Программа внеурочной деятельности: Планету открываем сообща
рабочая программа по географии (5, 6 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности : "Планету открываем сообща" предназначена для учащихся 5-6 классов. Содержание программы связано с курсом: "Географии" в этих классах.  Цель программы: научить навыкам проектно-исследовательской деятельности на основе использования краеведческого материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

На заседании РМО

учителей географии

Протокол от 24.08.2015 №1

Руководитель РМО __________/Н.П.Григорчук/

                    Утверждаю

 Директор МБОУ Петровской СОШ

___________А.В.Буланова

          Приказ от 28. 08.2015г. № 132

Авторская  инновационная образовательная программа

внеурочной деятельности по краеведению

«Планету открываем сообща»

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс (ы):

5-6 классы

Предмет (ы): география, краеведение

Автор-составитель:

Тицкая Людмила Ильинична

Учитель географии

МБОУ Петровская СОШ

х.Нижнепетровский, Милютинский район

e-mail:tli_140262@mail.ru

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

 1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика курса.

 3. Описание места учебного курса  в учебном плане

 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

 5. Содержание курса.

 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7. Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

 8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

                                                           1.Пояснительная записка

   Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с задачи вооружения учащихся знаниями на формирование у них общеучебных умений и навыков, как основы учебной деятельности.

  Учебная деятельность должна быть освоена школьниками в полной мере со стороны всех компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

  Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

   Главная особенность курса «Планету открываем сообща» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить шестиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

   Программа курса: Планету открываем сообща имеет экспертное заключение доцента кафедры физической географии, кандидата педагогических наук Института наук о Земле Южного Федерального университета З.М. Тимофеевой.

  Рабочая программа курса «Планету открываем сообща» разработана на основе и соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО).

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  •  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  •  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  •  развивать познавательные потребности и способности, креативность.

2.Общая характеристика курса.

 Программа внеурочного курса «Планету открываем сообща» для учащихся 6 класса является расширением предмета «География». Основополагающими принципами построения курса «Планету открываем сообща» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

 Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе «МБОУ Петровской СОШ». Она направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Курс  состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

  Данный курс  призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

3.Описание места курса в учебном плане.

 Программа курса "Планету открываем сообща" рассчитана на 35 часов (1 раза в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 6 классов, начавших изучать географию в рамках школьных программ.

 В соответствии с учебным планом «МБОУ Петровская СОШ» на проектную деятельность в 6 классе отводится 35 часа из расчёта 1 час в неделю, 35 учебные недели.

 Возраст учащихся: 12-13 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

∙ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

∙ ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

∙ учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

 ∙ обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

∙ разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; ∙ гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Планету открываем сообща», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

∙ развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса  используются следующие формы работы с учащимися:

∙ работа в малых группах (2-5 человек);

∙ проектная работа;

∙ подготовка сообщений/ рефератов;

∙ исследовательская деятельность;

∙ информационно-поисковая деятельность;

∙ выполнение практических работ.

Содержание программы курса «Планету открываем сообща» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

  Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии. 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

  Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов.             Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность географии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.  

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные

Учащиеся смогут:

1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук .

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Учащиеся получат возможность:

1. Воспитать ответственное отношение к природе.

 2. Осознать необходимость защиты окружающей среды.

3.  Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.

Учащиеся научатся:

1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности: а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

 б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Осваивать приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования

 (опыта, наблюдении);

б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;

 в) формулировать выводы по результатам исследования.  Учащиеся получат возможность научиться:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.)

в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

Учащиеся должны:

 1. В ценностно- ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. Формировать элементарные исследовательские умения. Учащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: а)  для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социальной среде.

5.Содержание курса.

1. Введение (1 час). Раздел 1.Учебного проекта  (7 часов).

Исследовательская деятельность и её формы. Учебный проект и его структура. Этапы работы над проектом. Организация работы над проектом.

Раздел 2. Геосферы Земли (26 часов).

1.Литосфера – твердая оболочка Земли (8 часов).

 Внутреннее строение Земли. Из чего состоит Земная кора. Рельеф Земной поверхности. Вулканы. Землетрясения.  Движение земной коры. Человек и литосфера. Особенности рельефа своей местности.

2. Гидросфера - водная оболочка Земли (7 часов).

 Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды суши. Реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера

3.Атмосфера - воздушная оболочка Земли  (6 часов).

 Атмосфера и её состав. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности

4. Биосфера – оболочка жизни (5 часов).

 Природные зоны. Растительный и животный мир степей. Особо охраняемые территории мира. Красная книга человечества. Живая природа нашей местности. Охрана природы.

  Подведение итогов работы за год  (1 час).

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания.  Вприведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного курса «Планету открываем сообща» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы.

Вся деятельность условно делится на  познавательную и практическую. Материал курса позволяет раскрыть межпредметные и метапредметные возможности географии. Внеурочный курс призван раскрыть межпредметные связи экологии с географией, биологией, информатикой.

Тематическое планирование.

п/п

Раздел. Тема.

Количество часов

Практические работы и проекты

1.

Введение.

1

2.

Учебный проект.

7

1

3.

Геосферы  Земли.

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

Биосфера

26

8

7

6

5

2

2

3

2

4.

Подведение итогов.

1

Итого

35

Проекты– 4

Практические работы -6

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема раздела

Кол- во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.

Введение.

1

Раздел 1. Учебный проект -7 часов

2.

1.Исследовательская деятельность и её формы.

1

Познавательная деятельность: 

∙ знать понятие «учебный проект», «исследовательская деятельность»;

∙ формирование представлений о структуре учебного проекта;

∙ отбирать источники географической информации для работы над проектом;

 Практическая деятельность: 

∙ формировать способности к монологическому высказыванию  на заданную тему;

∙ развивать мотивацию к изучению географии;

∙ работать с Интернет-ресурсами;

 ∙ работать в группе, оценка и самооценка.

3.

2.Учебный проект и его структура.

1

4.

3.Виды проектов.

1

5.

4.Этапы работы над проектом.

1

6.

5.Формы проектного продукта.

1

7-8.

6-7. Практическая работа: Организация работы над проектом.

2

Раздел 2. Геосферы Земли – 26 часов

Литосфера - твердая оболочка Земли -8 часов

9.

1.Внутренние строение Земли.

1

Познавательная деятельность:

 ∙ уметь выявлять особенности внутренних оболочек Земли и сравнивать их между собой;

∙ развить умение распознавать на физических картах разные формы рельефа;

 ∙ умение определять закономерности распространения землетрясений и вулканизма

∙ устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;

 ∙ использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт;

∙ проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Практическая деятельность:

∙ уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;

∙ работа в группе, оценка и самооценка;

∙ формировать умение систематизировать информацию и понимать ее;

∙ развивать мотивацию к изучению географии;

∙ формирование интерес к научному познанию мира;

∙ нанесение на к/к основных форм рельефа.

10.

2.Классификация горных пород и минералов.

1

11.

3.Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы.

1

12.

4.Крупные равнины мира.

1

13.

5.Горные системы мира.

1

14.

6.Особенности рельефа нашей местности.

1

15.

7.Практическая работа: Нанесение на к/к

основных форм рельефа.

1

16.

8.Учебный  проект: Скульптурный портрет планеты.

1

Гидросфера - водная оболочка Земли – 7 часов

17.

1. Вода на Земле. Мировой круговорот воды в природе.

1

Познавательная деятельность:

 ∙ знать и объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера»;

 ∙ использовать понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера;

 ∙ устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды;

∙ устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и видами озер;

 ∙ проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Практическая деятельность:

∙ уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;

∙ развивать познавательный интерес, способности к самостоятельному приобретению знаний;

∙ развивать мотивацию к изучению географии;

 ∙ нанесение на к/к основных гидрообъектов;

∙ формирование интерес к научному познанию мира.

18.

2.Мировой океан – главная часть гидросферы.

1

19.

3.Воды суши. Реки.

1

20.

4.Крупнейшие озера мира.

1

21.

 5.Практическая работа: Нанесение на к/к объектов гидросферы.

1

22.

6.Учебный проект: Составление круизного маршрутного листа путешественника.

1

23.

7.Воды  нашей местности.

