Эссе на тему: «Подготовка дошкольников с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) к школьному обучению»
материал

Осуществляя подготовку дошкольников с ТНР к школьному обучению считаю необходимым учитывать наличие ряда особенностей детей данной категории: слабость мнестических процессов, недостатки речевого развития, затруднение зрительно-пространственной ориентации, сложности с переработки слуховой и зрительной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_doshkolnikov_s_tnr_k_shkolnomu_obucheniyu_1.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Подготовка дошкольников с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) к школьному обучению»

Осуществляя подготовку дошкольников с ТНР к школьному обучению считаю необходимым учитывать наличие ряда особенностей детей данной категории: слабость мнестических процессов, недостатки речевого развития, затруднение зрительно-пространственной ориентации, сложности с переработки слуховой и зрительной информации. Также я буду учитывать необходимость принять во внимание несформированность произвольных видов деятельности и поведения у дошкольников с ТНР, недостаточный уровень внимания и регуляции действий, а также функций планирования и самоконтроля за своей речью.

Поэтому свою логопедическую работу с детьми, имеющими ТНР я буду направлять не только на коррекцию языковых и речевых средств, но и развитие психических процессов, которые непосредственно участвуют в образовании речевого дефекта и составляют психологическую базу речи: мышления, восприятия, внимания, памяти. Моя работа будет проходит в тесном взаимодействии с психологом, что поможет наметить пути коррекционного и формирующего обучения старших дошкольников с ТНР, определить направления и содержание фронтальной работы с такими детьми.

Логопедическое воздействие в процессе моей работы по подготовке детей с ТНР к школе будет направлено, с одной стороны, на коррекцию недостатков звукопроизношения, формирования лексики, коррекции грамматического строя и связности речи, формирование навыков языкового анализа и синтеза, формирование элементарных навыков чтения. Другим направлением моей работы будет проведение форм работы по формированию когнитивных процессов, стимуляцию различных структур мозга активной произвольной деятельности. Работа по этим направлениям будет проводиться на индивидуальных и фронтальных занятиях с сюжетно-игровой линией.

При организация и проведении занятий по подготовке к обучению грамоте в группе детей с ТНР я буду решать следующие задачи:

  1. совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
  2. совершенствование фонематического слуха: умения называть слова с определенным звуком, нахождение слов с заданным звуком в предложении, определение места заданного звука в слове.

Для своей работы по подготовке детей с ТНР к школе я планирую создать вариативную развивающую среду, используя для этого развивающие и дидактические пособия и средства обучения. Организация занятий по подготовке к обучению грамоте в группе детей с ТНР будет иметь следующую структуру:

  1. наличие игрового сюжета, представление изучаемого звука;
  2. соотнесение изучаемого звука с каким-либо неречевым звуком;
  3. знакомство с артикуляцией звука при произнесении;
  4. характеристика звука: согласный или гласный (твердый или мягкий, звонкий или глухой);
  5. выделение звука на слух в ряду звуков, слогов, слов и предложений;
  6. знакомство с буквой: формирование представления образа буквы, стилизованной в какой-нибудь предмет;
  7. зрительное сравнение образа изучаемой буквы с уже знакомыми и близкими по написанию буквами;
  8. чтение слогов и коротких слов, в которых есть эта буква.

Затем во время занятия будут проводиться игры и игровые упражнения на способствующие развитию звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, обогащению словаря и развитию связной речи. Так же я буду стремиться к тому, чтобы занятия по обучению грамоте носили общеразвивающий характер, способствовали развитию у детей с ТНР активной мыслительной деятельности. Для этого я планирую использовать сочетание основных методов обучения (словесного, практического, наглядного) с элементами нетрадиционных.

Словесный метод обучения будет использоваться в форме рассказа, объяснения, беседы, дискуссии с участием детей в обсуждении материала, для развития их интереса к образовательному процессу. Практический метод обучения будет основан на использовании дидактических игр и упражнений. Наглядный метод будет основан на применении средств наглядности: наглядных пособий отражающих сущность изучаемых объектов. К ним относятся: рисунки, таблицы, схемы, картинки. Использование объяснительно-иллюстративного метода будет заключаться в применении комбинированных средств: устного слова,  а так же наглядных и практических материалов. Деятельность детей во время занятий будет разнообразной: восприятие информации и выполнение действий, необходимых для ее усвоения (слушание, наблюдение, чтение, сравнивание с ранее пройденным материалом и запоминание).

Особое значение для подготовки детей с ТНР к школьному обучению будет иметь их включение в образовательный процесс путем организации индивидуальной работы. Для этого будут даваться дифференцированные задания с учетом психофизических особенностей имеющих ТНР. С этой целью во время индивидуальной работы будут использоваться игровые приемы, при индивидуальной работе, как и групповой я буду контролировать речь детей, обращая внимание на поставленные звуки, правильность слоговой структуры слова, контролировать правильностью грамматических форм, связность речевых высказываний.

На начальных этапах я планирую учить детей с ТНР выделению ударных гласных, которые лучше узнаются в начале слова. При установлении согласных звуков необходимо учитывать, что щелевые и сонорные звуки, воспринимаются лучше, чем взрывные как более длительные. Щелевые звуки легче выделяются в начале слова, а взрывные - в конце. Для лучшего восприятия материала при работе с постановкой звуков их характеристику будем закреплять символами, подключая тактильный анализатор. При обучении звуко-слогового анализа слова я буду использовать простые слова, закрепляя их произношение проговариванием, наглядным материалом в виде схем, таблиц, фишек, используя вспомогательные приемы - отстукивание и отхлопывание. Также считаю необходимым использовать проговаривание анализируемых слов в виде шепотной речи, тем самым перенося произнесение во внутренний план.

В работе над предложением я планирую обязательно применять зрительное подкрепление в виде схем предложений, шаблоны и образцы речевых высказываний. Постепенно усложняя задания начиная с простого подсчета слов и заканчивая самостоятельным придумыванием предложений с опорой на схему или картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической формы речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в беседе

Данный материал может быть полезен воспитетелям речевых групп и учителям- логопедам ДОУ. В нем раскрывается структура беседы, как  основного метода речевого развития диалогической речи у дошкольн...

Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»

Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и  восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.  Развитие синтаксической...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

«Сторисек» - как один из эффективных приемов привлечения к чтению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлен материал  с приемами работы по привлечению дошкольников к чтению....

Публикации по теме физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Публикации по теме физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...