Музыкальная культура Иркутска предреволюционного двадцатилетия (1897г-1917г.). Музыкальное образование.
методическая разработка

Музыкальная культура Иркутска предреволюционного двадцатилетия (1897г.-1917г.). Музыкальное образование.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная культура Иркутска предреволюционного двадцатилетия (1897г.-1917г.) Музыкальное образование.

    Впервые вопрос об открытии в Иркутске музыкальной школы поднят на страницах местной прессы в 1879г. В 1880г. преподаватель музыки Девичьего института В.П. Шевич разработал проект устава музыкального общества «Мелодия», которое, по его предложению, должно было объединить все музыкально-педагогические силы Иркутска. Однако после длительного обсуждения проекта, перешедшего в полемику на страницах местной газеты, вместо этого общества в городе было учреждено другое- Общество любителей музыки и литературы.

   Его устав, утвержденный в 1882г., предусматривал открытие музыкальной школы, но прошло 17лет, прежде чем это осуществилось.

В.П. Шевич еще в 1881г. писал, что в Иркутске в то время было более 20 частных преподавателей музыки и что только у него одного ежегодно было по 30 учащихся.  

Всегдашняя любовь иркутян к музыке проявлялась, к примеру, в том, что к концу 90-х г.г. в редком доме не было какого-либо музыкального инструмента, а чуть дом побогаче, то уже наверняка из него неслись звуки рояля или пианино; это был факт знаменательный особенно если принять во внимание трудность и дороговизну транспортировки сюда таких инструментов.

   Тяга к профессиональному музыкальному образованию усиливалась по мере притока новых художественных впечатлений, связанных с развитием концертной жизни, и особенно оперного искусства, сильно влияющего на развитие домашнего музицирования, которое часто сводилось к пению оперных арий и фортепианным импровизациям на оперные темы.

   Проявление в сезоне 1898/99г. профессиональной оперы необычайно оживило деятельность Общества любителей музыки и литературы, которое завязало с нею тесные контакты. Само общество к этому времени сплотилось, завоевало авторитет одного из самых, привлекательных просветительных учреждений в городе, приобрело материальную базу. Именно тогда оно и сочло возможным поддержать идею открытия музыкальной школы. Инициатором её создания и директором был А.Ю. Гинита-Пилсудский. По окончании Петербургской консерватории он приехал в Иркутский институт имени императора Николая I ( Девичий институт) на должность преподавателя светского хорового пения в конце ноября 1898г.Начав вскоре же по приезде хлопоты об учреждении в  Иркутске музыкальной школы, он договорился с преподавателем любительского общества о совместном найме помещения для общества т школы в доме Поротова на ул. Пестеревской (ныне Урицкого).Общество брало на себя расходы по внесению половины  арендной платы за помещение, по оборудованию его мебелью, по устройству сцены и приобретению части музыкальных инструментов. Занятия в школе начались 5 февраля 1899г.После утверждения правительством её устава 17 июня 1899г. она стала называться «Музыкальная школа свободного художника Анатолия Юльевича Гиниты- Пилсудского в г. Иркутске». Это было первое специальное музыкальное заведение не только в г. Иркутске, но и во всей Восточной Сибири.

   Учебные программы музыкальной школы были одобрены Главной дирекцией ИРМО. На их основе предусматривалось обучение по многим специальностям и обязательным дисциплинам, однако преподавались только фортепианная и скрипичная игра, пение, элементарная теория музыки и велись хоровые занятия. Для лиц, не имевших музыкальной подготовки, был открыт подготовительный класс. Количество учащихся осенью 1899г.состояло 50человек. так как в школу принимались и дети, и взрослые, и среди поступивших были такие, кто ранее занимался музыкой, появилась возможность уже вскоре после открытия музыкальной школы устраивать концерты-либо исключительно ученические, либо организованные совместно с преподавателями.

  Учителями в школе, кроме самого А.Ю. Гиниты-Пилсудского, ведшего классы фортепиано и хоровое пения, были пианист А.С. Стерн (он же инспектор школы), скрипач М.Н. Синицын, вокалист  Дж. Рик. Давиесси (сольное и хоровое пение), элементарную теорию музыки преподавал дирижёр оперы В.Б. Шток, а с 1900г.-Р.А. Иванов.

   Талантливые музыканты- исполнители Пилсудский,Стерн и Синицын давали и самостоятельные концерты с солидными и интересными программами. Целью этих  концертов, как и ученических, была популяризация музыкальной школы. Однако преследовалась и другая цель. Директор школы выступил инициатором создания в Иркутске отделения ИРМО с музыкальными классами. И денежные сборы с некоторых концертов шли в фонд будущего отделения. И не только с концертов. В 1901г. 3 февраля в помещении музыкальной школы и 20 февраля в городском театре  под управлением Гиниты-Пилсудского в пользу отделения была поставлена опера  Н. Лысенко «Наталка-Порлтавка» с участием оперных артистов Феодоско-Сахновской, Гагаенко, Ильющенко, Мухина и др.

   Главная дирекция ИРМО разрешила открыть отделение этого общества в Иркутске 4 августа 1901г.и утвердила первыми директорами Иркутского отделения лиц, подписавших прошения об его основании: супругу генерал –губернатора А.В. Пантелееву, супругу иркутского губернатора А.П.Моллериус, начальницу  А.Б. Воллернера и свободного художника А.Ю. Гинита-Пилсудского. Однако последний

7 мая 1901г. не проводя экзаменов в музыкальной школе и не закрыв её официально, не заплатив жалованья  преподавателям, по неизвестным причинам  (вероятно, спасаясь от кредиторов)  скрылся из Иркутска. Имущество его школы за долг перешло к владельцу дома, где оно помещалось, а затем было приобретено дирекцией Иркутского отделения ИРМО, устроившей Музыкальные классы в этом же самом  помещении.

   Занятия в музыкальных классах начались 1 сентября 1901г. К преподавателям, перешедшим из школы Гинита-Пилсудского, присоединились Е.Г. Городецкая (фортепиано) и И.А. Аннин (виолончель и хоровое пение).

   За время своего 13-летнего существования Музыкальные классы имели в составе преподавателей целый ряд прекрасных музыкантов.

  В высшем классе фортепианной игры работали выпускники петербургской консерватории: С.Г. Румшийский, Е.М. Савелова- Созентович, А.Ф. Скляревский,Е.М. Эккерт-Яцевич,  А.Л. Ферштер, Т.П. Енько, И.С. Крыгина, Л.А. Цветкова,ученицы профессора Ф.О. Лешетицкого М.Н. Мелиссова и А.П.Ханацкая, бывший преподаватель Дрезденской консерватории Р.К. Вистенгаузен, преподаватель Е.В. Рудницкая.

    Занятия в среднем и младших  фортепианных классах вели Е.Е.Чижик и Е.Е. Фрайфельд.

    В классе скрипки преподавали свободные художники И.М.Мариупольский и Г.О.Ук.

  В классе виолончели после И.А. Аннина работали выпускники Московского филармонического училища П.В. Нигоф, Киевского музыкального училища М.Н. Вороновецкий и Петербургской консерватории , уже известный в Иркутске А.Ф. Вербов.

   Класс сольного пения вели И.Н.Вульпе,А.Л. Фон-Мооль, С.Н. Соловьева-Страхова, оперные артисты А.Н. Кришкевич (Ангарский), В.А. Рошковская, К.А. Савельева. В течение оперного сезона 1906/07г. артист О.И. Камионский  руководил специально учреждённым классом оперного пения.

 В классе деревянных духовых инструментов, открытом в 1903г. преподавали А.Л. Плоткин и А.М. Шопник обучали лишь игре на флейте.

  Класс медных духовых инструментов,  которым руководил И.М. Гершевич, работал только четыре года (1906-1910гг).

   Хоровые занятия после И.А. Аннина возобновились  лишь в 1908г. и продолжались под руководством Ф.И. Крылова до 1910г.

   Оркестровый класс так и не был создан.

   Таким образом, Иркутские музыкальные классы обеспечивали преподавание не всех дисциплин, предусмотренных учебными программами, утверждёнными Главной дирекцией ИРМО для всех отделений общества, и давали поэтому своим учащимся меньший объём знаний, чем тот, на который они вправе были рассчитывать при высокой стоимости обучения.

   Годовая плата за обучение составляла- 120 рублей без теоретических дисциплин, а с ними -150 рублей.

  Льготами пользовались только учащиеся в классах духовых инструментов

(90 рублей).

   Высокая плата была серьёзным препятствием для поступления в это учебное заведение. Однако учащихся с каждым годом становилось больше.

    Из стен музыкальных классов вышло немало хороших музыкантов.

    Говоря о важном значении Музыкальных классов  Иркутского отделения- ИРМО-профессионального учебного заведения, необходимо подчеркнуть вместе с тем их важную роль как учреждения музыкально- просветительного. Среди преподавателей классов не было ни одного, кто бы не сочетал педагогическую деятельность с концертно-исполнительской. Если учесть, что они были музыканты высокой квалификации и могли решать серьёзные творческие задачи, роль их в развитии музыкальной культуры Иркутска трудно переоценить. НЕ ставя своей задачей выявление участия преподавателей Музыкальных классов во всех концертах, имевших место в городе с 1901 по1914г., остановимся на тех из них, которые устраивались Иркутским отделением ИРМО.

  .При своем возникновении отделение не имело никаких материальных средств. Имущество было приобретено в долг, расходы по музыкальным классам взносами учащихся не оплачивались, членов отделения было мало, и членские взносы составляли ничтожную сумму. Для существования музыкальных классов дирекция отделения должна была изыскивать средства. Одним из их источников были концерты, причем, чтобы завоевать авторитет  в иркутском обществе, они должны были быть интересными и высококачественными.

   Стараясь  заинтересовать публику, дирекция привлекала к участию в концертах оперных артистов, пользовавшихся любовью иркутян. Однако главные исполнительские силы составляли преподаватели музыкальных классов. Большое значение имело то, что директорами Музыкальных классов были люди, не только обладающие высокой музыкальной культурной, но вкладывавшие в дело организации концертов много энергии и увлеченности.

   Концерты, всколыхнувшие музыкальную жизнь Иркутска, имели выдающийся успех. Интерес к Отделению музыкального общества наглядно выразился в количестве записавшихся в него действительных членов: их стало 54 (в первом годубыло19,во втором-15). К сожалению, устройство таких концертов при отсутствии в Иркутске постоянного симфонического оркестра требовало очень больших затрат и больше Музыкальными классами не практиковалось. Анализ концертных программ и рецензий даёт право сделать вывод, что в каких бы концертах ни участвовали преподаватели Музыкальных классов, они всегда делали это профессионально.

    Весной 1914г. отделение осталось без управления, т.к. немногочисленная дирекция его распалась: председатель П.П. Никольский вышел из её состава по состоянию здоровья, остальные члены- по разным причинам. Найти новых членов дирекции среди людей денежных, могущих субсидировать отделение, не удалось в связи с  начавшейся империалистической войной. Не стало меценатов- не стало и учебного заведения. Это подтверждает представление о неправильном ведении дел в Музыкальных  классах. Средства отделения складывались из платы за обучение, членских взносов, доходов от концертов и балов. Несколько раз в пользу Иркутского отделения ИРМО в Индендантском саду устраивались гулянья. Дважды, в 1903и1907гг..была получена субсидия по 500 рублей от Главной дирекции ИРМО на содержание музыкальных классов.

    И все же каждый учебный год заканчивался с большим дефицитом. На выручку отделению приходили богатые члены дирекции- купцы А.Б. Воллернер,  А.Д.Кузнец и др. С их помощью удавалось сводить концы с концами. думается, что главная причина дефицитов-очень высокие оклады преподавателям, служившие приманкой для музыкантов, соглашавших ехать в Сибирь (например, оклад С.Г. Румшинского   3тыс. руб. в год). А то, что они ненадолго здесь оставались, объясняется, вероятно, постоянным антагонизмом между ними и дирекцией, состоящей из влиятельных и состоятельных лиц, считавших себя хозяевами отделения и вмешивавшихся в учебные дела классов. Частая смена преподавателей не могла  не сказываться отрицательно на учебном процессе.

   Деятельность П.П. Никольского была направлена на реформирование отделения и Музыкальных классов в сторону их жизни по средствам. Он упразднил  высокие оклады преподавателям, нашел для классов вполне приличное, недорогое помещение. Его заветной мечтой было преобразовать классы в музыкальное училище. К сожалению, болезнь помешала ему провести курс реформирования до конца.

   Гораздо более умелая организация музыкального образования отличала деятельность другого учебного заведения- Частной музыкальной школы (ЧМШ). Её организаторами и руководителями были замечательные музыканты, которые сыграли выдающуюся роль в музыкальной  культуре  Иркутска: Е.Г. Городецкая, Р.А. Иванов и М.Н. Синицын, вышедшие с 1 января 1905г. из состава преподавателей Музыкальных классов иркутского отделения ИРМО.  Как истинные патриоты широкого музыкального просвещения, они объединились в едином стремлении создать более демократическое, более доступное учебное заведение.

  Устав «Частной музыкальной школы свободных художников Е.Г. Городецкой, Р.А. Иванова и М.Н. Синицына в г. Иркутске» был утверждён правительством 3 мая 1905г. В этом же году 1 сентября состоялось официальное открытие школы. Она помещалась на ул. Амурской№56, в первом полуподвальном этаже маленького двухэтажного дома. Контингент учащихся составили ученики, занимавшиеся до этого частным образом, и те, которые вышли вслед за своими преподавателями из Музыкальных классов.

  По сравнению с музыкальными классами Иркутского отделения ИРМО, в ЧМШ не просто преподавалось большее число дисциплин, но весь учебный процесс обладал как бы «большим запасом прочности», был более основательным. Это зависело, прежде всего, от многолетнего и целеустремлённого труда руководителей школы. Именно здесь  со всей полнотой развернулся их педагогический и организаторский талант.

   Культурное значение ЧМШ, являвшейся с 1914г единственным специальным музыкальным учебным заведением этого рода в целом крае, было очень велико. Вполне заслужено школа пользовалась большой популярностью. Трудно перечислить всех, вышедших из её стен  учителей музыки и оркестровых музыкантов.

Плодотворно проработав 15лет, ЧМШ в 1920г. влилась составной частью в новое, уже советское учебное заведение- музыкальный университет.

 Наряду с работой музыкальных школ в Иркутске продолжала занимать большое место частная практика, причём количество частных учителей с начала 900-хгг. с каждым годом увеличивалось.

   В первое пятнадцатилетие XX века в Иркутске, кроме учебных заведений, основанных раньше, открываются учительский институт, пять частных гимназий, реальное и два коммерческих училища, кадетский корпус, несколько новых начальных училищ. В подавляющем большинстве как прежних, так и новых общеобразовательных учебных заведений преподавалось хоровое пение, во многих-по желанию-игра на фортепиано и скрипке. В Ремесленном училище существовал  струнный, так называемый «бальный» оркестр, во второй женской гимназии- балалаечный, в Духовной семинарии  Училище для слепых-оркестровые ансамбли смешанного состава.

   Таким образом, музыкальному воспитанию молодёжи в  Иркутске уделялось немалое внимание. Однако число учащихся в учебных заведениях было до Великой октябрьской революции невелико. Хотя  Иркутск по количеству учебных заведений занимал одно из первых мест в Сибири, все же в 1913г. в нём было всего 7800учащихся,из них обучающихся музыке было во много раз меньше.



Предварительный просмотр:

Музыкальная культура Иркутска предреволюционного двадцатилетия (1897г.-1917г.) Музыкальное образование.

    Впервые вопрос об открытии в Иркутске музыкальной школы поднят на страницах местной прессы в 1879г. В 1880г. преподаватель музыки Девичьего института В.П. Шевич разработал проект устава музыкального общества «Мелодия», которое, по его предложению, должно было объединить все музыкально-педагогические силы Иркутска. Однако после длительного обсуждения проекта, перешедшего в полемику на страницах местной газеты, вместо этого общества в городе было учреждено другое- Общество любителей музыки и литературы.

   Его устав, утвержденный в 1882г., предусматривал открытие музыкальной школы, но прошло 17лет, прежде чем это осуществилось.

В.П. Шевич еще в 1881г. писал, что в Иркутске в то время было более 20 частных преподавателей музыки и что только у него одного ежегодно было по 30 учащихся.  

Всегдашняя любовь иркутян к музыке проявлялась, к примеру, в том, что к концу 90-х г.г. в редком доме не было какого-либо музыкального инструмента, а чуть дом побогаче, то уже наверняка из него неслись звуки рояля или пианино; это был факт знаменательный особенно если принять во внимание трудность и дороговизну транспортировки сюда таких инструментов.

   Тяга к профессиональному музыкальному образованию усиливалась по мере притока новых художественных впечатлений, связанных с развитием концертной жизни, и особенно оперного искусства, сильно влияющего на развитие домашнего музицирования, которое часто сводилось к пению оперных арий и фортепианным импровизациям на оперные темы.

   Проявление в сезоне 1898/99г. профессиональной оперы необычайно оживило деятельность Общества любителей музыки и литературы, которое завязало с нею тесные контакты. Само общество к этому времени сплотилось, завоевало авторитет одного из самых, привлекательных просветительных учреждений в городе, приобрело материальную базу. Именно тогда оно и сочло возможным поддержать идею открытия музыкальной школы. Инициатором её создания и директором был А.Ю. Гинита-Пилсудский. По окончании Петербургской консерватории он приехал в Иркутский институт имени императора Николая I ( Девичий институт) на должность преподавателя светского хорового пения в конце ноября 1898г.Начав вскоре же по приезде хлопоты об учреждении в  Иркутске музыкальной школы, он договорился с преподавателем любительского общества о совместном найме помещения для общества т школы в доме Поротова на ул. Пестеревской (ныне Урицкого).Общество брало на себя расходы по внесению половины  арендной платы за помещение, по оборудованию его мебелью, по устройству сцены и приобретению части музыкальных инструментов. Занятия в школе начались 5 февраля 1899г.После утверждения правительством её устава 17 июня 1899г. она стала называться «Музыкальная школа свободного художника Анатолия Юльевича Гиниты- Пилсудского в г. Иркутске». Это было первое специальное музыкальное заведение не только в г. Иркутске, но и во всей Восточной Сибири.

   Учебные программы музыкальной школы были одобрены Главной дирекцией ИРМО. На их основе предусматривалось обучение по многим специальностям и обязательным дисциплинам, однако преподавались только фортепианная и скрипичная игра, пение, элементарная теория музыки и велись хоровые занятия. Для лиц, не имевших музыкальной подготовки, был открыт подготовительный класс. Количество учащихся осенью 1899г.состояло 50человек. так как в школу принимались и дети, и взрослые, и среди поступивших были такие, кто ранее занимался музыкой, появилась возможность уже вскоре после открытия музыкальной школы устраивать концерты-либо исключительно ученические, либо организованные совместно с преподавателями.

  Учителями в школе, кроме самого А.Ю. Гиниты-Пилсудского, ведшего классы фортепиано и хоровое пения, были пианист А.С. Стерн (он же инспектор школы), скрипач М.Н. Синицын, вокалист  Дж. Рик. Давиесси (сольное и хоровое пение), элементарную теорию музыки преподавал дирижёр оперы В.Б. Шток, а с 1900г.-Р.А. Иванов.

