Музыкальная культура г. Иркутска. Концертная жизнь г. Иркутска в предреволюционное двадцатилетие.
учебно-методический материал

 Музыкальная жизнь города Иркутска. Концертная жизнь города Иркутска в предреволюционное двадцатилетие.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Музыкальная культура города Иркутска.

Концертная жизнь города Иркутска

в предреволюционное двадцатилетие.

Концертная жизнь города Иркутска в предреволюционное двадцатилетие развивалась, как  и прежде, по двум основным направлениям, связанным с деятельностью музыкантов и выступлениями гастролёров. То теперь она стала гораздо разнообразнее, насыщеннее, и не только по тому, что концертные турне по Сибири совершало больше хороших и прославленных артистов. В самом Иркутске в составе музыкально- исполнительских сил произошли значительные перемены: в связи с открытием первой музыкальной школы, затем- Музыкальных классов и ЧМШ появилось больше профессионалов, охотно выступавших разного рада концертах. Вместе с тем, интересные творческие коллективы полупрофессионального типа складывались  при некоторых общественных организациях, уделявших музыке значительное внимание и явившихся инициаторами создания новых форм концертной деятельности. Это прежде всего Общество любителей музыки и литературы.

 Общество любителей музыки и литературы.

В 1898-1903гг. председателем правления этого общества был начальник Забайкальской железной дороги В.В. Оглоблин. Страстный любитель музыки и прекрасный организатор, он вместе с наиболее энергичными членами правления быстро сумел привлечь внимание к обществу, сплотить вокруг него многих музыкантов и наладить серьёзную систематическую работу. С 20февраля 1898г по 10июня 1899г. (фактически за 11 месяцев), состоялось 17 концертов,  к участию  в которых общество привлекло членов своего драматического отделения-вокалистов и инструменталистов, а также собственный оркестр и хор.

  В прежние годы у общества иногда бывал маленький собственный оркестр, но чаще оно пользовалось услугами сборного наёмного оркестра, усиленного любителями, либо театрального в полном его составе.  В концерте 14декабря 1898года общество выступило с собственным оркестром, в котором впервые основным ядром были  музыканты любители в составе 29человек

(сам В.В. Оглоблин играл здесь на валторне), а исполнители на контрабасе, ударных и крупных медных духовых инструментов приглашались за плату из числа профессионалов. На некоторых концертах состав этого симфонического оркестра доходил до 42 человек. такого большого оркестра не имела ни одна из работающих в Иркутске оперных трупп. Хорошим качеством  своей игры оркестр был  обязан талантливому и неутомимому деятельному дирижёру Тифлисской оперы В.Б. Штоку, который, не поладив  с антрепренером иркутского городского театра А.А. Кравченко, оставил оперную труппу и все свои силы бескорыстно отдал любительскому обществу.

   Появление в Иркутске В.Б. Штока было очень  кстати, так как бессменный капельмейстер общества И.В. Гусев из-за болезненного состояния уже не мог трудиться с прежней энергией. и в октябре 1898года передал оркестр любителей новому дирижёру. Оркестр Общества любителей работал под руководством В.Б. Штока до апреля 1900года. Новых для Иркутска симфонических произведений он  разучил немного (самыми интересными из них были Испанские увертюры  Глинки и увертюра Мендельсона «Рюи-Блаз»),но зато он мог с успехом исполнять такие монументальные сочинения, как увертюра «1812год» и «Славянский марш» Чайковского, увертюры к русским операм. Оркестр много аккомпанировал солистам и хору. В работе со вновь сформированным хором В.Б. Шток проявлял также незаурядные способности, благодаря чему численность хора возросла до 28 человек, репертуар его обогатился рядом новых произведений, в том числе a cappella, а в исполнении массовых оперных сцен  любительский хор мог потягаться  с профессиональным. В.Б. Штоку удалось сравнительно быстро достичь значительных результатов в работе с обоими творческими коллективам и потому, что большую  помощь  ему оказывали члены правления А.Г. Кальпус и А.Н. Сотников-в организации оркестра, устройстве репетиций и произведений концертов, В.И. Лосев и С.П. Грессеров- в разучивании хоровых партий. Программа вечеров включала отрывки из драматических произведений поэта и фрагменты из опер «Руслан и Людмила», «Русалка», «Евгений Онегин». Обоим вечерам предшествовали бесплатные генеральные репетиции специально для учащейся молодёжи. Хорошие солисты, большой оркестр, хор, увеличенный до80 человек, полная сценическая обстановка и специально для этого торжества сделанное временное электрическое освещение городского театра- все это надолго осталось в памяти Иркутян. Еще два больших концерта под управлением В.Б. Штока состоялось в 1900г.:27 февраля из произведений русских композиторов и 5 марта с участием впервые выступавшей в г. Иркутске оперной артистки А.А. Картавиной.

    После отъезда В.Б. Штока хором общества успешно руководил преподаватель Музыкальных классов И.А. Анин, а систематическая работа с оркестром, к сожалению, прекратилась. В разных составах он успешно формировался только перед традиционным ежегодным  концертом «в память уперших русских композиторов».  В 1902и 1903гг. оркестром в 35 и 50 человек. дирижировал театральный капельмейстер В.М. Гейнрих.

 В соответствии с уставом Общества любителей его члены делились на три категории: членов-исполнителей, членов-посетителей и почетных членов.  Посторонние лица могли посещать любое мероприятие общества, имея рекомендации его членов, и считались их гостями. Главным источником материальных средств  общества были взносы членов посетителей, установленные уставом вразмере10рублей.для одного члена и 15-для его семьи за весь сезонный год.  И правление, стремясь сохранить старых и привлечь новых членов-посетителей, единственно верный  путь к этому видело в устройстве регулярных и хорошо организованных  «семейных»  литературно- музыкальных вечеров для членов общества и их гостей. Так, в сезоне 1898/99г. появилась новая организационная форма концертов-еженедельные  «субботы».

 «Субботы» давали посетителям возможность не только послушать музыку и посмотреть спектакль, но и попробовать собственные творческие силы, а в конце вечера и потанцевать. Вечера очень быстро завоевали популярность, начиная с 1900г.они стали основной формой деятельности общества до конца его существования.

  Высокому художественному уровню концертных программ «суббот» способствовало участие в них профессиональных музыкантов- членов Общества любителей и преподавателей Музыкальных классов.

 Большой наплыв населения в г. Иркутске, вызванный русско-японской войной, обусловил в сезоне 1904/05гг.появление на «субботах» не только новых слушателей, но и новых исполнителей.

В 1905/06гг. хором любительского общества руководил директор Музыкальных классов С.Г. Румшинский, а преподаватели и учащиеся  классов были исполнителями камерных инструментальных ансамблей.

   С самого своего возникновения Общество любителей было тесно связано с Общественным собранием, используя его помещение. Даже большой зал Собрания

 (нынешний зал театра музкомедии) обязан своим существованием любителям:

 В.В. Оглоблин, избранный председателем совета старшин Общественного собрания, построил его в 1902году для любительских концертов.

    Но осенью 1906года Общественное собрание было арестовано драматической труппой на таких условиях , что Общество любителей осталось без пристанища.

   даже авторитетный председатель правления В.Н. Булатов-человек авторитетный и преданный обществу, один из его организаторов  в 1881г., не смог преодолеть этого серьёзного препятствия к продолжению систематической работы.  Только в 1909г. общество начало «оживать»:  в апреле его солисты и хор , организованный Р.А. Ивановым, участвовали в Гоголевских торжествах; 10 мая по инициативе членов общества состоялся концерт из произведений Ф. Мендельсона и Ф. Шопена. н асезон 1909/10гг.оно нашло временный приют в помещении польско- литовского общества «Огниво», где по средам устраивало свои «семейные вечера» и дало несколько платных концертов.

 Благоприятные условия для возрождения любительского общества возникло в 1910г.,ине только потому ,что оно вновь вернулось в общественное собрание. В состав его правления  вошли серьёзные музыканты: дирижёр Музыкальных классов И.М. Мариупольский и И.П. Райский, которые стремились придать деятельности общества по возможности систематический и более профессиональный характер.

  14 марта 1912года состоялся торжественный вечер, посвященный 30-летию Общества любителей. В концерте по управлением И.П. Райского прозвучали Первая симфония В. Калинникова, Первый фортепианный концерт П. Чайковского, ария из оперы в исполнении профессиональных певцов: М.Ф. Двриц- Орловой, Р.Н. Глазковой-Эрне, К.А. Савельевой и любителей: А.Г. Андреева и А.М. Шейниса.

   Последним творческим активным сезоном общества, когда его концерты устраивались довольно регулярно и в них кроме солистов, участвовали хор и оркестр, оказался 1912/13гг.

 В двух следующих сезонах оно заявляло о своем существовании редкими «субботами», а  к 1916году совсем исчезло м музыкального горизонта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концертная программа «Музыкальная культура Германии»

Данное мероприятие будет хорошим завершающим этапом при проведении предметной недели...

Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"

Индивидуальная тема самообразования.              "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

Сценарий концерта "Вся жизнь моя - Иркутская история"

Сценарий праздничного концерта, посвященный 80-летию Иркутской области«Вся жизнь моя – Иркутская история»...

План похода по Восточной Сибири «Иркутск – Листвянка – Большие Коты – Иркутск»

В целях активного отдыха, приобретения и закрепления туристических навыков, приобщения к здоровому образу жизни был разработан кольцевой маршрут «Иркутск – Листвянка – Большие Коты ...

Музыкальная культура Иркутска предреволюционного двадцатилетия (1897г-1917г.). Музыкальное образование.

Музыкальная культура Иркутска предреволюционного двадцатилетия (1897г.-1917г.). Музыкальное образование....

Внеучебное занятие «Фестиваль национальных культур народов Иркутской области»

Внеучебное занятие «Фестиваль национальных культур народов Иркутской области» направлено на формирование у детей уважения к истории, географии и культуре народов России через знакомство с ...