Доклад (РМО "физкультура")
статья

Назаров Евгений Сергеевич

Представлен материал по организации работы ОДО "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_fizkultury.docx793.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на заседании РМО учителей физической культуры

 Сасовского района Рязанской области

«Организация внеурочной деятельности на примере ОДО «Шахматы»

Доклад поготовил:

Учитель Пичкиряевской ОШ

Назаров Е.С.

2019

При организации шахматного кружка, как и любого другого, возникают две группы вопросов. Первая, организационная, «как проводить, как организовать». Вторая, методическая, «чему и как учить, как заниматься».

Начнём с первой группы. До введения ФГОС у нас в школе на базе подготовки к соревнованиям районной Спартакиады сложился небольшой кружок любителей шахмат, в основном младшего школьного возраста (3-5 класс). Ребята играли после уроков, на большой перемене. С введением ФГОС, который предусматривает наличие внеурочных занятий, в плане организации стало легче. Один час у нас отдаётся на шахматы и шашки. Но и отголоски старой школы остаются. В частности, в коридоре стоит шахматно-шашечный стол, на котором в любое внеурочное время ребята могут сразиться. Помимо этого около стола находится шахматный стенд, где размещаются шахматные задачи, а во время крупных шахматных турниров – результаты и краткий анализ.

Но вернусь ко внеурочным кружкам. С одной стороны это неоспоримый плюс: кружок имеет твёрдое место в расписании, оплачивается. Но есть и определённый минус. Классы у нас небольшие и спарринговые партии приходится играть одним и тем же игрокам, прежнего разнообразия нет. А классе где 4-5 человек как правило один игрок сильный, пара послабее, остальные откровенно слабые и поэтому интерес теряется. Кроме того, раньше играли те кто хотел, а теперь все и обязательно. Но шахматы нравятся далеко не всем и обязаловка популярности им не прибавляет. Поэтому, считаю, что уж лучше иметь один кружок на школу. Обязательную внеурочку можно оставить в 1-2 классах, где они знакомятся с основами игры.

Теперь перейду ко второму вопросу: как и чему учить. Существует большое количество методик обучения игры в шахматы. Практически все они начинаются с азов тактики: захват центра, вывод лёгких фигур, рокировка и т.п. К этому следует приступить практически сразу же как научились правильно ходить фигурами. Одновременно с этим сразу предупреждаются типичные ошибки начинающих: ранний вывод ферзя, развитие фланговых пешек, т.н. «пешкоедство» и  типичные ошибки в дебюте, приводящие к детскому мату. На этом же этапе учащихся знакомят с шахматной нотацией.  Как показывает практика – это, пожалуй, наиболее важный этап в изучении шахмат. Уже здесь видно как пойдёт дальнейшее обучение и, как говорят ребята, будучи на соревнованиях, по дебюту уже виден уровень соперника.

Дальше методики расходятся в двух почти диаметральных направлениях. Одни начинают с изучения наиболее популярных дебютов, другие оставляют их на потом, предпочитая начинать с изучения типов эндшпиля. Я предпочитаю второй тип. Прежде всего нужно уметь грамотно заканчивать партию. Как показывает практика даже знание десятка дебютов и добытое преимущество в начале партии у начинающих шахматистов слабо развивается в миттельшпиле и поэтому именно правильное окончание партии часто является залогом успеха.

С методическими пособиями сейчас практически проблем нет. Есть огромное количество пособий, книг, статей в свободном доступе. Практически все шахматные сайты предоставляют возможность бесплатно скачивать данные книги и пособия. Я, например, начинаю с пособия Э.Э. Уманской «Шахматы в школе» 1-4 год обучения, но я компоную в два года и далее за основу беру «Книгу начинающего шахматиста» Г.Я.Левенфиша.

 Помимо этого есть большое количество видеоуроков на Ютубе, которые также помогают на занятиях (каналы «Шахматы для начинающих», «Шахматы с Олесей», чуть более высокий уровень «ШахМатOff», «Шахматы с Александром Зайцевым» и пр.) Кстати говоря, компьютер можно использовать не только для показа. Я уже говорил о проблеме одних и тех же соперников в спарринге, так вот эту проблему частично решают многочисленные компьютерные платформы где можно сразится с компьютером онлайн. Мы, в данном случае чаще всего пользуемся сайтом СамараЧесс. Там во время игры (кстати, предусмотрено десять уровней), компьютер в режиме реального времени анализирует и комментирует ваши ходы. И таких программ великое множество.

Добавляет интерес решение и создание шахматных этюдов, задач. Если первоначально они вызывают интерес сами по себе, то в дальнейшем, для сохранения этого интереса, уже даются более сложные, необычные, содержащие некую «изюминку» задачи. Помимо развития логического мышления они показывают и всю красоту и безграничность шахмат. Что это не просто сухая игра «Е2-Е4».

В качестве примера приведу классический шахматный этюд  А. Петрова «Бегство Наполеона из Москвы»

Поле А1 изображает Москву из которой выходит Наполеон (чёрный король). Поле Н8 – Париж. Н7-8 – ставка Российских войск, где находятся Александр 1 (белый король) и главнокомандующие, которые в окончательной фазе войны менялись(белый ферзь) Белые кони изображают конницу Платова.

  1. Кd2+ Крa2
    2. Кc3+ Крa3
    3. Кdb1+ Крb4
    4. Кa2+ Крb5
    5. Кbc3+ Крa6

(диагональ А8 –Н1 изображает реку Березину, где Кутузов одним Фа8 мог бы пленить Наполеона, но казаки Платова продолжают гнать его дальше)
6. Кb4+ Крa7
7. Кb5+ Крb8
8. Кa6+ Крc8
9. Кa7+ Крd7
10. Кb8+ Крe7
11. Кc8+ Крf8
12. Кd7+ Крg8
13. Кe7+ Крh8

(всё,  Наполеон в Париже, но как оказывается, бежать-то ему дальше некуда. Александр 1 на четырнадцатом ходе (в четырнадцатом году) объявляет мат
14. Крg2×

Наполеон повержен.

Подобных демонстрационных этюдов большое количество. Например подобная задача Шумова «переход русских войск через Балканы», тот же Петров,  этюд «Партизанская война», да и знаменитые приключения Алисы в Зазеркалье стали темой не одного этюда. Учащиеся так же учатся составлять этюды на заданную тему, например композиция из собственных инициалов и т.д.

Или вот такое задание. Учащимся задаётся вопрос «Какой мат был разыгран в фильме «Джентльмены удачи»?»

Данный дебют является аналогом мата Легаля, но за чёрных. Впервые был применён советским мастером Василием Пановым.

Черные: Кd4-f3X Шляпа была ваша...

1. e2-e4
Популярный  ход  белых, предлагается открытый дебют.

1. ... e7-e5
Черные (Хмырь) принимают или просто отвечают симметрично, как бы демонстрируя свое простодушие. 

2. Кg1-f3
Гражданин вывел коня, напал на пешку... 

2. ... Кb8-c6
Хмырь защищает пешку... 

3. Сf1-c4
Гражданин выводит слона на боевую атакующую позицию, нацеливаясь на самый слабый пункт черных - f7...  Классическая итальянская партия

3. .... Кc6-d4?!
Ходить два раза подряд одной фигурой в дебюте - страшный шахматный грех, ещё и пешка Е5 остаётся без защиты. Но Хмырём этот «зевок» был запланирован.

4. Кf3:e5?
Гражданин клюнул. Скушать центральную пешку за бесплатно, да еще усилить нажим на слабость черных - пункт f7, разве это не здорово? 

(Правильнее сразу бить коня К:d4, чёрные вынуждены бить e:d и у них возникают проблемы, поскольку они отстают в развитии фигур да ещё и сдвоенная удалённая пешка, которую трудно защищать.)

4. ... Фd8-g5
- Да он новичок, - вероятно подумал гражданин, - нельзя в дебюте выводить ферзя, это даже дети знают! 

5. Кg5:f7?
И вот вам вилочка в бочок! 

5. ... Фg5:g2
А вот вам ответный удар на вашу слабость!

6. Лh1-f1
Белые спасают ладью

6. ... Фg2:e4+
В фильме видно, как Хмырь делает этот ход ... 

Черные: Фg2:e4

7. Сc4-e2
Защищаясь от шаха...

Белые: Сc4-e2

И именно тут Косой выдаёт сакраментальное «Лошадью ходи, лошадью…»

7. ... Кd4-f3X
Ход конем и мат! 

Черные: Кd4-f3X Шляпа была ваша...

С шахматами связано и множество легенд, которые также могут разнообразить занятия. Например такая бурятская легенда, которую можно использовать в качестве задания, в том числе и домашнего.

«Поспорили как-то два соседа, в чём суть спора уже никто не помнит, но спор они решили выяснить за шахматной доской; кто выиграет, тот и прав. Туго пришлось хозяину, в начале партии он понёс большие потери и уже думал как бы свести партию вничью. Но тут жена следившая за ходом партии вышла на улицу, потом вернулась и начала ворчать: « Второй день уже баклуши бьёшь, а во дворе нет ни полена. Я разобью на дрова обе твои телеги, а мальчика-пастуха пошлю в лес» Хозяин понял намёк жены и быстро выиграл партию» Требуется найти правильное решение.

Но любой кружок, любая секция должна иметь т.н. выход. Занятия внутри постоянной группы вскоре теряют всякий интерес. Нужна какая-то цель и чаще всего соревновательного характера.  Проводимые раз в год соревнования «Белая ладья» в зачёт Спартакиады учащихся – это конечно мало. Мы проводим дополнительные соревнования внутри школы , между филиалами.  Так же можно зарегистрироваться на одном из вышеназванных шахматных сайтов, где проводятся партии онлайн с удалёнными соперниками и даже начисляются рейтинговые очки. В перспективе есть идея проведения шахматного онлайн турнира между командами школ района, что так же повысит интерес к этой древней и интересной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...