Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные олимпийцы"
рабочая программа

Спортивно-оздоровительное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_yunye_olimpiytsy_2_klass_ushakova_r._n.docx52.12 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9»

(КГКОУ ШИ 9)

 

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

начальных классов  

Руководитель МО

_______ Р. Н. Ушакова

Протокол № ___

«__» ______ 2019 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

  __________   В.А. Савочка

  «____» __________ 2019 г

 

   УТВЕРЖДАЮ

Директор КГКОУ ШИ 9                  ________ Т.К. Волкова

  «___»__________  2019 г

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юные олимпийцы»

спортивно - оздоровительное направление 

2 класс

 

 

  

Составитель

Ушакова Р. Н.,

учитель начальных классов

р. п. Переяславка

2019

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                3
  2. Актуальность программы                                                                            4
  3. Педагогическая целесообразность программы                                         4
  4. Цели и задачи программы                                                                           5
  5. Отличительная особенность программы                                                   5      
  6. Формы проведения занятий                                                                        6
  7. Содержание программы                                                                              6
  8. Планируемые результаты внеурочной деятельности                               7
  9. Календарно-тематическое планирование                                                  9
  10.  Таблица оценивания навыков и приемов                                                10
  11. Список литературы                                                                                     11

     

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные олимпийцы» направлена  на охрану и укрепление, сохранение физического здоровья обучающихся, на развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье. Программа имеет физкультурно - оздоровительную направленность, так как приобщает обучающихся к желанию вести здоровый образ жизни.

        Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы внеурочной деятельности «Юные олимпийцы»:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - ЕКС);

- Приказ Минобрнауки России № 1040 от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015) (далее - Порядок № 1015);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г., № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);

- СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;

- Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Устав КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа КГКОУ ШИ 9 (вариант 1);

- Положение о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9;

- Календарный график КГКОУ ШИ 9 на 2019/2020 учебный год;

- Учебный план КГКОУ ШИ 9 на 2019 - 2020 учебный год.

Актуальность программы. По данным статистики в числе 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах среди школьников с умственной отсталостью, в 2 раза возросла частота выраженных нарушений процессов нейродинамики. Особой проблемой в последние годы стали социально-зависимые болезни. По оценкам специалистов факторами риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, является снижение их физической активности. Так, дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%. Кроме того, культивируемая в последнее десятилетие «культура быстрого питания» приводит к массовому ожирению, дефициту витаминов и проблемам ЖКТ, сердечно-сосудистым нарушениям.

Педагогическая целесообразность. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юные олимпийцы» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья умственно отсталых младших школьников, в основу которой положены культурологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального  образования и спроектирована с учётом нивелирования социальных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья обучающихся.

Цель: создание условий для формирования, сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознанное стремление и практические навыки здорового и безопасного образа жизни в свободное время.

Задачи:

-формирование интереса к собственному здоровью путем соблюдения правил ЗОЖ и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

-формирование установки на использование здорового питания;

-формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

-развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

-развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

-формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;

-формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.

Отличительная особенность программы заключается в том, что образовательная деятельность строится на следующих принципах:

-включение обучающихся в активную деятельность;

-доступность и наглядность;

-связь теории с практикой;

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

-целенаправленность и последовательность деятельности  (от простого к  сложному).

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юные олимпийцы» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Данная внеурочная деятельность позволяет учесть физические и физиологические особенности обучающихся.

Теоретическая (информационная) часть включает в себя информацию:

-о технике безопасности во время занятий физическими упражнениями и спортом;

-об основах здорового образа жизни;

-об оборудовании и спортивном инвентаре для различных видов спорта;

-об Олимпийских играх и видах спорта;

-о правильном питании;

-о рациональном режиме дня школьника.

Практическая часть включает в себя:

-обучение жизненно – важным двигательным умениям и навыкам;

-развитие физических качеств, координационных, ориентационно-пространственных, временных и ритмических способностей;

-обучение умению быстро переключаться с одного вида деятельности (упражнения, задания) на другой;

-проведение эстафет с целью формирования личностных качеств и культуры поведения в соревновательной деятельности;

-развитие психомоторики и психических качеств (мышление, быстрота реакции, внимание и др.) в различных видах двигательной деятельности;

-обучение правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации), навыкам самостоятельной организации своего досуга, упражнениям для сохранения зрения.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юные олимпийцы» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик. 

Формы проведения занятий. Программа содержит 6 разделов, каждый из которых решает свои задачи. Занятия проходят со всем классом, по группам, индивидуально. Для более эффективной организации деятельности в спортивно-оздоровительном направлении воспитания обучающихся с умственной отсталостью, необходимо использовать вариативные формы организации работы: игры (интерактивные познавательные, подвижные, народные, подвижные с элементами спортивных), беседы, коллективные творческие дела, видеозанятия, экскурсии, решение ситуационных задач, тематические встречи, участие в общешкольных мероприятиях (дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок, спортивные мероприятия и т.п.), акциях.

Срок реализации программы  1 учебный год. Программа рассчитана на 35 часов и составляет 1 час в неделю.

Содержание программы

№ п/п

Раздел

Примерное содержание

1

Введение

Понятие ЗОЖ. Основные показатели ЗОЖ. Составляющие ЗОЖ

2

Личная гигиена

Предметы личной гигиены. Микробы вокруг нас. Чистота - залог здоровья. Утренний туалет. Уход за ногтями, волосами, зубами. Как сохранить острое зрение. Закаливание. Как сохранить хорошее настроение. Учимся расслабляться. Доверяем друг другу

3

Правильное питание и режим школьника

Живая и мертвая еда. Витамины. Культура питания. Сон – это здоровье. Веселые перемены

4

Службы здоровья

Медицинский работник. «Я прививок не боюсь». Сезонные болезни. Вызываем врача. Первые признаки болезни. Как уберечься от инфекций

5

Безопасность и вредные привычки

Зеленая аптека. ПТБ при занятиях физкультурой и спортом. Опасность вредных привычек.

Безопасное поведение на улице, дома

6

Мир движений

Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Движение-это жизнь. Развиваем пальчики. Осанка. Подвижные игры народов России. Лапта. Салки. Городки. Знаменитые олимпийцы

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты

-ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему посёлку, народу, России;

-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;

-осознание себя как члена общества, жителя Хабаровского края;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности;

-понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

-развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

-способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия на доступном уровне;

-способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

-ориентировка в понятии «здоровый образ жизни», полезности продуктов питания;

-знание основных видов спорта, русских традиционных подвижных игр,  режима дня школьника;

-знание и применение основных упражнений по охране зрения, осанки, комплекса зарядки;

-соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

-освоение элементарных правил гигиены повседневного быта;

-освоение основных видов движения.

Достаточный уровень:

-освоение и соблюдение правил подвижных игр;

-расширение сферы общения;

-приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;

-адекватная реакция на предложения, замечания и оценку учителя, товарищей и других людей во время индивидуальных и групповых заданий;

-адекватная оценка правильности выполнения действия;

-проявление инициативы в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций, создании тематических коллажей и стенгазет;

-самостоятельная организация и проведение игр во время досуга;

-умение договариваться и приходить к общему решению в группах, микрогруппах, парах;

-умение контролировать действия партнёра в парных упражнениях;

-умение задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Юные олимпийцы»

2 класс (35 часов)

Тема

Кол-во часов

Дата

Введение «Что я знаю о здоровье»

1

Вводное занятие. Что такое здоровье и как его сохранить?  

1

5.09

2

Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

1

12.09

Личная гигиена

3

В царстве гигиены (практикум)

1

19.09

4

Микробы вокруг нас. Где чистота – там здоровье

1

26.09

5

Помощники Мойдодыра (предметы личной гигиены)

1

3.10

6

Правила личной гигиены. Гигиена ротовой полости

1

10.10

7

Уход за руками и ногами

1

17.10

8

Как сохранить острое зрение

1

24.10

9

Утренний туалет

1

7.11

10

Наша кожа –  защита организма

1

14.11

11

Как сохранить хорошее настроение. Зарядка дарит бодрость

1

21.11

12

В здоровом теле – здоровый дух (закаливание)

1

28.11

13

Учимся расслабляться

1

5.12

Правильное питание и режим школьника

14

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

1

12.12

15

Витамины (игра, мини-лекция)

1

19.12

16

Мини-проект «Быстрая еда – школьников беда»

1

26.12

17

Викторина  «Из чего состоит пища»

1

16.01

18

Чистая вода – залог здоровья (мини-лекция, беседа)

1

23.01

Службы здоровья

19

Сезонные болезни. Простудные заболевания

1

30.01

20

«Я прививок не боюсь»

1

6.02

21

Медицинский работник. Экскурсия в медицинский кабинет

1

13.02

22

Первые признаки болезни. Вызываем врача

1

20.02

Безопасность и вредные привычки

23

ПТБ при занятиях физкультурой и спортом

1

27.02

24

Полезные и вредные привычки

1

5.03

25

Безопасное поведение на улице, дома

1

12.03

26

Береги здоровье смолоду

1

19.03

27

Мы выбираем ЗОЖ. Что включает в себя здоровый образ жизни

1

16.04

28

Ролевая игра «Как оказать первую помощь»

1

23.04

Мир движений

29

Народные игры «Горелки», «Кот и мыши», «Блуждающий мяч»

1

30.04

30

Подвижные игры, основанные на элементах спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки»

1

14.05

Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся

внеурочной деятельности «Юные олимпийцы»

Приемы и навыки работы

усвоение

неусвоение

1

Освоение элементарных правил гигиены повседневного быта

2

освоение основных видов движения

3

Освоение видов и правил подвижных игр

4

Освоение малых форм двигательной активности

5

Соблюдение распорядка дня

6

Социальная адаптация

7

 Расширение сферы общения

8

Приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром

9

Получение представления об особенностях физического развития младшего школьника  

10

Получение представления о правилах предупреждения простудных заболеваний

11

Получение представления о влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье

12

Освоение  основных правил закаливания организма

13

Получение представления о близорукости и как она влияет на здоровье человека

14

Получение представления об основах рационального питания

15

Применение на практике приобретённых знаний о правилах ведения здорового образа жизни

16

Самостоятельное выполнение профилактических и общеукрепляющих комплексов физических упражнений

17

Приобретение осознания необходимости заботы о своём здоровье

18

Выработка форм поведения, которая поможет избежать опасности для жизни и здоровья

19

Соблюдение  навыков самообслуживания

20

Умение взаимодействовать в коллективе

21

Получение представлений основ патриотического воспитания

22

Умение работать в группе

23

Умение действовать самостоятельно

24

Негативное отношение к факторам, вредящим здоровью

Список литературы

  1. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006. 
  2. «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
  3. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.
  4. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000. 
  5. DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
  6. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
  7. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
  8. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
  9. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
  10. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
  11. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Будущие олимпийцы»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. П...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Олимпийцы»

Предлагаемая программа помогает  улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической  культуры. В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...