Программа дополнительного образования школьников "Художественная вышивка"
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Смольянникова Светлана Юрьевна

Данная программа предназначена для детей 10 – 12 лет, что соответствует 5 – 7 классам. Оптимальное количество членов кружка – 12 -15 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий, детей с отклонениями по состоянию здоровья. Группа занимается  2 часа в неделю – 1 раз, всего – 68 часов в год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_khudozhestvennaya_vyshivka.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобраз,овательная школа № 63 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова Привокзального района города  Тулы

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Н.Н.Трушина

29.08.2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР

____________В.Н.Бодунова29.08.2012

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей техноло-гии, физ.культуры и ОБЖ

Протокол № 1 от 28.08.2012г

.

Образовательная программа

дополнительного

образования детей

«Художественная вышивка»

Возраст детей 11-12 лет.  

Продолжительность реализации программы- 1 год.

                                         

                                                         

Программа разработана  педагогом  дополнительного образования Смольянниковой Светланой Юрьевной

Тула, 2012  

Пояснительная записка

        Возрождение народных промыслов – составная часть освоения национальной культуры учащимися сельских школ.                        

        Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почёте. Один из самых распространённых и любимых его видов – вышивание. Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище, быт. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Древний Вавилон был известен своими вышивками, на Руси вышивка бытовала ещё в домонгольский период (по свидетельству археологов). На протяжении столетий вышивка выполнялась шёлком, золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом и бисером.

        Изучение вышивки как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

        Данная программа разработана мною на основе   примерной программы «Художественная вышивка» С. Е. Маркуцкой, опубликованная в журнале «Школа и производство» № 2 за  2002 год, а также использовался «Сборник авторских программ дополнительного образования детей» 2002 года.

        Предлагаемая программа может быть реализована в МБОУСОШ № 63 в рамках кружка. Базовый период обучения - 1 год. Предназначена для детей 10 – 12 лет, что соответствует 5 – 7 классам. Оптимальное количество членов кружка – 12 -15 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий, детей с отклонениями по состоянию здоровья. Группа занимается  2 часа в неделю – 1 раз, всего – 68 часов в год.

        Желательно, чтобы перед началом набора в школах была организована и проведена презентация программ дополнительного образования. Комплектование целесообразно проводить во второй половине сентября, после того как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведения о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Прилагается «Обращение к школьникам» - приложение № 1.

        Программой предусмотрено проведение диагностической работы. В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению мотива выбора обучаемыми данной деятельности, с целью реализации принципа индивидуализации процесса обучения. Ежеквартально заполнять график посещаемости и наполняемости для выявления рейтинга данного курса. Прилагается анкетирование «Изучение мотивации выбора обучающимися данного курса» - приложение № 2. Данная диагностическая работа является инструментом, позволяющим оценить эффективность программы.

                Дополнительная общеобразовательная программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:

        - познавательная компетентность (знание истории вышивки и развитие     вышивки на современном  уровне, овладение опытом самопознания);

        - организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделия с элементами вышивки, владение навыками контроля и оценки собственной  и совместной деятельности  в процессе выполнения проекта);

        - информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения вышитого изделия);

        -  коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);

        - социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);

        Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями вышивальщицы, дизайнера, художника – модельера и т. д.

        Основными целями программы являются:

        - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

        - овладение практическими навыками и умениями художественно – творческой деятельности;

        - формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа;

        - выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность.

        Основными задачами являются:

        - научить основным приёмам вышивки и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;

        - создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества;

        -  принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

        Программа «Художественная вышивка» включает в себя теоретическую часть, которая подкрепляется практической частью.

        Первая включает в себя: историю возникновения и многообразие вышивки, характеристику современного вышивального оборудования, применение вышивки при оформлении интерьера и в отделке швейных изделий, правила ухода за вышитыми изделиями, основы композиции, цветоведение, организацию труда и т.д.

        В практическую часть входит выполнение  работ с использованием различных приёмов и способов выполнения вышивки, что позволит проявить                                                    

творческие  способности каждого учащегося.

        Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном искусстве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

        Программа способствует:

        -развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;

        -оказанию помощи в  самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;

        - приобщению детей к национально-региональным особенностям искусства Красноярья;

        - умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве;

        - созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;

        - приобретению навыков общения в профессиональной среде;

        Программа «Художественная вышивка» составлена с учётом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с учётом современной жизни и интересов учащихся.

        Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

        Отличительной особенностью данной программы является изучение народных традиций вышивки на территории Тульского края. В программе уделяется большое внимание экскурсиям в музеи,  выставочные залы и просто прогулки на природе, где учащиеся познают окружающий мир, знакомятся с различными видами  художественного и декоративно – прикладного искусства, с историей и традициями, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы (деревьев, цветов, трав, животных и насекомых, красоту неба) и т.д. Всё познанное и увиденное отражается в работах обучаемых.

         С целью расширения кругозора проводятся встречи с людьми  творческих профессий. Организуется совместная работа с детьми других профилей декоративно – прикладного искусства.

        Большое внимание в работе с детьми уделяется приобщению к национально – региональным особенностям, к знанию родного края. Этому будет способствовать тесное сотрудничество с государственными  учреждениями культуры.

        Ещё одной отличительной особенностью является применение компьютерных технологий. Предлагается использовать диски «Вышивка» и «Женское рукоделие», которые позволят учащимся самим создавать схемы, творчески подходить к выполнению работы.

        Умение много (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов. Именно творческий проект открывает большие возможности для самореализации личности, но и требует активной самоотдачи, инициативы и ответственности. Поэтому следующей отличительной особенностью реализации данной программы является выполнение проекта и его защита.

         На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, а также используются здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 2 часа и здоровью детей может быть нанесён вред, предлагается комплекс упражнений для снятия у учащихся утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д. Прилагается комплекс упражнений «Профилактика утомляемости на занятиях по рукоделию» - приложение № 3.

        Более результативной реализации программы «Художественная вышивка» будет способствовать владение учителем художественного мастерства и компьютерной грамотности.

        Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, театрализованное занятие, презентация, беседа, лекция и т. д.  Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.

        Стимулирует интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр, конкурсов, театрализованных представлений и т. д. В зависимости от поставленных целей используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные, частично – поисковые и т.д.

        Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведётся дополнительно индивидуальная работа.         

                 Индивидуальный подход в работе создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого   обучаемого. Именно индивидуальный подход в обучении даёт раскрыться и утвердиться «трудному подростку», болезненному ребёнку, социально незащищённому, замкнутому в себе. Поэтому  для реализации данной программы в процессе работы  предлагаются анкетирование как родителей (приложение № 4), а также анкетирование детей (приложение № 5).

