Значение краеведения в дополнительном образовании школьников
статья (6 класс)

Савинков Владимир Зотикович

Одной из важнейших задач отделений дополнительного образования детей является создание условий для саморазвития человека как личности и как индивидуальности, воспитание активного гражданина, патриота, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать ответственный выбор. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: "Значение краеведения в дополнительном образовании школьников»

Педагог дополнительного образования                              Савинков Владимир Зотикович

   Санкт–Петербург - один из самых красивых городов мира, в судьбе которого огромную роль сыграли многие выдающиеся исторические личности, деятели культуры и искусства.    Санкт-Петербург - это город юных  граждан, которым предстоит сохранять лучшие традиции нашего города, созидать его будущее. Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки с детства, когда ребенок начинает знакомиться с городом и город становится не только средой обитания, но и другом. От того, каким предстанет для школьника Санкт-Петербург, какие эмоции и чувства он вызовет, и будет зависеть его поведение, желание быть сопричастным к его истории и культуре.                                

Создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития юных петербуржцев как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России является ведущей задачей системы дополнительного образования. Сегодня важно развивать у каждого учащегося чувством патриотизма, стремление участвовать в общественной жизни города и государства, овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым.

В современных условиях развития социальной сферы возрастает роль учреждений дополнительного образования детей, которые являются основной частью системы образования и одним из образовательно-воспитательных институтов  социума.

Ведущей целью воспитания был и остается идеал личности, способный принимать решения в ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой, окружающими людьми и своей страной. Одной из важнейших задач отделений дополнительного образования детей является создание условий для саморазвития человека как личности и как индивидуальности, воспитание активного гражданина, патриота, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать ответственный выбор.

 Изучая свой край и город, учащиеся приобретают нравственные качества, дисциплинированность, инициативность,  любовь к Родине, родному городу, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Несколько иные задачи стоят перед краеведением в дополнительном образовании. Сюда приходят не все школьники, а лишь те, кому это интересно. Занятия в отделениях дополнительного образования в отличие от школьных уроков предоставляют обучающимся большое поле деятельности, которое  дает  им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить себя в просветительской, экскурсоводческой, музейно-поисковой работе. Именно в краеведческой деятельности  детского  объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного подростка. Дополнительное образование позволяет расширить краеведческие знания, полученные воспитанником в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и другие.  

Краеведение в системе дополнительного образования формирует у школьников качества, необходимые им как в учёбе, так и во многих областях деятельности. Написание исследовательской работы, подготовка экскурсии даёт возможность обучающемуся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, истории, учиться прогнозировать результат, возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Участие в викторинах и историко-краеведческих играх является формой социальной практики, формирует навыки совместной творческой работы, взаимоотношений в команде. Ребята учатся работать с историческими  и краеведческими источниками, участвуют  в исследовательской работе, проводят оформление собранного материала. Немаловажную роль играют экскурсии, посещение  музеев, встречи с интересными людьми.  

Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие краеведения на разум и душу. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов

Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...

рабочая программа дополнительного образования школьников

рабочая программа дополнительного образования школьников  "Капельки добра" , волонтерское движения учащихся 5 класса МБОУСОШ №4 г. Радужный...

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

Программа дополнительного образования школьников "Художественная вышивка"

Данная программа предназначена для детей 10 – 12 лет, что соответствует 5 – 7 классам. Оптимальное количество членов кружка – 12 -15 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социа...

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»

На примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье» показано применение метода проектов в дополнительном образовании школьников...

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»...

Дополнительное образование школьников. Кружок "Мастерская стиха"

Гуманитарная направленность дополнительной общеобразовательной программы является частью целостной системы поэтапного становления читательской компетентности и культуры художественного восприятия текс...