Рабочая программа кружка "Вышивка лентами"
рабочая программа (6 класс) по теме

Антипина Валентина Михайловна

Программа курса  разработана  для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание  экологической и художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса  разработана  для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание  экологической и художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

   

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Программа рассмотрена                                                       Утверждаю:

На Методическом  Совете                                          Директор  Акбулакского

Акбулакского Дома детского                                      Дома детского творчества

творчества                _________________________                

« _ » ____________    2013года                « _ » ________   2013года

Рабочая  программа

кружка

«Вышивка лентами»

Для учащихся 5 – 6 классов.

Автор программы:

Антипина Валентина Михайловна

учитель технологии

 высшей квалификационной

категории

                                     

                                         Акбулак 2013

Пояснительная записка

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.

Новизна дополнительной образовательной программы «Цветовод. Вышивка лентами» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи  ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.

Идея дополнительной образовательной программы «Цветовод. Вышивка лентами» – это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и  букетов.

 Цель данной программы – получение учащимися дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.

Программа двухгодичная, стационарная, ориентирована на девочек 10-13 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Именно в этом возрасте у детей происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у учащихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

Цель 1 этапа обучения по дополнительной образовательной программе «Цветовод. Вышивка лентами» - ознакомление детей с видами шелковых лент, освоение детьми техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием; обучение способам выполнения швов, обучения составления и приемов выполнения букетов,  изготовлении изделий с применением вышивки.

Задачи 1 года обучения следующие:

Образовательные:

  • Расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.
  • Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами
  • Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.
  • Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.
  • Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.

Развивающие:

  • Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.
  • Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.
  • Развивать художественный кругозор учащихся.
  • Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.

Воспитательные:

  • Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
  • Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

К концу первого года обучения дети должны знать: 

  • правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
  • технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;
  • название и назначение оборудования, инструментов, операций с  материалами;
  • правила составления  букета;
  • основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;
  • требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;

учащиеся должны уметь:

  • вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;
  • придумать  изображение и перенести его на декоративное панно;
  • изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;
  • помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.

Цель 2 года обучения по данной программе - углубление и закрепление полученных знаний, умений и навыков работы с различными материалами; расширение и углубление знаний и представлений учащихся о вышивке шелковыми лентами.  

Задачи второго года обучения следующие:

Образовательные:

  • Расширять и углублять знания учащихся о различных народных промыслах;
  • Научить создавать работы в технике плетения лентами;
  • Дать представление о технике выполнения сувениров, включающая в себя пошив изделия;
  • Дать представление о технологии изготовления изделий с вышивкой ленточками;

Развивающие:

  • Развивать умение творчески интерпретировать цветы из окружающего мира, создавая собственные изделия;
  • Развивать композиционные умения по созданию рисунков, схем будущих работ;
  • Развивать художественный кругозор учащихся, наблюдательность;
  • Совершенствовать умение творчески организовывать проведение досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения;

Воспитательные:

  • Продолжать формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
  • Продолжать формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве;
  • ТБ и правильные приемы работы;
  • строение цветов, их разновидности и использование в букетах;

учащиеся должны уметь: 

  • самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;
  • создавать сложные композиции с натуры и по представлению;
  • создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся
  • создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки;
  • создавать панно, подушки, картины, сувениры
  • организовывать и проводить совместно с руководителем объединения досуговые мероприятия.

Целевая установка данной программы – личностно ориентированность, направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся,  деятельностный  подход в обучении, когда ребенок использует свои знания, умения и навыки здесь и сейчас, создавая предметы домашнего обихода и украшения интерьера дома.

Уровень освоения дополнительной образовательной программы – уровень углубления, или специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области прикладного творчества.

Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.

Дополнительная образовательная программа по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий

Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.

В зависимости от уровня подготовки, способностей учащихся, от продолжительности обучения по определенному разделу на занятиях используются следующие уровни действий: на начальном этапе - репродуктивный, по мере усвоения программы – самостоятельное воспроизведение образца, на более поздних этапах – продуктивно-творческий.

По степени включенности детей в образовательный процесс данная комплексная программа – репродуктивно-творческая. Вышивка по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: учащиеся создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат.

Форма реализации программы – очная.

Дополнительна образовательная программа «Цветовод. Вышивка лентами» полностью соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение учебных часов на подготовку объединений в зависимости от этапа подготовки, количество и длительность занятий (Приложение 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, Постановление от 3 апреля 2003 года № 27).

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

  • Беседа;
  • Практическое занятие;
  • Объяснение;
  • Демонстрация.

Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью два часа. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.  

Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, конкурсы, экскурсии.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.

Базовый учебный план

Первый год обучения

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета и где искать вдохновение

2

2

Материаловедение.

2

2

Стежки и техника вышивки.

4

1

3

Основные элементы вышивки

14

4

10

Панно

20

1

19

Сувениры

12

1

11

Оформление и посещение выставок работ учащихся

2

2

Экскурсии

2

2

Итоговое занятие

2

2

Итого

60

15

45

Базовый учебный план

Второй год обучения

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Введение. Правила безопасной работы.

2

2

Материаловедение

2

2

Основные элементы вышивки

4

1

3

Панно

18

4

14

Картины

16

1

15

Сувениры

12

1

11

Оформление  и посещение выставок ребят

2

2

Экскурсии

2

2

Итоговое занятие

2

2

60

15

45

Учебно-тематический  план

Первый год обучения

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Дата

По плану

проведения

Вводное занятие. