Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа географа – краеведческого направления - «Занимательная география»
рабочая программа по географии (9 класс)

Арбузова Елена Николаевна

 

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. 

     Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

   Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_geografiya.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полх-Майданская средняя  школа»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа географа – краеведческого направления -

«Занимательная география»

Программа согласована с заместителем директора школы Власовой Н.П.

Программа утверждена директором школы Гусевым А.А.

Приказ №1/1 от  …. января 2018 года.

                                                                                     

Возраст обучающихся:  12- 13 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                Составитель: Е.Н.Арбузова      

                                                                                 руководитель кружка

Полховский Майдан

2018

1.Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.  

     Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

   Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

   Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности,  помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию ,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

 Важным моментом этой деятельности является формирование у школьников первоначальных знаний о природе своего края.                 

Занятия кружка можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. формирование знаний об особенностях компонентов природы Нижегородской области

4. создание образного представления о природном богатстве родного края, воспитание бережного отношения к природе своего края

5. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

6. Формирование умений самостоятельно  добывать знания, используя различные географические источники.

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;

• воспитание  любознательности , любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора  учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  • формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

        Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов.

Личностными результатами изучения курса являются следующие:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; формирование основ экологической культуры;
  • осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметным  результатом  изучения  курса  кружка «Занимательная география»  является   формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно приобретать  новые знания и практические умения;
  • управлять своей познавательной деятельностью;
  • организовывать свою деятельность;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы;
  • составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса «География» является сформированность следующих  умений:

  • объяснять, для чего изучают географию;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации при решении учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации;
  • показывать по карте маршруты и называть результаты географических открытий и путешествий;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы, звезды и созвездия;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • объяснять значение ключевых понятий.

3.Содержание курса внеурочной деятельности. Формы организации и виды деятельности

Тема 1.  Введение

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

-беседа по технике безопасности

Тема 2. Великие имена и великие открытия

- история географических открытий

- путешествие по карте

Тема 3.Земля –планета Солнечной системы

-Земля – шар?

-Солнечная система

-соседи Земли

-гипотезы происхождения нашей планеты

Тема 4. Ориентирование на местности

- ориентирование по местным признаком

- история изобретения компаса

- упражнения и движение на местности с компасом и без него

Тема 5. Карта – язык географии

- наш помощник карта

-карта помогла открыть остров

-карта помогает медицинским работникам

-географические открытия в картографии

- географическое положение Нижегородской области

Тема 6 . Жизнь земной коры.

- горячие источники и гейзеры

- рождение вулкана

- рельеф своей местности.

Тема 7. Красотою славится наша Земля

- памятники природы своего края

- легенды своего края

- река Волга (экология)

- топонимика Нижегородской области

Тема 8. Воды суши.

- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

- минеральные источники, их происхождение

- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

-кристаллизация

- воды суши своего края.

Тема 9. Атмосфера Земли.

- торнадо

- местные признаки и приметы для предсказания погоды

-наблюдения

- климат своей местности.

Тема 10. Организмы на Земле

- рекорды живой природы

- животный мир своего края

Тема11. В мире неизведанного

- самые известные пустыни мира

- удивительные горы

- полярное сияние

- Ичалковской бор – удивительные растения. Озеро Светлояр

- Красная книга Нижегородской области

Деятельность учащихся может быть:


- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Форма организации

Демонстрация презентаций, сообщений, видеофрагментов;

 работа с дополнительной литературой, с картой;

выработка умения использования знаний в практической деятельности;

игра с использованием ИКТ;

решение организационных вопросов. Игра «КВН»;

заочная экскурсия;

виртуальная экскурсия;

соревнование знатоков;

создание визитной карточки страны, природных объектов;

работа с журналами, Интернет, обмен мнениями

Учебный план

 

п.п

Название раздела,

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

1

2.

Великие имена и великие открытия

2

1

1

3.

Земля –планета Солнечной системы

2

1

1

4.

 Ориентирование на местности

2

1

1

5.

Карта – язык географии

3

2

1

6.

Жизнь земной коры

4

3

1

7.

Красотою славится наша Земля

4

3

1

8.

Воды суши.

4

3

1

9.

Атмосфера Земли

4

3

1

10.

Организмы на Земле

3

2

1

11.

В мире неизведанного

7

6

1

Тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Теме 1. Введение

1

Знакомство с деятельностью кружка, планирование

1

Тема 2. Великие имена и великие открытия

2

Развитие географических знаний о Земле

1

3

«Путешествие по карте (игра)

1

Тема 3. Земля –планета Солнечной системы

4

Как устроена Солнечная система

1

5

Какие космические тела образуют Солнечную систему? (географический КВН)

1

Тема 4. Ориентирование на местности

6

Умение ориентироваться

1

7

Работа с топографическим словарем

1

Тема 5. Карта – язык географии

8

Наш помощник - карта

1

9.

Географическое положение Нижегородской области и своего административного района

1

10.

Урок игра «Юные искатели приключений»

1

Тема 6 . Жизнь земной коры.

11.

Беспокойная планета

1

12.

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России

1

13.

Рельеф полезные ископаемые Нижегородской области и своего края

1

14.

Географо-краеведческий практикум

1

Тема 7. Красотою славится наша Земля.

1

15

Легенды родного края

16

Памятники природы Нижегородской области

1

17

Река Волга (в литературных произведениях, современное состояние реки)

1

18

Урок игра «Топонимика нашего края»

1

Тема 8. Воды суши.

1

19

Эти удивительные озера

1

20

В мире падающей воды

21

Особенности вод своей местности

1

22

Географо - краеведческий практикум «Малые реки – красота и гордость Нижегородского края».

1

Тема 9. Атмосфера Земли.

1

23

Атмосферные явления – обычные и необычные

1

24

Опасные атмосферные явления

25

Климат Нижегородской области

1

26

Викторин « Опасные природные явления»  

1

Тема 10. Организмы на Земле

1

27

 «Самый, самая ,самое».

1

28

Животный мир Нижегородской области

1

29

Географо – краеведческий практикум «Охраняемые природные территории Нижегородской области» (Керженский заповедник)

1

Тема11 В мире неизведанного

30

Звенящие и поющие камни. Вашкский камень

1

31

 Свирепые ветры пустынь.

Вода и жизнь в пустыне.

1

32

Полярные сияния. Гало и другие видения

1

33

Ичалковской бор – удивительные растения. Озеро Светлояр

1

34

Красная книга Нижегородской области

1

35

Экологические проблемы нашего края

1

36

Подводим итоги работы кружка (отчет руководителя, выступление учащихся

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной прогр...

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет

Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...

Дополнительная общеобразовательная программа ( дополнительная общеразвивающая программа) туристко-краеведческой направленности «Дистанция».

Программа «Дистанция» нацелена  на главный ориентир современной  системой образования -  воспитание полноценной личности: активной, здоровой нравственно и физически, высокои...