Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая планета"
рабочая программа

Духовно-нравственное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_zhivaya_planeta_2_klass_ushakova_r._n.docx45.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Ьо                                                                                                                                                                                                                                        КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9»

(КГКОУ ШИ 9)

 

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

начальных классов  

Руководитель МО

______ Р. Н. Ушакова

Протокол № ___

«__» ______ 2019 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

  __________   В.А. Савочка

  «____» __________ 2019 г

 

   УТВЕРЖДАЮ

Директор КГКОУ ШИ 9                  ________ Т.К. Волкова

  «___»__________  2019 г

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Живая планета»

духовно-нравственное направление 

2 класс

 

 

  

Составитель

Ушакова Р. Н.,

учитель начальных классов

р. п. Переяславка

2019

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                3
  2. Актуальность программы                                                                            4
  3. Педагогическая целесообразность программы                                         4
  4. Цели и задачи программы                                                                           4
  5. Отличительная особенность программы                                                   5      
  6. Формы, методы, технологии проведения занятий                                    5                                
  7. Содержание программы                                                                              6
  8. Планируемые результаты внеурочной деятельности                               7
  9. Календарно-тематическое планирование                                                  8
  10.  Таблица оценивания навыков и приемов                                                  9
  11. Список литературы                                                                                     10

     

        

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая планета» направлена  на воспитание нравственных основ личности через формирование бережного отношения к окружающей природе, воспитание умения сочувствовать, сопереживать живому миру. Программа имеет экологическую направленность, так как способствует формированию у обучающихся экологического мышления и навыков экоориентированной деятельности, а также здорового и безопасного образа жизни.

        Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы внеурочной деятельности «Живая планета»:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - ЕКС);

- Приказ Минобрнауки России № 1040 от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015) (далее - Порядок № 1015);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г., № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);

- СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;

-Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Устав КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа КГКОУ ШИ 9 (вариант 1);

- Положение о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9;

- Календарный график КГКОУ ШИ 9 на 2019/2020 учебный год;

- Учебный план КГКОУ ШИ 9 на 2019 - 2020 учебный год.

Актуальность программы. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение экологической ситуации в мире, растет негативное воздействие природных факторов на человеческий организм. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, снизить масштабы экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Полноценная социальная адаптация умственно отсталых детей невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. В процессе него обучающиеся с умственной отсталостью получают конкретные знания и представления об окружающей среде и взаимосвязях в ней, элементарные умения, ценностные, нравственные, эстетические ориентации к объектам природы, обеспечивающим бережное отношение к ним.

Педагогическая целесообразность. Данный курс будет являться продолжением курса окружающего мира начальной школы с целью расширения знаний по предмету «Окружающий мир». Для школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей, особенно важно возродить чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом.

Экологическое воспитание умственно отсталых детей младшего школьного возраста предполагает наличие следующих направлений работы: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к окружающей среде обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с соблюдением нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознание ценности природы как источника духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Задачи:

-формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных экологических понятиях;

-формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

-воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам организмов;

-воспитание умения сочувствовать, сопереживать живому миру;

-формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

-формирование умения рационально использовать природные богатства;

-укрепление здоровья обучающихся посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Отличительная особенность программы заключается в том, что  при определении содержания программы были учтены основные требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и компоненты экологического образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный. Системный подход при формировании экологических представлений у особенных детей позволяет снизить силу цинизма, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие нравственных интересов и способностей. Приоритетом воспитания и обучения следует считать развитие бережного отношения к природе, которое должно проявляться в осознании элементарных экологических законов природы, понимания причин противоречий в системе «человек-общество-природа», в выборе адекватной деятельности, направленной на проявление отношения человека к своей среде жизнедеятельности.

Формы проведения занятий: практические работы, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, экологические акции, праздники, выставки творческих работ.

Методы проведения занятий: объяснительно-иллюстративное обучение, интерактивное обучение, проектное обучение.

Технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, моделирующая деятельность; коллективная работа; групповая работа.

Срок реализации программы  1 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа и составляет 1 час в неделю.

Содержание программы

Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство с правилами поведения при проведении экскурсий.  Выявление простейших связей в природе.

Раздел 1.   «Золотая осень – «рыжая хозяйка» (15 ч)

Приметы и признаки осени. Народные приметы осени. Осенние изменения в неживой  и живой природе.

Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в природе.

Наши леса. Многообразие растений нашей местности. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов древесных растений (всего 3–5 видов).

Берёза — символ России.

Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Зачем сажать деревья?

Ядовитые растения. Знакомство с гербарными экземплярами.

«Зелёная» аптека. Подорожник, крапива, мать-и-мачеха.

Сьедобные и  ядовитые  грибы. Распознавание грибов. Польза и вред грибов.

Необычные растения. Растения — паразиты.

Растения “Красной книги».

Кто живет в наших лесах? Знакомство с многообразием животного мира.

Многообразие птиц нашего края. Голоса птиц.

Животные и птицы «Красной книги».

Раздел 2.        «Зимушка-зима» (6 ч)

Признаки и приметы зимы. Какое явление природы бывает только зимой? Музыка природы в зимнее время года.

Снег.  Роль снега в природе. Из чего состоит снег?

Опасные явления природы зимой в нашем крае. Гололёд, снегопад.

Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой. Зимующие птицы. Приспособления птиц к низким температурам.

Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц.

Раздел 3.    «Весна пришла» (4 ч)

Приметы и признаки весны. Весенние явления в жизни природы. Проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе.  

Первоцветы. Многообразие раннецветущих растений. Легенды о раннецветущих растениях.

Перелётные птицы нашего края. Прилет птиц. Гнездование.

22 апреля — Всемирный День Земли.                                                             Раздел 4.     «Лето – пора прогулок» (7 ч)

Лес — наше богатство! Охрана лесов. Правила поведения в лесу.

Роль дождя и ветра в природе. «Подарки» с неба.

Опасные явления природы летом в нашем крае, их последствия.  «Шутки» молнии. Град, ливень, наводнение, смерч, засуха.

Река нашего посёлка. Где берёт начало, куда впадает, длина, её обитатели.

Экскурсия на пруд «Кто живёт в пруду?».

Изучаем растения на лугу  (всего 3 - 5 видов).

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты

-ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему посёлку, народу, России;

-осознание себя как члена общества, жителя Хабаровского края;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности;

-понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

-развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

-знание понятия «экологическое поведение», основ экологического поведения;

-знание основных видов растений и животных, исчезающих растений Хабаровского края;

-умение характеризовать роль и значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-понимание важности и объяснение содержания профессии озеленителя;

-умение заботиться об оздоровлении окружающей природной среды доступными способами и видами деятельности;

-наблюдение предметов и явлений природы по предложенному плану или схеме.

         Достаточный уровень:

-оформление результатов наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-осуществление экологически сообразных поступков в окружающей среде и проявлять нетерпимость к экологически неграмотным действиям;

-соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма;

-умение адекватно воспринимать замечания, предложения и оценку учителя, товарищей, других людей;

-проявление инициативы в творческом сотрудничестве при изготовлении кормушек, в игровых ситуациях, создании тематических коллажей и стенгазет;

-умение задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в сотрудничестве с партнёром;

-выражение своего отношения к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисунков, поделок, составлении сказок, оформлении выставок.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Живая планета»

2 класс (29 часов)

Тема  занятия

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Что изучает экология? Игра: «Природа - не природа, живая - не живая»

1

2.09

             Раздел 1        «Золотая осень – «рыжая хозяйка»

2

 Приметы и признаки осени. Интеллектуальная игра

1

9.09

3

Съедобные и  ядовитые  грибы. Правила сбора грибов

1

16.09

4

Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Экскурсия

1

23.09

5

Творческая мастерская. Изготовление поделок из природного материала

1

30.09

6

Этажи леса. Знакомство с разными видами растений.  Берёза — символ России. Экскурсия

1

7.10

7

Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Экскурсия

1

14.10

8

Ядовитые растения. Знакомство с гербарным материалом

1

21.10

9

«Зелёная» аптека.  Знакомство с гербарным материалом

1

11.11

10

Необычные растения. Просмотр презентации

1

18.11

11

Растения “Красной книги ”. Просмотр презентации

1

25.11

12

Викторина «Цветы и травы»

1

2.12

13

Кто живет в наших лесах? Конкурс рисунков

1

9.12

14

Многообразие птиц нашего края. Просмотр презентации

1

16.12

15

Животные и птицы «Красной книги»

1

23.12

16

Подготовка к участию в конкурсе «Человек и природа»

1

13.01

                                         Раздел 2        «Зимушка-зима»

17

 Признаки и приметы зимы. Интеллектуальная игра

1

20.01

18

Снег.  Роль снега в природе

1

27.01

19

Опасные явления природы зимой в нашем крае

1

3.02

20

Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой

1

10.02

21

Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц

1

17.02

22

Игра — викторина «Лесные заморочки»

1

2.03

                                          Раздел 3    «Весна пришла»

23

 Приметы и признаки весны. Экскурсия в весенний парк

1

16.03

4 четверть

24

Первоцветы. Викторина «Узнай цветок»

Перелётные птицы нашего края

1

13.04

25

22 апреля — Всемирный День Земли! Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету»

1

20.04

26

Лес — наше богатство! Правила поведения в лесу

1

27.04

Раздел 4     «Лето – пора прогулок»

27

Роль дождя и ветра в природе. Опасные явления природы летом в нашем крае. «Шутки» молнии. «Подарки» с неба

1

11.05

Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся

внеурочной деятельности «Живая планета»

 

Приемы и навыки работы

усвоение

неусвоение

1

Знание понятия «экологическое поведение», основ экологического поведения

2

Знание основных видов растений и животных, исчезающих растений Хабаровского края

3

Умение характеризовать роль и значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода

4

Понимание важности и объяснение содержания профессии озеленителя

5

Умение заботиться об оздоровлении окружающей природной среды доступными способами и видами деятельности

6

Наблюдение предметов и явлений природы по предложенному плану или схеме

7

Оформление результатов наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов

8

Осуществление экологически сообразных поступков в окружающей среде  

9

Проявление нетерпимости к экологически неграмотным действиям

10

Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма

11

Умение адекватно воспринимать замечания, предложения и оценку учителя, товарищей, других людей

12

Проявление инициативы в творческом сотрудничестве при изготовлении кормушек

13

Проявление инициативы в творческом сотрудничестве в игровых ситуациях

14

Проявление инициативы в творческом сотрудничестве при создании тематических коллажей и стенгазет

15

Умение задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в сотрудничестве с партнёром

16

Выражение своего отношения к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисунков, поделок, составлении сказок, оформлении выставок

Список литературы

  1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  2. А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство "Ювента", 2005 г.
  3. Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, "Панорама", 2006 г.
  4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во "Дрофа", 2003г.
  5. "Азбука природы", Издательский дом "Ридерс Дайджест", 2003 г.
  6. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  7. Клепинина, А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по УМК "Планета знаний" в соответствии с авторской программой 1 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской общеобразовательной программой по УМК "Планета знаний" 1 класс для гимназии...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности: Планету открываем сообща

Программа внеурочной деятельности : "Планету открываем сообща" предназначена для учащихся 5-6 классов. Содержание программы связано с курсом: "Географии" в этих классах.  Цель программы: научить ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета КВН"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета КВН" общекультурное направление...

Пояснительная записка программы внеурочной деятельности "Планета КВН"

КВН – это замечательная игра, которая стала популярной давно. То, что доступно, быстро подхватывает самодеятельность. Темой игры может стать любой предмет и абсолютно все, что только может прийт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...