Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные крышечки" (краткосрочная)
рабочая программа (5 класс)
Изготовление поделок из пластмассовых крышечек, собраннных детьми в период проведения экологической акции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ольхонский дом детского творчества»
(МБУ ДО «Ольхонский ДДТ»)
Утверждена
приказом директора
от «___»________20__ года
№_____
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебные крышечки»
(краткосрочная)
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет
Срок реализации: 1 месяц
Составитель:Якунаева Вера Николаевна
Педагог дополнительного образования
составлена на основе программы
«Ступеньки творчества»Келеменевой Татьяны Андреевны
http://rcps.ucoz.ru/_tbkp/2019-2020/stupenki_tvorchestva.pdf
с. Еланцы, 2021
2
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………. 3
2. Учебно-тематический план……………………………………….. 6
3. Содержание программы………………………………………….. 6
4. Методическое обеспечение программы………………………….7
4.1. Формы и методы работы………………………………………. 7
4.2. Условия реализации программы………………………………. 8
5. Список литературы………………………………………………...9
3
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное творчество является основным видом деятельности, через которую происходит познание мира и формирование навыков работы с любым материалом. При этом развиваются фантазия, мышление, происходит формирование активной жизненной позиции детей через расширение сферы их деятельности: изготовление замечательных произведений декоративно-прикладного творчества для украшения своего интерьера, подарков родным и гостям, участие в выставках, конкурсах. Все это, безусловно, формирует личность ребенка, раскрывает его потенциал, развивает творческие способности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные крышечки» (далее – программа) разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ.
-Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжениемПравительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – р.
-Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
-Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержкидетей МО и Н РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
4
-Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежиМО и Н РФ от 18.11.2015 № 09 – 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
-Устав МБУ ДО «Ольхонский дом детского творчества»
Данная программа имеет декоративно-прикладное направление и представляет художественную направленность. Название программы «Волшебные крышечки» не случайно. Все изделия выполняются из пластмассовых крышечек от пластиковых бутылок, флаконов, тетрапакетов и т.д..Любому ребенку понравится творить чудеса своими руками из ненужных вещей, бросовых материалов. Разнообразие бросовых материалов настолько велико, как разноцветная мозаика, из которой можно создать множество удивительных, ярких, неповторимых картинок и проявлять свою фантазию, подниматься выше и выше по ступенькам творчества.
Актуальность программы в том, что бросовые материалы доступны каждому ребенку, не требуют затрат на приобретение. В ходе реализации программы учащиеся находят способы изготовления игрушек и картин из пластмассовых крышечек, которые украсят детскую игровую площадку.
Новизна программы заключается в том, что детям представилась возможность изготовить изделия из материала, который сами собрали.Обычно при изготовлении изделий они используют готовый, предоставленный педагогом материал. Готовая картина станет атрибутом игровой зоны.
Цель программы: создание условий для реализации творческих способностей детей через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
- сформировать навыки работы с бросовым материалом;
- развить эстетическое восприятие, художественный вкус и фантазию учащихся;
-воспитать бережное отношение к природе, окружающей среде;
5
-воспитать интерес и любовь к занятиям декоративно-прикладным творчеством;
-воспитать трудолюбие, усидчивость, дисциплину.
Отличительной особенностью программы является то, что направление работы оказывает влияние на экологической культуры учащихся.
Возрастная категория 7- 12 лет.
Наполняемость группы 8-10 человек.
Срок реализации программы 1 месяц (в период работы летнего оздоровительного лагеря)
Режим занятий: занятия в объединении проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Курс программы рассчитан на 36 часов.
Основной формой организации деятельности обучающихся являются практические занятия. Теоретический материал обычно дается в начале занятия, его можно преподносить в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающимся. Объяснение теоретического материала сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Используются и другие эффективные методы и формы организации образовательной деятельности обучающихся: беседы, индивидуальные творческие задания, коллективные творческие задания, выставки работ декоративно-прикладного творчества, экскурсии.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы «Волшебные крышечки» обучающиеся освоят способы работы с бросовым материалом, научатся изготавливать различные поделки и применять их в оформлении интерьера дома, дизайна игровой площадки.
По окончании обучения обучающиеся должны
знать:
1. Правила техники безопасности.
2. Оборудование рабочего места, материалы, приспособления для работы.
6
3. Виды бросовых материалов, пригодных для изготовления поделок.
4. Способы скрепления бросовых материалов друг с другом, с картоном, бумагой.
уметь:
1. Выполнять правила техники безопасности.
2. Практически выполнять работу по изготовлению поделок из бросового материала.
3. Самостоятельно украшать и дополнять изделие, если оно того требует.
Для определения уровня усвоения программы обучающимися проводится итоговая аттестация: выполнения коллективной работы. Оценивается деятельность и работа детей через наблюдение за обучающимися во время выполнения коллективной работы и на итоговом занятии.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2. | Магнит | 1 | 5 | 6 |
3. | Рамка для фото | 1 | 5 | 6 |
4. | Массажный коврик | 1 | 5 | 6 |
5. | Итоговая работа .Картина | 4 | 12 | 16 |
Итого | 8 | 28 | 36 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. «Чудеса своими руками» Знакомство с разнообразием изготовления поделок из бросового материала. (2 часа)
2. Магнит. (6 часов)
Знакомство с техникой изготовления магнита.
Приемы соединения деталей изделия.
3. Рамка для фото. (6 часов)
7
Подготовка материала. Конструирование и сборка основы рамки.
Приемы наклеивания деталей.
4. Массажный коврик. (6 часов)
Приемы соединения деталей изделия.
5. Картина. (16 часов)
Выполнение эскиза сюжета. Подбор крышечек по цвету и размеру. Подготовка основы картины. Способы выполнения работы. Правила техники безопасности при работе с клеем.
Методическое обеспечение программы
Формы и методы работы
Организация образовательного процесса при проведении занятий заключается в эффективном педагогическом взаимодействии педагога и обучающихся, в создании творческого пространства и благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе. Особое внимание при организации процесса обучения уделяется мотивации учебной деятельности и индивидуальным особенностям детей. Педагогический процесс, отбор содержания обучения осуществляется в соответствии с основными принципами обучения: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой. Основой учебного процесса являются методы обучения - связующее звено между поставленной целью обучения и конечным результатом, для эффективной реализации содержания программы в образовательном процессе используются следующие группы методов:
• Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
• Наглядно-практические: наблюдение, иллюстрации.
• Креативные методы: метод придумывания, метод образной картины. Основным принципом реализации программы является подача материала от простого к сложному, от низшего к высшему.
8
Обучение состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются беседы о техниках выполнения тематических работ. Теория дается кратко, с использованием наглядных
пособий, образцов изделий, показа технических средств, что способствует более полному усвоению материала и позволяет разнообразить образовательный процесс. На практических занятиях дети учатся выполнять поделки из бросового материала. Поделки даются не слишком длительные по времени выполнения, но занимательные и интересные. Тематика занятий находятся в определенной ритмической последовательности, что позволяет расширять и усложнять сюжеты панно и поделок.
Условия реализации программы
-бросовый материал (крышечки)
-клеевой пистолет
-магнит
-цветная бумага, белый и цветной картон
-карандаш
-клей ПВА
-ножницы
-линейка
-шило
-веревка
-лист фанеры
-образцы игрушек и поделок
-схемы последовательности изготовления различных поделок
Техника безопасности
Перед каждым занятием проводится инструктаж по использованию:
колюще- режущих предметов: ножницы, шило ; клеевого пистолета, кистей, красок, клея, необходимости приведения рабочего места в порядок.
9
Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Асвобудинова Р.М., Система работы педагогического коллектива" Дворца творчеств юных с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Дополнительное образование № 12, Златоуст, 2002.
2. Бойков Д.И., Бойкова СВ., Граш Н.Е., Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, М:, Новый учебник, 2003, 176 с.
3. Должсико В.П., 100 поделок из бумаги Ярославль, Академия развития 1999. 4. Конышева Н.М., Лепка в начальных классах, М:, Просвещение, 1895.
5. Конышева Н.М., Чудесная мастерская Московские учебники и Карго- литография 2000
6. Максимова М., Кузьмина М., Девичьи хлопоты, М:, ЭКСМО-Пресс, 2000, 80с.
7. Мартышек СТ., Костюм и маска, М:, АСТ-Астрель, 2002,
8. Нагибина М.И., Чудеса для детей из ненужных вещей, Ярославль. Академия развития 1997.
9. Петрова И.М., Волшебные полоски С-П:, Детство-пресс 2000.
10.Проснякова Т.Н., Творческая мастерская, Самара, Учебная литература 2002. 11. Проснякова Т.Н., Уроки творчества, Самара, Учебная литература 2002.
12. Прутченков А.С., Школа Жизни, М:, Новая цивилизация, 2000.
13.Рожов М.И., Волохов А.В., Я и МЫ, М:, Научно практический центр 1996.
14.Романина В.И., Новицкая М.Ю., Играй, да дело знай, М:, Просвещение 1995.
15. Трубачёва Т.П., Благодацкая Е. В., Поиграй-ка! Красноярск 1999,
10
16. Федотов Г., Травы, М:, АСТ-Пресс 1999.
17. Халл Т., Самоделки из бумаги, М:, Дрофа 1995.
Список литературы для детей:
1. Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки. М.: Эксмо, 2005, 63 с.
2. Бубекина Г. Гославская Т. Самоделки из природного материала. Молодая гвардия, 1950,200с.
3. Гирнтд С. Разноцветные поделки. М.: Айсир-Пресс, 2005,190 с.
4. Грушина Л.В. Живые игрушки. Смоленск, Карапуз дидактика, 2006, 70 с.
5. Федотов Г. Сухие травы. М.: АТС Пресс, 1999, 205 с.
6. Цирулик Н.А. Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара, учебная литература 2003, 79 с.
7. Черныш И. Поделки из природных материалов. М.: АТС Пресс, 1999, 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-237909-1506446756.jpg)
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-857274-1480175449.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-820978-1474887830.jpg)
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...