Рабочая программа по внеурочной деятельности "Домашний мастер"
методическая разработка по технологии (5 класс)

Внеурочная деятельность расчитана для обучающихся 5-х классов. Расчитана на 34 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_klyukin.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №76

Выборгского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ                                                                 ПРИНЯТО

директор школы № 76                                                     на заседании педагогического совета

 М.И.Ковалева                                             протокол №            от ______________ 2022 г.

 2022 г.      

Приказ №         от  ____________  2022 г.

СОГЛАСОВАНО                                         РАССМОТРЕНО

зам.директора по УВР                                                    на  заседании МО

И.В. Куратова                   протокол №            от ______________ 2022 г.

  2022 г.          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Домашний мастер»

для обучающихся 5 класса

34 часа

Учитель: Клюкин Александр Олегович

        

Пояснительная записка.

   В основе современного образования лежит принцип гуманизации. Согласно этой новой концепции образования, мир есть единая система, а человек, природа, общество и техника неразрывно связаны между собой. В широком плане она выступает как вид деятельности по сохранению и воспроизводству человека как социо-культурного существа природы и общества, как культурного поля саморазвития. Итоговым показателем гуманизации образования является рост творческой активности обучающихся.

              Молодой человек, вступая в самостоятельную жизнь, должен иметь определенные навыки дизайна бытовых помещений. С этой целью создан кружок «Домашний мастер», который объединяет учащихся 5 классов.   

Рабочая программа внеурочной деятельности «Домашний мастер» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями);
  • Примерной основной образовательной программой среднего общего образования;

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в соответствии с планом внеурочной деятельности.  

Программа данного кружка расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разделы и темы декоративно-прикладного творчества и научно-технической направленности. Дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки древесины. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Поэтому, программа кружка «Домашний мастер» предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов.

Настоящая программа включает в себя систему новых технологических процессов, развивает творческие способности и художественный вкус детей, воспитывает настойчивость, аккуратность, знакомит с практическим применением различных материалов и инструментов, дает много полезных навыков.

Основная цель программы – способствовать формированию у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека.

При этом решаются следующие задачи:

  • формирование у школьников эстетического отношения к труду;
  • изучение истории декоративно-прикладного искусства;
  • формирование навыков работы различными инструментами, материалами;
  • привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;
  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.

Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса по художественной обработке древесины, которая требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда.

Для решения задач эстетического и трудового воспитания осуществляются разнообразные педагогические средства, среди которых декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно. Ручной и технический творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов – это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать себя и учить других.

                

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность   формирования метапредметных  результатов:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в

открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек

и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,

совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения

действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Для оценки эффективности занятий по проектно-исследовательской деятельности можно использовать следующие показатели:

  • умение выделить проблему
  • умение поставить цель исследования
  • умение сформулировать гипотезу
  • умение выделить объект исследования
  • умение определить предмет исследования
  • умение описать параметры и критерии предмета исследования
  • умение подобрать соответствующие методы исследования
  • умение подобрать инструментарий
  • умение осуществить анализ результатов
  • умение оценивать промежуточные и конечные результаты
  • степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности)

  1. Содержание внеурочной деятельности

Раздел «Художественная обработка» (10 ч)

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (1ч.)

Тема 1 Основы обработки древесины (3ч.)

Теоретические сведения. Общее понятие о древесине Древесина как природный материал, пороки древесины.

Практические работы. Выбор материала. Разметка древесины. Планирование работы.

Тема 2 Основы обработки различных материалов (2ч.)

Теоретические сведения. Общее понятие о пластиковых бутылках. Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Пластик и его основные свойства. Крепление материалов. Приемы работы. Использование пластиковых бутылок в изготовлении поделок.

Практические работы. Подготовка материалов к работе.

Тема 3. Изделия из пластиковых бутылок. (4 ч.)

Теоретические сведения Идеи изделий из пластиковых бутылок. Изготовление полезных для дома вещей, украшений из пластиковых бутылок. Презентация идей изделий из пластиковых бутылок. Изготовление бабочек из пластиковых бутылок.

Практические работы. Изготовление ваз из пластиковых бутылок; изготовление цветов, бабочек из пластиковых бутылок.

Раздел «Техническое конструирование» (17 ч.)

Тема 1. Материалы и инструменты. (1 ч.)

Теоретические сведения Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.).

Практические работы Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Тема 2. Электротехника (6 ч)

Теоретические сведения. Понятия об электрическом токе. Элементы электрической схемы.

Практические работы.

Сборка простейших электрических схем.

Тема 3. Конструирование и моделирование из объемных деталей (2 ч.)

Теоретические сведения. Конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей на основе простейшей развёртки. Способы крепления деталей.

Практические работы.

Изготовление объемной детали на основе простейшей развёртки.

Тема 4. Моделирование (8 ч.)

Катер (4 ч.)

Теоретические сведения. История кораблестроения. Классификация кораблей. Основные части корабля, их назначение. Изготовление модели катера на основе объемных деталей.

Практические работы. Сборка модели и склеивание отдельных частей катера.

Подъёмный кран. (4 ч.)

Теоретические сведения. Отличие по грузоподъемности, по типу по расположению кабины. Изготовление макета подъёмного крана.

Практические работы. Изготовление отдельных частей подъёмного крана. Сборка модели. Окончательная отделка модели подъёмного крана.

Раздел «Декоративно-прикладное творчество» (7 ч.)

Тема 1. Выжигание по дереву. (7)

Теоретические сведения. Знакомство с электровыжигательным прибором. Техника безопасности при работе. Подготовка материала. Виды выжигания (точечное, контурное, смешанное). Техника выжигания.

Практические работы. Копирование рисунков. Обработка фанеры. Выжигание предметных картинок. Оформление работ в цвете.

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол. часов

Раздел «Художественная обработка бросового материала»

10

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

Тема 1. Основы обработки древесины

3

Тема 2. Основы обработки различных материалов

2

Тема 3 Изделия из пластиковых бутылок

4

Раздел «Техническое конструирование»

17

Тема 1. Материалы и инструменты.

1

Тема 2. Электротехника

6

Тема 3. Конструирование и моделирование из объемных деталей.

2

Тема 4. Моделирование

8

Раздел «Декоративно-прикладное творчество»

7

Тема 1. Выжигание по дереву.

7

Итого

34

Используемая литература:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.

4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.

6. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.

7. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

8. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

9. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

10. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.

11. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.

12. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

13. Технология 5. /Под ред. Казакевича В.М./. - М.: Дрофа, 2014..

14. Технология 6. / Под ред. Казакевича В.М./. - М.: Дрофа, 2014..

15. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.

16. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "ДОМАШНИЙ МАСТЕР" (5 класс)

В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1-4 классы)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС "Мастер шеф"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС " Мастер Шеф" ( 7-8 класс)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа мастеров"

Данная прграмма направлена на то, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстет...