Подпрограмма «Приобщение к искусству» к дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн-студия «Акварель» (для дошкольников).
рабочая программа
Подпрограмма "Путешествие к искусству" предназначена для развития познавательной сферы в истории изобразительного искусства для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podprogramm_puteshestvie_v_iskusstvo.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Подпрограмма «Приобщение к искусству» является отдельным модулем дополнительной общеобразовательной программы «Дизайн-студия «Акварель», предназначенная для развития познавательной сферы в области истории изобразительного искусства детей дошкольного возраста 5-7 лет, обучающихся в группах 1 уровня 1 и 2 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей дошкольников с использованием игровых технологий.
Данный модуль носит познавательный характер, так как в ходе его освоения предусматривается знакомство и изучение детьми всеобщей истории искусства в пределах одной эпохи или страны, «явление» искусства рассматривается в связи с конкретной исторической обстановкой и особенностями жизни и мировоззрения людей.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в современных условиях развития с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций, нравственных качеств и художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно - эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Актуальность модуля заключается в формирование у детей художественного вкуса, знаний о художественной культуре в истории человечества, навыков культурного человека.
Новизна данного раздела программы в том, что в соответствии с особенностями психического развития детей дошкольного возраста она обеспечивает развитие образных форм в познании мира. Для доступности в усвоении материала каждое занятие по смыслу связано со сказкой, так как, опираясь на наглядно-образное мышление ребенка, его представления по содержанию сказки, педагогу легче донести до детей теоретические программные знания по истории искусств. Данные знания помогут обучающимся непосредственного в практической деятельности на учебных занятиях.
Цель – создание условий для формирования и становления эстетически развитой личности маленького человека.
Задачи:
Образовательные:
- формирование интерес к литературному, музыкальному, изобразительному и театральному наследию России.
- формирование у детей представлений о развитии искусства в истории человечества.
- формирование понятий замысла и содержания произведений, умений видеть основные средства выразительности, использованные автором художественного произведения для передачи чувств и настроений.
Метапредметные:
- формирование умений определять творческие проблемы, их причины и находить пути решения;
- формирование стремления к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- формирование художественно-образного мышления и вкуса, колористического видения;
- формирование умений адекватно оценивать свои достижения и достижения других.
Личностные:
- формирование общей культуры, кругозора, индивидуальных, творческих способностей детей;
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- формирование коммуникативных умений и навыков;
- содействие адаптации детей к жизни в обществе.
Для осуществления этих задач необходимо использовать следующие пути:
- постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи;
- упор на знания познавательного и творческого характера, творческие занятия;
- проведение любого занятия на высоком эстетическом уровне.
Условия реализации программы.
Данный модуль подпрограммы разработан для обучающихся 1 уровня дополнительной общеобразовательной программы «Дизайн-студия «Акварель»; возраст - дошкольники 5-7 лет, период реализации 2 года.
Режим занятий:
Каждая группа (первого или второго года обучения) занимается 2 в месяц по субботам (в зависимости от количества дней в месяце) по 2 академических часа (30+30 минут) - итого 18 астрономических часов в год.
Учитывая специфику работы по данной подпрограмме, требуется соблюдать рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста. Заявленные виды деятельности проводятся с детьми во второй половине дня.
Продолжительность занятий и мероприятий познавательного характера строится с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями изложенными в СанПиН. Учебный год составляет 36 учебных недель.
Формы организации деятельности обучающихся: основной формой является познавательно-игровое мероприятие.
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. Важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в дошкольнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству.
Прогнозируемые результаты
В результате реализации модуля у дошкольников должно выработаться чувство прекрасного, а также первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в творческой деятельности эстетического характера народов России и мира.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах детей, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы:
• формирование ответственного отношения к учению, культуры своего народа, своего края, осознание своей этнической принадлежности, знание наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
• готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Метапредметные:
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации:
В познавательной сфере: знания о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, о культуре поведения и общения.
В социальной сфере: стремление к самосовершенствованию, способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества.
Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет в период становления личности. В младшем же дошкольном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Поэтому если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о великих художниках, композиторах, артистах, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, а именно: читать стихи, петь песни, рисовать, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему дошкольнику.
Предметные:
По окончании первого года обучения дети должны знать:
- первичные сведения об основных видах и жанрах изобразительного и декоративно - прикладного искусства; основные средства выразительности художественного искусства;
- жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, анималистический, батальный);
- произведения русских и зарубежных художников (Репин Илья, Суриков, Васнецов Виктор, Серов, Левитан, Шишкин, Кустодиев и др.) и мастеров ремесленных центров (Семеновская деревянная игрушка, Дымковская глиняная игрушка, Урало-сибирская домовая роспись, Обвинские прялки, керамика Гжели и др.).
уметь:
- чувствовать и пробовать формулировать настроение произведения изобразительного искусства, проявляя начальное понимание языка художественного образа;
- эмоционально высказываться о произведениях искусства;
- рассказывать о запомнившемся произведении изобразительного искусства.
По окончании второго года обучающиеся должны знать:
- названия и отличительные особенности основных видов изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство);
- название, назначение и свойства материалов применяемых в изобразительном искусстве
- различные формы взаимодействия произведений изобразительного искусства и природы.
уметь:
- чувствовать и отчетливо формулировать настроение произведения изобразительного искусства, проявляя начальное понимание языка художественного образа;
- различать стилистические особенности произведений разного времени;
- описывать и анализировать произведение изобразительного искусства.
Формы отслеживания результатов:
Анализ проведенных мероприятий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план строится из теоретической части с использование игровой формы.
Каждая тема представлена в Конспекте-сценарии занятия (Приложение №1)
1 уровень 1-ый год обучения
№ п/п | Наименование тем | Часы |
1 | Путешествие в мир искусства Рассказ. Беседа | 1 |
2 | О чем рассказывает пейзажная картина | 1 |
3 | Дымковские игрушки | 1 |
4 | Веселый Городец | 1 |
5 | Рассматривание зданий разной архитектуры | 1 |
6 | Художник, рисующий сказки. | 1 |
7 | Зимние напевы. «Чудеса под Новый год». | 1 |
8 | Русские народные праздники (Рождество, новогодняя елка). | 1 |
9 | Дремлет лес под сказку сна (предварительная работа «Зимняя ночь»). | 1 |
10 | Образы животных в произведениях искусства. | 1 |
11 | Искусство и Семья. | 1 |
12 | Русские народные праздники (Масленица) | 1 |
13 | Весна пришла. | 1 |
14 | Русские народные праздники (Пасха). | 1 |
15 | Путешествие с волшебным клубочком по сказочным домикам. | 1 |
16 | Декоративно-прикладное искусство. | 1 |
17 | Скульптура | 1 |
18 | «Рисуем, творим, фантазируем» (выставка детских работ) | 1 |
Итого: | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ.
1 уровень 1-ый год обучения
№ занятия | Тема занятия | Кол – во часов |
| «Путешествие в мир искусства» Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам. | 1 |
| «О чем рассказывает пейзажная картина». Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Выставка репродукций пейзажных картин Шишкин, Левитан, Грабарь. | 1 |
| «Дымковские игрушки». Расширять представления детей о народных художественных промыслах. Дымковские игрушки. | 1 |
| «Веселый Городец». Расширять представления детей о народных художественных промыслах. Изделия городецких мастеров. | 1 |
| «Рассматривание зданий разной архитектуры». Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения - декор и т. д.). Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д. | 1 |
«Художник, рисующий сказки». Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги, иллюстрировавших сказки. Иллюстрации Ю.Васнецова, Е. Рачева, И.Билибина. | 1 | |
«Зимние напевы». «Чудеса под Новый год». Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетичес-кое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства | 1 | |
«Русские народные праздники (Рождество, новогодняя елка)». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. | 1 | |
«Дремлет лес под сказку сна (предварительная работа «Зимняя ночь»)». Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкина) и изображением родной природы в картинах художника. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. | 1 | |
«Образы животных в произведениях искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. | 1 | |
«Искусство и Семья». Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. | 1 | |
«Русские народные праздники (Масленица)». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Б. Кустодиев «Масленица». | 1 | |
«Весна пришла». Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (А.К. Саврасов) и изображением родной природы в картинах художника. | 1 | |
«Русские народные праздники (Пасха)». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. | 1 | |
«Путешествие с волшебным клубочком по сказочным домикам». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. | 1 | |
«Декоративно-прикладное искусство. Русская матрёшка». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. | 1 | |
«Скульптура. Памятник Неизвестному солдату». Развивать патриотические эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. | 1 | |
«Рисуем, творим, фантазируем» (выставка детских работ). Итоговое праздничное мероприятие. Оформление выставки. | 1 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 уровень 2-ой год обучения
№ п/п | Содержание базовых тем | Часы |
1 | Народное искусство | 1 |
2 | Золотая осень. | 1 |
3 | Музыка осени | 1 |
4 | Ах, натюрморт. | 1 |
5 | «Экскурсия» по улицам родного города. | 1 |
6 | Какая она зимушка-зима. | 1 |
7 | Зимний вечер | 1 |
8 | Скульптура малых форм. Образ человека. («Снегурочка»). | 1 |
9 | Русские народные праздники (Рождество, Старый Новый год). | 1 |
10 | Сказка инея. | 1 |
11 | «Золотая хохлома». | 1 |
12 | Русские народные праздники (Масленица) | 1 |
13 | Портрет. | 1 |
14 | Народные игрушки. | 1 |
15 | Друг зверей и птиц. | 1 |
16 | Живопись «Весна. Большая вода». | 1 |
17 | Живопись «Белая сирень». | 1 |
18 | «Рисуем, творим, фантазируем» (выставка детских работ) | 1 |
Итого: | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ
1 уровень 2-ой год обучения
№ занятия | Тема занятия | Кол – во часов |
Народное искусство Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры на-родного искусства». Народные изделия, одежда, народная музыка, книга «Русские народные сказки, потешки» и др. | 1 | |
Золотая осень. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (И. Левитан) и изображением родной природы в картинах художника. И. Левитан «Золотая осень» | 1 | |
Музыка осени Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства формировать интерес к живописи. Продолжать знакомить с видом изобразительного искусства - картина. | 1 | |
Ах, натюрморт. Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Познакомить с произведениями живописи П. Кончаловский, И. Михайлов | 1 | |
«Экскурсия» по улицам родного города. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. | 1 | |
Какая она зимушка-зима. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Грабарь и др) и изображением родной природы в картинах художников. | 1 | |
Зимний вечер. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. | 1 | |
Скульптура малых форм. Образ человека.(«Снегурочка»). Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства. Продолжить знакомить с жанрами изобразительного искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. | 1 | |
Русские народные праздники (Рождество, Старый Новый год). Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. | 1 | |
Сказка инея. Познакомить с произведениями живописи (И. Грабарь) и изображением родной природы в картинах художника. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. | 1 | |
«Золотая хохлома». Расширять представления детей о художественных промыслах, с русским декоративно-прикладным искусством. «Хохломская роспись», хохломские изделия | 1 | |
Русские народные праздники (Масленица) Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Б. Кустодиев «Масленица». | 1 | |
Портрет. Познакомить с произведениями живописи художника Серова В.А. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. | 1 | |
Народные игрушки. Расширять представления детей о народном искусстве. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства. | 1 | |
Друг зверей и птиц. Расширять представления о художнике иллюстраторе детской книги Е.И.Чарушине, иллюстрировавшем рассказы о животных. Книги с иллюстрациями Е.И.Чарушина, портрет художника. | 1 | |
Живопись."Весна. Большая вода" Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (И.Левитан) и изображением родной природы в картинах художника. | 1 | |
Живопись "Белая сирень" Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (П.Кончаловский "Сирень" и И.Левитан "Белая сирень") и изображением родной природы в картинах художника. | 1 | |
«Рисуем, творим, фантазируем» (выставка детских работ) Итоговое праздничное мероприятие. Оформление выставки. | 1 | |
Итого: | 18 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Так как подпрограмма рассчитана на развитие познавательного интереса в изучении предмета история изобразительного и декоративно - прикладного искусства и дизайна младшими и старшими дошкольниками, то, соответственно основной формой изложения материала выступает игра.
На занятиях посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень современного человека.
Закрепление изученного материала происходит через виртуальные экскурсии: по городу к темам «архитектура и скульптура моего города», экспозиции в музеях, галереях. Изученный материал в рамках данного модуля проектируется практически на учебных занятиях в рамках основного модуля и далее работы детей участвуют в выставках, проектах, интегрированных занятиях («Масленница», «Прогулка на ярмарку» и т.д),
Методы и приемы, используемые на занятиях и в совместной деятельности: описание-рассказ, объяснение, пояснение, напоминание, беседа, лекция.
Предусматриваются следующие формы познавательных занятий:
занятие – «экскурсия», занятие –«путешествие», занятие - игра, занятие - спектакль, занятие - посиделки, занятие - викторина, занятие - сказка, занятие - «потешного промысла», занятие - выставка, занятие - «волшебный сундучок», мастер-класс, занятие - галерея, круглый стол, деловая игра, встречи с интересными людьми, виртуальные экскурсии, просмотр наглядных пособий, видеофильмов, презентаций, конкурсы.
Содержание программы предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право изменять темы и отдельные беседы, составлять зрительный ряд из тех репродукций и слайдов, которые имеются в наличии или выбрать наиболее интересные для конкретной группы детей. Данный программный материал демонстрирует лишь принцип работы над темой, который помогает подобрать иллюстрационный материал вариативно.
Обучение детей строится на сочетании коллективных работы, что воспитывает у детей взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и дизайна.
В процессе реализации данного модуля программы основной технологической составляющей является игровая технология – особая форма занятий, на которой при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к познавательной деятельности, дети постигают учебный материал.
Материально-технические условия реализации модуля
Оборудование | |||
Мольберт | 16 шт | Стол педагога | 1 шт |
Ученический стол | 8 шт | Подиумы для постановок | 2 шт |
Шкаф для инструментов и материалов | 1 шт | Реквизит для натюрмортов | В ассор-тименте |
Стулья | 17 шт | Жалюзи | - |
Доска учебная | 1 шт | Тумба или стол под компьютер | 1 шт |
Технические средства обучения | |||
Монитор | 1 шт | Телевизор | 1 шт |
Фотоаппарат | 1 шт | Компьютер | 1 шт |
Учебно-методический комплекс
Учебные графики 1- 2 год обучения с содержанием познавательных мероприятий.
Дидактические и учебно-наглядные пособия:
- Конспекты познавательных занятий по каждому тематическому блоку.
- Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.
Информационное обеспечение программы
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей.
1. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов. художественно-эстетического цикла», «Просвещение»1992 г. сост. Т. Я. Шпикалова.
2. «Основы художественной культуры.», «Изобразительное искусство и архитектура.», 2 книги М. «Владос»1999 г. сост. И. А. Бирич, М. Т. Ломоносова.
3. «Рассматривание картин на уроках рисования.» М., «Учпедгиз»1956 г. В. Н. Кожухов.
4. «Российский Этнографический музей – детям.», С-Пб., «Детство-пресс»2001 г. Ботякова О. А., Зязева Л. К. и др.
5. «Советское изобразительное искусство», 1941-1960 М., «Искусство», 1981г.
6. Проект программы для художественных отделений школ искусств 2-3 классы. Сб., М., Кабкова Е. П., 1988г.
7. М. В. Адамчик «Русское искусство и архитектура»., Харвест., Минск.,2008г.
8. М. В. Алпатов «Искусство»., Просвещение., Москва., 1989г.
9. Л. М. Буткевич «История орнамента»., Владос, 2005г.
10. «Все о стилях мировой архитектуры»., Вильнюс., 2012г.
11. Н. Ф. Лоренс «Орнамент всех времен и стилей»., Эксмо, Москва, 2010г.
12. М. Платонова «Искусство»., Росмен, Москва, 2007г.
13. Энциклопедия для детей. «Искусство» том 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 в.в., Аванта, Москва, 2007г.
21. «Словарь античности». Внешсигма, Москва, 1992г.
22. А. Д. Алехин «Когда начинается художник», Эксмо, Москва 1993г.
23. Н. А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок»., Просвещение., Москва 1972г.
24. Н. Н. Волков «Цвет в живописи»., Просвещение., Москва 1977г.
25. Т. С. Комарова, О.Ю. Зырянова «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»., Эксмо., Москва 2005г.
26. Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова «Художественная культура детям. Интегрированные занятия., Эксмо, Москва 2005г.
27. Е. Н. Фомина «Эстетическое воспитание»
28. «Средства обучения дошкольника». Просвещение., Москва 1961г.
29. Р. М. Чумичева «Дошкольникам о живописи»., Просвещение., Москва 1992г.
Электронные образовательные ресурсы
мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы:
ttps://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/prezenta;
http://getyabrowser.net/design/land6?visitid=7rbpg4swsexk8bft&packid=8958&vid=52&sourceid=1200;
http://kids-covenok.ru/132992.htm;
http://28cynthia.xyz/master-klass-po-izgotovleniyu-kukol-beregin/берегиня;
http://www.toysew.ru/kukly/bereginya-svoimi-rukami.html;
http://kuklastadt.ru/articles/kukla-strigushka стригушка;
http://www.liveinternet.ru/users/t123456/post389016334/шаманочка;
http://pelagea-kukla.ru/4-stara-kak-mir-kukla-kuvadka-kuvatka.html-кувадки;
http://sdelala-sama.ru/3021-kukla-zernovushka-svoimi-rukami.html зерновушка, неразлучники;
https://www.slavyarmarka.ru/tv-kukla-desyatiruchka/десятиручка;
http://faveaovo.wixsite.com/oberegi/--c1ylz;
https://ok.ru/groupukrop/topic/66976114879272одежда девушек;
http://www.stranamam.ru/post/7424737/ сарафан;
https://sueveriya.ru/archives/14539 травница, зольная;
http://stranamasterov.ru/node/226202кулема;
https://www.studydocx.ru/download?http;
https://uslide.ru/mhk/17665-maslenicakustodiev-boris-mihaylovich.html
Аудиовизуальные ресурсы
слайд-фильмы, видеофильмы (отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского), кинофильмы, аудиозаписи («Рождественская» муз. и сл. Е. Шмакова, песня «Кабы не было зимы», А.Вивальди «Зима», «Весна», музыка из альбома П. И. Чайковского «Времена года», музыки Баха «Шутка» и т.д.
авторские презентации преподавателя по темам программы («Евгений Иванович Чарушин -писатель- художник», «Петр Петрович Кончаловский «Сирень в корзине», «Масленица» Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». Изготовление «Рождественского ангела».
Открытое занятие "Изготовление "Рождественского ангела" предназначена для педагогов, которые работают с группой детей начального школьного возраста (2 уровень, 1 и 2 г. обучения)....
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». «Веточка цветущей вишни». Декоративное панно.
Открытое занятие "Веточка цветущей вишни" (декоративное панно) предназначено для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного возраста (1 уровень, 2 год обуч...
Технология проведения аттестации обучающихся к дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студии «АКВАРЕЛЬ».
Технология проведения аттестации обучающихся к дополнительной общеобразовательной программе "Дизайн - студия "АКВАРЕЛЬ" будет интересна для педагогов дополнительного образовани "Из...
Конспект занятия: Батик (общий обзор) по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн-студия «Акварель» (2 уровень 1 год).
Знакомство с новыми видами росписи по ткани....
Приложение (1) к подпрограмме «Приобщение к искусству» для дополнительной общеобразовательной программы «Дизайн-студия «Акварель».
Конспекты занятий для дошкольников подпрограммы "Приобщения к искусству" (1 уровень 1 год)....
Приложение (2) к подпрограмме «Приобщение к искусству» для дополнительной общеобразовательной программы «Дизайн-студия «Акварель».
Конспекты занятий к подпрограмме "Путешествие к искусству" для дошкольников (1 уровень 2 год)....
Конспект занятия: «Волшебные бабочки» (монотипия) по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн-студия «Акварель» (1 уровень 2 год обучения).
Занятие "Волшебные бабочки" помогает совершенствовать умения детей в изобразительной технике "монотипия"....