Особенности реализации очных программ дополнительного образования дистанционно.
учебно-методический материал

Сытник Наталья Викторовна

Настоящие методические рекомендации по организации дистанционного занятия по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам подготовлены с целью оказания помощи педагогам, реализующим программы дополнительного образования, методистам, определяющим качество дополнительной общеобразовательной программы. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации образовательного процесса в образовательных организациях.

Дистанционные образовательные технологии активно вошли в нашу жизнь в 2020 году - возникла необходимость проведения занятий на расстоянии, когда все учащиеся и педагоги находились у себя дома.

Обратившись к Федеральному Закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» мы увидим такую трактовку понятия: «Дистанционными образовательными технологиями являются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1]

Из определения термина очевидно, что при рассмотрении технологий дистанционного обучения мы рассматриваем в первую очередь возможности применения современных информационно-телекоммуникационных технологий для преподавания дисциплин дополнительного образования.

Здесь важно отметить, что, являясь практико-ориентированным, дополнительное образование достаточно сложно укладывается в форматы дистанционных технологий.

В данных методических рекомендациях рассматривается вариант, при котором дистанционный режим занятий для педагога и его программы является не основным запланированным, а вынужденным, временным, связанным с какими-либо экзогенными причинами (эпидемия, карантин и др.). В рекомендациях предложен алгоритм действий педагога, если возникает необходимость дистанционно реализовывать программу, рассчитанную на очное обучение.



[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.16 ч.1

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по реализации очных программ дополнительного образования дистанционно.

Сытник Наталья Викторовна.

Методист.

МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»

cvr_rovesnik@mail.ru

Настоящие методические рекомендации по организации дистанционного занятия по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам подготовлены с целью оказания помощи педагогам, реализующим программы дополнительного образования, методистам, определяющим качество дополнительной общеобразовательной программы. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации образовательного процесса в образовательных организациях.

Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196).

3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.

Дистанционные образовательные технологии активно вошли в нашу жизнь в 2020 году - возникла необходимость проведения занятий на расстоянии, когда все учащиеся и педагоги находились у себя дома.

Обратившись к Федеральному Закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» мы увидим такую трактовку понятия: «Дистанционными образовательными технологиями являются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1].  

Из определения термина очевидно, что при рассмотрении технологий дистанционного обучения мы рассматриваем в первую очередь возможности применения современных информационно-телекоммуникационных технологий для преподавания дисциплин дополнительного образования.

Здесь важно отметить, что, являясь практико-ориентированным, дополнительное образование достаточно сложно укладывается в форматы дистанционных технологий.

В данных методических рекомендациях рассматривается вариант, при котором дистанционный режим занятий для педагога и его программы является не основным запланированным, а вынужденным, временным, связанным с какими-либо экзогенными причинами (эпидемия, карантин и др.). В рекомендациях предложен алгоритм действий педагога, если возникает необходимость дистанционно реализовывать программу, рассчитанную на очное обучение.

Конечно, если в календарно-тематическом планировании тема занятия «Изготовление детали для автомодели на токарном станке», то дистанционно это будет в лучшем случае видеолекция с обратной связью от учащихся в виде плана – как он будет изготавливать на станке эту деталь. Достигнуть цели занятия – отработать и закрепить навык изготовления детали – в таком случае невозможно, придется корректировать календарно-тематическое планирование и цель занятия изменится на: дать знания об изготовлении … и так далее. Если в календарно-тематическом планировании педагога тема – постановка хореографической композиции – в дистанционном формате мы увидим в лучшем случае план педагога как он планирует расстановку учащихся для выполнения танца и индивидуальное выполнение учащимися своих элементов танца.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. При возникновении необходимости проведения занятия дистанционно, педагог проходит следующий алгоритм:

  1. Анализ календарно-тематического планирования, коррекция цели занятия при необходимости;
  2. Выбор формы проведения занятия или их комбинации;
  3. Разработка дидактического материала для занятия.  Это может быть демонстрационный материал для видеоконференции, озвученная презентация, видеоролик.
  4. Выбор формы обратной связи с учащимися (фото-видео отчеты, ответы на вопросы голосовыми сообщениями, заполнение опросов гугл-форм).

Рассмотрим несколько форм проведения дистанционных занятий, которые наиболее часто используются в дополнительном образовании.

1.        Видеоконференция с учащимися,

2.        чат-занятие в мессенджерах,

3.        вебинар,

4.        размещение материалов (презентация, видеопрезентация, видеоролик) на интернет-ресурсе (видеохостинге).

Выбор формы занятия или комбинация этих форм зависит от цели, поставленной педагогом и от того, какой результат он хочет достигнуть. Форма занятия должна быть не внешним эффектом, она всегда должна помогать педагогу наиболее эффективно достигать результата.

Видеоконференция напоминает очное занятие: педагог все время занятия находится в непосредственном контакте с учащимися. Есть несколько платформ, позволяющих организовывать видеоконференции: ZOOM, скайп и другие. Педагог получает обратную связь с детьми сразу же, во время занятия, поэтому данную форму целесообразно использовать, когда требуется быстро провести опрос и проверить, насколько усвоены знания.

