ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по музыке

Зенина Светлана Олеговна

Рассматриваются традиции музыкальной культуры Белгородской области в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе. Описываются методы и приемы использования традиций музыкальной культуры родного края в учебном процессе, их роль в формировании у обучающихся представлений о нравственности, эстетической культуре, в воспитании музыкального вкуса и бережного отношения к истории, традициям, культуре своего народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Традиционная национальная музыкальная  культура в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе

        Этнокультурная направленность в деятельности общеобразовательных учреждений способствует формированию систематизированных материалов по всем видам народной культуры и имеет огромное практическое значение для настоящего и будущего, поскольку зафиксированный этнографический материал может быть взят в процесс «воспроизводства» живой региональной традиции.

         Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа. Чтобы воспитать у школьников национальное мировоззрение, необходимо помочь им овладеть всем спектором национальной культуры, которая пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства.

За несколько последних лет в русской школе накоплен значительный опыт приобщения подрастающего поколения к великим ценностям русской культуре. Ведут работу уроки музыки, фольклорные кружки, в репертуаре, которого песни Белгородской области, родного села. Проводятся общешкольные праздники, мероприятия «Масленица», «Рождественские встречи», посиделки, ярмарка народных промыслов.

Традиции, которыми богаты наши предки позволяют использовать их возможности в образовательном процессе. На занятиях кружка исторического краеведения ребята обрабатывают и оформляют собранные материалы об истории города, о знаменитых  людях, которые прославили свой город, о многом другом.

Такой подход влечет за собой более глубокое изучение быта  русского народа, установление тесной связи поколений, соблюдение преемственности народных традиций.

Наша область имеет много устоявшихся, своеобразных народных традиций. Ее села, находясь южном рубеже России на путях вторжения крымский татар, степных кочевников и племен в российские земли, оказались под влиянием различных народов и их обычаев. Многое из крестьянского быта того времени дошли до наших дней. До сих пор в некоторых селах Алексеевского , Красногвардейского районов сохранились подлинные крестьянские костюмы, предметы утвари, старинный русский фольклор. Разнообразие видов и направлений самобытной культуры в различных селах позволяет  включить учащихся  в деятельность творческого характера в зависимости от возможностей школы, наличия кадров, и с учетом интересов учащихся.

В данный момент в каждой школе значительная часть учащихся  приобщается к какому – либо виду народного художественного творчества: музыкальному фольклору, народным промыслам, изучению обрядов и традиций.

Приобщения к народной культуре невозможно без изучения исторического прошлого своего края, его особенностей и роли в истории страны. Через краеведение учащиеся не только познают прошлое, но и учатся делать отбор всего лучшего, что были в истории, традициях, культуре народа. Открывая малые факты, школьники постигают большую историю.

Поэтому многие педагогические работники, особенно преподаватели истории, литературы, других гуманитарных предметов  возглавили а образовательных учреждениях работу по изучению родного края.

В некоторых школах г. Белгорода учителя – историки решили, что воспитание гордости за свою страну, ее народ и культуру можно и нужно осуществлять путем глубокого изучения истории своей малой Родины. Только понимание сопричастности своего села, района, каждого жителя Белгородчины к судьбе моего Отечества помогает школьникам почувствовать себя гражданином великой страны.

Важным элементом освоения школьниками народной культуры является их включение в созидательную деятельность. Этому способствует обучение учащихся различным видам народного творчества, призванное возродить и развить богатые традиции народных промыслов и декаротивно – прикладного искусства. Такая работа ведется как в учебном процессе так и во время внеурочной занятости учащихся.

В учебные программы предмета «Технология» для учащихся 5-7 классов введены курсы «Народная вышивка», «Художественная роспись и резьба по дереву», «Художественная керамика», «Лозоплетение». В ряде школ Корочанского, Белгородского, Старооскольского районов, старшеклассники получают одну из профессий: мастер росписи по дереву, резчик по дереву, кружевница, вышивальщица.

