Дополнительная общеобразовательная программа «Клуб финансистов».
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Толстых Анна Владимировна

Настоящая программа предназначена для формирования финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде; для обеспечения адаптации детей к жизни в общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_finansistov.docx564.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рождественская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза А.Н. Прохорова »

C:\Users\Анна\Desktop\IMG_20201123_151918.jpg

Дополнительная общеобразовательная

программа

«Клуб финансистов»

Тип программы: модифицированная

Направленность программы: естественнонаучная

Уровень программы: базовый.

Возраст обучающихся: 12 - 14 лет

Срок реализации программы: 35 часов

Автор: Толстых Анна Владимировна

Квалификационная категория: IКК

с. Рождественское. 2020 год

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка …………………………………………3

1.2. Цели и задачи…………………………………………………….5

Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебно-тематический план ……………………………………. 6

2.2. Содержание учебно-тематического плана …………………….6

2.3. Планируемый результат ………………………………………. 9

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1. Календарный учебный график ………………………………...11

3.2. Условия реализации программы ………………………………12

3.3. Формы аттестации…………………………..…………………..12

3.4. Контрольно-измерительные материалы……………………….12

3.5. Методическое обеспечение программы ……………………….13

3.6. Список литературы ……………………………………………..14
 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа «Клуб финансистов» 1 год обучения разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р);

-Планом мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 25. 04. 2015 г. № 729-р);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05. 05. 2018 г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»;

- Государственной программы Воронежской области «Развитие образования», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 17. 12. 2013 г. № 1102;

- Приказом департамента образования и молодежной политики Воронежской области от 26. 12. 2016 г. № 1575 «Об утверждении регионального плана мероприятий на 2016 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

- Уставом МКОУ «Рождественская СОШ».

Программа «Клуб финансистов» 1 год обучения имеет естественнонаучную направленность.

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Адресат программы. Программа «Клуб финансистов» 1 год обучения адресована обучающимся 12-14 лет. Занимаются в объединение «Клуб финансистов» от 10 до 15 человек.

Уровень реализации программы «Клуб финансистов» 1 год обучения ознакомительный.

Объем программы. Программа реализуется в течение 1 учебного года, 35 часов, 1 занятие в неделю по 1 часу (1 час – 45 минут согласно СанПиНу).

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

        1.2. Цель и задачи программы.

Цели:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

Образовательные  

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.

Воспитательные

- повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния

- воспитывать ответственность за экономические решения

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

Развивающие

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.

Раздел 2. Содержание программы (35 часов)

2.1. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

Введение в курс «Финансовая грамотность»

4

2

2

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

15

4

11

 Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10

5

5

Обобщающее занятие.

6

-

6

2.2. Содержание учебно-тематического плана

ВВЕДЕНИЕ 4 часа

Раздел 1. Доходы и расходы семьи 15 часов

Раздел  2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 10  часов

Обобщающее занятие. 6 часов

ВВЕДЕНИЕ 4 часа

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;

- осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;

- выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;

- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;

- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;

- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;

- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

- описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;

самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;

• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;

• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.

Раздел 1. Доходы и расходы семьи 15 часов

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия,

стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

- называть основные источники доходов семьи;

- составлять задачи, требующие денежных расчётов;

- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

- описывать свойства предмета, играющего роль денег;

- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;

-  называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

- объяснять, как формируется семейный бюджет;

- подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

- объяснять, из чего могут складываться планируемые и не предвиденные расходы семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

Раздел  2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 10  часов

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

Личностные характеристики и установки:

• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

- соотносить вид страхования и его цель;

- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;

- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

- описывать виды страхования;

- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;

- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• устанавливать и понимать причинно-следственные связи

между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.

Обобщающее занятие. 6 часов

2.3. Планируемые результаты

Планируемые результаты:

В результате освоения ДООП «Клуб финансистов» обучающиеся овладевают следующими результатами:

Личностными результатами:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1. Календарный учебный график

Номер

Тема

Дата

Введение в курс «Финансовая грамотность»

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

03.09.20

От чего зависит благосостояние семьи

10.09.20

Учимся оценивать финансовое поведение людей

17.09.20

Учимся оценивать своё финансовое поведение

24.09.20

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Деньги: что это такое

01.10.20

Учебные мини-проекты «Деньги»

08.10.20

Из чего складываются доходы семьи

15.10.20

Учимся считать семейные доходы

22.10.20

Исследуем доходы семьи

29.10.20

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

12.11.20

Как появляются расходы семьи

19.11.20

Учимся считать семейные расходы

26.11.20

Исследуем расходы семьи

03.12.20

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

10.12.20

Как сформировать семейный бюджет

17.12.20

Ролевая игра «Семейный совет составлению бюджета»

24.12.20

Учебные мини-проекты «Семей бюджет»

14.01.21

Портфолио «Доходы и расходы семьи»

21.01.21

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

28.01.21

         Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься

04.02.21

Что такое страхование и для чего необходимо

11.02.21

Что и как можно страховать

18.02.21

Ролевая игра «Страхование»

25.02.21

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

04.03.21

Как определить надёжность страховых компаний

11.03.21

Как работает страховая компания

11.03.21

Учебные мини-проекты «Страхование»

18.03.21

Портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

01.04.21

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

08.04.21

  1. - 35

Обобщающее занятие.

15.04.21

22.04.21

29.04.21

06. 05.21

13. 05.21

20. 05.21

3.2. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы.

Занятия по программе ведет учитель математики, имеющий высшее педагогическое образование.

Материально-техническое обеспечение. Для занятий объединения «Клуб финансистов» имеется учебный кабинет, где созданы условия, соответствующие требованиям санитарно-гигиенических норм.  Помещение хорошо проветривается, имеется достаточно равномерное освещение. Мебель соответствует росту учащихся. В кабинете есть вся необходимая справочная, специальная и методическая литература.

Кабинет имеет специально отведённое место, где в шкафах хранятся материалы, инструменты и приспособления, необходимые для занятия.

3.3. Формы аттестации

Формы проведения текущего и итогового контроля успеваемости и аттестации определяются таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам данной программы.

Формы проведения текущего контроля могут быть следующие:

-устный опрос учащихся,

-выполнение контрольных моделей,

-творческие и самостоятельные работы,

-тематические мини-проекты,

-участие в фестивалях и конкурсах.

3.4. Контрольно-измерительные материалы

Одним из эффективных методов контроля является наблюдение, в процессе которого педагог предотвращает и исправляет ошибки, направляет творческий процесс.

Критерии оценки результативности текущего контроля определяется таким образом, чтобы можно было определить уровень результативности каждого учащегося: высокий, средний или низкий.

Высокий уровень присваивается учащемуся, самостоятельно или при разовой помощи, выполняющему действия или операции по направлению деятельности.

Средний уровень присваивается учащемуся, выполняющему практические действия с помощью кого-либо (педагога, более опытного учащегося).

Низкий уровень присваивается учащемуся, выполняющему практические действия со значительной помощью кого-либо (педагога, более опытного учащегося), не понимающему смысл и значение терминов.

По результатам текущего контроля успеваемости педагог вносит корректировки в дополнительную общеобразовательную программу.

3.5. Методическое обеспечение программы

При проведении занятий в рамках реализации программы сочетаются принципы группового обучения с индивидуальным подходом. Форма организации занятий выбирается с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня знаний по той или иной теме. Занятия проводятся в разнообразных формах: занятия-путешествия, конкурсы, защита проектов, коллективная творческая работа и работа в группах. Большое внимание уделяется игровым моментам: загадкам, дидактическим играм. Это делает занятие интересным и увлекательным для детей. Каждое занятие по разделам программы включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. На практических занятиях дети учатся составлять задачи и ситуационные моменты, получают навыки решения задач. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов (рисунки, фотографии, технологические карты изготовления работ, готовые образцы, сделанные педагогом и детьми). Объяснение сопровождается демонстрацией технологических расчетов. Для самоутверждения, обучающегося необходимо ощущение успеха, положительного результата. Детальная оценка работы, демонстрация работы – все это создает ситуацию успеха.     

Применяются следующие средства дифференциации:

а)        разработка заданий различной трудности и объема;

б)        разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в)        вариативность темпа освоения учебного материала;

г)        индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у обучающихся применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала им предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.

Обучающиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.

Основное время на занятии отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

3.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

3.6.1. Список используемой литературы

Для педагогов:

 1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011. 13

 3. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.

 4. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с. 6.

5. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru.

6. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

 8. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

 9. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.

10. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.

11. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru 

12. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru 

13. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.

14. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru

 15. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.

16. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

17. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с. 21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.

18. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.

19. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с. 25.

20. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

 21. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа: http://www.hse.ru 

22. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа: http://project.1september.ru 

23. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.

 24. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебнометодический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с. 14

 25. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.

Для учащихся:

1. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы. не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.

2. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

Интернет-ресурсы:

1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».

3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».

 4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».

5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь». 6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов

7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.

 8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.

 9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».

10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.

12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».

13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни».

14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».

15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всѐм на свете. Музей фактов».

16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всѐ о страховании».

17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.

18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.

19. www.subsidii.net — портал «Всѐ о пособиях». 20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».

 21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».

 22. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛУБА "МОЛОДЕЦКИЕ ЗАБАВЫ"

Направление: «Спортивно-оздоровительное»Образовательная программа: «Здоровый образ жизни»Раздел программы: «Подвижные игры»Возраст обучающихся: 11-14 ле...

Дополнительная общеобразовательная программа "Клуб медиаторов-ровесников"

Программа для учащихся 6-7 классов по обучению их основам школьной медиации. Программа может быть реализована, как программа объединения ОДОД, как программа внеурочной деятельности или как элективный ...

Дополнительная программа "Клуб любителей английского языка"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Клуб любителей английского языка".  Возраст обучающихся 8-9 лет. Срок реализации -1...

Дополнительная образовательная программа клуба «Весёлый английский»

Дополнительная образовательная программа клуба «Весёлый английский» имеет общеинтеллектуальную направленность. Основная цель общеителлектуального направления - воспитание творческог...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Клуб Аниматоров"

Данная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности.Она предназначена для подростков, желающих научиться организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои орган...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...