ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «АРТ-ХОББИ» (базовый уровень)
рабочая программа
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает: их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ ДО «Центр детского творчества» ______________ Л.В. Орлова Приказ № 147 от 05.09.2019 г. |
РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Протокол №7от 30.05.2020 г. Председатель ПС _______________ И.А. Семенчук |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«АРТ-ХОББИ»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 7-13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор: Север Элина Маратовна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………… 3
2. Учебный план……………………………………………………… 8
3. Содержание программы…………………………………………. 10
4. Методическое обеспечение программы ………………………….. 13
5. Список литературы…………………………………………………. 14
6. Глоссарий…………………………………………………………… 14
7. Календарный учебный график ……………………………………. 15
1. Пояснительная записка
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает: их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-хобби» имеет художественную направленность.
Уровень освоения содержания программы – базовый.
Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-хобби» разработана в соответствии с:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
Актуальность. Занятие учащихся декоративно-прикладным творчеством помогает укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Рукоделие всегда было популярным и остаётся неотъемлемой частью для людей любого возраста, как в повседневной жизни, так и в определении жизненных ориентиров, в выборе профессии.
Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир. Искусство развивает глазомер и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность.
Программа включает в себя следующие виды деятельности: лепка, коллаж из газет и журналов, точечная роспись, граттаж, ниткография, панно из кофейных зерен, панно из паеток, пуговичные идеи.
Отличительная особенность программы: раннее приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение учащихся в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей; учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации; свобода самостоятельной деятельности, в которой учащийся является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно - волевых качеств; функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей учащемуся выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.
Цель программы: обучение изготовлению предметов арт-декора и сувениров с использованием современных и традиционных технологий декоративно-прикладного творчества.
Образовательные (программные) задачи:
- ознакомление с историей развития и современными направлениями декоративно-прикладного искусства;
- ознакомление с различными техниками работы, материалами, инструментами и приспособлениями;
- ознакомление с основами дизайна интерьера;
- обучение созданию оригинальных изделий с использованием различных техник;
- формирование творческих способностей учащихся, их познавательной активности при выполнении творческих, практических, проектных работ.
Личностные задачи:
- формирование умения работать как в группе, так и индивидуально;
- развитие эмоционально-волевых и духовно-нравственных качеств учащихся;
- приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- формирование эстетической, коммуникативной культуры и толерантности;
- формирование здорового жизненного стиля и бережного отношения к окружающему миру.
Метапредметные задачи:
- развитие образного и пространственного мышления, наблюдательности, воображения, памяти, глазомера, фантазии, моторики рук;
- развитие самостоятельности, аккуратности, ответственности, умения преодолевать трудности;
- формирование внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений в повседневной жизни;
- расширение творческого кругозора учащихся.
Планируемые результаты освоения программы
Образовательные (программные) результаты первого года обучения:
учащиеся понимают:
- исторические и современные традиции и направления, национальные традиции в области арт-декора;
- функциональные особенности приборов и инструментов (ножницы, пассатижи, кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, термопистолет, ткацкий станок, пяльцы, мебельный степлер), основы техники безопасности при работе с материалами и инструментами;
- соответствующую направлению терминологию;
- отличительные свойства и основные характеристики видов бисера, нитей и сопутствующих материалов;
- основы цветоведения (цветовой круг, сочетание цветов, и т.д.);
- основные технологические приёмы работы с различными материалами;
умеют:
- правильно организовывать рабочее место и выполнять технологические операции с соблюдением правил техники безопасности;
- организовывать рабочий процесс в рамках здоровьесбережения и профилактики заболеваний, обуславливающих работу с бисером и сопутствующими материалами;
- использовать свойства и особенности материалов при планировании и выполнении творческой работы;
- грамотно с использованием соответствующей терминологии и понятий описывать процесс изготовления изделия;
владеют:
- информационной культурой (правилами планирования технологической последовательности, работа на компьютере);
- коммуникативной культурой (внимание, уважение к окружающим);
- графической культурой (умение представлять описательный процесс изготовления в виде схем, рисунков, чертежей, орнаментов, выкроек).