1

Атмосфера - воздушная оболочка Земли – 6 часов

24.

1.Состав и строение атмосферы.

1

Познавательная деятельность:

 ∙ знать и объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера»;

∙ использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды;

∙ отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле;

∙ проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников Практическая деятельность:

∙ уметь ставить цель и планировать личную учебную деятельность;

∙ формировать приемы работы с информацией;

∙ осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира

∙ формировать умение систематизировать информацию и понимать ее;

∙ формирование интерес к научному познанию мира.

 ∙ составление календаря погоды.

25.

2. Погода и метеорологические наблюдения.

1

26.

3.Практическая работа: Составления календаря погоды.

1

27.

4. Учебный проект: Составление метеосводки текущего дня.

1

28.

5. Опасные явления в атмосфере.

1

29.

6.Практическая работа: Описание погоды своей местности.

1

Биосфера - оболочка жизни  -  5 часов

30

1.Природные зоны мира.

1

Познавательная деятельность: ∙ знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическая оболочка», «биосфера»;

∙ устанавливать взаимосвязи между Оболочка жизни первыми организмами и окаменелостями;

∙ приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли;

∙ отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле.

Практическая деятельность:

∙ уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;

∙ формировать интерес к научному познанию мира;

∙ развивать мотивацию к изучению географии;

∙ описывать природные комплексы.

31

2.Растительный и животный мир зоны степей.

1

32

3.Особо охраняемые территории мира.

1

33

4.Учебный проект: Красная книга человечества.

1

34

5. Практическая работа: Описание природного комплекса  нашей местности. Охрана природы.

1

35.

Подведение итогов работы за год

1

7.Планируемые результаты освоения курса.

Ученик научится:

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-и фотоизображение, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных практико-ориентированных задач;

-анализировать,  обобщать  и интерпретировать географическую информацию;

-находить и формулировать  по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

-выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географическую информацию, содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описание географических объектов, процессов, явлений с использованием разных источников географической информации;

-предоставлять в различных  формах географическую информацию, необходимую    для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

-ориентироваться на местности с помощью топографических карт;

-читать аэрофотоснимки, планы местности, географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ.

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 Технические средства обучения.

 ∙ персональный компьютер;  ∙ проектор;

 ∙ колонки; ∙DVD – комплекс Наглядные пособия по курсу.

 ∙ видеоуроки по темам курса;

 ∙ инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;

∙ раздаточный материал для освоения разделов курса.

∙ Тематические карты.

∙ Коллекция горных пород.

∙ Глобус физический

Список литературы для учителя:

1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.

 2. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: Просвещение,1977.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.

4. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1984.

5. Дронов В.П. География. Начальный курс: 5 класс. - М.: изд. « Вентана- Граф», 2012 г.

6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2003.

7. Сборник загадок: пособие для учителей / сост. М. Т. Карпенко. – М.: 1988.

для учащихся:

1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.

2. Балбышев, И. Н. Родная природа. – Л.: 1975.

3. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: 1977.

 4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001

 5. Брем, А. Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Терра, 1992.

6. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1984.

7. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1984.

8. Все обо всем. Энциклопедия для детей. - М.: Слово АСТ, 1998.-т. 5.

9. Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся).- М.: Просвещение, 1990.

10.Стрижев, А. Н. Профиль года. – Человек и природа. – М.: 1978.

11.Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика-Пресс, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности младших школьников/ Вокальная студия "Планета песни"

Содержание программ носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Планета загадок. (в начальных классах)

Рабочая программа разработана  для работы во внеурочной деятельности для начальной школы. В ней предлагается материал о природе нашей Земли.Рельеф, животный и растительный мир....

рабочая программа внеурочной деятельности "Открываем мир с английским" для 5 класса

Программа дополнительного образования  "Открываем мир с английским" составлена в соответствии с общекультурным направлением внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся   5 г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета КВН"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета КВН" общекультурное направление...

Пояснительная записка программы внеурочной деятельности "Планета КВН"

КВН – это замечательная игра, которая стала популярной давно. То, что доступно, быстро подхватывает самодеятельность. Темой игры может стать любой предмет и абсолютно все, что только может прийт...