Организация общественно-полезной деятельности со средними школьниками
методическая разработка

В современных условиях в волонтерском движении накоплен определенный опыт реализации технологий социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи. Среди основных механизмов их реализации мы выделяем: инновационные технологии интернет-волонтерства, технологии организации волонтерских акций, связанных с привлечением внимания общественности к какому-то событию, поиском помощи, сбором добровольцев, технологии реализации различных общероссийских акций по привлечению молодежи к волонтерской деятельности, технологии по разработке и внедрению в практику различных программ по вовлечению молодежи в волонтерскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_volonterstov.docx218.1 КБ

Предварительный просмотр:

Организация педагогического констатирующего эксперимента этапа экспериментальной работы

Рассмотрев имеющийся технологический опыт волонтерской деятельности, были выделены трудности, которые возникают при его развитии в России:

1) Государственно-правовые. Недостаточное развитие механизмов взаимодействия волонтеров с представителями администрации, с органами государственной власти и местного самоуправления. Так же негативно на развитии волонтерской деятельности сказывается отсутствие потребностей у представителей местного самоуправления в финансировании и реализации программ и проектов, выдвигаемых представителями молодежных объединений. Скептическое мнение или недоверие со стороны работников муниципалитета тормозят развитие социально-проектной деятельности в отдельно взятых регионах РФ. Затрачивается большое количество сил и времени для получения разрешения на реализации проектов, дальнейшее их сопровождение и финансовое обеспечение.

Волонтерские организации создаются не только на базе муниципального образования, но также и на платформе различных образовательных учреждений (среднего общего образования/ среднего профессионального образования и в высших учебных заведениях), что подразумевает возникновение трудностей с администрацией учреждения касательно деятельности объединения, организации мероприятий и другое.

Также, не смотря на то, что на данный момент, добровольческое движение стремительно набирает обороты, законодательная сторона данного вопроса до конца еще не проработана.

2) Социально-психологические. К данным проблемам можно отнести отсутствие системы мотивации и умения педагогами правильно простимулировать действующих и потенциальных участников объединения, элементов позитивного имиджа волонтера.

Волонтерская деятельность стала развиваться в том ключе, в котором развивается на данный момент, относительно недавно и не все имеют полное представление о работе волонтеров, возникающих трудностях и препятствиях.

 Крайне обширна практика, особенно в областных организациях, приема в ряды волонтеров людей неподготовленных, не имеющих опыта и не обладающих достаточным запасом знаний и представлений о деятельности добровольческих организаций. Так как зачастую волонтеры безвозмездно выполняют наравне с оплачиваемым персоналом ту работу, за которую другим платят, это тоже вызывает у некоторых добровольцев, до конца не осознающих всю специфику волонтерства, негатив и непонимание. В силу различия характеров и ожиданий, не все могут довольствоваться полученной грамотой за проделанную работу и чувством морального удовлетворения от выполненного.

3) Организационно-технологические. Отсутствие школ и традиций волонтерства, недостаточный уровень подготовки участников и руководителей волонтерских объединений и организаций. Свою роль, негативную конечно же, играет отсутствие прямого доступа к информации о добровольческих организациях и возможности вступить в их ряды, а также - принять участие в каком-либо форуме, мероприятии на правах волонтера. Трудности также создает отсутствие, подготовленных и желающих сопровождать деятельность организаций, педагогов и методистов.

Анализ опыта работы отдельных волонтеров и волонтерских организаций позволил нам выявить технологии формирования самоорганизации в процессе волонтерской деятельности (организации молодежных волонтерских объединений, проведения общероссийских акций, международного волонтерства, организации волонтерских лагерей, интернет-волонтерства).

Наша опытно-экспериментальная работа по совершенствованию процесса педагогического сопровождения волонтерской деятельности учащейся молодежи состояла из трех этапов:

1. Констатирующий эксперимент.

Цель: изучить уже имеющийся уровень развития социально-культурной самоорганизации в волонтерской деятельности учащейся молодежи.

2. Формирующий эксперимент.

Цель: разработать и апробировать педагогическую программу по развитию социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности.

3. Контрольный эксперимент.

Цель: провести количественный и качественный анализ эффективности разработанной нами программы развития социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности.

Таким образом, целью опытно-экспериментальной работы стала разработка комплекса мероприятий по социально-педагогическому сопровождению волонтерской деятельности МОО «Марс».

Гипотеза исследования: волонтерская деятельность в системе МОО будет осуществляться эффективно, если:

- будет разработан комплекс мероприятий по социально-педагогическому сопровождению волонтерской деятельности.;

- если определены социально-педагогические условия включения молодых людей в волонтерскую деятельность.

Методический аппарат опытно-экспериментальной работы включал в себя: изучение нормативных и методических документов; анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент; изучение и обобщение технологического опыта работы по формированию социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности; сравнение, обобщение и систематизация полученной эмпирической информации.

В нашем исследовании мы опирались на принципы объективности и эффективности. Следует отметить, что при организации опытно-экспериментальной работы за основу были взяты общедидактические принципы: самореализации и активности, систематичности и направленности, добровольности и общедоступности, учтены социально-психологические особенности учащейся молодежи.

На первом этапе констатирующего эксперимента (сентябрь 2015 года) было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 40 человек – учащиеся высших и средних учебных заведений г. Пикалёво. Основной целью анкетного опроса было определение отношения учащейся молодежи к волонтерской деятельности. Анкета, использованная на констатирующем этапе представлена в Приложение 1.

Первая группа вопросов, как обычно, направлена на определение социально-демографических характеристик респондентов. Большинство респондентов – девушки (70%). Возрастные характеристики респондентов распределились следующим образом:

  • 17-19 лет – 30%;
  • 20-22 года – 60%;
  • 23-25 лет – 10%.

Все респонденты не состоят в браке, т.к. на вопрос замужем Вы или женаты все ответили отрицательно. Однако, этот факт говорит о том, что у респондентов есть возможность принимать активное участие в волонтерской деятельности, поскольку отсутствуют отягощающие семейные обстоятельства (семейные проблемы).

Рассмотрим, как распределились ответы на вопрос «Вы, хотели бы в дальнейшем продолжать волонтерскую деятельность?», результаты представлены на Рис. 1.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Вы, хотели бы в дальнейшем продолжать волонтерскую деятельность?»

Итак, большая часть опрошенных девушек хотели бы продолжать свою волонтерскую деятельность, среди парней количество желающих продолжать свою деятельность меньше. На следующем этапе анкетирования респондентам было предложено выбрать наиболее приемлемую для них форму волонтерской деятельности. На вопрос «Какие виды волонтерской деятельности Вас привлекают?», были получены следующие ответы:

  • разные виды общественно полезных работ – 20%;
  • организация общественно полезных мероприятий – 50%;
  • индивидуальная нематериальная помощь отдельным лицам или организациям – 30%.

Дальше представлены результаты ответов на вопрос «Выберите наиболее приемлемую для вас форму волонтерской деятельности»:

  • помощь престарелым, беспризорным детям, бездомным, людям с ограниченными возможностями и др. – 20 %;
  • просветительские социально направленные беседы – 10%;
  • благотворительные концерты и театральные выступления – 10%;
  • благоустройство дворов, городских улиц, экологические марши – 30%;
  • помощь животным, зоопаркам и заповедникам – 10%;
  • интернет-волонтерство – 20 %.

Большая часть респондентов ответили, что они могли бы совмещать учебу в вузе и волонтерскую деятельность (60%). Среди опрошенных много тех, кто состоит в виртуальных добровольных сообществах (среди девушек 60 %, среди юношей 40%).

При ответе на вопрос о мотивах волонтерской деятельности были получены следующие ответы:

  • личные мотивы – 40%;
  • профессиональные – 20%,
  • мотивы личного достижения – 40%.

Большинство респондентов (80%) считают, что они обладают необходимыми психологическими качествами для участия в волонтерской деятельности, среди которых наиболее часто выбранными были: отзывчивость, доброта, альтруизм.

Также большинство респондентов (68%) считают, что участие в волонтерской деятельности способно развить у них следующие качества: ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность, информированность.

Для дальнейшего исследования нами были сформированы две группы (контрольная и экспериментальная), количественный состав каждой из них составлял 20 человек.

Для определения уровня личностной самоорганизации нами был использован опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) (Приложение 2). Согласно данному опроснику были выявлены уровни самоорганизации респондентов, и представлены на рисунке 2.

Итак, уровень развития самоорганизации участников экспериментальной группы:

  • высокий – 45%,
  • средний – 25%,
  • низкий – 30%.

В контрольной группе:

  • высокий уровень – 50%;
  • средний – 25%;
  • низкий у 25%.

Результаты исследования наглядно представлены в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. Уровень развития самоорганизации участников экспериментальной группы

Исходя из полученных результатов исследования видно, что уровень самоорганизации выше в контрольной группе. Таким образом, мы считаем, что волонтерская деятельность в системе МОО будет осуществляться эффективно, если созданы необходимые социально-педагогические условия для реализации технологии социально-педагогического сопровождения.

Результаты констатирующего эксперимента и анализ Обобщив технологий осуществления волонтерства, направленного на развитие социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи, был сделан вывод, что в России на сегодняшний день существует большой потенциал для становления и совершенствования основных технологических механизмов, таких, как организация волонтерских объединений, инновационные технологии интернет-волонтерства, технологии организации волонтерских акций, международных волонтерских объединений, технологии по разработке. Однако, на сегодняшний день достаточно мало существует разработок по социально-педагогическому сопровождению волонтерской деятельности. Согласно результатам анкетирования, все респонденты считают, что они способны к таким составляющим самоорганизации, как самоанализ, самоконтроль, самооценка, самоограничение.

2.2. Разработка проекта комплекса мероприятий по социально-педагогическому сопровождению волонтерской деятельности

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты и выводы позволили приступить к формирующему эксперименту. Этот этап нашего исследования был проведен в октябре 2015- марте 2016 гг. Целью формирующего эксперимента была: разработка и апробация педагогической программы, которая позволит сформировать социально-культурные навыки самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерства.

Для того, чтобы определить эффективность предлагаемой программы развития самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерства нами были разработаны критерии степени развития данного качества. Компоненты самоорганизации сформулированы на основании изученной литературы по проблеме исследования и практического анализа социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи.

К компонентам социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерства мы будем относить следующее:

1. Овладение и применение в работе волонтера специальных методов и приемов, информация о которых получена в ходе проведенных теоретических и практических занятий;

2. Составление собственного детального плана работы;

3. Умение самостоятельно ставить проблему, способность самостоятельно выражать свое отношение к ней, умение искать и находить;

4. Стремление к дальнейшему совершенствованию и развитию своих способностей, и навыков, полученных в ходе работы волонтера, которые проявляются в самообучении и саморазвитии; желание делиться полученным опытом с новыми волонтерами, привлечение новых участников к волонтерской деятельности; самостоятельная оценка результатов своей деятельности каждым участником волонтерского объединения и умение делать выводы на основе этой оценки.

Уровни развития компонентов социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи определялись, как высокий, средний и низкий. Предлагаемые показатели позволят нам определить уровень сформированности каждого из предложенных компонентов.

Характеристика показателей оценки уровня сформированности компонентов социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи:

1. Овладение и применение в работе волонтера специальных методов и приемов:

  • высокий уровень: использует разные методики и прием, которые соответствуют поставленной задаче;
  • средний уровень: редкое или неправильное использует разные методики и прием, которые соответствуют поставленной задаче;
  • низкий уровень: не использует вообще или эпизодически разные методики и прием, которые соответствуют поставленной задаче.

2. Составление собственного детального плана работы, деятельность в соответствии с ранее составленным планом работы волонтера, а также его переработка и корректировка в ходе работы:

  • высокий уровень: умение разработать собственный индивидуальный план работы;
  • средний уровень: составление примерного плана собственной работы, отклонение от общего плана;
  • низкий уровень: отсутствие собственного четкого плана деятельности.

3. Умение самостоятельно выделять проблему, выражать свое отношение к ней, предлагать пути ее решения:

  • высокий уровень: умение самостоятельно выделять проблемы, способность выражать свое отношение к ней;
  • средний уровень: умение примерно выделять проблемы.
  • низкий уровень: не умение выделять круг проблем.

4. Творческое развитие, способность неординарно и интересно мыслить:

  • высокий уровень: творческое развитие собственных способностей, умение мыслить неординарно и интересно;
  • средний уровень: частичное проявление творческих способностей, неумение мыслить неординарно;
  • низкий уровень: полное отсутствие собственного творческого развития и способностей, неумение мыслить неординарно и интересно мыслить.

5. Стремление к совершенствованию и развитию профессиональных и творческих способностей, полученных в ходе работы волонтерства знаний и навыков:

  • высокий уровень: постоянное самосовершенствование и саморазвитие своих способностей;
  • средний уровень: эпизодическое самосовершенствование и саморазвитие своих способностей;
  • низкий уровень: отсутствие ориентации на самосовершенствование и саморазвитие своих способностей.

6. Желание делиться собственным опытом с новыми участниками волонтерского движения:

  • высокий уровень: постоянное стремление делиться полученным опытом с новыми волонтерами;
  • средний уровень: эпизодическое проявление желания делиться полученным опытом с новыми волонтерами;
  • низкий уровень: отсутствие желания делиться полученным опытом с новыми волонтерами.

7. Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности с каждым участником волонтерского объединения, умение делать выводы:

  • высокий уровень: умение объективно оценивать свою деятельность, стремление к дальнейшему самосовершенствованию;
  • средний уровень: неправильная оценка своей деятельности, преувеличение своих заслуг, отсутствие стремления к дальнейшему самосовершенствованию;
  • низкий уровень: отсутствие стремления к дальнейшему самосовершенствованию.

8. Принятие, рассмотрение, обработка, систематизация и объединение высказанных идей и предложений в ходе обсуждения и выполнения решаемых задач:

  • высокий уровень: стремление к совместному принятию решений, рассмотрению, обработке, систематизации и объединению высказанных идей и предложений;
  • средний уровень: отсутствие стремления к совместному принятию, рассмотрению решений ;
  • низкий уровень: уклонение от совместного принятия решений.

На основании выше перечисленных критериев сформированности социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерства были получены следующие результаты предварительной диагностики сформированности перечисленных выше компонентов самоорганизации (Табл. 1).

Таблица 1 – Уровень сформированности компонентов социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи (в начале работы по осуществлению инновационной педагогической программы)

Компоненты

Уровни сформированности

Высокий

Средний

Низкий

Овладение и применение специальных методов и приемов

25%

40%

35%

Умение составлять план собственной деятельности

25%

35%

40%

Умение самостоятельно выделять проблему

35%

20%

45%

Творческое развитие, способность неординарно и интересно мыслить

30%

20%

50%

Желание делиться полученным опытом с новыми волонтерами

20%

30%

50%

Умение самостоятельно оценивать свои результаты волонтерства, обсуждать с участниками объединения

25%

40%

35%

Стремление к совместному принятию

25%

40%

35%

Из таблицы видно, что самому высокому уровню сформированности соответствует показатель «самосовершенствование, развитие своих способностей», это свидетельствует о возможности дальнейшей работы над собой участников волонтерства. Самый низкий уровень сформированности имеет показатель, который включает в себя желание делиться полученным опытом с новыми волонтерами.

Итак, разработанная программа направлена на развитие интереса и мотивации для участия в волонтерской деятельности, приобретение учащейся молодежью необходимых навыков для участия в волонтерской деятельности, развитие положительных качеств. При разработке педагогической программы мы исходили из того, что социально-культурная деятельность, направленная на формирование и развитие социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности, должна быть свободна от шаблонов и стереотипов, иметь активный характер, формировать интерес личности к волонтерской деятельности, способствовать приобретению положительного опыта.

Содержательная характеристика программы заключалась в вовлечении учащейся молодежи в организацию коллективных, групповых мероприятий и коррекции их дальнейшего взаимодействия, анализе деятельности, подведение итогов (Приложение № 3). Программа носила комплексный характер и включала ряд мероприятий, которые связаны с осуществлением волонтерской деятельности, а также мероприятия, которые носили адаптационный и обучающий характер. Таким образом, в содержании программы можно выделить следующие блоки:

1. Информационно-развивающий.

Включает в себя проведение мероприятий, которые направлены на получение знаний об основных теоретических положениях волонтерства, его принципах, законах, формах организации, развитие умений и навыков, необходимых для участия в волонтерской деятельности.

Формы работы: учебные занятия по дисциплине «Социально-культурная деятельность», выступления с докладами на научных конференциях, семинарах, круглых столах.

2. Воспитательный.

Воспитательный блок основывается на основных идеях, заложенных в основе волонтерства и определяющих ее основную суть.

3. Деятельностный.

Деятельностный  блок заключается в создании волонтерского объединения, осуществлении его основных мероприятий, привлечении новых членов для участия в волонтерской деятельности.

Все блоки программы были реализованы в тесной взаимосвязи становления личности волонтера и формирования навыков самоорганизации.

Программа социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности, ее эффективность определяется применением в ее реализации следующих социально-педагогических принципов:

1. Педагогическое руководство, которое обеспечивает целенаправленное развитие самоорганизации в процессе волонтерства.

2. Принцип гуманизации деятельности заключается в очеловечивании отношений участников волонтерского объединения с педагогами и между собой.

3. Единое планирование как основа механизма включения в организацию волонтерской деятельности.

4. Принцип согласия. Принцип согласия заключается в том, что при возникновении разногласий необходимо находить общее в разных идеях и принимать решения, по возможности устраивающие всех.

5. Принцип всеобщего участия. Все участники волонтерского объединения должны принимать в его деятельности активное участие, в зависимости от способностей и желания каждому участнику необходимо определить спектр задач.

6. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды (нации, страны, региона), в которой осуществляет свою деятельность волонтерское объединение.

Для оптимизации деятельности волонтерского объединения «МАРС» нами была организована и проведена дискуссионная площадка. В ходе работы дискуссионной площадки изучался имеющийся опыт работы в данном направлении, создавался информационный банк данных о лицах, нуждающихся в помощи, а также обсуждались ряд других организационных вопросов. Дискуссионная площадка проходила в несколько дней. Дискуссии проходили в форме свободной беседы, участниками которой становились все присутствующие. Некоторые предложенные темы дискуссий:

  • «История благотворительности и волонтерства в России»;
  • «Почему люди становятся волонтерами?»;
  • «Нужны ли в современном мире волонтеры?»;
  • «Роль молодежи в деле волонтерства»;
  • «Разработка Положения о волонтерском объединении»;
  • «Разработка плана деятельности волонтерского объединения».

Итогом работы дискуссионной площадки стало разработанное Положение о волонтерском объединении и план его работы на ближайшую перспективу.

Для активизации и оптимизации работы волонтерского объединения проводился тренинг «Я – Волонтер», который был осуществлен в несколько этапов. 1 этап – начальный, 2 этап – переходный , 3 этап – продуктивный.

Целью тренинга являлось выработать коммуникативные умения и навыки, сформировать сплоченный коллектив волонтеров. Также проведение тренинга помогло решить следующие задачи:

-создать доверительную теплую обстановку среди волонтеров;

-ясно и просто излагать информацию при личном общении;

-принимать решения в проблемной, спорной ситуации.

Тренинг позволил участникам усвоить информацию и проверить ее на собственном опыте, активизировал творческую активность участников волонтерского объединения, настроил на проведение волонтерских акций и мероприятий. Тренинг способствовал формированию единого понимания целей и задач волонтерской деятельности, установить баланс личных целей и задач с целями и задачами волонтерского объединения, усилить креативность, создать мотивацию к обучению и развитию своих способностей

В ходе тренинга использовался метод мозгового штурма, при котором участникам предлагалось высказывать различные идеи по тем или иным вопросам, в результате чего из их общего числа отбирались наиболее удачные, которые были использованы в работе волонтерского объединения. Также в ходе тренинга проводились различные игры и упражнения:

  • «Назови свое имя»;
  • «Где же он? Где искать волонтеров?»;
  • «Пошаговая инструкция для ищущего»;
  • «Круг доверия или восковая свеча» (Приложение № 4).

В процессе деятельности волонтеры получали теоретическую информацию, приобретали навыки и умения, развивали свои личностные качества, приобретали умения работать в команде, учились разрешать конфликты и включаться в работу. Участники подготавливали и проводили различные акции и мероприятия, в ходе которых активно приобщались к ценностям и нормам культуры. Остановимся на тех мероприятиях, к которым привлекались и которые были проведены участниками волонтерского объединения.

Интересно и плодотворно прошли такие мероприятия, как проведение игровой программы в рамках семейного уик-энда «Добрая, добрая история», «День памяти воинам интернационалистам», игровая программа в рамках городского гуляния «Широкая масленица!», уличная акция, посвящённая здоровому образу жизни. «Правильное питание».

В работе волонтерского молодежного объединения «МАРС» в качестве методических рекомендаций среди прочего использовалось методическое пособие для курса «Директора Благотворительных Центров», Тема сессии «Общинная работа и работа с волонтерами» Кристиане Бидерман «Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании», с которым были ознакомлены волонтеры и могли использовать его основные положения в совей работе. Для развития умений и навыков самоорганизации исследования был проведен спецкурс «Самоорганизация обучающихся». Данный спецкурс был направлен на выявление актуальных проблем в самоорганизации обучающихся, накопление теоретических знаний в рассматриваемой области, приобретение практических навыков, корректировку собственных взглядов учащихся на время и самоорганизацию как необходимые составляющие и ценности современного общества, поиск наиболее эффективных для себя моделей самоорганизации.

Таким образом, реализация разработанной нами инновационной педагогической программы социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности решала сразу несколько задач. С одной стороны, она была направлена на формирование у учащейся молодежи мотивов и навыков развития социально-культурной самоорганизации в личностном и общественном плане, а с другой, была связана с непосредственным осуществлением волонтерской деятельности, имеющей социальную значимость для общества вообще. А именно – оказание помощи социально незащищенным слоям населения; создание условий для реализации социально-культурных инициатив; участие учащейся молодежи в подготовке и проведении массовых социально-культурных мероприятий.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

В ходе контрольного этапа педагогического эксперимента апрель-май 2016 года осуществлялся количественный и качественный анализ эффективности разработанной нами программы развития социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерства.

Повторная диагностика сформированности показателей социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи показала увеличение уровня этих показателей (по результатам наблюдения).

В среднем уровень сформированности социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи повысился на 30 %. По компоненту, определяющему умение владеть и применять специальные методы и приемы в ходе волонтерской деятельности количество учащихся возросло на 35%, т.е. количество человек, отвечающих данному критерию, увеличилось на 16 человек (в начале эксперимента – 17 человек, в конце эксперимента 33 человека).

На 16 человек увеличилось количество участников волонтерского объединения, отвечающих такому компоненту сформированности самоорганизации, как умение составлять план работы волонтерского объединения и следовать ему в дальнейшем. Самостоятельно ставили проблемы и предлагали пути их решения 18 участников волонтерского объединения (на 11 человек больше, чем в начале эксперимента). Стремление к самосовершенствованию, желание развивать свои способности показали 20 человек. Творческое развитие, способность неординарно и интересно мыслить показали 20еловек из участников волонтерского объединения. Желание делиться полученным опытом с новыми волонтерами и привлечение новых участников к волонтерской деятельности продемонстрировали 18 человек (на 12 человек больше). Компонент самостоятельной оценки своих результатов каждым участником волонтерского объединения достиг высокого уровня у 20 человек (количество человек возросло вдвое по данному критерию).

По такому компоненту, как «стремление к совместному принятию, рассмотрению, обработке, систематизации и объединению высказанных идей и предложений» уровень сформированности самоорганизации увеличился на 26 %, (на 13 человек больше, чем в начале эксперимента). Сравнительный анализ сформированности показателей социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи приводится в табл. 2.

Таблица 2 – Уровень сформированности компонентов социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи (в конце опытно-экспериментальной работы)

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Компоненты

Уровни сформированности

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Овладение и применение специальных методов и приемов

25%

40%

35%

70%

30%

-

Умение составлять план собственной деятельности

25%

35%

40%

45%

45%

10%

Умение самостоятельно выделять проблему

35%

20%

45%

40%

50%

10%

Творческое развитие, способность неординарно и интересно мыслить

30%

20%

50%

40%

40%

20%

Желание делиться полученным опытом с новыми волонтерами

20%

30%

50%

45%

30%

25%

Умение самостоятельно оценивать свои результаты волонтерства, обсуждать с участниками объединения

25%

40%

35%

60%

20%

20%

Стремление к совместному принятию

25%

40%

35%

40%

50%

30%

Мы видим значительное увеличение уровня сформированности компонентов социально-культурной самоорганизации. Таким образом, мы отмечаем личностное становление молодых людей, развитие у них навыков самоорганизации, значительное увеличение уровня сформированности разработанных показателей социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности. На успешность осуществления волонтерской деятельности существенное влияние оказала степень интегрированности таких компонентов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, на основе которых осуществлялась волонтерская деятельность

Помимо этого, для того чтобы выявить эффективность педагогического воздействия на процессы самоорганизации учащейся молодежи в разработанной и осуществленной нами педагогической программе, необходимо сравнить уровень развития самоорганизации как в экспериментальной, так и в контрольной группах до и после осуществления программы.

Для этого нами был повторно применен опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» и сопоставлены результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце эксперимента. Результаты показали, что уровень развития самоорганизации участников экспериментальной группы значительно возрос по сравнению с началом эксперимента (высокого уровня самоорганизации достигли 75% респондентов, до эксперимента этот процент был 45%, средний уровень – 15% по сравнению с 25%, низкий уровень – 10% и 30% соответственно).

В контрольной группе уровень самоорганизации остался практически на прежнем уровне (высокий 50% и 50%, средний 25% и 25%, низкий 25% и 25%.Результаты исследования наглядно представлены в диаграмме (рис. 3).

Рис. 3. Уровень самоорганизации участников эксперимента на контрольном этапе

Таким образом, воздействие, оказываемое на учащуюся молодежь в рамках реализации предложенной нами педагогической программы, сделало процессы самоорганизации более эффективными.

Результаты контрольного этапа эксперимента позволяют сделать вывод о том, что обучающимся понравилось участвовать в волонтерской деятельности, они хотели бы и в дальнейшем продолжить ей заниматься. Этот вид деятельности положительно повлиял на развитие их личных качеств и приобретение профессиональных навыков. Большинство участников эксперимента стали склонны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик, у них появилась удовлетворенность собой и своей деятельностью. Все участники волонтерского объединения стали более уверены в себе, независимы, склонны рассчитывать на свои собственные силы в трудных ситуациях. Уровень сформированности социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи значительно возрос.

В результате реализации инновационной педагогической программы наблюдается личностное становление молодых людей, развитие у них навыков самоорганизации, выявлены признаки социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности (ценностно-ориентационное единство и самостоятельность группы в целеполагании; конструктивность деловых отношений внутри группы; позитивность психологического климата в объединении; удовлетворенность членов объединений участием в общественной и культурной деятельности; конструктивность внешних взаимоотношений с социальными организациями; адекватность организационной структуры задачам и содержанию совместной деятельности; интенсивность, естественная динамика развития группы).

Были решены задачи, направленные на оказание помощи социально незащищенным слоям населения, создание условий для реализации социально-культурных инициатив; участие учащейся молодежи в подготовке и проведении массовых социально-культурных мероприятий. А также задачи, направленные на развитие у учащейся молодежи мотивов и навыков социально-культурной самоорганизации.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы определены показатели сформированности компонентов социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в результате деятельности волонтерского объединения и отмечено значительное увеличение их уровня.

Проанализировав показатели сформированности компонентов социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности после проведения эксперимента, мы можем констатировать, что участники эксперимента характеризуются активностью, общительностью и устойчивым желанием заниматься волонтерской деятельностью.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что волонтерская деятельность предоставляет множество возможностей для самоорганизации учащейся молодежи, которая проявляется не только в выполнении трудовых или других заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, дает возможность управлять своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных задач. Эти возможности определяются специфическими особенностями и характеристиками волонтерской деятельности, созданием оптимальных условий для успешного формирования процесса социально-культурной самоорганизации в процессе волонтерской деятельности. Для этого нами была описана и апробирована инновационная педагогическая программа социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности.

Разработанная и реализованная нами программа направлена на разностороннее развитие учащейся молодежи, ее творческих способностей, на формирование умения отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений. Результаты диагностики уровня сформированности социально-культурной самоорганизации участников эксперимента убедительно свидетельствуют об эффективности предложенной нами инновационной педагогической программы. Они ярко демонстрирует возросший уровень сформированности социально-культурной самоорганизации участников волонтерского объединения по отдельным критериям.

Как свидетельствуют результаты нашей опытно-экспериментальной работы, процесс оптимизации социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности обуславливается опорой на психолого-педагогические концепции, психолого-педагогическое сопровождение, личностно-ориентированный подход к социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи, использование принципов менеджмента волонтерских программ и социально-культурных технологий.

Цель сопровождения – создание в рамках объективно данной среды учащемуся условия для его максимального в данной ситуации личностного роста и развития.

Задачи сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития личности; содействие личности в решении актуальных задач развития, обучения, самоорганизации; психологическое обеспечение деятельности.

Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению могут быть следующие: профилактика; диагностика; консультирование; развивающая работа; коррекционная работа; психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Содержание психолого-педагогического сопровождения самоорганизации учащейся молодежи – это создание условий для поддержания и реализации интереса к волонтерской деятельности и обеспечения взаимодействия участников объединения; а также анализ возможностей развития процесса самоорганизации и создания новых условий и факторов для развития самоорганизационного процесса.

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение возможности получения молодыми людьми позитивного опыта самоорганизации в процессе волонтерской деятельности как условия реализации их собственныхинтересов и предпочтений.

Общими закономерностями психолого-педагогического сопровождения самоорганизации учащейся молодежи выступают:

-обусловленность форм и уровня самоорганизации молодежи социально-культурными характеристиками локального социума;

-взаимозависимости содержания педагогического сопровождения от уровня развития самоорганизации;

Позитивные результаты психолого-педагогического сопровождения обусловлены наличием уже существующей практики самоорганизации, дальнейшим развитием многообразия форм самоорганизации.

Принципы психолого-педагогического сопровождения самоорганизации учащейся молодежи:

-обеспечения включенности человека в позитивное свободное общение в процессе взаимодействия на основе признания взаимных прав и ответственности;

-сочетания в самоорганизующейся деятельности уклада и социально-культурных традиций нации, региона, локального социума с особенностями современной молодежной культуры;

-взаимосвязи молодежной инициативы, самодеятельности и самоорганизации с социально-педагогической поддержкой.

Центральный принцип – ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

С позиций личностно-ориентированного подхода, психолого- педагогическое сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретной личности, логику его развития, а не на заданные извне задачи.

Следует отметить особое значение для оптимизации деятельности социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированный подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности, определяет максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей учащихся.

Участвуя в волонтерской деятельности, учащиеся получают теоретическое представление и практические знания о различных учреждениях культурнодосугового типа, на базе которых, а также во взаимодействии с которыми возможно осуществлять данный вид деятельности; о видах и способах осуществления волонтерской деятельности, о различных формах ее организации; знания о способах взаимодействия с представителями различных социальных групп, нуждающихся в помощи; механизмах взаимодействия с государственными и административными структурами; овладевают практическими навыками в ходе осуществления волонтерской деятельности, а также навыками самоконтроля и самоорганизации собственной деятельности. Это формирует профессиональные навыки будущих специалистов и дает возможность осуществлять будущую профессиональную деятельность на более высоком уровне.

Особое значение для оптимизации социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности имеет применение технологий социально-культурной деятельности.

Осуществление разработанной нами программы социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности продемонстрировало возросший уровень социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи, разностороннее развитие личности учащихся, их творческих способностей, приобретение умения отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы по реализации инновационной педагогической программы социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи как фактора совершенствования волонтерской деятельности был охарактеризован имеющийся уровень развития социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи и степень вовлечения ее в волонтерскую деятельность; разработана и апробирована инновационная педагогической программа развития социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности; проведен анализ эффективности разработанной нами программы развития социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности.

Оптимизация процесса социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности возможна при рациональном психолого-педагогическом сопровождении, опоре на педагогические принципы и рекомендации, использовании педагогических и социально-культурных технологий.

Особое значение для оптимизации деятельности социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи имеет личностно-ориентированный подход. Для реализации более плодотворной деятельности волонтерского объединения необходимо применение принципов менеджмента волонтерских программ и методики развития самоорганизации времени учащейся молодежи.

Проведенное исследование по формированию социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности на основе личностно-ориентированного подхода показало, что разработанная и внедренная педагогическая программа с учетом разработанных рекомендаций оказывает позитивное влияние на молодое поколение. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента.

Формирование социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности определяется:

-успешным функционированием и оптимизацией разработанной программы социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности. Реализация программы обеспечивается взаимосвязью структурных этапов, анализом ситуации и постановкой целей, планированием, реализацией, самоконтролем, оценкой и коррекцией

-применением комплекса педагогических и социально-культурных рекомендаций: содержание волонтерской деятельности должно способствовать проявлению самоорганизации, потенциал волонтерской деятельности необходимо актуализировать в учебной и внеучебной деятельности; организация волонтерской деятельности по формированию социально-культурной самоорганизации должна основываться на технологиях личностно-ориентированного подхода.

Анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практика социального партнерства в процессе организации общественно- полезной и досуговой деятельности»

В статье раскрывается система партнёрства нашего центра школы ,социального центра и библиотеки,совета ветеранов....

Формирование духовно-нравственных качеств школьников путем вовлечения в общественно-полезную деятельность

При организованной деятельности детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.Трудовые объединения шк...

Принципы организации внеклассной воспитательной деятельности в средней школе и на уроках иностранного языка.

«…замечательные, блестящие уроки есть там,где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,где имеются и применяются самые разнообразныеформы развития учащихся вне уроков".В.А.Сухомлинский...

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...

Опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.

В настоящей работе говорится о роли трудовой деятельности как одного из важных факторов воспитания личности, раскрывается опыт включения учащихся в общественнополезную трудовую деятельность....

Деятельность школьной добровольческой организации «Шаг навстречу» как пример вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд.

Выступление на августовской конференции на тему "Деятельность школьной добровольческой организации «Шаг навстречу» как пример вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд"....