Образовательные (программные) результаты второго года обучения:
учащиеся понимают:
- отличительные особенности и технологию видов бисерного творчества (бисероплетения, низания, ткачества, вышивки, техники наколки);
- процесс технологической последовательности и конструктивные особенности изготовления базовых изделий и их элементов;
- технологию экономических и количественных расчетов по технологической карте изделия;
- особенности окончательной отделки и декорирования изделий;
правила использования и ухода за изделиями декоративного и утилитарного назначения
умеют:
- выполнять различные виды техник низания, ткачества, вышивки и «наколки» изучаемые в рамках данной программы;
- составлять технологические карты изготовления предметов декора и сувениров;
- проводить экономические и количественные расчеты, себестоимости изделия;
- использовать на этапе разработки и в рабочем процессе специальную литературу, дополнительные источники информации, прикладные программные ресурсы;
- использовать национальные особенности и корректную стилизацию при изготовлении сувениров и предметов декора;
владеют:
- навыками заполнения объемной формы узором;
- навыками ритмического заполнения поверхности;
- умением анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Личностные результаты:
- понимание базовых ценностей: добро, терпение, любовь к своей малой Родине, природа, семья, мир, справедливость, доверие и уважение к людям, милосердие, честь и достоинство;
- уважение к своему народу, развитие толерантности;
- освоение личностного смысла учения, выбора дальнейшего образовательного маршрута;
- оценивание жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей гражданина России;
- выполнение норм и требований учреждений дополнительного образования;
- мотивация к творческому труду, к работе на результат и установку на здоровый образ жизни;
- развитие мотивации учебно-творческой деятельности, смысла учения.
Метапредметные результаты:
- умение ставить цель, правильно ее формулировать;
- умение выбирать средства достижения цели из предложенных или возможных вариантов, а так же искать их самостоятельно;
- умение находить и перерабатывать информацию из различных источников, работать с текстом, словарем, используя методы рационального чтения, выделения ключевых слов, графических элементов, составлять план по прочитанному;
- умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
- умение вытраивать коммуникацию.
Педагогическая целесообразность. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле. Данная образовательная программа реализуется с учётом: технологии личностно-ориентированного обучения и строится на принципе вариативности, т. е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется с учетом цели развития каждого ребёнка; включения детей в социальные отношения на основе сформированных интересов и потребностей, направленных на инициативность, творчество, самостоятельность и результативность действий; воспитания черт характера личности: трудолюбие, усидчивость, старание, аккуратность, целеустремлённость при овладении навыками рукоделия; занятия рукоделием оказывает терапевтическое воздействие: даёт возможность отвлечься от своих переживаний, успокаивает, приводит в порядок мысли и эмоции, снимает нервное напряжение.
Адресат программы: программа предназначена для обучения учащихся в возрасте 7-13 лет. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей). Форма организации деятельности групповая. Дополнительное зачисление в группы может проводиться в соответствии с уровнем подготовки учащихся.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, количество учебных часов на 1 году обучения – 144 часа (из них 24 часов – теория, 120 часа – практика), на 2 году обучения - 144 часа (из них 26 часов – теория, 118 час –практика).
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность 1 занятия –40 минут, перерыв 10 минут. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41.
Наполняемость групп составляет 12-15 человек. Состав групп постоянный, разновозрастный.
Наполняемость групп: 12- 15 учащихся. Состав групп постоянный, разновозрастный.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).
Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.
Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:
- начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
- промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;
- промежуточная аттестация - с 12 по 19 мая;
- аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).
Начальный контроль проводится в форме творческого задания. Используемый метод – кейсовый, практический контроль.
Промежуточная аттестация - в форме презентационной выставки. Используемые методы – комбинированный (устный и практический) контроль.
Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме защиты творческого проекта. Используемые методы – проектный, комбинированный (устный и практический) контроль. Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2 раза в год: в начале года – с 15 по 25 сентября и в конце года - с 12 по 19 мая.
Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов) по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
на 1 год критерии:
умение аккуратно и точно выполнять работу;
умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога;
навыки владения разными техниками и приёмами.
на 2 год:
умение самостоятельно изготавливать изделия по собственному замыслу;
умение изготавливать плоскостные и объемные изделия;
навыки проектирования процесса изготовления изделий из различных материалов.
Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации по завершении реализации программы вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются свидетельства о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.
Критерии оценки результатов освоения программы
Критерии оценки результатов освоения программы 1 года обучения:
Начальный контроль:
- Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам
- умение работать с графическими схемами;
-навыки планирования последовательности изготовления изделия и контроля над результатом практической работы
Промежуточная аттестация:
- навыки работы с различными приспособлениями и приборами;
- умения составлять последовательность, графические и схематические интерпретации к изготавливаемому изделию;
- умения проводить экономические расчеты к проектной работе;
- навыки работы с использованием изучаемых технологий.
Промежуточная аттестация:
- креативность - новые оригинальные идеи и пути решения,
- навыки самостоятельного выполнения проектных работ по изучаемым технологиям;
-навыки составления технологической последовательности изготовления с учетом особенностей назначения, декоративных и утилитарных функций изделия
Критерии оценки результатов освоения программы 2 года обучения:
Начальный контроль:
- умение решать художественно- творческие задачи, пользуясь эскизом;
- навыки самостоятельного поиска информации
Промежуточная аттестация:
- навыков самостоятельно применять различные
художественные материалы и техники.;
- умение работать в различных техниках: коллаж, граттаж, пластилиновая живопись, точечная роспись, ниткография;
- навыки презентационных умений при защите арт-апректов;
Аттестация по завершении реализации программы:
- навыков техники работы над эскизом с подробной
проработкой деталей.
- умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла;
-навыки проектной деятельности.
Условия реализации программы
Учебное помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Помещение, в котором занимаются учащиеся, не требует специального оборудования. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение. Кабинет оборудован: столы ученические, стулья, шкафы, учебная доска стол преподавателя.
Методическое и дидактическое обеспечение программы: календарно-тематическое планирование, календарный учебный график; наглядно-демонстрационный материал (модели, схемы, образцы готовых изделий).
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, методист, педагог – психолог.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями.
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: (творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и тд). Для воспитательного пространства характерно:
• наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
• построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:
• родительские собрания;
• индивидуальные беседы и консультации;
• профилактические беседы;
• анкетирование, социологический опрос родителей;
• тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;
• совместные воспитательные мероприятия;
• совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.
Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.
Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в рамках проекта.
Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.
Формы досуговой деятельности: совместные праздники, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки, посещение выставок, музеев.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Общее кол-во часов | В том числе | Форма аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение | 2 | 2 | 0 | опрос, практикум |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы. | 2 | 2 | 0 | ||
2 | Панно из кофейных зерен. | 10 | 2 | 6 | наблюдение |
Знакомство с технологией. Подготовка материала. Проработка эскиза. | 2 | 1 | 1 | ||
Выполнение композиции. | 8 | 1 | 5 | ||
3 | Начальный контроль | 2 | 0 | 2 | творческое задание |
4 | Ниткография. | 48 | 2 | 46 | опрос, творческое задание |
Знакомство с технологией . Подготовка материала. Подбор эскиза. Перенос эскиза на доску в деталях. | 6 | 2 | 4 | ||
Выполнение композиции. | 42 | 0 | 42 | ||
5 | Промежуточная аттестация. | 2 | 0 | 2 | презентационная выставка |
6 | Коллаж из газет и журналов. | 70 | 12 | 58 | Наблюдение, творческое задание |
Инструменты и материалы для изготовления коллажа. | 2 | 2 | 0 | ||
Работа над эскизом. Работа с деталями композиции. | 4 | 2 | 2 | ||
Творческий проект по композиции. | 64 | 8 | 56 | ||
7 | Промежуточная аттестация. | 2 | 0 | 2 | презентационная выставка |
8 | Образовательно-развивающие экскурсии, выставки, экспозиции декоративно-прикладного творчества. | 6 | 6 | 0 | Наблюдение |
9 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | творческое задание |
Итого: | 144 | 24 | 120 |
Второй год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Форма аттестации контроля |
1 | Введение | 2 | 2 | 0 | опрос |
Организационное занятие | 2 | 2 | 0 | ||
2 | Начальный контроль | 2 | 0 | 2 | творческое задание |
3 | Точечная роспись. | 38 | 3 | 35 | наблюдение, творческое задание |
Точечная роспись на плоскости. | 10 | 1 | 9 | ||
Точечная роспись тарелочек. | 12 | 1 | 11 | ||
Точечная роспись объемных предметов разных форм. | 16 | 1 | 15 | ||
4 | Композиция из паеток. | 40 | 5 | 35 | опрос, творческое задание |
Свободная композиция. | 2 | 1 | 1 | ||
Перенос эскиза на рабочую поверхность. Поиск рисунка с живописной цветовой гаммой. Подбор цветовой гаммы. | 4 | 1 | 3 | ||
Подготовка эскиза. | 2 | 1 | 1 | ||
Композиция животного из паеток. | 12 | 1 | 11 | ||
Самостоятельная работа. Усложненная техника выкладывания композиции из паеток. | 20 | 1 | 19 | ||
5 | Промежуточная аттестация. | 2 | 0 | 2 | презентационная выставка |
6 | Граттаж. | 28 | 4 | 24 | наблюдение, творческое задание |
Поиск, подготовка эскиза. Перенос эскиза на кальку. | 4 | 1 | 3 | ||
Загрунтовка листка. Перенос эскиза с кальки на загрунтованный лист. Прорисовка всех деталей рисунка. | 8 | 1 | 7 | ||
Оформление фона готового рисунка. | 6 | 1 | 5 | ||
Граттаж цветной. | 10 | 1 | 9 | ||
7 | Пластилиновая живопись. | 20 | 3 | 17 | опрос, творческое задание |
Объяснение технологии. Подготовка материала. Подбор эскиза. | 4 | 1 | 3 | ||
Выполнение композиции. | 8 | 1 | 7 | ||
Выполнение более сложной композиции на большом формате. | 8 | 1 | 7 | ||
8 | Аттестация по завершении реализации программы | 2 | 0 | 2 | Наблюдение, творческое задание |
7 | Образовательно-развивающие экскурсии, выставки, экспозиции декоративно-прикладного творчества. | 8 | 8 | 0 | Наблюдение, творческое задание |
8 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | защита творческих работ |
Итого: | 144 | 26 | 118 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Режим работы. План занятий. Демонстрация готовых работ в различных техниках. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Дидактический материал: интернет - ресурсы, инструкция по ТБ.
Форма организации занятия: фронтальная.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
2. Панно из кофейных зерен (10 часов)
Теория: Познакомиться с техникой. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного искусства – мозаика. Соединение зерен в единое целое.
Практика: Выполнение отдельных элементов и сборка их в единое целое. Последующее оформление готовых изделий мелкими деталями.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
3. Начальный контроль (2 часа).
Практика: мониторинг первоначальных умений и навыков.
Дидактический материал: шаблоны, схемы.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме творческого задания.
Формы и метод контроля: комбинированный.
4. Ниткография (48 часов)
Теория: Рассматривание готовых цветов и анализ частей. Зарисовка схем последовательности работы.
Практика: Подготовка эскиза. Перенос рисунка на доску. Составить и наклеить на фанере композицию из кусочков ниток.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
5. Промежуточная аттестация в форме презентационной выставки. (2 часа)
Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного программой.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме презентационной выставки.
Формы и метод контроля: комбинированный.
6. Коллаж из газет и журналов (70 часов)
Теория: Знакомство с материалами и инструментами для изготовления коллажа.
Практика: Выполнить композицию из заранее приготовленных кусочков бумаги различных оттенков. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
7. Промежуточная аттестация в форме презентационной выставки. (2 часа)
Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного программой.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме презентационной выставки.
Формы и метод контроля: комбинированный.
8.Образовательно-развивающие экскурсии, выставки, экспозиции декоративно-прикладного творчества (6 часов)
Теория: Посещение городских выставок, экспозиций декоративно-прикладного творчества.
Форма организации занятия: фронтальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
9. Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов года. Презентация готовых изделий, выполненных учащимися. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения.
Второй год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Демонстрация работ в разных техниках, выполненных педагогом и учащимися для формирования интереса детей. Организационные вопросы: планирование работы на учебный год, правила поведения в учебном объединении.
Практика: Просмотр учебных фильмов.
Дидактический материал: интернет - ресурсы, видеофильмы, инструкция по ТБ.
Форма организации занятия: фронтальная.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
2. Начальный контроль (2 часа)
Практика: мониторинг первоначальных умений и навыков.
Дидактический материал: шаблоны, схемы.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме творческого задания.
Формы и метод контроля: комбинированный.
3. Точечная роспись. (38 часов)
Теория: Знакомство с алгоритмом изготовления изделия.
Практика: Пробуем технику рисования в точках на черновиках. Подбираем эскиз. Выполняем работу в точках.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
3. Композиция из паеток (40 часов).
Теория: Демонстрация готовых картин. Технологическая последовательность выполнения. Просмотр учебной литературы. Инструменты, приспособления и материалы, необходимые для занятий, организация рабочего места. Инструктаж по ТБ.
Практика: Подготовка эскиза. Перенос эскиза на рабочую поверхность. Подбор цветовой гаммы паеток. Выкладываем рисунок.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
4. Промежуточная аттестация (2 часа)
Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного программой.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме презентационной выставки.
Формы и метод контроля: комбинированный.
5. Граттаж (28 часов).
Теория: Инструменты и приспособления, используемые при выполнении техники. Организация рабочего места. Инструктаж по ТБ. Технология выполнения.
Практика: Грунтовка листка бумаги. Перенос эскиза в деталях на загрунтованную поверхность. Выцарапываем.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
6. Пластилиновая живопись (20 часов).
Теория: Технология поэтапного выполнения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы. Инструктаж по безопасности труда при работе с режущимися и колющимися инструментами.
Практика: Организация рабочего места. Выполнение работы мазками.
