражнения.

1

Выполнение упражнений: линий разного вида, штриховки.

10.12

Техника «Цветные карандаши, фломастеры» узоры.

1

Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания деталей фломастерами. Составить орнамент из геометрических фигур в квадрате.

17.11

Техника «Фломастеры» попугай.

1

Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы.  Деление целого на части.

24.12

Техника «Чёрный фломастер» зимнее дерево.

1

Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа. Анализ формы.

14.01

Техника «Чёрный фломастер» зимний лес.

1

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

21.01

Техника «Восковой мелок и акварель» снежинки.

1

Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью.

28.01

Линия, штрих, пятно «Сказочный замок»

1

Композиционное решение рисунка, анализ геометрических форм, линейное построение рисунка, цветовое пятно.

4.02

Скульптура (4 часа)

Симметрия, пропорции. Насекомые (пластилин).

1

Анализ конструктивной формы насекомых. Использование в работе приёмов лепки.                                          

11.02

Лепка из жгутиков (пластилин) улитка.

1

Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия.

18.02

Рельеф (соленое тесто), рыбка.

1

Заготовка материала, применение в работе приёмов лепки. Сравнение приемов лепки из пластилина и теста. Моделирование композиции «Подводный мир». Оформление работы в цвете.

25.02

Объёмная лепка, транспорт.

1

Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной лепки.

4.03

Аппликация (4 часа)

Аппликация из бумаги «На даче» из деталей квадрата, прямоугольника.

1

Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов работы при заготовке, соединении деталей.

11.03

Обрывная аппликация из бумаги «Жук на листочке».

1

Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации.

18.03

Аппликация «Осенний ковёр».

1

Заготовка деталей композиции, анализ конструктивных форм листьев, цветовое решение.

1.04

Объёмная аппликация «Зимний пейзаж».

1

Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой.

8.04

Бумажная пластика (4 часа)

Солнышко и полянка на плоскости.

1

Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой.

15.04

Цыпленок на плоскости.

1

Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

22.04

Колокольчик из конуса.

1

Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса (колокольчика)

29.04

Кошка из конуса

1

Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса (тела кошки)

6.05

Работа с природными материалами (2 часа)

Аппликация из семян клёна «львёнок».

1

Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку.

13.05

33.

Овечка из гороха.

1

Составление объёмной композиции, соединение деталей.

20.05

34.

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.

27.05

Календарно – тематическое планирование занятий 3-4 классы

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика основной деятельности учащегося

План

Факт

Живопись (11 часов)

Игра с красками. Основные цвета.

1

Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи. Анализ картин художников. Смешивание и получение новых оттенков красок.

6.09

Тёплые цвета

1

Классификация  основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание красок для получения новых тёплых оттенков.

13.09

Холодные цвета.

1

Анализ приема получения живописного пятна. Смешивание красок для получения новых холодных оттенков.

20.09

Осенняя грусть (пейзаж).

1

Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.

27.09

Натюрморт «Цветы».

1

Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей цветов. Применение в работе разных видов линий, мазков (работа кистью).

4.10

 Рисуем деревья (сказочные образы).

1

Создание композиции пейзажа с изображением сказочных форм деревьев (развитие фантазии, воображения), используя технику акварели. Совершенствовать приёмы работы кистью, акварелью.

11.10

Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима.

1

Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Составление сюжетной композиции на заданную тему.

18.10

Композиция «Зимние игры, забавы».

1

Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски.

25.10

Изображение животных, птиц.

1

Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Прорисовывание конструктивных деталей контуром.

8.11

 Насыщение цветового пятна чёрным цветом.

1

Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски.

15.11

Первоцвет.

1

Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике акварели.

22.11

Графика (10 часов)

Упражнения (штрихи).

1

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки.

29.11

Объёмные предметы (простой карандаш).

1

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки. Передать объем предметов за счёт светотени.

6.12

Поздняя осень (пейзаж).

1

Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания деталей фломастерами.

13.12

Зарисовки птиц (фломастеры).

1

Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы Деление целого на части.

20.12

Упражнения (штрихи).

1

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки.

27.12

Техника «Чёрный фломастер» лес.

1

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

10.01

Техника «Восковой мелок и акварель» узоры.

1

Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью. Составить растительный орнамент в полосе (ткань, обои), используя элементы чередования, повторения.

17.01

Граттаж «Сказочный замок»

1

Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж».

24.01

Изображение животных (восковые мелки).

1

Анализ конструктивных форм, техники выполнения работы восковыми мелками.

31.01

Зимний пейзаж (цветные карандаши).

1

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

7.02

Скульптура (3 часа)

Лепка собаки.

1

Анализ конструктивной формы животных. Использование в работе приёмов лепки.

14.02

Объёмная лепка транспорт.

1

Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной лепки.

21.02

Рельеф. Орнамент из соленого теста.

1

Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия.

