Программа дополнительного образования "Вышивка лентами".
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Рубан Ольга Ивановна

Рабочая дополнительная образовательная программа "Вышивка лентами" художечтвенно-этической направленности "Золотые ручки" для детей 11 - 18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vyshivka_lentami.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«РАДУЖНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (коррекционная)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

VIII ВИДА»

 

СОГЛАСОВАНО                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом                                                        Директор школы

Протокол от «___»____20___г.                                            _____________М.И. Солоп

Председатель МС___________А.И. Емельянова                «____»_______20____г.

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

Программа рассчитана на детей 11 – 18 лет

Срок реализации программы 2 года.

Разработчик программы

Рубан О.И. - учитель трудового обучения

Радужный


Пояснительная         записка.

Программа дополнительного образования «Золотые ручки» является программой художественно-эстетической направленности, призвана помочь сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, его дальнейшему развитию.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе авторских программ Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, Т.М. Кузнецова. – м.: Центр «Школьная книга», 2007г.; и на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”.

 Одно из направлений программы  «Вышивка лентами»,  способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и края, а также стран Западной Европы.  Программа расширит знания учащихся по изучению культуры и быта людей Древней Греции и Древнего Рима, позволит детям познакомиться с интереснейшей эпохой «рококо» и стилем жизни французского двора короля Людовика 14, даст возможность проследить развитие искусства вышивки лентами в России, особенно в период после второй мировой войны.

Направление «Вышивка лентами» дополнительной образовательной программы «Золотые ручки» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами и использование приёмов вышивки гладью в некоторых видах работ. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала  личности ребёнка, его художественных творческих способностей, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности. Программа позволяет учащимся самореализоваться в исполнении  индивидуальных творческих композиций в технике вышивки шёлковыми лентами.

Главная цель программы в направлении «Вышивка лентами» - раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-прикладного искусства, сформировать у них устойчивую систематическую потребность  к саморазвитию    и самосовершенствованию в исполнении  индивидуальных творческих композиций в технике вышивки шёлковыми лентами.

Для реализации вышеуказанной цели перед объединением ставятся следующие задачи:

  • Привить интерес к вышивке лентами и побудить желание совершенствования в данном направлении.
  • Развить творческую активность учащихся, привить любовь к ручному труду.
  • Познакомить с истоками и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
  • Развить образное восприятие окружающего мира.

Программа дополнительного образования по направлению «Вышивка лентами» рассчитана на 2 года обучения для детей 11-18 лет. На занятия отводится 102 часа в учебном году, 3 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю: первое занятие – 1 час, второе занятие – 2часа.

Прогнозируемые результаты.

Воспитанники должны знать:

  • как организовать рабочее место;
  • название материалов, названия и назначение инструментов и

                  принадлежностей, необходимых для работы;

  • приёмы и правила безопасной работы на занятиях;
  • основы композиции и цветоведения;
  • свойства нитей и различных видов шёлковых лент;
  • техники закрепления и завершения работы с лентами и нитями;
  • названия основных видов швов и приёмы их выполнения.

Воспитанники должны уметь:

  • подготавливать своё рабочее место;
  • различать материалы, инструменты и принадлежности;
  • составлять композиции;
  • классифицировать ленты, нити по фактуре и цвету;
  • выполнять различные виды швов, соединять их для выполнения  

         творческих работ;

  •    свободно пользоваться готовыми комплектами для вышивки, схемами в    

журналах и альбомах по       вышивке шёлковыми лентами;   ориентироваться в описании работы;

  • самостоятельно составлять эскизы для творческих композиций и выполнять по ним панно, а в дальнейшем –  изготовлять и украшать изделия.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль. 

  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  • Фронтальная и индивидуальная беседа.
  • Цифровой, графический и терминологический диктанты.
  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
  • Решение кроссвордов.
  • Игровые формы контроля.
  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения.

п/п

Содержание темы занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

Оборудование, материалы и инструменты,

1

2

3

Искусство декора

15

2

Организация рабочего места при выполнении ручных работ, правила ТБ, санитарии и гигиены.

2

1

3

3

Искусство декора. История возникновения вышивки шёлковыми лентами.

