Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России»_6_класс
рабочая программа (6 класс)

Рабочая программа по фольклору 6 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_folkloru_6_klass_.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №61

Выборгского района Санкт-Петербурга

____________________________________________________________________

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета

Прокол № ___ от «____»_______2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

ИО директора ГБОУ гимназия №61

_____________Н. С. Андреева

Приказ №_____ от _______2024г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность

«Возрождая традиции России»

(русский фольклор)

6–а, б, в, г   класс

Составитель:

                Соболева Наталья Сергеевна

                   

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

Юрчик А. Е..

__________

«____»________2024 г.

Санкт-Петербург

2024-2025

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе

                                              «Возрождая традиции  России»

Рабочая программа по фольклору для 6-х классов разработана на основе авторской   программы      «Возрождая   традиции   России»,   напечатанной   в   сборнике «Возрождая  традиции  России»  Северо-Западного  отделения  Российской  Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г. Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.

В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

I полугодие -15недель3дня, II полугодие – 18 недель2дня

Занятия проходят в фольклорном кабинете ввиде русской горницы, класс делится на 2 подгруппы, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном оркестре.

Тип программы - изучение фольклора на уровне внеурочной деятельности

Направленность – духовно-нравственная

Формы и методы проведения  учебных  занятий-  1) урок-беседа  и  практическое  освоение фольклорного материала, 2)урок-репетиция, 3)фольклорный праздник ( с вовлечением родителей).

Цели и задачи учебного предмета фольклор Образовательные цели и задачи курса:

  • познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
  • познакомить с различными жанрами музыкального фольклора;
  • научить различать жанры песенного фольклора;
  • научить слушать и исполнять народную песню.

Развитие творческих способностей:

Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.

  • способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей.
  • развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
  • способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
  • развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
  • способствовать   развитию   и  укреплению   дыхательной   системы,   формированию певческого дыхания;
  • способствовать   формированию   у   детей   понимания   синкретичности   природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
  • способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
  • развивать координацию слуха и ритма;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре

.

       Воспитательные цели и задачи курса:

воспитать уважительное отношение к народной культуре;

воспитать  бережное отношение к семейным ценностям;

привить навыки общения в коллективе;

способствовать воспитанию нравственных качеств – трудолюбие, милосердие;

воспитать интерес к творчеству;

воспитать любовь к Отечеству и уважение к старшему поколению

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету

  «Фольклор» -6 класс (внеурочная деятельность)

Требования к знаниям

В результате  изучения фольклора обучающийся должен

знать/понимать:

праздники календарного круга, семейные

традиционные обряды и обычаи

тексты песен, игр.

основные движения народной хореографии

основные ритуалы народного праздника

элементы народных театральных представлений

Требования к умениям

В результате  изучения фольклора обучающийся должен

Уметь

самостоятельно завести игру, хоровод

участвовать в народных театрализованных сценках

исполнять народные песни

правильно и чисто интонировать

петь без музыкального сопровождения

петь с музыкальным сопровождением

играть на простейших народных инструментах

у учеников должны быть сформированы:

коммуникативные навыки работы в группе

уважение к традициям своего народа

Требования компетенции

-развитие индивидуальности каждого ученика

-формирование этической, гражданской, коммуникативной компетентности

-формирование этнической, культурной компетентности

-формирование чувства патриотизма

-понимание  ценности традиций  своего народа  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.     Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.
  2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
  3. Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  4. Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  5. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
  6. Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
  7. Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
  8. Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
  9. Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
  10. Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
  11. Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
  12. Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)

 12   Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских

сказок. Довоенные собрания. Т. 4)

14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.

15. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.

16. Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.

  1. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.

19. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2       (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).

20. Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.

21. Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.

22_Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.

23. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.

       В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.

24. Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»

25. Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010

26. Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004

Календарно - тематическое планирование

к дополнительной образовательной  программе

«Возрождая традиции России» 

                                                                     

Название темы

Кол-во

часов

Дата

Основные вопросы при

изучении темы

Ключевые компоненты

План

Факт

1

Вводный урок

1

Фольклор и народная культура. Знакомство с обычаями и бытом русского народа.

Рукотворное и нерукотворное творчество.

2

МладенчествоРодильный обряд.

1

Обряды связанные с началом жизни человека.

Знать: народные обереги для младенцев.

3

Наделение младенца именем.

1

Христианские имена и их значения.

Знать: христианские имена.

4

Колыбельные песни. Кот – Баюн.

1

Мифические персонажи в колыбельных песнях.

Песня:  «Бай-побай, моя детинушка.»

5

Колыбельные песни. Бабай.

1

Колыбельные песни, содержащие напутственные слова матери ребёнку.

Знать: Мифологических персонажей, используемых в колыбельных песнях. Песня: «Бай- побай, моя детинушка»

6

Пестушки.

1

Поэзия пестования. Роль пестушек и потешек в жизни ребёнка.

        

Знать: Примеры пестушек и потешек.

7

Дразнилки

1

Дразнилки, как способ общения между детьми.

Знать: Примеры  дразнилок.

    8

Скороговорки.

1

Примеры скороговорок и их назначение.

Исполнение песен, хороводов. Знать: примеры скороговорок.

Песня : «Как на горе, горе»

     9

Считалки.

1

Примеры считалок. Игры со считалками.

Исполнение песен, хороводов. Игра «Как у деда Трифона».

Игра на народных инструментах.  

Угощение пирогами и сладостями.

10

Раздел 2 «Детство» Детские игровые песни.

1

Игра как начальный этап общения ребёнка с окружающим миром.

Песня « У наших ворот, у новых, у широких»

11

Сказки бытовые.

1

Бытовые сказки, как отражение  мира.

Знать: Примеры бытовых сказок. Постановка спектакля.

Сказка «Горшок»

12

Сказки о животных.

1

Содержание сказок про животных и их идейный смысл.

Песня-сказка

« Как у нашего соседа»

13

Волшебные сказки.

1

Содержание волшебных сказок и их идейный смысл.

Сказка «Скрипач в аду»

Постановка спектакля. Повторение песен.

14

Страшилки.

1

Сказки- страшилки. Содержание, персонажи и назначение.

Cтрашилки-Антистрашилки

15

Фольклорный праздник

1

Постановка спектакля.

Повторение песен « Как у наших ворот», « Как у нашего соседа» Игра « Золотые ворота»

Игра на народных инструментах. Угощение пирогами.

16

Раздел 3 «Юность и Зрелость» Свадебный обряд.

1

Сватовство. Смотрины невесты. «Рукобитие».

Игра « Бояре, а мы к вам пришли».

Песня «Ой, сад во дворе»

17

Свадебный обряд.

1

Девичник. Расплетение косы. Прощание с красотой. Плачи, причитания.

Плач подружек

 «Расплетай, Дуня, русу косаньку»

18

Свадебный обряд.

1

Приговоры дружки.Выкуп невесты.

Корильные песни

 Свадебная игра «Розочка алая»

19

Венчание, свадебный пир

1

Величальные песни.

 «А кто у нас лебёдушка», «По лужкам трава расстилается»

20

Рекрутские песни

1

Провожание парней в рекруты

Прослушивание рекрутских плачей и песен.

21

Солдатские песни.

1

Содержание и особенности солдатских песен.

Песня « Солдатушки, бравы ребятушки»

22

Легенды

Предания

1

1

Легенды и предания древней Руси

«Чудо на мельнице», «Касьян и Никола»

«Взятие Орешка»

«Смерть Олега»

23

Частушки

1

Манера исполнения частушек в разных регионах.

Знать: примеры частушек

24

Хороводы.

Заклички.

1

1

Хороводы. Виды хороводов

Заклички. – обращение славян  к солнцу, птицам.

Знать:разные виды хороводов,»Сидит Дрёма»

 Примеры закличек. « «Солнышко, появись»

25

Былины

1

Происхождение и особенности  жанра былин.

Знать: примеры былин: Святогор и тяга земная и

  Как поехал Добрыня

26

Духовные стихи.

1

Содержание духовных стихов. «Голубиная» книга

 Песня « Житейское море»

27

Исторические песни.

1

Историческая песня как важный жанр русской песни.

Повторение песни « Как поехал добрыня»

28

Трудовые артельные песни.

1

Содержание трудовых и артельных песен. Их применение.

 Знать:  примеры трудовых, артельных песен.

Песня « Раз, два – взяли»

29

Лирические песни.

1

Лирические песни в быту русского человека.

Знать: примеры лирических песен.

Повторение песен:

30

Фольклорный праздник

1

Фольклорный праздник

Исполнение песен, игр.

Игра на народных инструментах.

31

Заключительный урок.

1

Подведение итогов пройденного.

Повторение песен, игр. Чаепитие.

Лист коррекции

Урок

Дата переноса

Причина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»

Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Традиции русского народа» разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура и традиции современных государств"

Рабочая программа  внеурочной деятельности  «Культура и традиции современных государств»...