Статья: "Из опыта формирования коммуникативной компетенции в рамках занятий по стилистике пресс-центра "Поколение"
статья (8 класс)

Егорова Дарья Юрьевна

Настоящий материал рассказывает о конкурсе "Самый красноречивый первокурсник" как об одном из способов формирования коммуникативной компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oratorskiy_konkurs.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: "Из опыта формирования коммуникативной компетенции в рамках занятий по стилистике пресс-центра "Поколение"

Развитие у учащихся гибких компетенций является одной из приоритетных задач системы дополнительного образования. В рамках ДООП Комплексной образовательной программы пресс-центра «Поколение» возможности для формирования таких компетенций заложены в каждую из входящих в ее состав отдельных образовательных программ.

В преподаваемой мной  дисциплине  «Стилистика», являющейся частью комплексной образовательной программы пресс-центра, учащиеся развивают не только общую грамотность, письменную речь, способность анализировать тексты, но и устную речь, навыки красноречия, столь важную сейчас коммуникативную компетенцию.

Одним из способов развития этой компетенции является конкурс ораторов «Самый красноречивый первокурсник», традиционно проходящий в  ходе изучения темы «Публицистический стиль речи».

Как известно,  деление на функциональные стили речи имеет в своей основе важнейшие функции языка: сообщение, общение и воздействие. У каждого из привычных нам стилей речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический) есть своя сфера использования и свои особенности: лексические, морфологические, стилистические. Изучение особенностей каждого из стилей позволяет учащимся применять каждый стиль в своей сфере и избегать такой ошибки как смешение стилей в одном  тексте, когда, к примеру в публицистический стиль попадает лексика, характерная для официально-делового и превращается в нем в канцеляризмы.

Публицистический стиль реализует сразу две функции языка: информирование и воздействие на аудиторию.  Свое применение он находит на страницах СМИ, ведь публицистика - летопись современности, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др. К публицистическому стилю относятся речь защитника и обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека. Таким образом, публичное выступление - это тоже текст публицистического стиля, который одновременно и информирует аудиторию, и воздействует на нее.

В самом начале изучения темы «Публицистический стиль» , на первом занятии,   я сообщаю учащимся, что им предстоит подготовить индивидуальное выступление на актуальную для них тему, а затем выступить с ним перед аудиторией. Тему выступления учащиеся должны выбрать и сообщить педагогу заранее.

Мы оговариваем, что они могут выбрать любую актуальную для них тему, но при этом учитывать, что:

- это не школьный доклад, поэтому они должны не просто зачитать перед группой какую-то информацию. Помним, что публицистический стиль  - это еще и воздействие,

- тема может подразумевать разные точки зрения, и они в своем выступлении могут отстаивать одну из них,

- теме может уделяться недостаточно внимания в обществе, и тогда своим выступлением они могут призвать заметить ее, обратить внимание,

- тема должна быть им по-настоящему интересна, потому что когда ты сам заинтересован, ты можешь интересно рассказать об этом другим.

Далее мы оговариваем регламент. На само выступление у учащихся до 3 минут. Далее у аудитории есть 5 минут, чтобы задать выступающему вопросы. Потом ход переходит к следующему оратору. Педагог следит за продолжительностью выступлений, используя таймер.

Для подготовки выступления учащиеся получают памятку (прил. 1)

Во время выступлений педагог фиксирует для себя в бланке подготовленность, продуманность, логичность выступления, использование приемов воздействия на аудиторию, выразительности речи, а также реакцию аудитории. После того, как все учащиеся выступили, происходит тайное голосование, в ходе которого учащиеся выбирают самое запомнившееся им выступление. Выбирается самый красноречивый первокурсник. Педагог вместе с учащимися обсуждает прошедшие выступления, анализирует их подготовку, отмечает, что удалось каждому из учеников, а над чем можно еще поработать.

Для выступлений учащиеся выбирают самые разные темы: «бодипозитв», «проблема закомплексованности людей», «телефонная зависимость»...

В ходе таких занятий, как правило, учащиеся открываются друг для друга с новой стороны, больше узнают друг о друге, а искренние и эмоциональные выступления способствуют укреплению связей в коллективе.

Целевая аудитория: учащиеся 1 года обучения по программе «Стилистика»  пресс-центра «Поколение».

Цель занятия: знакомство с приемами воздействия на аудиторию, развитие навыков ораторского мастерства, красноречия

Задачи занятия:

Обучающие:

  • дать представление об особенностях  подготовки ораторского выступления

Развивающие: 

  • содействовать развитию  умения общаться с людьми, взаимодействовать с аудиторией, воздействовать на нее
  • содействовать развитию умения планировать свое время

Воспитательная: 

  • способствовать сплочению коллектива

Приложение 1.

Памятка для учащихся по подготовке устного выступления

УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Каждому нужно уметь выступать на собрании, а может быть, с лекциями и докладами. Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям- заставить их почувствовать заинтересованность выступающего.Только тогда будет интересно слушать.

Главная задача устного выступления - это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно- политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.

Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придётся выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью- то статью, речь или книгу.

Что поможет успешно выступить?

  1. К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться, а это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чём говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и предложения).

  1. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чём убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

  1. Надо отстаивать своё мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все.

  1. Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

  1. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своём выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

  1. Вся речь, особенно её начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом всё время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.

  1. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждением, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях- посредством жестов, скупых, но выразительных.

  1. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть:  начало, первые фразы; Основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключения.

  1. Постарайтесь по этому плану предварительно продумать всё своё выступление, а затем наедине или перед кем - либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.  Заранее прорепетировав своё выступление, вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлечённости тем, о чём говорит, и убеждённости в том, что говорит, умения общаться с публикой.

Структура речи

I. Вступление

Основные требования

Приемы

Примеры речевых формул

  1. Установить контакт со слушателями.
  2. Привлечь внимание, подчеркнуть важность темы.
  3. Четко сформулировать тему и основную мысль, обозначить план выступления.

Умеете ли вы читать? Этот вопрос вызывает обычно недоумение -- как же, все мы грамотные люди! А вот великий Гёте утверждал, что он учился читать всю свою жизнь, но и сейчас не может быть уверенным в том, что умеет это делать.

II. Основная часть

Основные требования

Приемы

Примеры речевых формул

  1. раскрыть 5-7 основных положений.
  2. Отобранную информацию разделить на смысловые части.
  3. Использовать наиболее убедительные примеры, цитаты, цифры.
  • Аналогия.
  • Противопоставление.
  • Сравнения.
  • Оценочная лексика.

Переходы:

  • однако;
  • не только, но и;
  • с другой стороны;
  • теперь рассмотрим;
  • другой характерной особенностью (чертой);
  • не менее важной причиной;
  • к другим достоинствам (недостаткам);
  • напротив;
  • еще остается рассмотреть;
  • назовем и другие...

III. Заключение

Основные требования

Приемы

Примеры речевых формул

"Генеральный штурм" аудитории:

  • дать возможность слушателям вспомнить основные положения,
  • активизировать аудиторию.
  • подводя итог всему изложенному;
  • таким образом;
  • следовательно;
  • из сказанного следует;
  • обобщая сказанное;
  • позволяет сделать вывод.

Приемы привлечения внимания аудитории

  1. обращение с вопросом;
  2. пауза;
  3. вопросно-ответный прием;
  4. тайна занимательности;
  5. пословицы, афоризмы;
  6. элементы юмора.

Приложение2.

Таблица критериев оценки выступлений педагогом

подготовленность

продуманность аргументов

логичность выступления

использование приемов воздействия на аудиторию

выразительности речи

реакцию аудитории

Дополнительные факторы

Учащийся 1

Учащийся  2

Учащийся 3

Учащийся 4

Учащийся 5

Учащийся 6

Учащийся 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование коммуникативной компетенции через использование деятельностных заданий"

Статья о пользе деятельностных упражнений на уроках иностранного языка....

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся по французскому языку через использование кейс-технологии"

Данный материал является обобщением инновационного педагогического опыта в  модульной технологии...

Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии....

Статья по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Статья по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»....