Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная география» Базовый уровень Возраст обучающихся 14-15 лет
рабочая программа по географии (9 класс)

Китаева Елена Викторовна

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

В программу включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_programma_geografii_avtovosstanovlenie.docx496.61 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании

педагогического совета

от «____» __________________ 20___ г.

Протокол № _________

Утверждаю:

Директор

«____» __________________ 20___ г.

C:\Users\Bekovamn\Downloads\e6a431acb85a132b36d895f255d67529_big.jpg

Дополнительная общеразвивающая программа

 естественнонаучной направленности

«Занимательная география»

Базовый уровень

Возраст обучающихся 14-15 лет

Срок реализации программы 72 часа

Составитель:

Китаева Елена Викторовна

Учитель географии

Полысаево 2022

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………….

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………

1.3. Содержание программы ……………………………………………………

1.3.1. Учебно-тематический план ………………………………………….

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………………………

1.4. Планируемые результаты ………………………………………………….

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………...

2.1. Календарный учебный график ……………………………………………

2.2. Условия реализации программы ………………………………………….

2.3. Формы аттестации / контроля …………………………………………….

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………..

2.5. Методические материалы ………………………………………………….

2.6. Список литературы …………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..

3

3

4

7

9

13

15

19

20

20

21

22

25

27

РАЗДЕЛ 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Фундаментального ядра содержания общего образования.

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.

Учебно-методические пособия: Легион, 2022 г. 

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

В программу включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.

  1. Цели и задачи программы

Цель курса: формирование знаний и представлений об истории создания географических карт, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи

Задачи:

  • формирование интереса школьников к изучению географии,
  • формирование у них широких представлений о географической картине мира;
  • сформировать знания об образах территории и явлениях, изображаемых на картах;
  • развитие географического мышления;
  • формирование  картографической грамотности и географической культуры;
  • развитие творческих способностей, исследовательской активности обучающихся при работе с различными источниками географической информации, при использовании приборов и др.
  • расширение знаний обучающихся по знанию географической карты, умению её читать;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность при выполнении блока самостоятельных заданий по данному курсу.

Новизна и отличительные особенности программы.

При создании программы мной были изучены 4 авторские программы по географии (см. список литературы).

Новизна данной программы заключается в том, что практические навыки отрабатываются в доступной для обучающихся форме, что позволит через практическую составляющую прикладного курса осознанно воспринимать материал.

Возраст обучающихся по программе: 14-15 лет (обучающиеся 8-9 класса).

Программа особенно будет интересна и полезна тем, кто интересуется и нацелен получать знания по географии как для ОГЭ так и для успешного освоения предмета география. Для обучения принимаются все желающие, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).

Занятия групповые. Состав группы разновозрастный, переменный. Количество детей в группе – 15 человек. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора.

На обучение принимаются все желающие. Зачисление проводится на основании заявления от родителей (законных представителей).

Срок реализации программы: 9 месяцев.

Объем программы – 72 часа.

Формы и режим занятий: Работа по данной программе предполагает очные групповые занятия в одновозрастной группе 2 часа в неделю. Полный курс программы рассчитан на 1 год обучения (36 рабочих недель в учебный год).

Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. 

Форма обучения - очная, допускается дистанционная.

Формы и методы работы: научные, проблемные, мотивация на успех, реализация возможностей через аналитическую и поисковую работу. На занятиях  также будет применены элементы игровой технологии, в основном, при закреплении полученных навыков и умений. Средства обучения: учебные карты, план местности, глобусы, атласы для 6-9 классов.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

В результате выполнения программы предусматривается активизация инициативы и творчества обучающихся, повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает в целом повышение интереса воспитанников к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, подготовка к ОГЭ по предмету география.

Обучающиеся должны знать:

  • проекции топографических карт, номенклатуру, условные знаки.
  • способы отображения на картах объектов и явлений - особенности изображения рельефа.
  • соотношение понятий «план» и «карта»;

Должны уметь:

  • определять координаты и местоположения объектов на топографических и географических картах; - определять расстояния между объектами.
  • ориентироваться на местности, по планам и топографическим картам, читать топографические карты, знать условные знаки.
  • составлять планы местности.
  • читать тематические карты, знать основные способы изображения.
  • использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека;
  • давать на основе различных картографических источников характеристику того или иного участка местности, региона, страны и т.д.
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов.
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и содержание итоговых занятий:

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков, практических работ, тестирование.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Текущий контроль: опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, творческая работа, наблюдение.

Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.

Формы контроля знаний:

  • устный опрос;
  • письменная работа;
  • тестовый;
  • практическая работа.

Устный опрос: позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения материала. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с воспитанником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.).

Письменный контроль: написание реферата, рассказа. Позволяет оценить полноту раскрытия темы, все ли задания выполнены, аккуратность выполнения, наличие схем, рисунков при необходимости.

Тестовый контроль: эта форма контроля позволяет оперативно получать информацию о том, как усвоен материал обучающимися; результаты быстро обрабатываются, охват обучающихся 100 %.

Практическая работа: позволяет проверить не только умения обучающихся применять знания при выполнении практических работ, но и умение пользоваться таблицами, картами, схемами и другими источниками информации.

Критерии оценки учебных результатов программы:

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (от 3 до 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

  • Низкий уровень знаний (от 3 до 5 баллов)
  • Средний уровень знаний (от 6 до 8 баллов)
  • Высокий уровень знаний (от 9 до 10 баллов)

Критерии оценивания устных ответов обучающихся.

Высокий уровень: если логически и последовательно раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Средний уровень: если при правильном ответе воспитанник не способен самостоятельно и полно обосновать его.

Низкий уровень: если обучающийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит географические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ, показать объекты на карте.

  1. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Топографическая карта. 12 часов

1

Вводное занятие Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. Игра «Географический марафон»

2

1

1

2

Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и на карте полушарий(Практическая работа

2

1

1

Работа по тренажёру из источника информации: Решу ОГЭ

3

Определение азимутов по топографической карте.

2

1

1

Практическая работа

4

Изображение неровностей земной поверхности.

2

1

1

Практическая работа

5

Горизонтали

1

1

0

Практическая работа

6

Анализ построения профиля рельефа на местности.

2

1

1

Практическая работа

7

Решение заданий по топографической карте

1

0

1

Контрольное письменное задание

2.Работа с физической картой для характеристики географического положения России. 9 часов

1

Географические координаты

2

1

1

Практическая работа

2

Определение протяженности страны

2

1

1

Практическая работа

3

Границы России

1

0

1

4

Определение стран России

1

0

1

5

Определение сухопутных и морских границ России.

1

0

1

6

Определение самых протяжённых и самых коротких страниц.

1

0

1

7

Определение границ, России и мира.

1

0

1

Работа с карточками Учи.ру.

Политико-административная карта России. 6 часов

1

Физическая карта России

1

1

0

2

Федеративное устройство

2

1

1

3

Политическая карта России

2

1

1

4

Географическое положение

1

0

1

Работа с вариантами задач из ФИПИ

3.Определение поясного времени для разных пунктов России. 4 часа

1

Часовые пояса России

1

1

0

Работа с тематическими заданиями из учебно-методического пособия ОГЭ 2022

2

Задачи на определение часового пояса. Задачи на определения времени прилёта самолёта.

2

1

2

3

Решение задач на определение поясного времени 1 и 2 уровня сложности.

1

0

1

4.Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий

10 часов

1

Игра «Географический бой»

1

0

1

2

Путешествие по карте мира и России.

2

1

1

3

Тектоническая карта. Строение земной коры.

2

1

1

4

Вулканы. Землетрясения.

2

1

1

5

Геохронологическая таблица. Изучение залегания горных пород.

1

1

1

6

Определения последовательности залегания горных пород.

1

1

Работа с тематическими заданиями из учебно-методического пособия ОГЭ 2022

6.Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. 7 часов

1

Климатическая карта. Атмосферные фронты.

2

1

1

2

Анализ климатограмм и определение по карте.

2

1

1

3

Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.

1

1

0

4

Планетарные особенности Земли.

1

1

0

5

Климат и географическое положение

1

0

1

Работа со статистическим материалом. Задание 28 ОГЭ

7.Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. 7 часов

1

Определение доли земель занятых лесами, угодий, долю добычи нефти.

2

1

1

2

Влияние человека на природу.

2

1

1

3

Рационально и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.

2

1

1

4

Обобщение по теме

1

0

1

Работа со статистическим материалом. Задание №16

8.

Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчёт демографических показателей по теме: Население России.7 часов

1

Численность и естественное движение населения России. Естественное движение населения России.

2

1

1

2

Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции.

2

1

1

3

Показатели международной миграции на территории России.

1

0

1

Практическая работа

4

Народы России.

1

0

1

5

Миграционный прирост  решение задач.

1

0

1

Тест пробный 2 уровня сложности

9 . Экономика России. 7 часов

1

Межотраслевые комплексы.

1

0

1

2

География и факторы размещения предприятий

2

1

1

отработка задания ОГЭ повышенной сложности №23

3

Видеопутешествие по странам мира.

1

1

0

4

Страны мира.

1

0

1

Викторина.

5

Определение района страны по содержанию.

1

0

1

Тестирование

6

Определение региона России и страны по описанию.

1

0

1

Тест традиционный.

10.Мы познаём мир. 3 часа

1

Регионы России. Путешествуем по России.

1

0

1

2

Видео-путешествие по странам мира.

1

0

1

Викторина.

3

Регионы России и стран по описанию.

1

0

1

Тест.

Итого

72

т.27

п.45

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Уроки понимания карты. Путешествия по картам.

Тема 1. Топографическая карта (12 часов).

  1. Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие). Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие). Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие). Комплексный анализ содержания топографической карты.  Практическое занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ).
  2. Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (9 часов).
  3. Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).
  4. Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.                                    Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России. Пр. работа: Определение стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.
  5. Тема 3. Политико-административная карта России (6 час.)
  6. Политико-административная карта России. Республики. Автономные области. Автономные округа. Федеральные округа. Административные центы.
  7. Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (4 часа).
  8. Часовые пояса и зоны России. Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности (ГИА). Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности. (ГИА).
  9. Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (10 часов).
  10. Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород (ОГЭ). Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.
  11. Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (7 часов).
  12. Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. (выполнение заданий ОГЭ по карте погоды).Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. (выполнение заданий ОГЭ). Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. (выполнение заданий ОГЭ № 29). Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. (задание 28 ОГЭ).
  13. Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (7 часов).
  14. Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами (задание ОГЭ № 16) Определение доли земель, занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.  Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.
  15. Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по                  теме: Население России

(7 часов).

  1. Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения (ОГЭ). Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.
  2. Тема 9 Экономика России (7 часов).
  3. Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий (отработка задания ОГЭ повышенной сложности № 23). Видео путешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.
  4. Тема 10. Мы познаем мир (3 часа).
  5. Регионы России.  Путешествуем по России.  Видео путешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.

1.4. Планируемые результаты.

Результаты обучения

                           Личностные результаты.

- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

                            Метапредметные результаты.    

Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.

Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

                    Предметные результаты.                                                                                                                формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Учащиеся будут иметь представление:

- о формировании облика планеты и жизни на Земле;

- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;

- природе материков, океанов, стран;

Учащиеся должны знать:

- историю формирования нашей планеты Земли;

- знать закономерности формирования географической оболочки.

-знать особенности природы материков

- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран

Учащийся должен уметь:                                                                                                                                                     - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.                                                                                                                            - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;                                                                    - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;                                                                                                                   - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;                                            - выделять причины стихийных явлений в геосферах.                                                                           - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;                                                                                                                          -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;                                                                             - определять на карте местоположение географических                                                                 - понимать смысла собственной действительности.                                              - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;                                                                                                                       - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;                                             - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.                                                                                                    Учащиеся будут иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельного выбора будущей профессии, общения в процессе учебной деятельности.

При проведении занятий используются следующие формы работы: фронтальная,  индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарно учебный график

Количество учебных недель – 36 недель

Количество учебных дней – 72 дня

Продолжительность каникул – 12 недель

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов:

1 полугодие – 01.09.22-29.12.22

2 полугодие – 09.01.23-31.05.2023

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Помещение для занятий – класс, оборудованный интерактивной доской, проектором. Компьютер, принтер, сканер, копировальный аппарат. Видеозаписи.

Карты географические формата А1, А0 различной тематики, таблицы тематические, полезные ископаемые, глобусы, атласы с 6-го по 9-й класс.

2. Информационное обеспечение:

интернет-ресурсы

https://geo-oge.sdamgia.ru/

https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2022 

https://fipi.ru/ 

https://bigenc.ru/geography/text/3857870 

https://zapovednye-mesta.rgo.ru/ 

https://www.rgo.ru/ru 

3. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, учитель географии

2.3. Формы аттестации/контроля

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

2.4. Оценочные материалы

Критерии оценивания практических умений обучающихся

Оценка выполнения практических и самостоятельных работ.

Высокий уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.

Средний уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата Использованы указанные педагогом источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Низкий уровень: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью педагога или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Высокий уровень: правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Средний уровень: правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Низкий уровень: правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Способы фиксации учебных результатов программы: Результаты проверки фиксируются в зачётном листе (журнале) учителя.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • творческие задания;
  • мультимедийные презентации;
  • публичные выступления;
  • отчеты, доклады.

2.5. Методические материалы

Важную роль играют географические карты в преподавании географии. Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию у воспитанников пространственного воображения, географического мышления. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность обучающихся. В последние годы в школе развивается направление, связанное с развитием первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных обучающихся. В этом плане картография, картографирование территориального размещения различных объектов и явлений, анализ получившихся картографических материалов может служить примером реальных научных результатов деятельности обучающихся.

Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы.

Принципы дидактики:

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами географических знаний;

- принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение

теоретического и практического материала;

- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

При освоении программы соблюдаются требования преемственности усвоения материала внутри разделов, прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности требуют от педагога применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки личностных данных уровня их подготовки.

Применение личностно-ориентированных технологий (игровые, проблемное обучение, деятельностный подход), ИКТ способствует достижению эффективности освоения программы.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

•        иллюстративный материал к теме «Путешественники»;

•        иллюстрации, репродукции к темам по «Истории географических открытий»;

•        Наглядный материал по темам «Гидросфера», «Рельефообразующие процессы», «Погода и климат», «Почвы», «Залегание горных пород»

        таблицы, схемы «Рациональное, нерациональное природопользование»;

раздаточный материал:

•        карточки с упражнениями по теме «Южная Америка»;

•        карточки с заданиями к разделу «Часовые пояса России»;

•        вспомогательные таблицы.

2.6. Список литературы

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г

6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г

7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г.

8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г.

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям

Сайт:http://www.danilova.ru

5. География: Все для учителя географии

Сайт:http://geo.1september.ru

Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

3.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

4.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).

сайты:

--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

Приложения 1

1. Задание

На каком из перечисленных островов имеются действующие вулканы?

  1. Мадагаскар
  2. Шри-Ланка
  3. Исландия
  4. Сахалин

В ответе укажите номер выбранного варианта.

2. Задание

Вставьте название субъекта Российской Федерации на место пропуска.

Крайняя северная островная точка Российской Федерации расположена на территории ________ области.

Запишите в ответ пропущенное название этого субъекта.

3. Задание

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения коэффициента увлажнения на их территории, начиная с города с наименьшим значением этого показателя.

Элиста

Мурманск

Рязань

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

4. Задание

Группа школьников из Санкт-Петербурга намеревается познакомиться с необычной для них природой пустынь и полупустынь.

Какой из перечисленных заповедников им целесообразно для этого посетить?

Астраханский

Тебердинский

Крымский

Баргузинский

Запишите в поле для ответа номер выбранного варианта.

5. Задание

Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

Калининград

Санкт-Петербург

Воронеж

Салехард

В ответе укажите номер выбранного варианта.

6. Задание

Карта погоды составлена на 2 апреля 2012 г.

Карта погоды составлена на 2 апреля 2012 г.

В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?

  1. Архангельск
  2. Петрозаводск
  3. Волгоград
  4. Элиста

В ответ запишите номер выбранного варианта.

7. Задание

Определите, какой город (административный центр субъекта РФ) имеет географические координаты 45° с. ш. 42° в. д.

8. Задание

#T28820

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

глина

песок

известняк

Запишите в поле для ответа последовательность цифр подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

9. Задание

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до точки 

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до точки ...

Измерение проводите между центром условного знака и точкой.

Полученный результат округлите до десятков метров.

Ответ запишите в виде числа.

10. Задание

Рассмотрите фрагмент топографической карты и выполните задание.

Рассмотрите фрагмент топографической карты и выполните задание.

Определите по карте, в каком направлении от родника находится точка А.

Приложение 2

Задание 8. Алгоритм

Залегание горных пород.

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

 

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) песок       2) суглинок      3) глина
    Специфика задания в следующем:

Обратите внимание на условные знаки справа от рисунка. Они обозначают названия слоев.

Обратите внимание на слово, выделенное жирным шрифтом в вопросе под рисунком. В нашем примере это - увеличение возраста слоев горных пород (от самого МОЛОДОГО, т.е. позже всех образовавшихся, а значит, залегающего ВЫШЕ всех). Внимательно изучите варианты.

Итак, располагаем слои: 

самый молодой из предложенных- выше всех (мы по нему ходим) - суглинок - номер 2

старше - залегает глубже суглинка - песок - номер 1

самый древний - глубже всех из предложенных в ответе - глина - номер 3

    В ответе пишем: 2        1        3

    Рекомендую:  не путать увеличение - уменьшение возраста; правильно соотносить варианты ответа с условными обозначениями.

Обычно в профиле представлены 4 породы, а в вариантах задания предлагается распределить только 3. Как быть? Сначала смотрим на цифры, которой обозначена горная порода, и находим ее в легенде. Например, гранит под цифрой 1. Находим его на схеме и ставим напротив гранита единицу. Затем находим песок (под цифрой 2) и кварцит (3). Какие бы породы ни были бы представлены в разрезе (гранит, известняк, суглинок, супесь, морена, песчаник и т.д.) принцип общий: в реальности в подавляющем большинстве случаев более древние породы находятся внизу профиля, более молодые — вверху. Значит, сначала мы проставляем цифры, а потом прописываем последовательность: от самых молодых к древним.

Задание 8. Алгоритм

Залегание горных пород.

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

 

http://geo.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/get_file?id=7840

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) песок       2) суглинок      3) глина
    Специфика задания в следующем:

Обратите внимание на условные знаки справа от рисунка. Они обозначают названия слоев.

Обратите внимание на слово, выделенное жирным шрифтом в вопросе под рисунком. В нашем примере это - увеличение возраста слоев горных пород (от самого МОЛОДОГО, т.е. позже всех образовавшихся, а значит, залегающего ВЫШЕ всех). Внимательно изучите варианты.

Итак, располагаем слои: 

самый молодой из предложенных- выше всех (мы по нему ходим) - суглинок - номер 2

старше - залегает глубже суглинка - песок - номер 1

самый древний - глубже всех из предложенных в ответе - глина - номер 3

    В ответе пишем: 2        1        3

    Рекомендую:  не путать увеличение - уменьшение возраста; правильно соотносить варианты ответа с условными обозначениями.

Обычно в профиле представлены 4 породы, а в вариантах задания предлагается распределить только 3. Как быть? Сначала смотрим на цифры, которой обозначена горная порода, и находим ее в легенде. Например, гранит под цифрой 1. Находим его на схеме и ставим напротив гранита единицу. Затем находим песок (под цифрой 2) и кварцит (3). Какие бы породы ни были бы представлены в разрезе (гранит, известняк, суглинок, супесь, морена, песчаник и т.д.) принцип общий: в реальности в подавляющем большинстве случаев более древние породы находятся внизу профиля, более молодые — вверху. Значит, сначала мы проставляем цифры, а потом прописываем последовательность: от самых молодых к древним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер"

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью  подготовки учащихся к эффективному использованию информационных техн...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"

Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Диапазон» (базовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Диапазон» предназначена для гармоничного формирования у детей научно-технического мировоззрения через занятия любительской радиосвязью на коротких...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа географа – краеведческого направления - «Занимательная география»

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.      Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географи...

Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажное моделирование технологией PaperCraft» для обучающихся 5-9 классов

Дополнительная общеразвивающая программа«Бумажное моделирование технологией PaperCraft»для обучающихся 5-9 классов В программу «Бумажное моделирование технологией PaperCraft&raq...

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Ритмика» (базовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Ритмика» (базовый уровень).Направленность: художественнаяПринята на заседании педагогического совета  МБОУ «ЦО ...