        Обучаемым всегда даётся возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив. Коллективное выполнение заданий наиболее эффективная форма.

         Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная  с диагностики на первых занятиях. Предлагается «Карточка учёта творческого роста и результативности обучения» с оценочными  критериями  - приложение № 6. Результатом обучения реально является вывод на уровни:

             1 уровень – базовый.

  • ознакомление с историей вышивки, её многообразием;
  • ознакомление с творческими профессиями;
  • ознакомление с инструментами и материалами, применяемыми в вышивке;
  • освоить правила ТБ;
  • освоить способы перевода рисунка на ткань;
  • освоить стежки и строчки (тамбурный, стебельчатый, рококо и т. д.);
  • освоить основные законы построения композиции, цветоведения;
  • освоить способы ВТО вышитого изделия;
  • освоить технологический процесс изготовления вышитого изделия;

     2 уровень

  • организовать трудовой процесс: рабочее место вышивальщицы;
  • переводить рисунок на ткань;
  • составлять цветовое решение по данной композиции;
  • запяливать ткань в пяльцы;
  • работать  с информационной и технологической документацией;
  • осуществлять подбор материалов и приёмов вышивки при изготовлении вышитого изделия;
  • уметь оформлять готовое вышитое изделие;
  • участие в конкурсах мастерства внутри школы, в районных конкурсах;

3 уровень

  • проектировочная деятельность;

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

I

Введение

2

II

История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов

2

III

Классификация вышивки

2

IV

Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты)

1

V

Применение вышивки в оформлении интерьера, отделке современных швейных изделий. Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

1

VI

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

6

VII

Подготовка к глухой вышивке.

4

VIII

Творческий проект: «Салфетка в технике глухой ручной вышивки»

44

IX  

Экскурсия на вышивальную (швейную) фабрику или в музей декоративно-прикладного искусства

4

X

Подведение итогов. Защита учебного проекта.

2

Всего:

68

Содержание программы

Занятие

Содержание

1-2

Введение - 2. Общие сведения о вышивке. Народные ремёсла и промысла России. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Цели и задачи. Общие сведения о вышивке. Народные ремёсла и промыслы России. Общие сведения о вышивальных традициях родного края, народных мастерах, характерные черты местной вышивки. Проведение анкеты: «Почему я выбрал этот курс?» (комбинированное занятие, словесно – наглядные методы).

3-4

История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов - 2 Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вышивки. Правила безопасности труда, санитарии, гигиены и организация трудового процесса. Отслеживание первоначального уровня (конкурс «Лучший знаток вышивки»)

5-6

Классификация вышивки Классификация вышивки. Внешние отличия вышитых работ, выполненных ручным и машинным способами.  Знание особенностей профессии «вышивальщица» (комбинированное, словесно – наглядные методы).

7

Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты) – 1 Возможности использования ПВЭМ в составлении композиции вышивки. Способы выявления потребностей  общества в вышитых изделиях

8

Применение вышивки в оформлении интерьера, отделке современных швейных изделий. Выбор изделия для выполнения учебного проекта - 1. Применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой. Расположение вышивки на швейном изделии.

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование - 6.

9-10

Понятие «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм». Законы построения композиции. Построение растительных и геометрических орнаментов в полосе и прямоугольнике. Законы построения композиции. Построение растительных и животных орнаментов в полосе и прямоугольнике.. Выбор изделия для выполнения проекта. Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вышитого изделия (выполнение вышивки, материалы, рыночная цена, затраченное время, качество изделия и т. д.). Пути снижения стоимости изделия: рациональная организация технологического процесса и т.д. ( комбинированное занятие, задание открытого типа – согласно законам композиции выполнить эскиз, рисунок или составить орнамент).

11-12

Цветовой круг. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение. Форма и пропорции. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение.

13-14

Классификация видов орнаментов. Зарисовка основных мотивов изучаемого: составление композиции изделия в ручной вышивальной технике; цветовое решение составленной композиции.

Подготовка к глухой вышивке - 4

15-16

Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка.  Подготовка к вышивке: способы перевода рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка

17-18

Виды пялец. Правила запяливания ткани в круглые пяльцы. Организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы.

Творческий проект: «Салфетка в технике глухой ручной вышивки».

19-20

Выбор и обоснование и проекта. Безузловые способы закрепления рабочей нити. Технология выполнения стебельчатого шва.

21-22

Технология выполнения стебельчатого шва.

23-24

Технология выполнения тамбурного шва.

25-26

Технология выполнения тамбурного шва.

27-28

Технология выполнения росписи.

29-30

Технология выполнения козлика.

31-32

Технология выполнения односторонней глади.

33-34

Технология выполнения двусторонней глади.

35-36

Технология выполнения цветной глади.

37-38

Технология выполнения цветной глади.

39-40

Технология выполнения накладной сетки.

41-42

Технология выполнения шва «крест».

43-44

Технология выполнения шва «крест».

45-46

Технология выполнения дырочки, прорезной глади.

47-48

Технология выполнения рококо.

49-50

Технология выполнения аппликации.

51-52

Технология выполнения вышивки бисером.

53-54

Отделка края вышитого изделия- 6

Способы отделки края вышитого изделия. Обработка узла.

55-56

Мережки. Технология выполнения мережек «кисточка» и «панка»

57-58

Выполнение мережек

59-60

Влажно-тепловая обработка вышитого изделия

Влажно – тепловая обработка вышитого изделия: стирка, подкрахмаливание, утюжка.

61-62

Экономическое и экологическое обоснование проекта

Экскурсии или демонстрация видеоматериалов - 4

63-64

Экскурсия на вышивальную (швейную) фабрику  

65-66

Экскурсия в Музей декоративно-прикладного искусства

67-68

Подведение итогов. Защита учебного проекта.

         Обучаемые знают: классификацию вышивки, её историю и многообразие; эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки; способы влажно – тепловой обработки вышитого изделия; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости; правила безопасности труда; способы перевода рисунка на ткань, способы выявления потребностей общества в товарах и услугах; основные законы построения композиции; имеют представление о принципиальном устройстве вышивального автомата, а также знакомы с творческими профессиями декоративно-прикладного характера.

        Обучаемые умеют: организовать трудовой процесс, рабочее место вышивальщицы; технически правильно выполнять приёмы вышивки; осуществлять влажно – тепловую обработку вышитого изделия; рассчитывать стоимость вышитого изделия; работать с информацией и технологической документацией; переводить рисунок на ткань; составлять цветовое решение по данной композиции; запяливать ткань в пяльцы.

        Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов, оформление уголка старины: всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в районных и краевых выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы. Можно представить работы на ярмарках и массовых мероприятиях.

