Конспект занятия: Батик (общий обзор) по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн-студия «Акварель» (2 уровень 1 год).
план-конспект

Богомолова Светлана Владимировна

Знакомство с новыми видами росписи по ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_batik.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия:  Батик (общий обзор)  по дополнительной общеобразовательной программе  «Дизайн-студия «Акварель»

(2 уровень 1 год).

Тема урока - знакомство с видами  техник, используемых при декорировании объектов дизайна. Батик.

 Вид урока - словесно - наглядный  (объяснение новый  темы, новых терминов и понятий ((обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога)),  демонстрация образцов  выполнения задания, использование иллюстраций.

Цель урока – знакомство с новым видом росписи по ткани,
некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования,
вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композиции.
 

Задачи – продолжить пополнять знания о работе с новыми материалами,
применить в работе знания о композиции и цветоведении.
Материалы и оборудование – эскизы, плакаты.
Ход урока.
- Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего урока – знакомство с видами  техник, используемых при декорировании объектов дизайна. Батик.

А поскольку это первое занятие по общей теме – «Батик», то давайте познакомимся с этим удивительно интересным видом декоративно-прикладного искусства.
Батик – это художественная роспись по ткани.
- А откуда эта техника родом?
- Оказывается батик – это экзотический гость, впервые появился в странах древнего Востока: в Индии, Китае, Японии, Индонезии, Бирме.
Женщины во все времена хотели красиво одеваться, украшать свою одежду, поэтому постепенно нашли способ как не только выкрасить ткань в тот или иной цвет. Но и как заполнить ее поверхность орнаментом. Хитрости были разные. На ткани завязывались узелки по форме или контуру незатейливого рисунка, обвязывались камушки, ракушки, семена причудливой формы, потом окунали ткань в емкость с красителем, сушили, а те места, где были завязаны узелки, ракушки и другие мелочи оставались непрокрашенными. И так можно было красить, получая на ткани несколько оттенков, начиная со светлых тонов и заканчивая более темными.
- Ребята, а  из чего же в то время получали красители?
- Красители делали из разных водорослей и растений.
Постепенно техника усовершенствовалась. Вместо узелков стали применять резерв, в основе которого использовался воск. Расплавленным воском закрывали те места на ткани, которые не надо было окрашивать. После каждого покрытия воском ткань окунали в емкость с красителем. Затем сушили, опять покрывали воском по рисунку, затем снова окунали в краситель, снова сушили, пока не достигали нужного результата. От погружения в емкость с красителем, воск на ткани в некоторых местах давал трещины, в которые попадал краситель, поэтому светлые участки рисунка на ткани были покрыты сетью ломаных линий – паутинкой, что придавало ткани особую загадочность и колористическую сложность.
В нашей стране ручная роспись ткани стала развиваться с 30-х годов прошлого века. Появившись у нас, батик видоизменился, впитав в себя элементы прикладного искусства.
- Ребята, а где применяют батик?
- Для украшения интерьеров в виде панно, занавесов, в одежде и т.д.
Итак, с чего же начинается творческая работа художника над произведением? Конечно, с выбора темы соответственно назначению изделия. С хорошо продуманной композиции сюжета. Это может быть декоративный образ, настроение.
Сделав эскизы, начинают подготовку красителей. Краситель для х/б тканей или шелка разводят в горячей воде, добавляют холодную воду и соль, иногда уксус. Количество используемых цветов практически неограниченно.
Затем готовят ткань и подрамник для натягивания ткани. Для батика годится любая белая ткань – бязь, ситец, шелк и др.
На натянутую ткань наносят рисунок простым карандашом по эскизу, а затем по карандашным линиям наносят резерв. Или делают рисунок в натуральную величину на бумаге, подкладывают его под подрамник и  переводят его на ткань, работая сразу резервом на просвет. Иногда в состав резерва добавляют обезжиренные масляные краски, что придает рисунку графический характер. Для нанесения резерва используют стеклянные трубочки – рейсфедеры.
Во время работы ткань на подрамнике должна находиться в горизонтальном положении. Для нанесения красителя на  ткань используют ватные тампоны или беличьи кисти.
 Для того чтобы красители на готовом батике не смывались, их закрепляют – промывают батик в бензине, подсушивают и проглаживают или, скрутив батик в рулон вместе с чистой тканью, подвешивают в бак с небольшим количеством воды, накрывают крышкой и запаривают от 40 минут до 3 часов, в зависимости от вида ткани. Затем изделие стирают в горячей воде с мылом.
На последующих занятиях вы освоите один простой, но очень эффектный способ росписи ткани в технике «батик» – узелковую технику или так называемую роспись способом бандан.
Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии – «тибари» (связывать узелком).
Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками или тонкими шнурами. Существуют даже своеобразные названия способов обвязки, например аккордеон, мраморная расцветка, волнистые линии, розетка, солнышко и т.д. Затем ткань красят, опуская ее в краситель или кистями или тампонами. После крашения узелки развязывают. При этом получаются разные, очень интересные и неожиданные рисунки с переходом от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и несвязанных местах.
Для изготовления батика для наших панно мы будем использовать: кусочки белой ткани, прочные нитки, беличьи кисти. Что касается красителей, то вместо специальных анилиновых  будем работать с обыкновенными акварельными  красками, так как наш батик не придется стирать, и он не нуждается в закреплении. К тому же широкий спектр акварели позволяет создать бесконечное множество оттенков.
На предыдущих занятиях в нашей студии вы усвоили, что в композициях декоративно-живописных изделий главную роль играет цвет, поэтому при разработке эскизов мы применяем знания о цветоведении. Давайте вспомним те правила цветоведения, которые мы стараемся соблюдать, чтобы сочетания цветов в наших работах были гармоничными.
Опрос ребят.
- Да, мы вспомнили, что цвета бывают теплыми и холодными, звонкими и глухими; вспомнили, какие цвета подчеркивают друг друга, а какие гармонично смешиваются, образуя при этом совершенно новый цвет.

Тема следующего занятия – изготовление небольшого декоративного панно в технике узелкового батика с последующим оформлением и декорированием.

«Веточка цветущей вишни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». Изготовление «Рождественского ангела».

Открытое занятие "Изготовление "Рождественского ангела" предназначена для педагогов, которые работают с группой детей начального школьного возраста (2 уровень, 1 и 2 г. обучения)....

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». «Веточка цветущей вишни». Декоративное панно.

Открытое занятие "Веточка цветущей вишни" (декоративное панно) предназначено для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного возраста (1 уровень, 2 год обуч...

Технология проведения аттестации обучающихся к дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студии «АКВАРЕЛЬ».

Технология проведения аттестации обучающихся к дополнительной общеобразовательной программе "Дизайн - студия "АКВАРЕЛЬ" будет интересна для педагогов дополнительного образовани "Из...

Подпрограмма «Приобщение к искусству» к дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн-студия «Акварель» (для дошкольников).

Подпрограмма "Путешествие к искусству" предназначена для развития познавательной сферы в истории изобразительного искусства для детей дошкольного возраста....

Приложение (1) к подпрограмме «Приобщение к искусству» для дополнительной общеобразовательной программы «Дизайн-студия «Акварель».

Конспекты занятий для дошкольников подпрограммы "Приобщения к искусству" (1 уровень 1 год)....

Приложение (2) к подпрограмме «Приобщение к искусству» для дополнительной общеобразовательной программы «Дизайн-студия «Акварель».

Конспекты занятий к подпрограмме "Путешествие к искусству" для дошкольников (1 уровень 2 год)....

Конспект занятия: «Волшебные бабочки» (монотипия) по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн-студия «Акварель» (1 уровень 2 год обучения).

Занятие "Волшебные бабочки" помогает совершенствовать умения детей в изобразительной технике "монотипия"....