Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные крышечки" (краткосрочная)
рабочая программа (5 класс)

Якунаева Вера Николаевна

Изготовление поделок из пластмассовых крышечек, собраннных детьми в период проведения экологической акции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Волшебные крышечки"29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Ольхонский дом детского творчества»

(МБУ ДО «Ольхонский ДДТ»)

Утверждена

 приказом директора

от «___»________20__ года

№_____

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Волшебные крышечки»

(краткосрочная)

Возраст обучающихся: 7 – 12 лет

Срок реализации: 1 месяц

 Составитель:Якунаева Вера Николаевна

Педагог дополнительного образования

составлена на основе программы  

«Ступеньки творчества»Келеменевой Татьяны Андреевны

http://rcps.ucoz.ru/_tbkp/2019-2020/stupenki_tvorchestva.pdf

с. Еланцы, 2021

2

 Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………. 3

2. Учебно-тематический план……………………………………….. 6

3. Содержание программы………………………………………….. 6

4. Методическое обеспечение программы………………………….7

4.1. Формы и методы работы………………………………………. 7

4.2. Условия реализации программы………………………………. 8

5. Список литературы………………………………………………...9

3

Пояснительная записка

        Декоративно-прикладное творчество является основным видом деятельности, через которую происходит познание мира и формирование навыков работы с любым материалом. При этом развиваются фантазия, мышление, происходит формирование активной жизненной позиции детей через расширение сферы их деятельности: изготовление замечательных произведений декоративно-прикладного творчества для украшения своего интерьера, подарков родным и гостям, участие в выставках, конкурсах. Все это, безусловно, формирует личность ребенка, раскрывает его потенциал, развивает творческие способности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные крышечки» (далее – программа) разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:  

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ.

-Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  

-Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжениемПравительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – р.  

-Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».  

-Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержкидетей МО и Н РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».  

4

-Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежиМО и Н РФ от 18.11.2015 № 09 – 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».  

-Устав МБУ ДО «Ольхонский дом детского творчества»

           Данная программа имеет декоративно-прикладное направление и представляет художественную направленность. Название программы «Волшебные крышечки» не случайно. Все изделия выполняются из пластмассовых крышечек от пластиковых бутылок, флаконов, тетрапакетов и т.д..Любому ребенку понравится творить чудеса своими руками из ненужных вещей, бросовых материалов. Разнообразие бросовых материалов настолько велико, как разноцветная мозаика, из которой можно создать множество удивительных, ярких, неповторимых картинок и проявлять свою фантазию, подниматься выше и выше по ступенькам творчества.

Актуальность программы в том, что бросовые материалы доступны каждому ребенку, не требуют затрат на приобретение. В ходе реализации программы учащиеся находят  способы изготовления  игрушек  и картин из пластмассовых крышечек, которые украсят детскую игровую площадку.

Новизна программы заключается в том, что детям представилась возможность изготовить изделия  из материала, который сами собрали.Обычно при изготовлении изделий они используют готовый, предоставленный педагогом  материал. Готовая картина станет атрибутом игровой зоны.

Цель программы: создание условий для реализации творческих способностей детей через занятия декоративно-прикладным творчеством.

Задачи программы:

- сформировать навыки работы с бросовым материалом;

- развить эстетическое восприятие, художественный вкус и фантазию учащихся;

-воспитать бережное отношение к природе, окружающей среде;

5

-воспитать интерес и любовь к занятиям декоративно-прикладным творчеством;

-воспитать трудолюбие, усидчивость, дисциплину.

Отличительной особенностью программы является то, что направление работы оказывает влияние на экологической культуры учащихся.

Возрастная категория 7- 12 лет.

Наполняемость группы 8-10 человек.

Срок реализации программы 1 месяц (в период работы летнего оздоровительного лагеря)

Режим занятий: занятия в объединении проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Курс программы рассчитан на 36 часов.

Основной формой организации деятельности обучающихся являются практические занятия. Теоретический материал обычно дается в начале занятия, его можно преподносить в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающимся. Объяснение теоретического материала сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Используются и другие эффективные методы и формы организации образовательной деятельности обучающихся: беседы, индивидуальные творческие задания, коллективные творческие задания, выставки работ декоративно-прикладного творчества, экскурсии.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы «Волшебные крышечки» обучающиеся освоят способы работы с бросовым материалом, научатся изготавливать различные поделки и применять их в оформлении интерьера дома, дизайна  игровой площадки.

По окончании обучения обучающиеся должны

знать:

1. Правила техники безопасности.

2. Оборудование рабочего места, материалы, приспособления для работы.

6

3. Виды бросовых материалов, пригодных для изготовления поделок.

4. Способы скрепления бросовых материалов друг с другом, с картоном, бумагой.

уметь:

1. Выполнять правила техники безопасности.

2. Практически выполнять работу по изготовлению поделок из бросового материала.

3. Самостоятельно украшать и дополнять изделие, если оно того требует.

Для определения уровня усвоения программы обучающимися проводится итоговая  аттестация: выполнения коллективной работы. Оценивается деятельность и работа детей через наблюдение за обучающимися во время выполнения коллективной работы и на итоговом занятии.

Учебно-тематический план

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

Магнит

1

5

6

3.

Рамка для фото

1

5

6

4.

Массажный коврик

1

5

6

5.

Итоговая работа .Картина

4

12

16

Итого

8

28

36

Содержание программы

1.Вводное занятие. «Чудеса своими руками» Знакомство с разнообразием изготовления поделок из бросового материала.  (2 часа)

2. Магнит. (6 часов)

Знакомство с техникой изготовления магнита.

Приемы соединения деталей изделия.

3. Рамка для фото. (6 часов)

7

Подготовка материала. Конструирование и сборка основы рамки.

Приемы наклеивания деталей.

4. Массажный коврик. (6 часов)

Приемы соединения деталей изделия.

5. Картина. (16 часов)

Выполнение эскиза сюжета. Подбор крышечек по цвету и размеру. Подготовка основы картины. Способы выполнения работы.  Правила техники безопасности при работе с клеем.

Методическое обеспечение программы

 Формы и методы работы

Организация образовательного процесса при проведении занятий заключается в эффективном педагогическом взаимодействии педагога и обучающихся, в создании творческого пространства и благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе. Особое внимание при организации процесса обучения уделяется мотивации учебной деятельности и индивидуальным особенностям детей. Педагогический процесс, отбор содержания обучения осуществляется в соответствии с основными принципами обучения: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой. Основой учебного процесса являются методы обучения - связующее звено между поставленной целью обучения и конечным результатом, для эффективной реализации содержания программы в образовательном процессе используются следующие группы методов:

• Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

• Наглядно-практические: наблюдение, иллюстрации.

• Креативные методы: метод придумывания, метод образной картины.                    Основным принципом реализации программы является подача материала от простого к сложному, от низшего к высшему.

8

Обучение состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются беседы о техниках выполнения тематических работ. Теория дается кратко, с использованием наглядных

пособий, образцов изделий, показа технических средств, что способствует более полному усвоению материала и позволяет разнообразить образовательный процесс. На практических занятиях дети учатся выполнять поделки из  бросового материала. Поделки даются не слишком длительные по времени выполнения, но занимательные и интересные. Тематика занятий находятся в определенной ритмической последовательности, что позволяет расширять и усложнять сюжеты панно и поделок.

Условия реализации программы

-бросовый материал (крышечки)

-клеевой пистолет

-магнит

-цветная бумага, белый и цветной картон

-карандаш

-клей ПВА

-ножницы

-линейка

-шило

-веревка

-лист фанеры

-образцы игрушек и поделок

-схемы последовательности изготовления различных поделок

Техника безопасности

Перед каждым занятием проводится инструктаж по использованию:

колюще-  режущих предметов: ножницы, шило ; клеевого пистолета, кистей, красок, клея, необходимости приведения рабочего места в порядок.

9

Список литературы

 Список литературы для педагога:

1. Асвобудинова Р.М., Система работы педагогического коллектива" Дворца творчеств юных с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Дополнительное образование № 12, Златоуст, 2002.

2. Бойков Д.И., Бойкова СВ., Граш Н.Е., Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, М:, Новый учебник, 2003, 176 с.

3. Должсико В.П., 100 поделок из бумаги Ярославль, Академия развития 1999. 4. Конышева Н.М., Лепка в начальных классах, М:, Просвещение, 1895.

5. Конышева Н.М., Чудесная мастерская Московские учебники и Карго- литография 2000

6. Максимова М., Кузьмина М., Девичьи хлопоты, М:, ЭКСМО-Пресс, 2000, 80с.

7. Мартышек СТ., Костюм и маска, М:, АСТ-Астрель, 2002,

8. Нагибина М.И., Чудеса для детей из ненужных вещей, Ярославль. Академия развития 1997.

9. Петрова И.М., Волшебные полоски С-П:, Детство-пресс 2000.

10.Проснякова Т.Н., Творческая мастерская, Самара, Учебная литература 2002. 11. Проснякова Т.Н., Уроки творчества, Самара, Учебная литература 2002.

12. Прутченков А.С., Школа Жизни, М:, Новая цивилизация, 2000.

13.Рожов М.И., Волохов А.В., Я и МЫ, М:, Научно практический центр 1996.

14.Романина В.И., Новицкая М.Ю., Играй, да дело знай, М:, Просвещение 1995.

15. Трубачёва Т.П., Благодацкая Е. В., Поиграй-ка! Красноярск 1999,

10

16. Федотов Г., Травы, М:, АСТ-Пресс 1999.

17. Халл Т., Самоделки из бумаги, М:, Дрофа 1995.

Список литературы для детей:

1. Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки. М.: Эксмо, 2005, 63 с.

2. Бубекина Г. Гославская Т. Самоделки из природного материала. Молодая гвардия, 1950,200с.

3. Гирнтд С. Разноцветные поделки. М.: Айсир-Пресс, 2005,190 с.

4. Грушина Л.В. Живые игрушки. Смоленск, Карапуз дидактика, 2006, 70 с.

5. Федотов Г. Сухие травы. М.: АТС Пресс, 1999, 205 с.

6. Цирулик Н.А. Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара, учебная литература 2003, 79 с.

7. Черныш И. Поделки из природных материалов. М.: АТС Пресс, 1999, 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...