   Талантливые музыканты- исполнители Пилсудский,Стерн и Синицын давали и самостоятельные концерты с солидными и интересными программами. Целью этих  концертов, как и ученических, была популяризация музыкальной школы. Однако преследовалась и другая цель. Директор школы выступил инициатором создания в Иркутске отделения ИРМО с музыкальными классами. И денежные сборы с некоторых концертов шли в фонд будущего отделения. И не только с концертов. В 1901г. 3 февраля в помещении музыкальной школы и 20 февраля в городском театре  под управлением Гиниты-Пилсудского в пользу отделения была поставлена опера  Н. Лысенко «Наталка-Порлтавка» с участием оперных артистов Феодоско-Сахновской, Гагаенко, Ильющенко, Мухина и др.

   Главная дирекция ИРМО разрешила открыть отделение этого общества в Иркутске 4 августа 1901г.и утвердила первыми директорами Иркутского отделения лиц, подписавших прошения об его основании: супругу генерал –губернатора А.В. Пантелееву, супругу иркутского губернатора А.П.Моллериус, начальницу  А.Б. Воллернера и свободного художника А.Ю. Гинита-Пилсудского. Однако последний

7 мая 1901г. не проводя экзаменов в музыкальной школе и не закрыв её официально, не заплатив жалованья  преподавателям, по неизвестным причинам  (вероятно, спасаясь от кредиторов)  скрылся из Иркутска. Имущество его школы за долг перешло к владельцу дома, где оно помещалось, а затем было приобретено дирекцией Иркутского отделения ИРМО, устроившей Музыкальные классы в этом же самом  помещении.

   Занятия в музыкальных классах начались 1 сентября 1901г. К преподавателям, перешедшим из школы Гинита-Пилсудского, присоединились Е.Г. Городецкая (фортепиано) и И.А. Аннин (виолончель и хоровое пение).

   За время своего 13-летнего существования Музыкальные классы имели в составе преподавателей целый ряд прекрасных музыкантов.

  В высшем классе фортепианной игры работали выпускники петербургской консерватории: С.Г. Румшийский, Е.М. Савелова- Созентович, А.Ф. Скляревский,Е.М. Эккерт-Яцевич,  А.Л. Ферштер, Т.П. Енько, И.С. Крыгина, Л.А. Цветкова,ученицы профессора Ф.О. Лешетицкого М.Н. Мелиссова и А.П.Ханацкая, бывший преподаватель Дрезденской консерватории Р.К. Вистенгаузен, преподаватель Е.В. Рудницкая.

    Занятия в среднем и младших  фортепианных классах вели Е.Е.Чижик и Е.Е. Фрайфельд.

    В классе скрипки преподавали свободные художники И.М.Мариупольский и Г.О.Ук.

  В классе виолончели после И.А. Аннина работали выпускники Московского филармонического училища П.В. Нигоф, Киевского музыкального училища М.Н. Вороновецкий и Петербургской консерватории , уже известный в Иркутске А.Ф. Вербов.

   Класс сольного пения вели И.Н.Вульпе,А.Л. Фон-Мооль, С.Н. Соловьева-Страхова, оперные артисты А.Н. Кришкевич (Ангарский), В.А. Рошковская, К.А. Савельева. В течение оперного сезона 1906/07г. артист О.И. Камионский  руководил специально учреждённым классом оперного пения.

 В классе деревянных духовых инструментов, открытом в 1903г. преподавали А.Л. Плоткин и А.М. Шопник обучали лишь игре на флейте.

  Класс медных духовых инструментов,  которым руководил И.М. Гершевич, работал только четыре года (1906-1910гг).

   Хоровые занятия после И.А. Аннина возобновились  лишь в 1908г. и продолжались под руководством Ф.И. Крылова до 1910г.

   Оркестровый класс так и не был создан.

   Таким образом, Иркутские музыкальные классы обеспечивали преподавание не всех дисциплин, предусмотренных учебными программами, утверждёнными Главной дирекцией ИРМО для всех отделений общества, и давали поэтому своим учащимся меньший объём знаний, чем тот, на который они вправе были рассчитывать при высокой стоимости обучения.

   Годовая плата за обучение составляла- 120 рублей без теоретических дисциплин, а с ними -150 рублей.

  Льготами пользовались только учащиеся в классах духовых инструментов

(90 рублей).

   Высокая плата была серьёзным препятствием для поступления в это учебное заведение. Однако учащихся с каждым годом становилось больше.

    Из стен музыкальных классов вышло немало хороших музыкантов.

    Говоря о важном значении Музыкальных классов  Иркутского отделения- ИРМО-профессионального учебного заведения, необходимо подчеркнуть вместе с тем их важную роль как учреждения музыкально- просветительного. Среди преподавателей классов не было ни одного, кто бы не сочетал педагогическую деятельность с концертно-исполнительской. Если учесть, что они были музыканты высокой квалификации и могли решать серьёзные творческие задачи, роль их в развитии музыкальной культуры Иркутска трудно переоценить. НЕ ставя своей задачей выявление участия преподавателей Музыкальных классов во всех концертах, имевших место в городе с 1901 по1914г., остановимся на тех из них, которые устраивались Иркутским отделением ИРМО.

  .При своем возникновении отделение не имело никаких материальных средств. Имущество было приобретено в долг, расходы по музыкальным классам взносами учащихся не оплачивались, членов отделения было мало, и членские взносы составляли ничтожную сумму. Для существования музыкальных классов дирекция отделения должна была изыскивать средства. Одним из их источников были концерты, причем, чтобы завоевать авторитет  в иркутском обществе, они должны были быть интересными и высококачественными.

   Стараясь  заинтересовать публику, дирекция привлекала к участию в концертах оперных артистов, пользовавшихся любовью иркутян. Однако главные исполнительские силы составляли преподаватели музыкальных классов. Большое значение имело то, что директорами Музыкальных классов были люди, не только обладающие высокой музыкальной культурной, но вкладывавшие в дело организации концертов много энергии и увлеченности.

   Концерты, всколыхнувшие музыкальную жизнь Иркутска, имели выдающийся успех. Интерес к Отделению музыкального общества наглядно выразился в количестве записавшихся в него действительных членов: их стало 54 (в первом годубыло19,во втором-15). К сожалению, устройство таких концертов при отсутствии в Иркутске постоянного симфонического оркестра требовало очень больших затрат и больше Музыкальными классами не практиковалось. Анализ концертных программ и рецензий даёт право сделать вывод, что в каких бы концертах ни участвовали преподаватели Музыкальных классов, они всегда делали это профессионально.

    Весной 1914г. отделение осталось без управления, т.к. немногочисленная дирекция его распалась: председатель П.П. Никольский вышел из её состава по состоянию здоровья, остальные члены- по разным причинам. Найти новых членов дирекции среди людей денежных, могущих субсидировать отделение, не удалось в связи с  начавшейся империалистической войной. Не стало меценатов- не стало и учебного заведения. Это подтверждает представление о неправильном ведении дел в Музыкальных  классах. Средства отделения складывались из платы за обучение, членских взносов, доходов от концертов и балов. Несколько раз в пользу Иркутского отделения ИРМО в Индендантском саду устраивались гулянья. Дважды, в 1903и1907гг..была получена субсидия по 500 рублей от Главной дирекции ИРМО на содержание музыкальных классов.

    И все же каждый учебный год заканчивался с большим дефицитом. На выручку отделению приходили богатые члены дирекции- купцы А.Б. Воллернер,  А.Д.Кузнец и др. С их помощью удавалось сводить концы с концами. думается, что главная причина дефицитов-очень высокие оклады преподавателям, служившие приманкой для музыкантов, соглашавших ехать в Сибирь (например, оклад С.Г. Румшинского   3тыс. руб. в год). А то, что они ненадолго здесь оставались, объясняется, вероятно, постоянным антагонизмом между ними и дирекцией, состоящей из влиятельных и состоятельных лиц, считавших себя хозяевами отделения и вмешивавшихся в учебные дела классов. Частая смена преподавателей не могла  не сказываться отрицательно на учебном процессе.

   Деятельность П.П. Никольского была направлена на реформирование отделения и Музыкальных классов в сторону их жизни по средствам. Он упразднил  высокие оклады преподавателям, нашел для классов вполне приличное, недорогое помещение. Его заветной мечтой было преобразовать классы в музыкальное училище. К сожалению, болезнь помешала ему провести курс реформирования до конца.