Дидактический материал: схемы, рисунки, образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проектный, практический.
Формы и метод контроля: опрос, наблюдение.
7. Аттестация по завершении реализации программы в форме защита творческих работ (2 часа)
Практика: мониторинг умений и навыков, полученных в результате усвоения учебного материала, предусмотренного программой. Защита творческих проектов.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Форма организации занятия: индивидуальная в форме защиты творческих проектов.
Формы и метод контроля: комбинированный.
8. Итоговое занятие (2часа).
Подведение итогов года. Презентация готовых изделий, выполненных учащимися. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- единства обучения, развития и воспитания;
- последовательности: от простого к сложному;
- систематичности;
- активности;
- наглядности;
- интеграции;
- прочности;
- связи теории с практикой.
- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); метод информационной поддержки (самостоятельная работа с учебными источниками, специальной литературой, журналами, интернет – ресурсами).
- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая
-формы организации учебного занятия - групповая, индивидуальная, фронтальная, работа в мини – группах (в динамических парах), практическое занятие, занятие – беседа, - экскурсия,- фантазия,- выставка,- конкурс,- презентация; ролевая игра, коллективная проектная (творческая) деятельность. В содержание программы включены познавательные и ознакомительные экскурсии в Дом природы, в парк, на бульвар Стрижова, оранжерею, Центр национальных культур.
- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, проблемная (учебный, творческий проект), поисковые (наблюдение), развивающего обучения, диалоговая технология, технологии сотрудничества, информационно – коммуникативные технологии, игровые технологии.
- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов
Подготовительный этап – организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка (творческого, практического задания).
Основной этап - подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. Практическая работа.
Итоговый этап – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать. Мобилизация детей на самооценку. Рефлексия.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы:
- http://lubimoe-delo.ru/index.php/archives/260 - технология изготовления батика;
- https://zhenskie-uvlecheniya.ru/podelki-iz-fetra-chto-mozhno-sdelat-svoim-rukami-bystro-i-krasivo.html - поделки из фетра своими руками;
- http://www.odnadama.ru/hobbi/delaem-originalnye-fetrovye-podelki-dlya-detej-svoimi-rukami-mk-dlya-nachinayushhix/ - декупаж своими руками
6. ГЛОССАРИЙ
Аксессуары – различные камешки, мох, декоративные птички и бабочки, используются для декорирования и придания законченности композиций.
Алгоритм – систематизация порядка выполнения операций.
Активные цвета – это прежде всего красные и оранжевые, возбуждающе действующие на нервную систему.
Ахроматические цвета – это белый, серый, и чёрный, которые различаются только по светлоте.
Ассоциация – метод использования цвета и формы по восприятию, по памяти.
Выступающие тона – способность хроматических цветов казаться ближе своего фактического нахождения.
Композиция – составление, соединение в одно целое отдельных частей в определённом, строгом порядке.
Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определённому ритму.
Отступающие тона – способность хроматических цветов казаться дальше своего фактического нахождения.
Панно – произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков.
Пассивные цвета – синие и фиолетовые, действующие успокаивающе на нервную систему.
Пейзаж – изображение на полотне картин природы.
Симметрия – это зеркальное отражение, когда какой-либо элемент узора может быть разделён прямой линией на две равные, абсолютно одинаковые части.
Тёплые цвета – это цвета солнца и огня.
Хроматические цвета – все оттенки светового спектра.
Холодные цвета – это цвета воды и льда.
Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз- быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как окончательная работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.
Чертеж – условное графическое изображение чего-нибудь, дает представление о форме, размерах, способах обработки деталей.
Эскиз – первый, первоначальный набросок рисунка будущего изделия.
7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Арт-хобби» разработан для каждой учебной группы 1, 2 годов обучения (приложение к программе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Физика» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на дополнительное изучение естественных наук, пропедевтику курса «Физика»....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рукоделие» (базовый уровень)
Данная программа включает в себя различные разделы рукоделия и направлена на формирование ключевых и специальных компетенций учащихся посредством декоративно-прикладного искусства....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский танец» (базовый уровень)
В содержание программы входят два модуля – «Эстрадное творчество» и «Креативное творчество». Модули работают в едином комплексе, который объединяют основные направл...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Ритмический танец» (базовый уровень)
Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (базовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)
Программа «Волшебный завиток» имеет художественную направленность, относится к базовому уровню.Актуальность - работая с тонкими полосками бумаги, закруч...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА технической направленности «3D Моделирование» (базовый уровень)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА технической направленности «3D Моделирование» (базовый уровень)...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная география» Базовый уровень Возраст обучающихся 14-15 лет
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической г...