методическая разработка учебного занятия "Дикие птицы" с применением инструментов ТРИЗ
план-конспект

Марченко Галина Михайловна

Тема учебного занятия "Дикие птицы". В ходе занятия обучающиеся расширяют свой кругозор, узнают удивительные факты о диких птицах, решают изобретательские задачи, отрабатывают в ходе просмотра мультфильма приемы творческого воображения, создают умную игрушку, наглядно демонстрирующую понятие равновесия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dikie_ptitsy.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского (юношеского) технического творчества  

Колпинского района Санкт-Петербурга

Чумакова Галина Михайловна

Методическая  разработка учебного занятия

«Дикие птицы»

 

Аннотация

 В методической разработке представлен опыт проведения учебного занятия «Дикие птицы» по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юные изобретатели (на основе ТРИЗ)». Приведен подробный план-конспект занятия с дидактическим материалом. Занятие направлено на развитие кругозора обучающихся, умение видеть необычное в обычных предметах, на овладение  обучающимися навыков рассматривать предмет системно, видеть его основные и дополнительные функции, использовать приемы творческого воображения в создании образа птицы. Воспитательный аспект занятия связан с развитием  познавательного интереса к окружающему миру, восприятию возникшей проблемы как  творческой открытой задачи. Использование на занятии игровых элементов способствует воспитанию волевых качеств, целеустремленности, повышению самооценки, развитию мотивации достижения успеха. Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям.

Введение

Тема учебного занятия «Дикие птицы» . В ходе занятий обучающиеся расширяют свой кругозор, узнают удивительные факты о диких птицах, решают изобретательские задачи, отрабатывают в ходе просмотра мультфильма приемы творческого воображения, создают умную игрушку, наглядно демонстрирующую понятие равновесия. Ежегодно в Санкт-Петербурге проходит Олимпиада Российской ассоциации ТРИЗ «Первые шаги ТРИЗ» и конкурс «С ТРИЗ по жизни» для дошкольников и младших школьников. Данное занятие направлено на подготовку к  Олимпиаде, где отрабатываются умения составлять рассказы, истории, используя различные приемы творческого воображения, умение детей составлять системные таблицы, выделять основные и дополнительные функции предметов, выделять взаимосвязи отдельных предметов с окружающим миром. Для организации занятий применяется интерактивная доска, маркерная доска. Основной дидактической задачей занятия является изучение нового материала, повторение и практическое применение ранее изученного материала, и включение его в систему уже имеющихся знаний.

 

Методическая разработка занятия

Год обучения: 1

Тема занятия: Дикие птицы

Место проведения занятия: учебный кабинет

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Продолжительность занятия: 1 академический час (45 минут)

Тип занятия: занятие усвоения новых знаний

Форма проведения: практическое занятие

Форма организации деятельности детей на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная  (практическая работа)

Цель: развитие творческих умений и навыков создания модели птицы, закрепляющей понятие равновесия

Задачи:

Обучающие

 научить обрабатывать полученную информацию, обобщать, видеть сходства и различия

 закрепить навыки использования приемов творческого воображения;

  научить самостоятельно решать поставленные открытые задачи

 научить защищать собственные проекты  

Развивающие

 способствовать развитию внимания и усидчивости;

 способствовать развитию системного, функционального, диалектического, творческого мышления, навыков самокритичности

Воспитательные

 способствовать воспитанию трудолюбия, терпения в работе;

 способствовать воспитанию волевых качеств, целеустремленности;

 способствовать воспитанию чувства уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих.

 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Оборудование: компьютер учительский, проектор, интерактивная доска, маркерная доска

План занятия

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Повторение ранее пройденного материала (8 мин)
  3. Сообщение темы и цели (1 мин)
  4. Изучение нового материала (20 мин)
  1. Применение на практике полученных знаний (в ходе выполнения практической работы) (10 мин)  
  1. Подведение итогов занятия и рефлексия (4 мин)

Ход занятия

  1. Организационный момент

Педагог приветствует обучающихся, организует подготовку к занятию

  1. Повторение ранее пройденного материала 

Тема нашего занятия зашифрована в «девятиэкранчике». Чтобы расшифровать первое слово, посмотрите на стол. Здесь лежат предметы, давайте с помощью них составим загадку ( с крыльями, но не самолет, с перьями, но не боа, , сапсан, но не поезд).Что это? Отгадывается слово «птицы»

Вторая подсказка: перед вами цветные картинки, с помощью игры «да-нетка» угадайте загаданную. Отгадывается слово «дикие».