3

3

4

Техника работы. История вышивки лентами

3

     3

5

Цветовая радуга. Основные законы цветоведения.

1

2

3

6

Краткие сведения по материаловедению.

2

      1

     3

Технология вышивки лентами

48

7

Технология вышивки лентами. Орнаменты и символы в вышивке.

1

      2

     3

8

Технология вышивки лентами. Орнаменты и символы в вышивке.

1

2

3

9

Закрепление ленты на изнаночной стороне.

1

2

     3

10

Знакомство с основными швами.

Шов «вперед иголку». Шов «назад иголку»

1

2

     3

11

Знакомство с основными швами.

Шов «шнурок». Шов «стебельчатый»

1

2

     3

12

Знакомство с основными швами.

Шов «петля с прикрепом». Шов «полупетля с прикрепом»

1

2

    3

13

Знакомство с основными швами.

Шов «крестообразный». Шов «крест»

1

2

    3

14

Знакомство с основными швами.

Шов «петельный». Шов «тамбурный»

1

2

     3

15

Шов «Узелки»

Практическая работа «Веточка» (с использованием швов «тамбурного», «полупетелек с прикрепкой», «узелки»)

1

2

     3

16

Шов «Узелки»

Практическая работа «Веточка» (с использованием швов «тамбурного», «полупетелек с прикрепкой», «узелки»)

3

     3

17

Швы: «вытянутый стежок с прикрепками», «вытянутые стежки», «пчёлки».

Приёмы работы.

Художественный образ.

2

1

3

18

Швы: «вытянутый стежок с прикрепками», «вытянутые стежки», «пчёлки».

Приёмы работы.

Художественный образ.

3

3

19

Шов «длинный стежок», «длинный стежок с полуприкрепом»

1

2

3

20

Шов «длинный стежок с завитком». Шов «петля не затянутая»

1

2

3

21

Шов «закрученная петля». Шов «лента с перехватами вприкреп»

1

2

3

22

Узор «сетка»

1

2

3

Ленточные миниатюры в интерьере дома

30

23

Разработка эскизов для выполнения «Цветочной композиции». Цветоведение.

Роза на 5-ти каркасных нитях

1

2

3

24

Выполнения «Цветочной композиции».

Объемные розы

1

2

3

25

Выполнения «Цветочной композиции».

Розы «Змейка из закрученной ленты»

1

2

3

26

Выполнения «Цветочной композиции».

Розы из узелка и собранной ленты

1

2

3

27

Выполнения «Цветочной композиции».

Роза «Дама» (собранная на нитку)

1

2

3

28

Выполнения «Цветочной композиции».

Роза «Утренняя заря»(собранная)

1

2

3

29

Выполнения «Цветочной композиции».

Бутон розы пришивной

1

2

3

30

Практическая работа по выполнению вышивки «Цветы в корзине»

1

2

3

31

Практическая работа по выполнению вышивки «Цветы в корзине»

3

3

32

Практическая работа по выполнению вышивки «Цветы в корзине»

3

3

33

Оформление композиции вышивки.

Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка

3

3

34

Выставка творческих работ кружка «Вышивка лентами». Подведение итогов работы.

3

3

                                              ИТОГО

    34

      68

   102

2 год обучения

п/п

Содержание темы занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

Оборудование, материалы и инструменты,

1

2

3

Искусство декора

9

2

Организация рабочего места при выполнении ручных работ, правила ТБ, санитарии и гигиены.

2

1

3

3

Техника работы. История вышивки лентами

3

3

4

Краткие сведения по материаловедению.

3

     3

Технология вышивки лентами

30

5

Технология вышивки лентами. Орнаменты и символы в вышивке.

1

2

3

6

Технология вышивки лентами. Орнаменты и символы в вышивке.

2

      1

     3

7

Швы: «петельки с прикрепкой сверху», «вытянутый стежок с завитком», стебельчатый шов. Приёмы работы и варианты вышивки.

1

      2

     3

8

Швы: «петельки с прикрепкой сверху», «вытянутый стежок с завитком», стебельчатый шов. Приёмы работы и варианты вышивки.

3

3

9

Швы «перекрученный вытянутый стежок», ««перекрученный вытянутый стежок с узелком».

Приёмы работы и варианты вышивки.

1

2

     3

10

Швы «перекрученный вытянутый стежок», ««перекрученный вытянутый стежок с узелком».

Приёмы работы и варианты вышивки.

3

     3

11

Швы: «полупетельки с прикрепкой зигзагом», «крест», «сетка».

Приёмы работы и варианты вышивки

1

2

     3

12

Швы: «полупетельки с прикрепкой зигзагом», «крест», «сетка».

Приёмы работы и варианты вышивки

3

    3

13

Швы: «петелька с глазком», «намётка зигзагом».

Приёмы работы и варианты вышивки.

1

2

    3

14

Швы: «петелька с глазком», «намётка зигзагом».

Приёмы работы и варианты вышивки.

3

     3

Ленточные миниатюры в интерьере дома

54

15

Разработка эскизов для выполнения вышивки «Букет».

2

1

     3

16

Выбор лент и ниток по эскизу вышивки «Букет». Миниатюра «Крокусы»

3

     3

17

Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Крокусы»

3

3

18

Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Голубые ирисы»

3

3

19

Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Голубые ирисы»

3

3

20

Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Магнолия»

3

3

21

Практическая работа по выполнению вышивки «Букет». Миниатюра «Магнолия»

3

3

22

Узор «бантик».

Приёмы работы и варианты вышивки.

1

2

3

23

Узор «бантик».

Приёмы работы и варианты вышивки.

3

3

24

Практическая работа

«Украшение тканевых изделий вышивкой шёлковыми лентами».

2

1

3

25

Практическая работа

«Украшение тканевых изделий вышивкой шёлковыми лентами».

3

3

26

Практическая работа

«Украшение тканевых изделий вышивкой шёлковыми лентами».

3

3

27

Практическая работа

«Украшение тканевых изделий вышивкой шёлковыми лентами».

3

3

28

Вышивка творческой композиции по замыслу автора.

3

3

29

Вышивка творческой композиции по замыслу автора.

3

3

30

Вышивка творческой композиции по замыслу автора.

3

3

31

Вышивка творческой композиции по замыслу автора.

3

3

32

Вышивка творческой композиции по замыслу автора.

3

3

33

Оформление композиции вышивки.

Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка

3

3

34

Выставка творческих работ кружка «Вышивка лентами». Подведение итогов работы.

3

3

                                              ИТОГО

    21

     81

   102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ НА ДВА ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие (6ч)

План работы на учебный год. Цели и задачи обучения вышивке. Общие сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены.

Искусство декора (24ч)

Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.

Технология вышивки лентами (78ч)

Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты, «Дама» (собранная на нитку), «Утренняя заря» (собранная). Роспись фона.

Ленточные миниатюры в интерьере дома (84ч)

Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления изделий: крокусы, голубые ирисы,тюльпаны, золотые розы в вазе, розовые розы в горшочке, земляника.

Уход за вышитыми изделиями (6ч)

Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.

Выставка творческих работ учащихся (4ч)

подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся.

Итоговое занятие (2ч)

Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий вышивкой. Ответы на вопросы учащихся.

Список литературы.

Донателла Чотти «Вышивка шёлковыми лентами».

                                  Издательство «Аст – Пресс» 2005 год

Элен Эриксон       «Шёлковые фантазии»

                                 Издательство «Альбом» 2008 год

Депсамес              «Цвет – духовная жизнь человека»

                                 Авторская школа «саморазвитие человека»

                                Издательство «Нижний Новгород» 2003 год    

Энциклопедия    «Вышивка лентами. От А до Я».

                                 Издательство «Ниола – Пресс» 2006 год

Энциклопедия   «Школа вышивки»

                               Издательство «Ниола – Пресс» 2006 год


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа кружка "Вышивка лентами"

Программа курса  разработана  для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание  экологической и художественной культуры, раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)

Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...

Методическая разработка к программе «Вышивание нитками, лентами и бисером»

Технологическая карта к программе «Вышивание нитками, лентами и бисером»по вышиванию лентами  «Мешочек для телефона»...