Видеоконференцию можно использовать при объяснении нового материала в спортивных, хореографических объединениях, где важно оценить правильность выполнения упражнения и сразу же исправить возможные ошибки.

Формат видеоконференции имеет свои достоинства и недостатки: основной плюс – быстрая обратная связь от учащихся, основной минус – технологичность процесса: потребуется устойчивая интернет-связь, в работе с младшими школьниками требуется помощь родителей.

Рассмотрим на примере сервиса ZOOM создание видеоконференции. Регистрируемся на сайте ZOOM, скачиваем программу, устанавливаем на компьютер. На внешней панели нажимаем «Создать конференцию», пригласить пользователей - копируем ссылку и отправляем на электронную почту или в группы мессенджеров и т.д. Участники вашей конференции попадут на нее, просто пройдя по ссылке.

Занятия в чатах мессенджеров – это еще одна форма дистанционной работы. Педагог общается с учащимися голосовыми, фото- видео- или текстовыми сообщениями. Преимущество этой формы – возможность индивидуального подхода, быстрого индивидуального контакта с учащимся. Социальные сети и мессенджеры сегодня являются привычной формой неформального общения учащихся, поэтому использование их в образовательном процессе не составляет для них трудностей.

Вебинар – это семинар, который проводится онлайн и транслируется через интернет. Возможно проводить вебинары с активным включением учащихся и без него. Такая форма работы используется реже остальных, так как для ее использования требуется дополнительно установка программ либо регистрация на платных сервисах с возможностью бесплатной работы в течении пробного периода.

Популярная форма работы – размещение записанного видеоматериала на видеохостинге, например, на YouTube, на официальном сайте или страничке организации в социальных сетях. Если мы используем в публикации чужие материалы, не забываем оставлять ссылку на автора. На видеохостинге YouTube возможно организовать трансляции – прямой эфир как альтернативу видеоконференции или вебинару.

При разработке образовательного контента стоит учесть, что непрерывное нахождение учащегося перед компьютером не должно превышать 20 минут для учащихся 1-2 классов и 30 минут для учащихся старше 3 класса. Остальное время занятия учащиеся могут работать самостоятельно, периодически обращаясь к гаджетам, используя их уже только в качестве средства связи с педагогом.

Пример. Цель занятия – дать учащимся знания о мозаичном плетении бисером, научить мозаичному плетению.

На этом занятии мы не ждем моментальную обратную связь от детей, им потребуется время, чтобы усвоить новую информацию и попробовать самостоятельно применить полученные знания, значит использовать видеоконференцию нерационально.

Можно записать видеоролик (найти в интернете чужой, указав авторство) с детальным объяснением техники мозаичного плетения бисером, выложить ролик, технологическую карту/схему с пояснениями на каналеYouTube либо в чатах Viber и подобных, либо на странице организации в социальной сети. Необходимо указать при этом для детей форму обратной связи – это возможно будет фото пробной работы учащегося, ответы на вопросы голосовым сообщением в чатах, опросник гугл-форм.

Еще пример. Цель занятия – закрепить навык мозаичного плетения через изготовление браслета в данной технике.

В этом случае на занятии планируется самостоятельная работа учащегося над изделием. Не требуется видеоинструкция и видеоконференция. Нужен короткий инструктаж перед началом работы, детально разработанная технологическая карта и комментарии педагога в процессе работы по запросу учащегося. Инструкция может быть голосовой или текстовой.

Очень важна в этом типе занятия быстрая обратная связь ребенка с педагогом. Поэтому выберем общение в группах Viber и WhatsApp, где можно использовать голосовые, фото и видеосообщения для быстрого индивидуального дистанционного контакта с детьми, выполняющими задание на занятии.

Мы рассмотрели алгоритм действий педагога при необходимости перехода на дистанционное обучение, перечислили формы дистанционных занятий, обосновали целесообразность их использования на нескольких примерах.

Современное образование – живая, подвижная система, которая постоянно совершенствуется, предлагая педагогам и учащимся новые и новые образовательные инструменты. Не все из них могут быть удачными или универсальными для применения, но в любом случае задача методиста и  педагога - выстроить и реализовать образовательную программу таким образом, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным и вместе с тем гибким, комфортным и безопасным для учащегося.

Список литературы.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196).

3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.


[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.16 ч.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу....

Обобщение опыта по реализации авторизованной программы дополнительного образования "Интеллектуальная игра"

Представлено описание опыта по реализации программы дополнительного образования "Интеллектуальная игра"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физической культуры? Когда в ...

Иванова Н.В. Реализация общеобразовательной программы дополнительного образования «Проект «Тележурналист»

Достижение успеха во многом зависит от способности человека организовывать свою жизнь. Он должен уметь определить перспективу развития, намечать план действий, которые предстоит осуществить и, осущест...