Рабочая программа "Волшебный текстиль"
рабочая программа

Рождественская Наталья Геннадьевна

Рабочая программа предусматривает изучение производства и профессий текстильной промышленности, знакомство с историей и современными направлениями развития данной отрасли. Изучение теоретического материала тесно связано с изготовлением изделий из текстильных материалов, что способствует приобретению, обобщению и систематизации знаний, умений и навыков.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_volshebnyy_tekstil.docx406.62 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"(МБУ ДО ИЦТ)

УТВЕРЖДЕНА

на заседании

Методического совета

От28.08.2020г.

Протокол № 1

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

приказом и.о.директора

МБУ ДОИЦТ

От28.08.2020105 -од

и.о.директора МБУДОИЦТ                Ковтун В.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Волшебный текстиль»

Рабочая программа

2020 – 2021 учебный год

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 108

Даты начала и окончания учебных периодов 1 группа – 08.09.2020 – 05.06.2021

Продолжительность каникул – с  01.06 по 31.08 – летние, с 01.01 по 08.01 - зимние

Год обучения - 1

Группа: 1

Автор – составитель:

Рождественская

Наталья Геннадьевна

Педагог доп.образования

Игрим 2020

Цель программы: повышение уровня общекультурного образования учащихся посредством овладения  знаниями, умениями и навыками получения и использования  текстильных изделий.

Программой предусмотрено решение следующих задач:

  1. Обучающие: развивать познавательный интерес к изучению производства текстильной промышленности. Способствовать приобретению, обобщению и систематизации знаний, умений, навыков и компетенций в процессе работы с текстильными изделиями. Научить пользоваться инструментами и приспособлениями, качественно выполнять работы, рационально использовать материал и время.
  2. Развивающие: мотивировать ребят на саморазвитие, в процессе изучения теоретического материала и изготовления текстильных изделий, знакомства с историей и современными направлениями развития текстильной промышленности, Развивать творческие способности, самостоятельность и активность, аккуратность и ответственность, эстетический вкус, фантазию, память, глазомер, мелкую моторику рук. Формировать целеустремленность, трудолюбие. Прививать терпение, внимание, умение работать в коллективе.
  3. Воспитательные: воспитывать гармонично развитую, духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, культурой общения и поведения, уважающую традиции и обычаи своего народа, ведущую здоровый образ жизни.

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей общекультурной

программы «Волшебный текстиль»

(стартовый уровень)

на 2020 – 2021уч.г.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год 1 гр

08.09.2020

05.06.2021

36

216

3 раза в неделю по 2 часа


Учебно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие

2

1

1

собеседование

2

Инструменты и приспособления

6

3

3

контрольные вопросы,

обсуждение работ

3

Что такое текстиль. Профессии

130

33

97

3.2. Волокно

28

6

22

собеседование,

контрольные вопросы,

обсуждение работ

3.3. Волшебные нити

32

5

27

контрольные вопросы обсуждение работ

3.4. Волшебный лоскуток

70

17

53

контрольные вопросы

обсуждение работ, контроль задания

4

Ручные стежки и строчки

14

4

10

собеседование, контроль задания

5

Основы цветоведения

20

6

14

контрольные вопросы обсуждение работ

6

Сувенирные изделия

42

11

31

Обсуждение, викторина

контрольные вопросы,

выставки

7

Экскурсия

2

2

Итого:

216

55

161


Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа

«Волшебный текстиль»

(стартовый уровень)

Дата

Форма занятия

Кол-во

час

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие

ул. Строителей, 1б,  Корпус №4, кабинет «ДПТ»

1

08.09.

теоретич.

беседа

2

Цели, задачи, содержание программы. Знакомство с работами. Режим занятий.

собеседование

Инструменты и приспособления

2

12.09.

теоретич.

беседа

2

Инструменты и приспособления. Все про ножницы

собеседование

Что такое текстиль.   Профессии    Волокно

3

13.09.

теория

2

Знакомство с понятием волокно, Профессия «Обработчик волокна»

собеседование

контроль работы

4

15.09.

комбинир

2

Хлопковое волокно.

Профессия «Расфасовщик ваты»

собеседование

контроль работы

5

19.09.

практич.р

2

Эскиза аппликации «Четвероногий друг»

собеседование

контроль работы

6

20.09.

практич.р

2

Выбор фона, перевод деталей.

контроль работы

7

22.09.

комбинир

2

Заготовка волокна ваты разной толщины

контроль практич. работы

8

26.09.

Контроль на входе

2

Входной контроль. Оформление работы «Четвероногий друг».

презентация работы

9

27.09.

комбинир

2

Профессия «Отделочник волокон» Эскиз аппликации «Осень».

собеседование

контроль работы

10

29.09.

практич.р

2

Выбор фона и перевод деталей

контроль работы

11

03.10.

практич.р

2

Работа над аппликацией

контроль работы

12

04.10.

практич.р

2

Оформление аппликации «Осень»

контроль работы

13

06.10.

практич.р

2

Синтепон. Рельефная аппликация «Белый медведь»

собеседование

контроль. вопрос

14

10.10.

практич.р

2

Перевод и выполнение силуэта медведя на бумаге и синтепоне

контроль работы

15

11.10.

практич.р

2

Оформление аппликации «Белый медведь»

собеседование

контроль работы

16

13.10.

презентац.

2

Подготовка выставки и обсуждение работ

презентация опрос

Что такое текстиль.  Профессии.    Волшебные нити

17

17.10.

теория

2

Профессия «Прядильщик» Знакомство с понятием нить.

собеседование

контроль работы

18

18.10.

комбинир

2

Хлопчатобумажные нити История фенечек

собеседование

контроль работы

19

20.10.

практич.р

2

Виды плетения фенечек

ул. Строителей, 1б,  Корпус №4, кабинет «ДПТ»

контроль задания

20

24.10.

практич.р

2

Плетение фенечек

наблюдение

21

25.10.

комбинир

2

Шерстяные нитки  Понятие «Мандала»

собеседование

контроль работы

22

27.10.

практич.р

2

Заготовка основы для мандалы

контроль задания

23

31.10.

практич.р

2

Плетение мандалы

наблюдение

24

01.11.

практич.р

2

Обработка готового изделия.

контроль работы

25

03.11.

комбинир

2

Синтетические нитки. 

Куклы Мартинички

собеседование

контроль работы

26

07.11.

практич.р

2

Изготовление куклы-мальчика

контроль задания

27

08.11.

практич.р

2

Изготовление основы Мартинички-девочки

наблюдение

28

10.11.

практич.р

2

Изготовление косы

наблюдение

29

14.11.

практич.р

2

Оформление куклы Мартиничка

контроль работы

самооценка

30

15.11.

практич.р

2

Льняная нить-шпагат. Изготовление основы коня

собеседование

контроль работы

31

17.11.

практич.р

2

Изготовление ног и гривы коня

контроль задания

32

21.11.

комбинир

2

Изготовление хвоста.

контроль задания

Сувенирные изделия

33

22.11.

комбинир

2

Птица счастья для мамы

наблюдение

34

24.11.

практич.р

2

Украшение хвоста

собеседование

контроль работы

35

28.11.

практич.р

2

Изготовление клюва и крыльев

контроль работы

36

29.11.

практич.р

2

День матери. Украшение крыльев.

коллективное обсужден.работ

Инструменты и приспособления

37

01.12.

комбинир

2

Инструменты и приспособления. Иглы и иголочки

контроль. вопросы

38

05.12.

комбинир

2

Нитковдеватель. Работа с нитью

беседа

контроль работы

Ручные стежки и строчки

39

06.12.

комбинир

2

Выполнение шва вперед иголка

собеседование

контроль задания

40

08.12.

комбинир

2

Шов назад иголка. Куклы - помпоны.

собеседование

самоконтроль

41

12.12.

практич.р

2

Эскиза куклы «Дед Мороз» Подбор материала.  

собеседование

контроль задания

42

13.12.

практич.р

2

Копировальный шов. Шьем конечности

контроль. вопросы

контроль работы

43

15.12.

практич.р

2

Шов через край. Соединение деталей куклы «Дед Мороз»

ул. Строителей, 1б, Корпус №4, кабинет «ДПТ»

контроль. вопросы

контроль работы

44

19.12.

комбинир

2

Готовим усы и бороду Деда Мороза

контроль практич. работы

45

20.12.

контроль

2

Текущий контроль 

Декорирование деда Мороза

контроль. вопрос работа

Сувенирные изделия

46

22.12.

комбинир

2

Эскиз новогодней аппликации. Заготовка материала

контроль работы

47

26.12.

практич

2

Оформление фона. Подготовка деталей.

собеседование контроль работы

48

27.12.

практич

2

Размещение деталей на основе. Декорирование

наблюдение

49

29.12.

комбинир

2

Все про Новый год. Выставка работ

презентация работ

Основы цветоведения

50

09.01.

комбинир

2

Цветовой круг Закономерности цветовых сочетаний.

контроль. вопросы

51

10.01.

комбинир

2

Композиционный баланс Составление композиции.

контроль. вопрос

наблюдение

52

12.01.

комбинир

2

Инструменты и приспособления для копирования деталей

контроль. вопросы

53

16.01.

комбинир

2

Геометрическая аппликация из трикотажных нитей.

контроль работы

54

17.01.

практич

2

Заготовка нитей.

наблюдение

55

19.01

практич

2

Заполнение основных элементов картины

контроль работы

56

23.01.

практич

2

Заполнение дополнительных элементов картины

контроль работы

57

24.01.

практич

2

Объединение элементов

наблюдение

58

26.01.

практич

2

Декоративное оформление

контроль работы

59

30.01.

викторина

2

Что такое цветоведение

контроль. вопросы

Что такое текстиль.  Профессии. Волшебный лоскуток

60

31.01.

теория

2

Профессия «Сновальщик» Получение Ткани.

контроль. вопросы

61

02.02

комбинир

2

Профессия «Ткач». Ткачество

собеседование

62

06.02.

комбинир

2

Ткани из волокон растительного происхождения. Х/б ткани.

собеседование

контроль вопросы

63

07.02.

комбинир

2

Куклы обереги.  Ритуал создания.

контроль работы

64

09.02.

практич

2

Куклы-пеленашки.

взаимоконтроль

65

13.02.

практич

2

Кукла «Семья». Заготовка деталей

контроль задания

66

14.02.

практич

2

Изготовление основы.

ул. Строителей, 1б,  Корпус №4, кабинет «ДПТ»

контроль работы

67

16.02

практич

2

Оформление куклы

самоконтроль

Сувенирные изделия

68

20.02.

практич

2

 Кукла «Утешница».

контроль задания

69

21.02.

комбинир

2

Оформление куклы. История праздника 23 февраля.

контроль работы

70

27.02.

комбинир

2

Готовимся к 8 Марта. Кукла «Помощница или многоручка».

контроль работы

71

28.02.

практич

2

Заготовка деталей для куклы

контроль задания

72

02.03.

практич

2

Изготовление куклы.

контроль работы

73

06.03.

практич

2

Оформление куклы

коллективное обсужден.работ

74

07.03.

Урок игра

2

История праздника 8 марта.

контроль вопросы

контроль задания

Что такое текстиль. Профессии Волшебный лоскуток

75

13.03.

практич

2

Льняные ткани. Техника «Ой,ой». Эскиз куклы

контроль. вопросы

76

14.03

практич

2

Шьем голову,  юбочку куклы.

взаимоконтроль

77

16.03.

практич

2

Соединение деталей,  оформление куклы

контроль работы

78

20.03.

комбинир

2

Профессия «Вязальщица» Трикотаж.

контроль. вопросы

79

21.03.

практич

2

Сувенир «Гномик». Эскиз

контроль работы

80

23.03.

практич

2

Основа сувенира Гномик

самоконтроль

81

27.03.

практич

2

Шапочка и борода для гномика

контроль работы

82

28.03.

практич

2

Декоративное оформление

контроль работы

83

30.03.

практич

2

Объединение деталей сувенира

самоконтроль

84

03.04.

комбинир

2

Эскиз аппликации «Мир космоса»

контроль. вопросы

85

04.04

практич

2

Заготовка тканей и шаблонов

собеседование

контроль работы

86

06.04

практич

2

Оформление фона

самоконтроль

87

10.04

практич

2

Размещение и крепление деталей

контроль работы

88

11.04

практич

2

День космонавтики Декор. оформление аппликации

коллективное обсужден.работ

89

13.04

практич

2

Нетканые материалы. Синтепон

контроль. вопросы

90

17.04

комбинир

2

Цыпленок из синтепона.

контроль работы

91

18.04

практич

2

Декоративные элементы

самоконтроль

Сувенирные изделия

92

20.04

практич

2

Готовимся к Пасхе. Эскиз работы «Пасхальная радость»

собеседование

контроль работы

93

24.04

комбинир

2

Оформление основы. Заготовка элементов

собеседование

контроль работы

94

25.04

практич

2

Размещение и декорирование элементов коллаж.

контроль задания

95

27.04

практич

2

Праздники 1 мая и Пасха.

Открытка к 1 мая

ул. Строителей, 1б,  Корпус №4, кабинет «ДПТ»

коллективное обсужден.работ

96

04.05

комбинир

2

Брошь с георгиевской ленточкой

собеседование

контроль работы

97

08.05.

практич

2

9 мая день – Победы.

собеседование контроль

Что такое текстиль.  Волшебный лоскуток

98

11.05

беседа

2

Шелк. Цветы из текстиля

собеседование

99

15.05

комбинир

2

Заготовка лепестков

самоконтроль

100

16.05

практич

2

 Соединение деталей-лепестков

контроль работы

101

18.05

практич

2

Декорирование лепестков

контроль задания

102

22.05

практич

2

Оформление заколки

контроль задания

103

23.05

контроль

2

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Доработка  заколки.

демонстрация работа

104

25.05

комбинир

2

Коллективная работа «Мир вокруг нас». Заготовка элементов

собеседование контроль задания

105

29. 05

практич

2

Декорирование и размещение элементов на фоне

контроль работы

106

30.05

комбинир

2

Оформление выставки.

Выс

зал

контроль работы

107

01.06

экскурсия

2

Посещение выставочного зала

Каб-нет

коллективное обсужден.работ

108

05.06

итоговое

2

1 Июня – день защиты детей Подведение итогов

коллективное обсужден.работ

Итого за второе полугодие 116 часов

Итого за год  216 часов

Ожидаемые  результаты реализации программы

Программа является развивающей и  сформирует у детей следующие результаты:

  • предметные: освоена технология изготовления текстиля, и рабочие профессии текстильного производства; знания, умения, навыки работы с текстильными материалами, инструментами и принадлежностями. Развита способность к приобретению, обобщению, систематизации  знаний о текстильных материалах;
  • метапредметные: развиты познавательный интерес и творческие способности, самостоятельность и активность, аккуратность и ответственность, эстетический вкус, фантазию, память, глазомер, мелкая  моторика рук. Сформированы целеустремленность, трудолюбие терпение, внимание, умение качественно выполнять работы, рационально использовать материал и время
  • личностные: воспитана гармонично развитая, духовно-нравственная личность с культурой общения и поведения, умеющая работать в коллективе, уважающая традиции и обычаи своего народа, ведущая здоровый образ жизни.

Методическое обеспечение программы

Тема программы

Формы занятий

Педагогические методики и технологии

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

1

Вводное занятие

Рассказ

Технология личностно-ориентированного обучения

Словесные

Выставочный фонд кабинета

2

Инструменты и приспособления

Рассказ

беседа

Метод контрольных вопросов игровые технологии

Словесные Практические Наглядные

Инструменты и Видеоматериалы приспособления

3

Что такое текстиль

теория практика

самостоятельная работа

Технология опережающего обучения, Игровые технологии

Метод образного видения Информационные технологии

Словесные объяснительно-иллюстративные

Практические Наглядные

Мультимедиа-материалы

Образцы волокон, нитей, тканей, кукол, аппликации

4

Ручные стежки и строчки

Объяснение

Теория Практика Самостоятельная работа

Технология личностно-ориентированного обучения

Словесные Инструктивно-практические Наглядные

Образцы стежков и строчек

5

Основы цветоведения

Объяснение

практика самостоятельная работа

Проблемное обучение

Словесные

Наглядные

Практические

Цветовой круг

Карточки-задания к викторине

6

Воспитательные мероприятия

беседа- презентация практика

Культуровоспитывающая технология Информационные технологии

Словесные Иллюстративные

Практические

Создание творческих работ

Мультимедиа-материалы

7

Контроль знаний

Контрольное занятие.

Метод контрольных вопросов

Зачетные практические работы Взаимопроверка, Самопроверка

Карточки с заданием

Система контроля результативности программы

Вид контроля

Время проведен.

контроля

Цель проведения контроля*

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

На входе

Сентябрь (2020 г)

оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся в швейном деле

Собеседование

Проверка основных умений и навыков шитья

Электронный журнал педагогического контроля Сводная таблица по результатам аттестации на «входе».

Текущий

В течение всего учебного года

оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

собеседование, контрольные вопросы, контроль задания, работы, выставки

Карта оценки результатов. Электронный журнал педагогического контроля

В процессе

Декабрь (2020 г.),

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выполнение практической работы

Сводная таблица по результатам аттестации «в процессе»

Итоговый

Май

(2021 г.),

Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения.

Выполнение итоговой творческой работы

Протокол промежуточной или итоговой аттестации.

Сводная таблица по результатам промежуточной или итоговой аттестации.


Список литературы

Литература для педагога

  1. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
  2. Гриднева Е.Н. Волшебные куклы из ткани и трикотажа.- М.: Эксмо, 2019.- 208с.
  3. Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. - ТОО «Лейла», 1995.
  4. Жакова О. В., Копова Г. Р. Наряды для Барби, С.- Петербург: Кристалл, 2000.
  5. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2007.
  6. Лазарева Т. А. Рукотворные чудеса. - М.: Изд-во «Краун», 2005.
  7. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
  8. Митителло К. Б. Аппликация и пэчворк для дома и дачи. - М.: Эксмо, 2006.
  9. Сабитова Е.Г. Детские куклы из ткани по вальдорфской технологии.М.: Эксмо, 2018. – 160с
  10. Стильный текстиль.Популярная энциклопедия современного рукоделия.М.: Эксмо, 2019. – 224с
  11. Шитьё. Большая иллюстрированная энциклопедия/ пер с англ. М. Авдониной.-М.: Эксмо, 2006. – 256с.
  12. Флеминг Д. Мотивы круга в квилте: Практическое руководство. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон

Предмет: «Технология» 6 класс. Презентация  "Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон"...

Презентация "Текстиль для кухни"

Особенности выбора текстиля для кухни...

Мастер-класс «Русская матрёшка» (в технике «Грунтованный текстиль»)

Матрёшка-магнитик. Техника "Грунтованный текстиль"...

Образовательная программа студии дизайна текстильных изделий "Арт-текстиль"

Образовательная программа студии дизайна  текстильных изделий «Арт- текстиль» направлена на вос­питание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобрете...

"Текстиль-3D" - рабочая программа кружка.

Программа кружка  «Текстиль – 3D» призвана формировать у учащихся самостоятельность в выборе своих целей и действий, при изучении текстильной пластики, текстильной игрушки, изон...