   Гораздо более умелая организация музыкального образования отличала деятельность другого учебного заведения- Частной музыкальной школы (ЧМШ). Её организаторами и руководителями были замечательные музыканты, которые сыграли выдающуюся роль в музыкальной  культуре  Иркутска: Е.Г. Городецкая, Р.А. Иванов и М.Н. Синицын, вышедшие с 1 января 1905г. из состава преподавателей Музыкальных классов иркутского отделения ИРМО.  Как истинные патриоты широкого музыкального просвещения, они объединились в едином стремлении создать более демократическое, более доступное учебное заведение.

  Устав «Частной музыкальной школы свободных художников Е.Г. Городецкой, Р.А. Иванова и М.Н. Синицына в г. Иркутске» был утверждён правительством 3 мая 1905г. В этом же году 1 сентября состоялось официальное открытие школы. Она помещалась на ул. Амурской№56, в первом полуподвальном этаже маленького двухэтажного дома. Контингент учащихся составили ученики, занимавшиеся до этого частным образом, и те, которые вышли вслед за своими преподавателями из Музыкальных классов.

  По сравнению с музыкальными классами Иркутского отделения ИРМО, в ЧМШ не просто преподавалось большее число дисциплин, но весь учебный процесс обладал как бы «большим запасом прочности», был более основательным. Это зависело, прежде всего, от многолетнего и целеустремлённого труда руководителей школы. Именно здесь  со всей полнотой развернулся их педагогический и организаторский талант.

   Культурное значение ЧМШ, являвшейся с 1914г единственным специальным музыкальным учебным заведением этого рода в целом крае, было очень велико. Вполне заслужено школа пользовалась большой популярностью. Трудно перечислить всех, вышедших из её стен  учителей музыки и оркестровых музыкантов.

Плодотворно проработав 15лет, ЧМШ в 1920г. влилась составной частью в новое, уже советское учебное заведение- музыкальный университет.

 Наряду с работой музыкальных школ в Иркутске продолжала занимать большое место частная практика, причём количество частных учителей с начала 900-хгг. с каждым годом увеличивалось.

   В первое пятнадцатилетие XX века в Иркутске, кроме учебных заведений, основанных раньше, открываются учительский институт, пять частных гимназий, реальное и два коммерческих училища, кадетский корпус, несколько новых начальных училищ. В подавляющем большинстве как прежних, так и новых общеобразовательных учебных заведений преподавалось хоровое пение, во многих-по желанию-игра на фортепиано и скрипке. В Ремесленном училище существовал  струнный, так называемый «бальный» оркестр, во второй женской гимназии- балалаечный, в Духовной семинарии  Училище для слепых-оркестровые ансамбли смешанного состава.

   Таким образом, музыкальному воспитанию молодёжи в  Иркутске уделялось немалое внимание. Однако число учащихся в учебных заведениях было до Великой октябрьской революции невелико. Хотя  Иркутск по количеству учебных заведений занимал одно из первых мест в Сибири, все же в 1913г. в нём было всего 7800учащихся,из них обучающихся музыке было во много раз меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой.

Что такое преемственность?Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает  п...

Работа с музыкальным произведением на уроке МХК. Раздел программы: «Музыкальная культура барокко».

Работа с музыкальным произведением на уроке МХК.Раздел программы: «Музыкальная культура барокко»....

Музыкальная культура г. Иркутска. Концертная жизнь г. Иркутска в предреволюционное двадцатилетие.

Музыкальная жизнь города Иркутска. Концертная жизнь города Иркутска в предреволюционное двадцатилетие....

«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Реферат на тему : «Творчество в музыкально-ритмических  движениях как средство формирования основ  музыкальной культуры детей»...

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В решении проблемы формирования духовности значительную роль играет культурная среда, где значительное место отводится музыке....

ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются традиции музыкальной культуры Белгородской области в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе. Описываются методы и приемы использования традиций музыкальн...

«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Музыкально - ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить восприни...