        Кадровое обеспечение программы: педагог ДО, образование высшее, имеющий практический опыт вышивки и владеющий художественным мастерством, а также компьютерной грамотой.

        Методические пособия:

  1. Альбомы образцов вышивок по всем темам вышивки с детальным описанием изготовления вышивки, способами применения и украшения одежды, предметов быта.
  2. Различные дидактические материалы по всем темам вышивки, изготовленные своими руками.
  3. Сменный стенд «Сегодня на занятии» с образцами вышивок по изучаемой теме.
  4. Сменный стенд работ учащихся.
  5. Диск «Вышивка», «Женское рукоделие».

     Литература:

  1. Козелло В. Мережка. Москва, Легпромбытиздат, 1991,стр.48.
  2. Мелиса Уильямс. Шёлковая лента. Москва, Эксмо-пресс,2000, стр.127.
  3. Попова С. Дамское рукоделие. Нижний Новгород,ЛТД, 1993, стр.111.
  4. Ерёменко Т. И. Вышивка крестом. Москва– Мария Л, 199, стр.47.
  5. Попишевская С.  Вышивка.Санкт-Петербург, Олма - пресс, 2004, стр.83.
  6. Петрик Боэренс. Школа изящных рукоделий. Москва,  ЭКСМО - пресс, 2000, стр.72.
  7. Иванова А. Вышитый пейзаж. Тверь,Культура и традиции, 2004, стр.48.
  8. Крутий Я. 100 схем для вышивки. Ростов-на Дону,  Феникс, 2001, стр.104.
  9. Сью Хьюауз. Вышивка пейзажей. Ростов-наДону, Феникс, 2002, стр.63.
  10. Джейн Нетли Мейхью. Времена года. Москва, Ниола - 21 век, 2003, стр.59.
  11. Хелен Пирс. Объёмная вышивка. Москва, Ниола 21 век, 2003, стр.110.
  12. Фурлетова О. И. Энциклопедия. Машинная вышивка. Москва,   Большая Рос.Энциклопедия, 1999, стр.158.
  13. Ерёменко Т. Вышивка. Тверь, АСТ - пресс, 1999, стр.189.
  14. Андреева И. А. Рукоделие. Москва, Советская энциклопедия, 1991, стр.287.
  15. Митилло К. Аппликация. Москва, ЭКСМО,  2003, стр.187.
  16. Сотникова Н. Вышивка для начинающих и не только. Москва, Вече, 1999, стр.319.
  17. Гашицкая Р. Вышивка бисером. Ростов-на-Дону, Проф - пресс, 2001, стр.479.
  18. Липкина А. П. Полная женская энциклопедия. Янгиюль, Литература и искусство, 1992,стр.608.
  19. Буклеты. Вышивка крестом.
  20. Журналы:Валентина, Диана, Чудесное мгновение, Весёлая петелька.
  21. Сью Гарднер. От А до Я вышитые цветы. Москва, Издательский дом «Ниола», 2005, стр.131.
  22. Сьюзен о Коннор От А до Я техника «Рококо», Москва, Издательский дом «Ниола», 2004, стр.131.
  23. Сью Гарднер. От А до Я вышивка шерстяными нитками. Москва,  Издательский дом «Ниола», 2005, стр.131.
  24.  Ерёменко Т. И. Рукоделие. Москва, Легпромбытиздат,1990, стр.159.

Список оборудования, инструментов, приспособлений и материалов для вышивки, для группы не более 15 человек.

Список оборудования

Количество, необходимое на 1 человека.

Стоимость,необходимая на 1 человека.

Источник финансирования.

Оборудованный класс: доска,  шкафы, стулья, столы, стол педагога,  уголок по технике безопасности и т. д.

Школа

Канва

1метр

Родители,

спонсоры.

Нитки: х/б, шёлк, мулине

40 штук

Родители,

спонсоры.

Иглы и булавки

Набор-1

Родители

Ножницы

1 шт.

Родители

Линейка

1 шт.

Родители

Карандаши простые

1 шт.

Родители

Карандаши специальные

1 шт.

Родители

Копировальная бумага

5 шт.

Родители.

Пяльца

1 шт.

Родители,

спонсоры.

На одного человека

На 15 человек

Поездки

Родители, спонсоры.

Родители, спонсоры.

Итого:

                                         План воспитательной работы

Индивидуальная работа:

        На первых занятиях провести анкетирование детей и родителей с целью изучения мотивов к деятельности в декоративно – прикладном творчестве.

        Вначале учебного года выявить наиболее способных детей, к их обучению подходить индивидуально, по специально разработанной программе обучения, в зависимости от склонностей ребёнка.

        Провести соответствующую работу с родителями, к концу учебного года подготовить с детьми персональные выставки для итоговых выставок.

        Организовать взаимопомощь в выполнении заданий.

        Провести работу с целью выявления детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и оказать таким детям помощь при посещении занятий.        

        Выбрать родительский комитет и с его помощью проводить мероприятия, пополнять материальную базу.

        Установить связь с предпринимателями с целью привлечения спонсорской помощи.

Культурно – массовая работа:

        Принимать активное участие в выставках декоративно - прикладного творчества, конкурсах профессионального мастерства, ярмарках.

        В каникулярное время посещать музеи, театры, выставки.

Воспитательная работа:

        В процессе работы  предлагается анкета для родителей (исследования по вопросу воспитания детей и организации разумного досуга).

        Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации образовательного процесса, сделать его более содержательным и интересным, а также в дальнейшем определить, какая именно помощь нужна Вам для общения с ребёнком в семье.

Приложение № 1

Обращение к школьникам

девочкам,

мальчикам,

всем и каждому!

Всем – кому не безразлична судьба родной земли.

Всем – у кого есть желание глубже изучить историю.

Всем – кого интересуют народные традиции.

Дорогой друг!

Ну, как тебе в школе? Хорошо?

Я могу предложить тебе интересное дело!

Такое, что способно занять ум, сердце, душу,

Наполнить твоё время неожиданными открытиями.

Невозможно угадать заранее, что именно поразит

Тебя больше всего, увлечёт, затронет душу.

Но одно говорим уверенно:

Ты обязательно найдёшь там что–то для себя.

Удачи тебе!

Приложение № 2

«Изучение мотивации выбора обучающимися данного курса»

  1. Посещаю, потому что, так хотят мои родители.
  2. Нравится преподаватель.
  3. Это интересно.
  4. Все мои друзья обучаются здесь.
  5. Много свободного времени.
  6. Приятно обучатся в коллективе.

ФИО

обучаемого

Мотивы выбора

Преобладающий мотив

1

2

3

4

5

6

Приложение №3

Гимнастика для глаз

        Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 – 7 раз.

  1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх).
  2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
  3. Круговые движения глазами с начала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  4. Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

1. Наклоны головы вперёд и назад до касания затылком спины.

2. Повороты головы вправо и влево до упора.

3. Круговые движения головой в трёх положениях: голова прямо, голова наклонена вперёд, голова запрокинута назад.

Профилактика нарушений осанки

  1. Исходное положение  - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперёд. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
  2. Приседание с мешочком на голове с разными исходными положениями рук (вверх, вперёд, согнуты в локтях, за головой).

Приложение №4

Анкета для родителей

1.Каким образом Ваш ребёнок попал в наше объединение?

    -записался сам по собственной инициативе;

    -записался по приглашению педагога;

    -по совету учителя школы;

    -по совету родителей.

2.Знакомы ли Вы с программой объединения, т.е. с содержанием деятельности?

  -хорошо знакомы;

  -имеете общее представление;

  -незнакомы;

3. Как Вы относитесь к занятиям Вашего ребёнка в нашем объединении?

   -одобряете;

   -безразлично;

   -не одобряете;

4. Считаете ли Вы, что эти занятия принесут пользу Вашему ребёнку?

   -большую;

   -небольшую;

   -возможно, пригодятся в жизни.

5. Как относится Ваш ребёнок к посещению этих занятий?

   -посещает с удовольствием;

   -особой радости не испытывает;

   -посещает по вашей просьбе или напоминанию преподавателя.

6. Нравится ли вам педагог?

   -как профессионал;

   -как человек;

   -как воспитатель (организатор массовых мероприятий, экскурсий);

7. Чего Вы ждёте в итоге от посещения Вашим ребёнком наших занятий?

   -хороших умений и навыков рукоделия;

   -развитию способностей к обучению в школе;

   -ничего не жду.

8. Чем бы Вы хотели помочь в развитии нашего объединения?

   -небольшой оплатой за обучение;

   -материалами, тканью и т. д.

   -не имею возможности.

9. Помогают ли вам в общении с ребёнком его занятия в объединении?

   -да, очень;

   -есть общий интерес;

   -нет.

10. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?

   -лучше учится;

   -особых изменений нет;

   -успеваемость снизилась.

11. Сколько времени Вы уделяете своему ребёнку?

    -немного ежедневно;

    -периодически, когда есть свободное время.

Приложение №5

Анкета для детей

        Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации досуга детей.

Данные о себе:

Имя  __________________________________________________________________

Возраст __________________________________________________________________

Школа, класс______________________________________________________________

1.Каким образом ты попал в наше объединение?

  -записался сам по собственной инициативе;  

  -записался сам по приглашению педагога;

  -по совету учителя школы;

  -по совету родителей.

2.Хорошо ли ты знаком с программой, т.е. с содержанием деятельности?

  -хорошо знаком;

  -имею общее представление;                                                                                                                                                                                                                                                                        

  -не знаком.

3. Считаешь ли ты, что занятия у нас могут принести тебе пользу?

   -большую;

   -небольшую;

   -возможно, пригодятся в жизни.

4. Когда ты хотел бы достичь результатов в нашем объединении?

   -через одно занятие;

   -через несколько занятий;

   -через год.

5. Чего ты ждёшь для себя по окончании обучения у нас?

   -хороших умений и навыков рукоделия;

   -развития способностей к обучению в школе;

   -ничего не жду;

   -всего понемногу.

6. Посещая занятия:

   -ты  хочешь узнать_______________________________________________;

   -ты хочешь научиться ____________________________________________;

   -ты хочешь суметь _______________________________________________;

7. Твой успех на занятиях зависит от:

   -тебя самого;

   -соратников по группе;

   -везения;

   -педагога;

   -таланта;

   -усидчивости, упорства и терпения;

   -всего понемногу.

8. С каким настроением ты посещаешь наши занятия?

   -с удовольствием;

   -особой радости не испытываешь;

   -посещаешь по напоминанию других;

   -готов заменить любые другие занятия нашими;

   -из уважения к окружающим.

9. Твоё настроение на занятии зависит от:

   -тебя самого;

   -от возможных удач и неудач;

   -настроения других ребят в группе;

   -погоды на улице;

   -всего понемногу.

10. Нравится ли тебе педагог?

    -как профессионал;

    -как человек;

    -как воспитатель;

    -как организатор твоего досуга.

11. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?

    -стала лучше;

     -особых изменений нет;

     -успеваемость снизилась.

12. Как относятся твои родственники к посещению тобою нашего объединения?

    -одобряют;

    -безразлично;

    -не одобряют.

13. Как влияет посещение занятий на общение с родителями?

    -положительно;

    -есть общий интерес;

    -отрицательно;

    -никак.

Приложение №6

        «Карточка учёта творческого роста и результативности обучения»



п/п

Ф.И.О.

Первоначальный уровень, полученный вне  объединения.

Первоначальный уровень, полученный на вводных занятиях.

Промежуточная аттестация за 1 полугодие.

Участие в конкурсе  ДПИ

Участие в конкурсе профессионального мастерства.

Итоговая выставка работ. Презентация.

1.

2.

3.

Критерии оценок:

  1. Знание инструментов и приспособлений для вышивки.
  2. Организация рабочего места.
  3. Умение запяливать ткань.
  4. Знание основ вышивки.
  5. Знание профессиональной терминологии.
  6. Знание художественных ремёсел.
  7. Компьютерные знания.
  8. Творческие способности.

План – конспект театрализованного  занятия №  2.

Действующие лица: учитель, дети.

Подготовка к занятию и необходимое оборудование:

Реквизит: балалайка, русский народный костюм, сарафан, передник, репродукции картин В.А. Тропинина «Кружевница», «Золотошвейка», А.Г. Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием», скатерть, домотканая дорожка, деревянная расписная посуда, самовар, прялка и веретено, пяльцы, вязаные и вышитые изделия.

        Ведущий. Ну что же, все в сборе, начнём репетицию наших посиделок. Мы договорились, что вы прочитаете книгу «Русское народное прикладное искусство» (Маерова К., Дубинская К.) и выберете для себя рукоделие, о котором будете рассказывать на посиделках.

        Учащийся. Но, ведь вы говорили, что посиделки  - это во многом импровизация…

        Ведущий. Да, конечно. Однако у нас театрализованные посиделки, поэтому на импровизацию надо настроиться. Другое дело – настоящие старые крестьянские посиделки. На них неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах; собравшиеся занимались каким-нибудь рукоделием. О нём говорили, советовались, делились приёмами любимого ремесла.

        Учащийся. А ещё на посиделках пели…

        Учащийся. И шутили…

        Учащийся. И загадки загадывали…

        Учащийся. И даже танцевали…

        Ведущий. Всё правильно! Вот и в «Толковом словаре» Владимира Ивановича Даля говорится, что на посиделки собиралась крестьянская молодёжь «по осенним и зимним ночам, под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Так вот: для «россказней» и пригодятся ваши знания о русском народном  прикладном искусстве. Напоминаю, (имя) – хозяйка дома, пряха, все остальные гости. Представьтесь, пожалуйста.

        Учащийся. Я (имя) – кружевница.

        Учащийся. Я  (имя)- вышивальщица.

        Учащийся. Я резчик по дереву, (имя) – ложкарь.

        Учащийся. А я (имя) – балалаечник, балагур, затейник.

        Ведущий. Итак, действие происходит примерно сто лет назад на Севере России. Зимний вечер в деревне. Представим себе, что мы подходим к заснеженной избе,   в которой светится огонёк; поднимаемся на крыльцо, проходим через сени…

        Учащийся. …И слышим песню (поёт, наигрывая на балалайке).

Ах вы сени мои, сени,

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Решетчатые.

        Учащийся.

                                                   Выходила молода

За новые ворота,

Выпускала сокола

Из правого рукава.

        Учащийся.

Ты лети, лети, сокол,

Высоко и далеко,

Высоко и далеко,

На родную сторону.

        Учащийся.

Высоко и далеко,

На родную сторону,

На родную сторонушку,

Где мой миленький живёт.

        Ведущий. Что ж, песня вполне подходящая для посиделок. И когда же вы успели так спеться?

        Учащийся. А мы и книгу о народном прикладном искусстве  вместе читали, и песни, загадки разбирали сообща.

        Ведущий. Какие вы молодцы! Ну, я продолжаю… Мы проходим через сени, открываем двери и оказываемся в просторной горнице.

        Учащийся. Кстати, откуда взялось название «горница»?

        Ведущий. Так называли чистую половину избы, и перво - наперво комнату в  верхней части дома. Образовано слово горница от прилагательного  горний – верхний. Но вернёмся к нашему рассказу. В горнице справа у стены - широкая лавка, покрытая домотканой дорожкой. (Мальчики быстро сдвигают стулья к стене, девочки накрывают их дорожкой: это лавка.) Впереди длинный стол для большой семьи, покрытый скатертью. (Девочки набрасывают на стол расшитую скатерть.) На столе красивая посуда. (Выставляют на стол деревянную посуду с росписью.) На стенах расшитые полотенца, на полу домотканые половики. Всё это сделано руками хозяйки: Она сама пряла и ткала, шила и вышивала.

        (Входит хозяйка. На ней рубаха с вышивкой, сарафан, передник, на голове платок, кланяется присутствующим.)

        Доброго Вам здоровья, гости дорогие! Спасибо, что зашли на огонёк. Располагайтесь, как кому удобно.

        (Хозяйка берёт прялку и веретено, садится на лавку в центре. Рядом с ней пристраиваются у стола все со своим рукоделием.)

        Ведущий. Мы знаем, что хозяйка – пряха и ткаха и на посиделках будет прясть. Между прочим, ремесло прядения возникло в доисторические времена: остатки льняной пряжи археологи находят в раскопках свайных построек. А глагол прясть по происхождению общесловянский.

        Учащийся. Прясть – это значит тянуть из кудели волокна, скручивать из них нити.

        Учащийся. Тянуть волокна из чего?

        Учащийся. Из кудели. Кудель – это вычесанный и перевязанный пучок льна или других волокон. В результате прядения получается пряжа – льняная, шерстяная, бумажная (из хлопка).

        Учащийся. Интересно, какую пряжу пряла старуха из пушкинской сказки? Помните? «Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу».

        Учащийся. Наверное, это была льняная пряжа.

        Ведущий. От глагола прясть образовались названия пряха, прялка. Что Вы можете рассказать о прялке?

        Учащийся. Прялка – это приспособление  для ручного прядения. Вот смотрите (показывает): у прялки есть гребень, его изготовляли из клёна. На гребень надевали кудель, из которой пряха тянула нитку левой рукой, а правой накручивала её на веретено, вот так (демонстрирует). Веретено обычно вырезали из березы. А вот это – донце, на нём пряха сидела. Донце делали из липы или ольхи. Кстати, в словаре Даля есть такая загадка о прядении: «На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзой трясу».

        Учащийся. «Берёзой трясу» - это о веретене?

        Учащийся. Конечно. Пряха крутит веретено, оно вертится, жужжит…

        Учащийся. А помните, как Пушкин о своей няне писал:

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

        Учащийся. О прялке я прочитала ещё в книге «Пряник, прялка и птица Сирин». В ней очень интересно рассказывается и о том, как прялки вырезали, и о том, как их расписывали. Вот послушайте (читает): «С прялками ходили на посиделки – деревенские вечеринки, а там у кого прялка красивее, тому и чести больше.  Женихи часто дарили прялки невестам, иногда подписывали – от кого кому. Такую прялку женщины особенно берегли, а после себя завещали дочери как память…»

        Ведущий. В старину деревянные прялки вырезали и расписывали зачастую очень искусно. Иногда на них рисовали целые картины, изображающие сценки из деревенской жизни. Да и вообще бытовые деревянные изделия радовали глаз, создавали праздничное настроение. Многие из них являли собой настоящие произведения искусства.

        Учащийся. В том числе и деревянная посуда.

        Ведущий. Тебя интересует работа по дереву?

        Учащийся. Да, и давно – с тех пор, как я прочитал роман «В лесах» Павла Ивановича Мельникова. В нём рассказывается о мастерах Верхнего Заволжья, изготовлявших деревянную посуду. Вот я для посиделок две заготовки принёс, сам и баклуши бил.

        Учащийся. Бил баклуши? Бездельничал?

        Учащийся. Не бездельничал, а заготовлял баклуши, т. е. липовые или осиновые чурки для изготовления ложек, поварёшек.

        Ведущий. Первоначально «бить баклуши» значило только: раскалывать чурбан на куски. Дело это несложное; возможно, потому и появилось другое – переносное (фразеологическое) значение этого словосочетания.

        Учащийся. Но вы послушайте, как в романе «В лесах» о деревянном промысле рассказывается (раскрывает книгу, читает): «Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит да красит; гребни, донца, веретена и другой щепной товар работает, вёдра, ушаты, кадки, лопаты, коробья, вёсла, лейки, ковши – всё, что из лесу можно добыть, рук его не минует».

        Ведущий. А на наших посиделках ты рассказывать будешь об изделиях из дерева?

        Учащийся. Да, а точнее – о золотой деревянной посуде…

        Учащийся. Не поняла: о золотой или о деревяной?

        Учащийся. Да вот о той, что на столе стоит. Она сделана из дерева, а горит огнём, как золотая.

        Учащийся. Это хохлома, я знаю.

        Учащийся. А откуда название такое – хохлома?

        Ведущий. Хохлома – это старинное торговое село в Нижегородской губернии. Туда свозили на продажу расписную деревянную посуду, а из Хохломы она расходилась по всей России.

        Учащийся. Считают, что название этого промысла известно с 17 века. Искусство хохломской росписи приобрело всемирную известность. Смотрите, как красиво! (Берёт со стола посуду и передаёт, все по очереди её рассматривают).

        Учащийся. Я тоже читал о том, как такую посуду делают. Сначала на токарном станке вытачивают из липы заготовку в форме будущего изделия, просушивают, а потом покрывают слоем глины.

        Учащийся. Так вот почему эта посуда похожа на глиняную.

        Учащийся. Посуду покрывают глиной для того, чтобы дерево не впитывало льняное масло, которым смазывают изделия. Затем их сушат и покрывают олифой, три – четыре раза. Последнему слою олифы не дают высохнуть до конца, чтобы приклеился порошок алюминия, который наносят на изделия перед тем, как начать отделку. Посуда заблестит, как металлическая. И тогда её можно расписывать.

        Учащийся. А откуда же цвет золота на посуде?

        Учащийся. Действительно: от порошка алюминия посуда становится блестящей и, наверное, серебристой, а не золотой.

        Учащийся. Секрет в том, что посуду покрывают ещё и лаком, а потом прогревают в специальной печи. В ней температура примерно сто восемьдесят градусов! Под влиянием такого жара лак желтеет, поэтому слой алюминия под ним отливает уже золотым блеском.

        Учащийся. Такая высокая температура в печи, а деревянная посуда не горит! И не трескается!

        Учащийся. Хохломская посуда жара не боится. И краски даже в крутом кипятке не блекнут.

        Учащийся. Просто чудо! Всего три цвета: красный, чёрный и золотой в качестве фона, а как красиво!

        Учащийся. И орнамент сказочный! Переплетение цветов, листьев, трав…

        Учащийся. Иногда основные цвета дополняются зелёным, коричневым.

        Учащийся. А краски какие – масляные?

        Учащийся. Масляные. И что интересно: мастер не прописывает орнамент карандашом, а наносит рисунок сразу кистью и красками.

        Ведущий. Хохломские изделия в быту используются, и в музеях выставляются. Например, во Всероссийском музее декоративно – прикладного искусства.

        Учащийся. А мы петь что–нибудь на посиделках будем?

        Учащийся. Не только петь, но и на ложках играть (поёт):

Застучали, заиграли

Липовые ложки,

Застучали, заплясали

Новые сапожки.

        Учащийся. А я тоже буду частушку петь: о кружевах.

Замела метель дороги,

Замела, завьюжила.

Для подружки я плету

Шёлковое кружево.

        Учащийся.                      Я узлами завяжу

Шёлковые ниточки,

Кружевницу провожу

До самой калиточки.

        Ведущий. Чувствую, что сейчас пойдёт разговор о кружевоплетении.

        Учащийся. Да, я буду рассказывать о вологодских кружевах и даже покажу, как их плетут. Я и коклюшки принесла.        

        Учащийся. Какие коклюшки?

        Учащийся. Коклюшки – это маленькие деревянные палочки, на которые наматываются нитки (демонстрирует). Кроме того. Для плетения кружева нужны булавки и специальная подушечка в форме валика. Булавки надо воткнуть в подушечку – по рисунку, а потом обматывают их нитками, перебрасывая коклюшки из одной руки в другую. Вот так (показывает). А ещё я принесла репродукцию картины В. А. Тропинина «Кружевница» Посмотрите, здесь всё точно изображено: и валик, и коклюшки…

        «Постукивают коклюшки в руках кружевницы, и вот–вот потечёт с валика ажурная лента кружева…» - так лирично рассказывается об этом в книге «Русское народное прикладное искусство».

        Учащийся. Сколько же коклюшек нужно мастерице?

        Учащийся. А это от рисунка зависит. Если кружево простое, то и шести пар коклюшек достаточно, а если сложное, то и триста, и даже больше пар может понадобиться.

        Ведущий. А почему ты заинтересовалась плетением кружева?

        Учащийся. Я недавно прочитала рассказ Константина Паустовского «Кружевница Настя».

        Учащийся. И где же плетут кружева?

        Учащийся. Есть кружева елецкие, вятские, михайловские… Но я буду рассказывать о вологодских. Вологодский кружевной промысел возник давно, около 1820 года. Тогда крепостные местных помещиков начали плести льняные кружева.

        Учащийся. А сейчас из каких ниток плетут?

        Учащийся. И сейчас вологодские кружева плетут в основном из льняных и хлопчатобумажных ниток, но и изредка используют шёлковую и шерстяную пряжу. И даже синтетику.

        Учащийся. А цвет у вологодских кружев всегда белый?

        Учащийся. Раньше был только белый и суровый.

        Учащийся. Суровый – это какой?

        Учащийся. Суровым называли естественный цвет льняной пряжи, не отбеленной, неокрашенной.

        Учащийся. Как у полотенца, которое мне мама дала, а ей оно от бабушки перешло. Бабушка сама и пряжу пряла, и полотно ткала. Вот это полотно неотбеленное, суровое.

        Учащийся. В наши дни кружевницы использовали нити разных цветов, даже чёрного. У вологодского кружева прозрачный фон, а на нём крупный рисунок. Узоры в вологодском кружеве строгие, традиционные. Мастерицы издавна изображали и растения,  птиц, и зверей. Передавали красоту зимнего леса, морозных узоров на окнах. Что видели вокруг, то и выплетали в кружевах.

        Учащийся. А чем к примеру отличается вологодское кружево от вятского?

        Учащийся. В кружевах вятских фоновая решётка более простая и редкая, а полотнянка меняет свою плотность и ширину. А в рисунках используется и геометрический орнамент…

        Ведущий. У вологодского кружева мировая слава. А что же нам расскажет вышивальщица?

        Учащийся. Прежде всего, скажу, что и вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников. Вот «Крестьянская девушка за вышиванием» - картина кисти А. Г. Венецианова. Вышивка древнее кружевоплетения. Поэтому в кружевах нередко рисунки похожи на те, которые используются в вышивке. Узоры старинных вышивок как бы символические: по народному поверью, вышивка должна не только украшать одежду, скатерти, полотенца, но и оберегать от всякого зла. Поэтому в народных вышивках можно увидеть знак Солнца (например, в виде ромба), изображение Матери сырой земли – фигуру женщины с протянутыми к Солнцу руками. Вышивали мастерицы растительный орнамент, условные изображения зверей, людей, птиц. И все эти вышивки состояли из геометрических орнаментов: прямоугольников, ромбов.

        Учащийся. А почему орнамент геометрический?

        Учащийся. Это же крестьянская вышивка. В старину крестьяне одежду шили чаще всего из домотканого полотна, а на нём чётко выделялись продольные и поперечные нити. Сама ткань служила канвой для вышивки. Вот как на полотенце моей бабушки.

        Ведущий. Такие цветы характерны для славянской вышивки.

        Учащийся. Но русская народная вышивка была и одноцветной; цвет ниток может даже совпадать с цветом ткани: белое на белом, кремовое на кремовом.

        Учащийся. Такую вышивку не разглядишь!

        Учащийся. Ещё как разглядишь! Взять хотя бы крестецкую строчку: это же действительно белоснежное чудо. В книге «Русское народное прикладное искусство» об этой вышивке так написано: «Выдернет мастерица нитки из ткани, а из оставшихся нитей сделает крупную сетку, на сетке выполнит геометрический орнамент из ромбов, розеток, звёздочек. Нити в вышивке лягут плотно, аккуратно, и весь узор получится симметричным, спокойным, уравновешенным…

        Выполняют крестецкую строчку белыми нитками на белом или очень светлом цветном фоне. Поэтому всё изделие кажется особенно чистым, строгим и торжественным».

        Ведущий. Своё название крестецкая строчка получила от посёлка Крестец, что на Валдае.

        Учащийся. А про цветную вышивку что–нибудь знаешь?

        Учащийся. Конечно. Например, в цветной калужской перевити сочетается много ярких цветов. А главный центр такой вышивки – Таруса, красивый и уютный городок на берегу Оки, недалеко от Москвы.

        Ведущий. Да, природа в Тарусе действительно живописная. Не случайно этот городок любили художники и писатели.

        Учащийся. А какими нитками вышивали в старину? Льняными?

        Учащийся. В 18 – 19 веках вышивали и льняными, и шёлковыми, и шерстяными. Даже металлическими, хотя и редко. Кстати, у В. А. Тропинина есть картина «Золотошвейка»

        Учащийся. Надо же! И кружева в 17 веке иногда плели  из золотых и серебряных нитей.

        Учащийся. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шёлком или мулине. И рисунки стали более разнообразными.

        Учащийся. А сама  ты вышивать умеешь?

        Учащийся. Умею: и гладью, и крестом, и стебельчатым швом, и тамбурным…На посиделках я буду вышивать гладью, вот и пяльца принесла. А ещё  песню спою про вышивальщицу.

На горе стоит ёлочка,

Под горой стоит светёлочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке

Тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке иголочку.

Она шила, красна девица,

И по плису, и по бархату,

По белому по коленкорчику.

Она шила, красна девица,

По атласной красной ленточке:

Шила девица приданое,

То приданое немалое.

        Ведущий. В песне верно поётся; крестьянская девушка должна была шить – вышивать приданое: одежду, скатерти, полотенца, постельное бельё. Да и богатых семьях девушки нередко проводили время за вышивкой.

А что же у нас балалайка молчит?

        Учащийся.              Балалаечка играет,

Балалаечка поёт,

Балалайка вышивальщицу

На улицу зовёт.

        Ведущий. В «Поэтическом словаре» А Квятковского частушки называются народными творческими миниатюрами. А в народе их называют припевками, коротушками, топотушками…

        Учащийся. Потому что под частушки нередко и пляшут, выбивают «дробь».

Эх, топну ногой,

Да притопну другой.

Сколько я не топочу,

Всё равно плясать хочу.

        Учащийся. А ты на балалайке научился играть специально для посиделок?

        Учащийся. Нет, я давно играю. Мне балалайка нравится. Старинный русский инструмент с большими музыкальными возможностями. И делают её всё теми же трудовыми, «золотыми» руками. А её корпус, как и посуду, и прялки, часто богато расписывали.

А вы знаете, как загадывается балалайка? «В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет»

        Ведущий. Кстати, а загадки вы приготовили?

        Учащийся. Да, но с условием, что все они о том, что касается труда, ремёсел или деревенского быта.

        Ведущий. Давайте послушаем сегодня хотя бы некоторые из этих загадок. Кто начнёт?

        Учащийся. «Конь стальной, хвост льняной». Про неё ещё загадывают: «Синяя синичка весь белый свет одела» (игла).

        Учащийся. Моя загадка потруднее: «Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт».

        Учащийся. Что–то мудрёно!

        Учащийся. Ничего мудрёного – это дверь: косяки стоят, притолока и порог лежат, сама дверь 9её полотно) ходит, ручка её водит…

        Учащийся. А что же песни поёт?

        Учащийся. А то, что скрипит, давая возможность двигаться двери в од ну и в другую сторону.

        Учащийся. Шарниры, что ли?

        Учащийся. В словаре Даля написано, что это пята, т.е. «нижний угол притвора или полотна в четверти, к стене; у крестьянских дверей на этом месте шип, вставленный в гнездо…»

        Ведущий. Мне кажется, вы неплохо подготовились к посиделкам. И разговор о народном прикладном искусстве  получился интересным: о прядении и о прялках, о плетении кружев, о вышивании, резьбе по дереву, о хохломской росписи. Как  и предполагалось, книга «Русское народное прикладное искусство» нам очень помогла. Ведь так?

        Учащийся. Конечно! В этой книге ещё много интересного: о керамике, художественной обработке металла и камня…

        Учащийся. И с такой теплотой рассказывается об игрушках: богородских и дымковских, о русской матрёшке.

        Учащийся. А открывается книга такими сердечными словами о русском народном искусстве!

        Ведущий. Этими словами можно закончить наши посиделки. Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами – одарёнными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Руки мастера…Они творят красоту и пишут историю народа. Художественные промыслы – одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа».

        Следует предложить детям выполнить задание открытого типа: эскиз росписи для разделочной доски. Для этого надо вырезать из плотной бумаги для рисования шаблон и нарисовать простым карандашом узор в натуральную величину. Учитель следит за тем, чтобы у каждого получился свой узор.

План конспект занятия 4.

        Классификация вышивки. Профессия «вышивальщица». Сходство и различие ручной и машинной вышивки.

        Цель: ознакомить с многообразием вышивки и системой её классификации, научить классифицировать вышитую продукцию, уметь различать ручную и машинную вышивки.

        Классификация вышивки:

        По виду технологии:

- ручная;

- машинная;

- выполненная на вышивальном автомате.

        По положению швов в структуре материала:

- глухая;

- прозрачная (строчевая).

        По характеру вышивального мотива, видам швов:

- свободная;

- счётная.

        По получаемому вышивальному узору:

-односторонняя;

- двусторонняя.

        По назначению швов:

- соединяющая;

- закрепляющая;

- маскировочная.

        По географическому происхождению:

- северная (преобладание строчевой и глухой счётных вышивок белого цвета с редким включением вышивки цветными нитями);

- южная (среднерусской полосы) (преобладание цветной глухой вышивки).

        Объяснение теоретического материала сопровождается наглядными методами. Готовясь к заданиям, необходимо тщательно продумать методику показа наглядного материала: как и в какой последовательности совершать показ и объяснение, на что обратить внимание и какие задавать вопросы. Это поможет предотвратить типичные ошибки.

        Создание модной одежды – одна из престижных областей, с которой мечтают связать свою жизнь многие молодые люди. Спектр профессий, имеющих прямое отношение к миру моды, очень велик, поэтому мы рассматриваем лишь некоторые из них. Например, «вышивальщица». Яркая индивидуальность и собственный взгляд на вещи отличает людей этой профессии. Профессию «вышивальщица» можно получить в Высшей петербургской школе моды и прикладного творчества по адресу: С. – Петербург, ул. Гатчинская, 35 и не только.

        Знакомя учащихся с технологией ручной вышивки, учитель направляет деятельность учащихся на правильное выполнение вышивальных приёмов, следит за качеством их исполнения.

        Задание открытого типа: предложить определить место расположения вышивки на швейном изделии и разработать для него вышивальный мотив.

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобраз,овательная школа № 63 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова Привокзального района города  Тулы

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Н.Н.Трушина

29.08.2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР

____________В.Н.Бодунова29.08.2012

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей техноло-гии, физ.культуры и ОБЖ

Протокол № 1 от 28.08.2012г

.

Календарно-тематическое

планирование  ДОП

«Художественная вышивка»

 Педагог дополнительного образования

Смольянникова Светлана Юрьевна

Тула, 2012  

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

I

Введение

2

II

История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов

2

III

Классификация вышивки

2

IV

Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты)

1

V

Применение вышивки в оформлении интерьера, отделке современных швейных изделий. Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

1

VI

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

6

VII

Подготовка к глухой вышивке .

4

VIII

Творческий проект: «Салфетка в технике глухой ручной вышивки»

44

IX  

Экскурсия на вышивальную (швейную) фабрику или в музей декоративно-прикладного искусства

4

X

Подведение итогов. Защита учебного проекта.

2

Всего:

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

Раздел

Тема

Наименование тем

Количество часов

сентябрь

I

1-2

Введение - 2. Общие сведения о вышивке. Народные ремёсла и промысла России. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены.

2

сентябрь

II

3-4

История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов - 2

2

сентябрь

III

5-6

Классификация вышивки

2

сентябрь

IV

7

Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты) - 1

1

октябрь

V

8

Применение вышивки в оформлении интерьера, отделке современных швейных изделий. Выбор изделия для выполнения учебного проекта - 1.

1

VI

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование - 6.

 

октябрь

9-10

Понятие «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм». Законы построения композиции. Построение растительных и геометрических орнаментов в полосе и прямоугольнике.

1

1

октябрь

11-12

Цветовой круг. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение. Форма и пропорции.

1

1

октябрь

13-14

Классификация видов орнаментов. Зарисовка основных мотивов изучаемого: составление композиции изделия в ручной вышивальной технике; цветовое решение составленной композиции.

1

1

VII

Подготовка к глухой вышивке - 4

 

ноябрь

15-16

Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка.

1

   1

ноябрь

17-18

Виды пялец. Правила запяливания ткани в круглые пяльцы. Организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы.

1

1

VIII

Творческий проект: «Салфетка в технике глухой ручной вышивки».

44

ноябрь

19-20

Выбор и обоснование и проекта. Безузловые способы закрепления рабочей нити. Технология выполнения стебельчатого шва.

1

1

ноябрь

21-22

Технология выполнения стебельчатого шва.

2

декабрь

23-24

Технология выполнения тамбурного шва.

декабрь

25-26

Технология выполнения тамбурного шва.

2

декабрь

27-28

Технология выполнения росписи.

2

декабрь

29-30

Технология выполнения козлика.

2

январь

31-32

Технология выполнения односторонней глади.

2

январь

33-34

Технология выполнения двусторонней глади.

2

январь

35-36

Технология выполнения цветной глади.

2

январь

37-38

Технология выполнения цветной глади.

2

февраль

39-40

Технология выполнения накладной сетки.

2

февраль

41-42

Технология выполнения шва «крест».

2

февраль

43-44

Технология выполнения шва «крест».

2

февраль

45-46

Технология выполнения дырочки, прорезной глади.

2

март

47-48

Технология выполнения рококо.

2

март

49-50

Технология выполнения аппликации.

2

март

51-52

Технология выполнения вышивки бисером.

2

апрель

53-54

Отделка края вышитого изделия- 6

Способы отделки края вышитого изделия. Обработка узла.




2

апрель

55-56

Мережки. Технология выполнения мережек «кисточка» и «панка»

2

апрель

57-58

Выполнение мережек

 

2

апрель

 

59-60

Влажно-тепловая обработка вышитого изделия

 

2

май

 

61-62

Экономическое и экологическое обоснование проекта

2

IX

Экскурсии или демонстрация видеоматериалов - 4

 

май

63-64

Экскурсия на вышивальную (швейную) фабрику  

2

май

65-66

Экскурсия в Музей декоративно-прикладного искусства

2

май

X

67-68

Подведение итогов. Защита учебного проекта.

2

Всего:

68

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественная вышивка"

Программа рекомендуется для проведения кружковой работы с детьми в возрасте 10-15 лет. Продожительность реализации программы 1 год....

Программа дополнительного образования "Вышивка"

Программа дополнительного образования "Вышивка"...

Программа дополнительного образования "Вышивка" (1-4 класс)

Программа "Вышивка" является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД "ЦДОдД"...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)

Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...

Программа занятий кружка дополнительного образования "Апплицированная вышивка - шёлк по шёлку"

Программа занятий кружка дополнительного образования "Апплицированная вышивка - шёлк по шёлку"...

Программа дополнительного образования "Вышивка лентами".

Рабочая дополнительная образовательная программа "Вышивка лентами" художечтвенно-этической направленности "Золотые ручки" для детей 11 - 18 лет....

Образовательная программа дополнительного образования "Декоративная вышивка"

Вышивание - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что ис...