28.02

Аппликация (4 часа)

Аппликация «Весенние ручейки».

1

Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов работы при заготовке, соединении деталей. Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата, бумага, картон).

7.03

Объёмная аппликация из бумажных комков.

1

Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации из бумажных комков.

14.03

Обрывная аппликация из бумаги «Натюрморт».

1

Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации. Подготовить эскиз.

21.03

 Аппликация из ткани.

1

Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата, бумага, картон).

4.04

Бумажная пластика (3 часа)

Дерево из мятой бумаги.

1

Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

11.04

Композиция из мятой бумаги «Опушка леса».

1

Работа с использованием мятой бумаги, скручивание.  Способы декоративного оформления готовых работ.

18.04

Силуэты героев сказок Пушкина

1

Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса. Украшение изделия.

25.04

Работа с природными материалами (2 часа)

32.

Аппликация из семян клёна «корзина»

1

Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку.

16.05

33.

Рыбки из грецких орехов

1

Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку.

23.05

34.

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.

30.05

        

Календарно – тематическое планирование занятий 5-7 классы

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика основной деятельности учащегося

План

Факт

Живопись (11 часов)

Смешанные цвета и их особенности.

1

Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветовых пятен.

3.09

Осеннее настроение.

1

Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния человека

10.09

Образ дерева

1

Передача характера различных видов деревьев

17.09

Родственные цвета.

1

Составление композиции «Зеленный лягушонок в зеленом болоте».

24.09

Контрастные цвета. Зонтики.

1

Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен.

1.10

Зарисовка фруктов и овощей.

1

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

8.10

Зарисовка вазы с веточками рябины

1

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

15.10

Живописные техники.

1

Изучение способов наложения красок  по сырому или просохшему листу.

22.10

«Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования.

1

Знакомство с приемом тампования. Составление композиции.

12.11

Изображение доброго и злого сказочного образа

1

Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния человека

19.11

Живописный прием подмалевок. «Зимняя красавица».

1

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

26.11

Графика (10 часов)

Техника рисования цветным карандашом и фломастером.

1

Работа в технике рисования цветным карандашом и фломастером.

3.12

Линия в пространстве

1

Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображаемая глубина листа.

10.12

Рисунок шара.

1

Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока.

17.12

Рисунок куба.

1

Линейно-конструктивное построение куба.

Эскизный набросок домика.

24.12

Техника печати «сухой кистью»

1

Изображение животных и кроны деревьев на картоне

14.01

Создание графических образов. Зарисовка.

1

Работа гелевой ручкой. Изображение цветов – астр.

21.01

Рисование без отрыва от плоскости.

1

Изображение животных и крон деревьев на картоне

28.01

Штриховка. «Идет дождь»

1

Применение в рисунке разных выразительных средств (линия, штрих).

4.02

Зимний сад

1

Упражнения по прорисовке перспективного сокращения объемных предметов.

11.02

Создание графических образов

1

Изображение портрета человека с использованием толстой и тонкой линий.

18.02

Скульптура (4 часа)

Наши друзья – животные.

1

Знакомство со способами и правилами работы с пластилином скатывание, сплющивание, вытягивание).

25.02

Птицы в полёте.

1

Лепка птиц. Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.

4.03

Коллективная  работа «Разноцветный зоопарк»              

1

Составление композиции с произвольным разноплановым расположением фигур животных  

11.03

Магнит из массы для лепки.

1

Лепка декоративного украшения

18.03

Аппликация (4 часа)

Использование фломастеров в аппликации «Замок».

1

Понятие аппликация, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с ножницами, клеем. Использование фломастеров в аппликации

1.04

Декоративная аппликация «Веер»

1

Основы композиционного решения, разметка деталей, этапы выполнения.

8.04

Работа над сюжетной аппликацией «Букет сирени».

1

Обрывная аппликация, заготовка материала, этапы выполнения работы.

15.04

Аппликация «Чаепитие»

1

Понятия (объёмная аппликация), создание композиции на заданную тему. Свойство бумаги (сминание, скручивание).

22.04

Бумажная пластика (2 часа)

Балерина в пачке.

1

Освоение  приемов художественной обработки бумаги.

29.04

Панно «Бал во дворце»

1

Освоение техники  работы с бумагой.

6.05

Работа с природными материалами (2 часа)

32-33.

Найди свой образ

2

Нахождение  в камнях образа с последующей дорисовкой

13.05

20.05

34.

 «Сказочная поляна»

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Разрисовка камней, как в живописной

 манере, так и в декоративной.

Подведение  итогов работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "ДОМАШНИЙ МАСТЕР" (5 класс)

В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1-4 классы)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС "Мастер шеф"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС " Мастер Шеф" ( 7-8 класс)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Домашний мастер"

Внеурочная деятельность расчитана для обучающихся 5-х классов. Расчитана на 34 ч....