Программа занятий курса "Развитие изобретательского мышления на основе ТРИЗ"
рабочая программа (5 класс)

Гущин Артем Викторович

Предлагается программа, рассчитанная на совмещение технологии развития творческого мышления на основе ТРИЗ и создания инженерных игрушек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая програма "ТРИЗ"61.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

ТРИЗ

НАУЧНАЯ ИГРУШКА

1

БЛОК «ПИ (психическая инерция мышления) и РТВ» (развитие творческого воображения)

Служит для подготовки к освоению ТРИЗ

Знакомство друг с другом. Знакомство с ТРИЗ. Что такое «изобретение». Великие изобретатели и их детство.

 Балан-

сиры,

Вращаю-

щиеся

игрушки

Правила безопасности. Командообразующие игрушки – лассо из резинок, лабиринт из трубочек, вибрирующая кукла. Свистулька

2

Что  такое шаблоны мышления и психическая инерция – задачки на разные виды ПИ. Ален Бомбар - человек, переплывший океан один

Стрелялка и машинка из прищепок и трубочек. Летающая рыба

3

Создаем новые объекты, используя свойства других (метод фокальных объектов).

Игрушка – раскладушка (волшебный кошелек). Лестница Якоба (Иакова).

4

Фантазируем, используя прием увеличение – уменьшение (метод числовой оси)

Балансиры – осваиваем понятия «центр тяжести» «точка опоры», неваляшка.

5

Учимся находить ресурсы в игре «Метод Робинзона Крузо»

Волчки (волчок Томсона, кельтский волчок – асимметрия). Колумбово яйцо

6

Метод снежного кома служит для составления историй и фантазирования

Игрушка Дятел – осваиваем «колебания», «сила тяжести», «сила трения», «сила упругости».

7

Метод эмпатии и маленьких человечков (учимся понимать внутреннюю структуру объектов)

Гравитационная вертушка. Шагающая лошадка.

8

Фантастическая математика (например, вычитание – убираем из природы любое изобретение и фантазируем). Творчество Джанни Родари

Гироскоп.

9

Приемы фантазирования из сказок (дробление, ускорение, окаменение и т.п.)

Круглый самолет. Самолет с круглыми крыльями.

10

БЛОК «ФУНКЦИИ» –

Формируем

понимание того, что все

объекты выполняют определенную функцию

Изобретательский язык (функциональные слова) – кастрюля не варит суп, она УДЕРЖИВАЕТ жидкость…

Простые

механиз-

мы

Пантограф.

11

Игра «цепочки функций» - выясним, как взаимосвязаны все предметы вокруг нас

Телескопические механизмы.

12

Полезные и вредные функции как основа конфликта. Главная полезная функция – учимся понимать, что есть главное и второстепенное (машина – в первую очередь,  средство передвижения)

Кривошипные игрушки.

13

Учимся составлять функциональный портрет ситуации (ищем взаимосвязи и формулируем их)

Кулачковые игрушки.

14

Осваиваем алгоритм составления загадок на функциональной основе

Пневмо

и летаю-

щие

игрушки, химия.

ММЧ (метод маленьких человечков – химические опыты)

15

БЛОК «СИСТЕМА» – что же это такое в действительности?

Основы представления о системах. Игра «Составь систему».

Пневмопривод (из шприца). Пневмострелялка.

16

Эволюция систем – говорим про то, как системы развиваются (системная горизонталь)

Пневмовертушки. Реактивная сила.

17

Что внутри любой системы – рабочий орган, двигатель …

Шарикомобиль.

18

Игра «системная вертикаль»  осваиваем понятия «надсистема» и «подсистема»

Модель солнечной системы из трубочек.

20

Объединяем понимание о системах в целое – «Системный оператор» (модель сильного мышления)

Бионика. Тансегрити и антенна Куликова.

21

БЛОК ДАРИЗ -Детский алгоритм решения изобретательских задач– учимся решать строго по этапам

Выбор цели в задаче и идеальный конечный результат – первый инструмент в ДАРИЗ

Гидравлика

Насосы. Картезианский водолаз.

22

Мастер Ресурс. Поиск ресурсов в задаче.

Водяные двигатели.

23

Кислая (конфликтующая) парочка – ищем в задаче конфликт

Электромагнитные и комплексные игрушки

Электромагнит. Светодиодная открытка.

24

Решение задач и упражнения на освоение ДАРИЗ

Рычаги. Машина Голдберга

25

Подведение итогов. Квест по пройденному материалу

Презентация проекта собственного устройства

26

Креатив бой с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы ТРИЗ" 5-7 классы

Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают наивысшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найд...

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «Основы профессионального самоопределения обучающихся»

Программа занятий "Основы професионального самоопределения обучающихся"...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Теория решения изобретательских задач" для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Теория решения изобретательских задач» для 6 класса разработана на основе авторской программы сквозного кур...

методическая разработка учебного занятия "Дикие птицы" с применением инструментов ТРИЗ

Тема учебного занятия "Дикие птицы". В ходе занятия обучающиеся расширяют свой кругозор, узнают удивительные факты о диких птицах, решают изобретательские задачи, отрабатывают в ходе просмот...

Модуль «Основы ТРИЗ» к дополнительной общеобразовательной программе студии начальной робототехники «Новатор» для дистанционного обучения

Аннотация модуляОдним из ведущих направлений современной прикладной науки является робототехника, которая занимается созданием и внедрением в жизнь человека автоматических машин, способных намного обл...