Слова заносятся в таблицу системного оператора – «Дикие птицы»

  1. Сообщение темы и цели

Сегодня мы с вами повнимательнее рассмотрим диких птиц.

Изучение нового материала

Скажите, чем отличаются дикие и домашние птицы? Называются свойства.

Давайте заполним наш девятиэкранчик, что мы будем писать под словами «дикие птицы»? ( называются части тела птиц)

Что мы напишем над нашей темой? Правильно, группу птиц или дикую природу, где птицы обитают

Сейчас посмотрите несколько удивительных фактов о диких птицах и попробуйте решить задачу, почему птицы делают именно так, как показано в видео.

- просмотр видеоролика (птицы поганки)

- исследовательская задача: почему фламинго розового цвета (подкрепление видеороликом)

- почему поезд сапсан так назван? В честь сокола сапсана, который достигает такую же скорость как и поезд 320 км\ч. Давайте полетаем сейчас с соколом, как вы думаете, как это можно сделать? (ответы детей)

Просмотр видеоролика. Что необычного вы заметили в этом полете? Почему иногда птица машет крыльями, а иногда зависает в воздухе, что его держит? Правильно, воздух, а конкретней воздушные потоки.

4.1 Применение на практике полученных знаний (в ходе выполнения практической работы)

Сейчас давайте сделаем игрушку тауматроп, где нам пригодится то, что мы с вами узнали. Перед вами лежат 2 круга, поставьте точки внизу каждого. Затем на одном круге нарисуйте свою птицу, которая будет сидеть на веточке. Ваша птица может быть фантастичной. Затем на другом круге нарисуйте эту же птицу, которая парит в воздухе. Между двух кругов приклеиваем палочку и соединяем их друг с другом там, чтобы нарисованная точка была внизу. А теперь посмотрите, что же удивительного у вас получилось?  (При вращении кругов возникает оптическая иллюзия, будто сидящая птица взлетает.

  1. Подведение итогов занятия и рефлексия

Сегодня мы лишь немного увидели, что мир птиц разнообразен и удивителен. А сейчас скажите, мы видели какие бывают птицы, их особенности, приносят ли птицы пользу людям, что в них хорошего? (уничтожают насекомых-вредителей – берегут леса, помогают поддерживать связь друг с другом, пение птиц лечит людей.

Чем еще птицы полезны для людей мы узнаем на следующем занятии, а сейчас скажите, что вам запомнилось больше всего сегодня? (ответы детей).

Давайте немного украсим вашу игрушку: если вам было интересно, вы возьмите желтый фломастер и обведите ваши тауматропы, если было сложно – синий, если вы все знали – красный.

Что можно было бы узнать о птицах еще, какие тайны и загадки остались? Ответы обучающихся. Стимулирование данным вопросом желания узнать самостоятельно о названной тайне и рассказать об этом на следующем занятии.

По окончании ребята приводят рабочие места в исходное положение.

Список литературы

  1. А. Гин. Приемы педагогической техники. – издательский дом Вита-пресс, 2001
  2. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2013. – 32 с.
  3. Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – СПб: ИПК «Нива», 2010. – 78 с.
  4. Садыкова Гульназ. Триз-педагогика. - Издательство Галактика. 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия по математике, по теме: «Применение правил и формул дифференцирования».

Методическая разработка учебного занятия по математике, по теме:«Применение правил и формул дифференцирования».Тип урока : практическое применение полученных знаний на практике.Цели урока:Обучающая: П...

Методическая разработка учебного занятия по теме "Арифметическая прогрессия" с применением интерактивной технологии с помощью метода"Аквариум"

Цель разработки – показать методику организации учебной    деятельности в группах    при проведении    комбинированного занятия с применением и...

Методическая разработка учебного занятия «Совершенствование техники согласования работы рук и дыхания в кроле на груди и кроле на спине. Применение МФР на уроке в бассейне. Игры в воде»

Сюжетный урок по плаванию на освоение с водой в 1-х классах. Совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине. Применение сложнокоординациооных упражнений для развития координации в воде....

«Методическая разработка учебного занятия с применением арт-технологий обучения»

       Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций: свободного воспитания, образования в процессе жизни....

Методическая разработка "Кейс-метод как современный инструмент эффективности учебного занятия"

Методическая разработка мастер-класса «Кейс метод как современный инструмент эффективности учебного занятия» рассматривает методы работы с кейсами. К разработке прилагается дидактический м...

Методическая разработка учебного занятия с применением «Кейс-технологии» по предмету: «Основы законодательства в сфере дорожного движения» Тема: Пешеходный переход

   В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе б...