Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная география» Базовый уровень Возраст обучающихся 14-15 лет
рабочая программа по географии (9 класс)
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
В программу включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 496.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании педагогического совета от «____» __________________ 20___ г. Протокол № _________ | Утверждаю: Директор «____» __________________ 20___ г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Занимательная география»
Базовый уровень
Возраст обучающихся 14-15 лет
Срок реализации программы 72 часа
Составитель:
Китаева Елена Викторовна
Учитель географии
Полысаево 2022
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………… 1.3. Содержание программы …………………………………………………… 1.3.1. Учебно-тематический план …………………………………………. 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ………………………… 1.4. Планируемые результаты …………………………………………………. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………... 2.1. Календарный учебный график …………………………………………… 2.2. Условия реализации программы …………………………………………. 2.3. Формы аттестации / контроля ……………………………………………. 2.4. Оценочные материалы …………………………………………………….. 2.5. Методические материалы …………………………………………………. 2.6. Список литературы ………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….. | 3 3 4 7 9 13 15 19 20 20 21 22 25 27 |
РАЗДЕЛ 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Фундаментального ядра содержания общего образования.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
Учебно-методические пособия: Легион, 2022 г.
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
В программу включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.
- Цели и задачи программы
Цель курса: формирование знаний и представлений об истории создания географических карт, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи
Задачи:
- формирование интереса школьников к изучению географии,
- формирование у них широких представлений о географической картине мира;
- сформировать знания об образах территории и явлениях, изображаемых на картах;
- развитие географического мышления;
- формирование картографической грамотности и географической культуры;
- развитие творческих способностей, исследовательской активности обучающихся при работе с различными источниками географической информации, при использовании приборов и др.
- расширение знаний обучающихся по знанию географической карты, умению её читать;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность при выполнении блока самостоятельных заданий по данному курсу.
Новизна и отличительные особенности программы.
При создании программы мной были изучены 4 авторские программы по географии (см. список литературы).
Новизна данной программы заключается в том, что практические навыки отрабатываются в доступной для обучающихся форме, что позволит через практическую составляющую прикладного курса осознанно воспринимать материал.
Возраст обучающихся по программе: 14-15 лет (обучающиеся 8-9 класса).
Программа особенно будет интересна и полезна тем, кто интересуется и нацелен получать знания по географии как для ОГЭ так и для успешного освоения предмета география. Для обучения принимаются все желающие, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).
Занятия групповые. Состав группы разновозрастный, переменный. Количество детей в группе – 15 человек. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора.
На обучение принимаются все желающие. Зачисление проводится на основании заявления от родителей (законных представителей).
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Объем программы – 72 часа.
Формы и режим занятий: Работа по данной программе предполагает очные групповые занятия в одновозрастной группе 2 часа в неделю. Полный курс программы рассчитан на 1 год обучения (36 рабочих недель в учебный год).
Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Форма обучения - очная, допускается дистанционная.
Формы и методы работы: научные, проблемные, мотивация на успех, реализация возможностей через аналитическую и поисковую работу. На занятиях также будет применены элементы игровой технологии, в основном, при закреплении полученных навыков и умений. Средства обучения: учебные карты, план местности, глобусы, атласы для 6-9 классов.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
В результате выполнения программы предусматривается активизация инициативы и творчества обучающихся, повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает в целом повышение интереса воспитанников к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, подготовка к ОГЭ по предмету география.
Обучающиеся должны знать:
- проекции топографических карт, номенклатуру, условные знаки.
- способы отображения на картах объектов и явлений - особенности изображения рельефа.
- соотношение понятий «план» и «карта»;
Должны уметь:
- определять координаты и местоположения объектов на топографических и географических картах; - определять расстояния между объектами.
- ориентироваться на местности, по планам и топографическим картам, читать топографические карты, знать условные знаки.
- составлять планы местности.
- читать тематические карты, знать основные способы изображения.
- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека;
- давать на основе различных картографических источников характеристику того или иного участка местности, региона, страны и т.д.
- описывать по карте взаимное расположение географических объектов.
- определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий:
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков, практических работ, тестирование.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Текущий контроль: опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, творческая работа, наблюдение.
Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.
Формы контроля знаний:
- устный опрос;
- письменная работа;
- тестовый;
- практическая работа.
Устный опрос: позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения материала. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с воспитанником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.).
Письменный контроль: написание реферата, рассказа. Позволяет оценить полноту раскрытия темы, все ли задания выполнены, аккуратность выполнения, наличие схем, рисунков при необходимости.
Тестовый контроль: эта форма контроля позволяет оперативно получать информацию о том, как усвоен материал обучающимися; результаты быстро обрабатываются, охват обучающихся 100 %.
Практическая работа: позволяет проверить не только умения обучающихся применять знания при выполнении практических работ, но и умение пользоваться таблицами, картами, схемами и другими источниками информации.
Критерии оценки учебных результатов программы:
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (от 3 до 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
- Низкий уровень знаний (от 3 до 5 баллов)
- Средний уровень знаний (от 6 до 8 баллов)
- Высокий уровень знаний (от 9 до 10 баллов)
Критерии оценивания устных ответов обучающихся.
Высокий уровень: если логически и последовательно раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.
Средний уровень: если при правильном ответе воспитанник не способен самостоятельно и полно обосновать его.
Низкий уровень: если обучающийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит географические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ, показать объекты на карте.
- Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 Топографическая карта. 12 часов | |||||
1 | Вводное занятие Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. Игра «Географический марафон» | 2 | 1 | 1 | |
2 | Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и на карте полушарий(Практическая работа | 2 | 1 | 1 | Работа по тренажёру из источника информации: Решу ОГЭ |
3 | Определение азимутов по топографической карте. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
4 | Изображение неровностей земной поверхности. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
5 | Горизонтали | 1 | 1 | 0 | Практическая работа |
6 | Анализ построения профиля рельефа на местности. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
7 | Решение заданий по топографической карте | 1 | 0 | 1 | Контрольное письменное задание |
2.Работа с физической картой для характеристики географического положения России. 9 часов | |||||
1 | Географические координаты | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
2 | Определение протяженности страны | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
3 | Границы России | 1 | 0 | 1 | |
4 | Определение стран России | 1 | 0 | 1 | |
5 | Определение сухопутных и морских границ России. | 1 | 0 | 1 | |
6 | Определение самых протяжённых и самых коротких страниц. | 1 | 0 | 1 | |
7 | Определение границ, России и мира. | 1 | 0 | 1 | Работа с карточками Учи.ру. |
Политико-административная карта России. 6 часов | |||||
1 | Физическая карта России | 1 | 1 | 0 | |
2 | Федеративное устройство | 2 | 1 | 1 | |
3 | Политическая карта России | 2 | 1 | 1 | |
4 | Географическое положение | 1 | 0 | 1 | Работа с вариантами задач из ФИПИ |
3.Определение поясного времени для разных пунктов России. 4 часа | |||||
1 | Часовые пояса России | 1 | 1 | 0 | Работа с тематическими заданиями из учебно-методического пособия ОГЭ 2022 |
2 | Задачи на определение часового пояса. Задачи на определения времени прилёта самолёта. | 2 | 1 | 2 | |
3 | Решение задач на определение поясного времени 1 и 2 уровня сложности. | 1 | 0 | 1 | |
4.Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий 10 часов | |||||
1 | Игра «Географический бой» | 1 | 0 | 1 | |
2 | Путешествие по карте мира и России. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Тектоническая карта. Строение земной коры. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Вулканы. Землетрясения. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Геохронологическая таблица. Изучение залегания горных пород. | 1 | 1 | 1 | |
6 | Определения последовательности залегания горных пород. | 1 | 1 | Работа с тематическими заданиями из учебно-методического пособия ОГЭ 2022 | |
6.Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. 7 часов | |||||
1 | Климатическая карта. Атмосферные фронты. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Анализ климатограмм и определение по карте. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. | 1 | 1 | 0 | |
4 | Планетарные особенности Земли. | 1 | 1 | 0 | |
5 | Климат и географическое положение | 1 | 0 | 1 | Работа со статистическим материалом. Задание 28 ОГЭ |
7.Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. 7 часов | |||||
1 | Определение доли земель занятых лесами, угодий, долю добычи нефти. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Влияние человека на природу. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Рационально и нерациональное природопользование. Экологические проблемы. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Обобщение по теме | 1 | 0 | 1 | Работа со статистическим материалом. Задание №16 |
8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчёт демографических показателей по теме: Население России.7 часов | |||||
1 | Численность и естественное движение населения России. Естественное движение населения России. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Показатели международной миграции на территории России. | 1 | 0 | 1 | Практическая работа |
4 | Народы России. | 1 | 0 | 1 | |
5 | Миграционный прирост решение задач. | 1 | 0 | 1 | Тест пробный 2 уровня сложности |
9 . Экономика России. 7 часов | |||||
1 | Межотраслевые комплексы. | 1 | 0 | 1 | |
2 | География и факторы размещения предприятий | 2 | 1 | 1 | отработка задания ОГЭ повышенной сложности №23 |
3 | Видеопутешествие по странам мира. | 1 | 1 | 0 | |
4 | Страны мира. | 1 | 0 | 1 | Викторина. |
5 | Определение района страны по содержанию. | 1 | 0 | 1 | Тестирование |
6 | Определение региона России и страны по описанию. | 1 | 0 | 1 | Тест традиционный. |
10.Мы познаём мир. 3 часа | |||||
1 | Регионы России. Путешествуем по России. | 1 | 0 | 1 | |
2 | Видео-путешествие по странам мира. | 1 | 0 | 1 | Викторина. |
3 | Регионы России и стран по описанию. | 1 | 0 | 1 | Тест. |
Итого | 72 | т.27 | п.45 |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
Уроки понимания карты. Путешествия по картам.
Тема 1. Топографическая карта (12 часов).
- Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие). Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие). Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие). Комплексный анализ содержания топографической карты. Практическое занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ).
- Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (9 часов).
- Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).
- Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России. Пр. работа: Определение стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.
- Тема 3. Политико-административная карта России (6 час.)
- Политико-административная карта России. Республики. Автономные области. Автономные округа. Федеральные округа. Административные центы.
- Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (4 часа).
- Часовые пояса и зоны России. Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности (ГИА). Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности. (ГИА).
- Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (10 часов).
- Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород (ОГЭ). Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.
- Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (7 часов).
- Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. (выполнение заданий ОГЭ по карте погоды).Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. (выполнение заданий ОГЭ). Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. (выполнение заданий ОГЭ № 29). Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. (задание 28 ОГЭ).
- Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (7 часов).
- Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами (задание ОГЭ № 16) Определение доли земель, занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д. Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.
- Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России
(7 часов).
- Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения (ОГЭ). Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.
- Тема 9 Экономика России (7 часов).
- Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий (отработка задания ОГЭ повышенной сложности № 23). Видео путешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.
- Тема 10. Мы познаем мир (3 часа).
- Регионы России. Путешествуем по России. Видео путешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.
1.4. Планируемые результаты.
Результаты обучения
Личностные результаты.
- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.
Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Учащиеся будут иметь представление:
- о формировании облика планеты и жизни на Земле;
- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
- природе материков, океанов, стран;
Учащиеся должны знать:
- историю формирования нашей планеты Земли;
- знать закономерности формирования географической оболочки.
-знать особенности природы материков
- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран
Учащийся должен уметь: - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах. - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - определять на карте местоположение географических - понимать смысла собственной действительности. - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Учащиеся будут иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельного выбора будущей профессии, общения в процессе учебной деятельности.
При проведении занятий используются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.
Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарно учебный график
Количество учебных недель – 36 недель
Количество учебных дней – 72 дня
Продолжительность каникул – 12 недель
Даты начала и окончания учебных периодов / этапов:
1 полугодие – 01.09.22-29.12.22
2 полугодие – 09.01.23-31.05.2023
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Помещение для занятий – класс, оборудованный интерактивной доской, проектором. Компьютер, принтер, сканер, копировальный аппарат. Видеозаписи.
Карты географические формата А1, А0 различной тематики, таблицы тематические, полезные ископаемые, глобусы, атласы с 6-го по 9-й класс.
2. Информационное обеспечение:
интернет-ресурсы
https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2022
https://bigenc.ru/geography/text/3857870
https://zapovednye-mesta.rgo.ru/
3. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, учитель географии
2.3. Формы аттестации/контроля
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценивания практических умений обучающихся
Оценка выполнения практических и самостоятельных работ.
Высокий уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.
Средний уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата Использованы указанные педагогом источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Низкий уровень: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью педагога или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Высокий уровень: правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Средний уровень: правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Низкий уровень: правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Способы фиксации учебных результатов программы: Результаты проверки фиксируются в зачётном листе (журнале) учителя.
Формы подведения итогов реализации программы:
- творческие задания;
- мультимедийные презентации;
- публичные выступления;
- отчеты, доклады.
2.5. Методические материалы
Важную роль играют географические карты в преподавании географии. Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию у воспитанников пространственного воображения, географического мышления. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность обучающихся. В последние годы в школе развивается направление, связанное с развитием первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных обучающихся. В этом плане картография, картографирование территориального размещения различных объектов и явлений, анализ получившихся картографических материалов может служить примером реальных научных результатов деятельности обучающихся.
Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы.
Принципы дидактики:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами географических знаний;
- принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение
теоретического и практического материала;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
При освоении программы соблюдаются требования преемственности усвоения материала внутри разделов, прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности требуют от педагога применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки личностных данных уровня их подготовки.
Применение личностно-ориентированных технологий (игровые, проблемное обучение, деятельностный подход), ИКТ способствует достижению эффективности освоения программы.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
• иллюстративный материал к теме «Путешественники»;
• иллюстрации, репродукции к темам по «Истории географических открытий»;
• Наглядный материал по темам «Гидросфера», «Рельефообразующие процессы», «Погода и климат», «Почвы», «Залегание горных пород»
• таблицы, схемы «Рациональное, нерациональное природопользование»;
раздаточный материал:
• карточки с упражнениями по теме «Южная Америка»;
• карточки с заданиями к разделу «Часовые пояса России»;
• вспомогательные таблицы.
2.6. Список литературы
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г
6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г
7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г.
8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.
9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.
10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г.
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
5. География: Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
Образовательные диски
1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).
2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).
3.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.
4.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.
5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).
сайты:
--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru
--Природа России priroda.ru
--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru
--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России
www. isles.ru
Приложения 1
1. Задание
На каком из перечисленных островов имеются действующие вулканы?
- Мадагаскар
- Шри-Ланка
- Исландия
- Сахалин
В ответе укажите номер выбранного варианта.
2. Задание
Вставьте название субъекта Российской Федерации на место пропуска.
Крайняя северная островная точка Российской Федерации расположена на территории ________ области.
Запишите в ответ пропущенное название этого субъекта.
3. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения коэффициента увлажнения на их территории, начиная с города с наименьшим значением этого показателя.
Элиста
Мурманск
Рязань
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
4. Задание
Группа школьников из Санкт-Петербурга намеревается познакомиться с необычной для них природой пустынь и полупустынь.
Какой из перечисленных заповедников им целесообразно для этого посетить?
Астраханский
Тебердинский
Крымский
Баргузинский
Запишите в поле для ответа номер выбранного варианта.
5. Задание
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
Калининград
Санкт-Петербург
Воронеж
Салехард
В ответе укажите номер выбранного варианта.
6. Задание
Карта погоды составлена на 2 апреля 2012 г.
В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
- Архангельск
- Петрозаводск
- Волгоград
- Элиста
В ответ запишите номер выбранного варианта.
7. Задание
Определите, какой город (административный центр субъекта РФ) имеет географические координаты 45° с. ш. 42° в. д.
8. Задание
#T28820
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).
глина
песок
известняк
Запишите в поле для ответа последовательность цифр подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
9. Задание
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до точки
Измерение проводите между центром условного знака и точкой.
Полученный результат округлите до десятков метров.
Ответ запишите в виде числа.
10. Задание
Рассмотрите фрагмент топографической карты и выполните задание.
Определите по карте, в каком направлении от родника находится точка А.
Приложение 2
Задание 8. Алгоритм
Залегание горных пород.
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) песок 2) суглинок 3) глина
Специфика задания в следующем:
Обратите внимание на условные знаки справа от рисунка. Они обозначают названия слоев.
Обратите внимание на слово, выделенное жирным шрифтом в вопросе под рисунком. В нашем примере это - увеличение возраста слоев горных пород (от самого МОЛОДОГО, т.е. позже всех образовавшихся, а значит, залегающего ВЫШЕ всех). Внимательно изучите варианты.
Итак, располагаем слои:
самый молодой из предложенных- выше всех (мы по нему ходим) - суглинок - номер 2
старше - залегает глубже суглинка - песок - номер 1
самый древний - глубже всех из предложенных в ответе - глина - номер 3
В ответе пишем: 2 1 3
Рекомендую: не путать увеличение - уменьшение возраста; правильно соотносить варианты ответа с условными обозначениями.
Обычно в профиле представлены 4 породы, а в вариантах задания предлагается распределить только 3. Как быть? Сначала смотрим на цифры, которой обозначена горная порода, и находим ее в легенде. Например, гранит под цифрой 1. Находим его на схеме и ставим напротив гранита единицу. Затем находим песок (под цифрой 2) и кварцит (3). Какие бы породы ни были бы представлены в разрезе (гранит, известняк, суглинок, супесь, морена, песчаник и т.д.) принцип общий: в реальности в подавляющем большинстве случаев более древние породы находятся внизу профиля, более молодые — вверху. Значит, сначала мы проставляем цифры, а потом прописываем последовательность: от самых молодых к древним.
Задание 8. Алгоритм
Залегание горных пород.
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) песок 2) суглинок 3) глина
Специфика задания в следующем:
Обратите внимание на условные знаки справа от рисунка. Они обозначают названия слоев.
Обратите внимание на слово, выделенное жирным шрифтом в вопросе под рисунком. В нашем примере это - увеличение возраста слоев горных пород (от самого МОЛОДОГО, т.е. позже всех образовавшихся, а значит, залегающего ВЫШЕ всех). Внимательно изучите варианты.
Итак, располагаем слои:
самый молодой из предложенных- выше всех (мы по нему ходим) - суглинок - номер 2
старше - залегает глубже суглинка - песок - номер 1
самый древний - глубже всех из предложенных в ответе - глина - номер 3
В ответе пишем: 2 1 3
Рекомендую: не путать увеличение - уменьшение возраста; правильно соотносить варианты ответа с условными обозначениями.
Обычно в профиле представлены 4 породы, а в вариантах задания предлагается распределить только 3. Как быть? Сначала смотрим на цифры, которой обозначена горная порода, и находим ее в легенде. Например, гранит под цифрой 1. Находим его на схеме и ставим напротив гранита единицу. Затем находим песок (под цифрой 2) и кварцит (3). Какие бы породы ни были бы представлены в разрезе (гранит, известняк, суглинок, супесь, морена, песчаник и т.д.) принцип общий: в реальности в подавляющем большинстве случаев более древние породы находятся внизу профиля, более молодые — вверху. Значит, сначала мы проставляем цифры, а потом прописываем последовательность: от самых молодых к древним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер"
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью подготовки учащихся к эффективному использованию информационных техн...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательный английский» 1 класс
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса....
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"
Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Диапазон» (базовый уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа «Диапазон» предназначена для гармоничного формирования у детей научно-технического мировоззрения через занятия любительской радиосвязью на коротких...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа географа – краеведческого направления - «Занимательная география»
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географи...

Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажное моделирование технологией PaperCraft» для обучающихся 5-9 классов
Дополнительная общеразвивающая программа«Бумажное моделирование технологией PaperCraft»для обучающихся 5-9 классов В программу «Бумажное моделирование технологией PaperCraft&raq...

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Ритмика» (базовый уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Ритмика» (базовый уровень).Направленность: художественнаяПринята на заседании педагогического совета МБОУ «ЦО ...