Декаротивно – прикладное и художественное творчество является школьными компонентами учебного плана во многих школах, изучаются на кружках учреждений дополнительного образования.

Многие школы могут заявить о себе как о достойных наследниках традиций русских ремесел. Так, в Алексеевском районе школьники преуспели в резьбе и росписи по дереву, изготовлении игрушек, в Грайворонском районе высокий уровень лозоплетения, школы Чернянского района славятся кружевоплетением.

Особенно ярко достижения школьников в освоении народных ремесел, различных видов народного художественного творчества проявляются на областных выставках, которые традиционно проводятся в канун нового учебного года или знаменательных дат. Ежегодно проводимая областной станцией юных натуралистов выставка «Экология», природа и фантазия» показывает неограниченные возможности детской изобретательности и мастерства. Эту выставку охотно посещают различные категории специалистов и не перестают удивляться. Школьники осваивают технику деревянного зодчества, лесной скульптуры, различных аппликаций, ткачество, шитье из лоскутов и многое другое.

В школьных коллективах области ведется широкая пропаганда фольклорного творчества. В большинстве школ есть фольклорный коллектив. Ребята не только учатся исполнять обрядовые песни, танцы. Они создают свои рукописные книги, в которых записывают народные частушки, прибаутки, сказания, поговорки.

Проводимый 1 раз в год праздник фольклорного искусства показывает, что число таких коллективов ежегодно растет, а их исполнительное  мастерство совершенствуется.

Многие народные, которые были восстановлены школьниками дают возможность вникнуть в мировоззрение народа: его разумное, бережное отношение земле, природе, окружающей среде. Несомненно, многие обряды видоизменяются в интерпретации ребят, подвергается обработке. Их уровень эстетической культуры, музыкальный вкус, общая эрудиция сказываются на воспроизведении любых элементов народного творчества, но стержень народного обычая или обряда при этом всегда сохраняется.  «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать одной есть постыдное малодушие», говорил А.С.Пушкин. А нам есть чем гордиться. У нас есть потенциал, чтобы нашу славу и гордость приумножить.

Таким образом, использования на уроках элементов национальной музыкальной культуры дает возможность ребенку окунуться в музыкальный мир  наших предков, с его песнями, традициями  и обрядами,  которыми восхищается и восторгается  каждый ребенок.


Список литературы

  1. Алексеев Э.Е., Фольклор в контексте современной культуры /           Э.Е. Алексеев. - М., 1988.
  2. Алиханова Е.В., Народные традиции Грайворонского района/            Е.В. Алиханова. - Белгород, 1998.
  3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе/          О.А. Апраксина.- М.,1983.
  4. Ботова С.И., Приставкина Т.И.Рукотворная краса земли Белгородской/ С.И. Ботова,. Т.И. Приставкина  - Белгород. 2000.
  5. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды/ И.И. И.И.  – Белгород: Везелица, 1993.
  6. Веретенников И.И. Народная песня в школе/ И.И. Веретенников - Белгород  2005.
  7. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций                           народной художественной культуры/ М.С. Жиров -Белгород.2003.

8.Шмагина Т.С. Музыка в московских школах/ Т.С. Шмагина М., 1993.

9.Щуров В.М. Песенники из села Фощеватова/ В.М. Щуров.-М.,1989.

Учитель музыки Зенина С.О., педагог дополнительного образования Марчук Е.А.

Адрес

Аннотация:

Рассматриваются традиции музыкальная  культура Белгородской области в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе. Дается возможность детям вникнуть в мировоззрение народа: его разумное, бережное отношение к земле, природе, окружающей среде. Показаны  многие обряды и обрядовые песни нашего края, Белгородской области.

zenina-valeria@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

Бинарный урок биологии и лечебной физической культуры в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида по теме «Осанка и здоровье человека»

Представлен план-конспект и презентация интегрированного (бинарного) урока, проведенного в 9 классе. Программа В. В. Воронковой....

Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования

Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования...