Открытое занятие «Слагаемые выбора профессии»
методическая разработка (11 класс)

Литвиненко Оксана Леонидовна

Цель занятия: ориентировать обучающихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их психологических особенностей и способностей.

Через рассказ притчу подвести детей к пониманию важности правильного выбора профессии. Предложить фывести свою "Формулу профессии". Пройдя шуточный тест, учащиеся лучше смлгут разобраться в себе, определив профессиональное направление, в котором они хотят попробовать свои силы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие  «Слагаемые выбора профессии»

Автор: Литвиненко О.Л.

ПДО МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара

Цель: ориентировать обучающихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их психологических особенностей и способностей.

Задачи:

  • расширить общий кругозор учащихся;
  • познакомить с миром профессий;
  • развивать абстрактное мышление, навыки культурного поведения;
  • продолжить к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;
  • выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать и сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений;

Оформление: проектор, презентация, надписи на доске:

 Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Именно в труде и только в труде, велик человек

М.Горький

Без труда не может быть чистой и радостной жизни

А.П.Чехов

Вступительное слово:

Сегодня мы проводим очередное занятие из цикла «Выбираем профессию». После окончания школы у Вас впереди – жизнь со всеми ее радостями и проблемами. Вам нужно определиться с выбором профессии, научиться строить отношения с людьми, найти правильную дорогу в жизни, понять, что в ней главное, а что – второстепенное. 

1. Притча о выборе пути «У каждого своя дорога»

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

Второй сказал:
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:
- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно. Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других. Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время  он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами. Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться. Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных. Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Вывод. У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.

Главное для нас - найти свой верный путь, свою цель.

Выскажите, пожалуйста, Ваше мнение?

2. Вы хотите быть счастливыми?  Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой.

Вот почему так важно правильно выбрать профессию. 
Представим
 эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». 

Под словом «хочу» – интересы и склонности, собственное желание  получить профессию, но не как не желание, других людей (родители, знакомые, сверстники). Интерес формируется в реальном деле –  пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это только возможно. Чем больше вы будете показывать себя, тем лучше узнаете свой интерес. 

«Могу» –  способности ребенка, необходимые для выполнения данного вида деятельности, возможность приобрести данную профессию, поступить в вуз, колледж или какое-либо другое учебное заведение, учитывая такое важное качество, как состояние здоровья.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека. Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями.  

Под словом «надо» подразумевается востребованность данной профессии в обществе, спрос на рынке труда, возможность трудоустройства.

«Надо», это не только профессионализм, но и умение ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. 

«Формула профессии»

ХОЧУ + МОГУ + НАДО = осознанный выбор профессииhttp://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/03/14/moy-professionalnyy-vybor-metodicheskoe-posobie-k

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте текст до конца.
  • В сферу НАДО запишите профессии пользующиеся спросом на рынке труда.
  • В сферу МОГУ запишите способности и интересы героя рассказа.
  • В сферу ХОЧУ запишите желаемую профессию героя.
  1. На пересечении сфер определите и запишите смежные профессии.
  • Пересечение ХОЧУ и НАДО
  • Пересечение ХОЧУ и МОГУ
  • Пересечение НАДО и МОГУ
  1. На основании пересечения сфер определите, и запишите оптимальные профессии для героя рассказа.

Вывод: в том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу” и “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.  Нужно много и упорно работать. чтобы добиться успеха в жизни.

Изучив материал данной темы, учащиеся смогут:

  • давать определения понятий «социальный заказ», «рынок труда», «профессионал»;
  •  аргументировать причины выбора профессии с учётом с учётом текущего состояния рынка тру

3. Тест «Геометрическая фигура»

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с. (Дети рисуют фигурки)

Теперь подсчитайте количество треугольников. А теперь посмотрите ключ к тесту на слайде.

  • Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
  • Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
  • Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
  • Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
  • Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
  • Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Обсуждение полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...

Открытое профориентационное мероприятие "Выбор профессии"

Воспитательское занятие подготовлено с учётом  уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...

материалы к открытому мероприятию "Выбор профессии - выбор будущего"

Занятие рассчитано на учащихся старшего школьного возраста. В игровой форме, на конкретных примерах ребята знакомятся с широким спектром профессий, учатся отличать такие понятия как должность, специал...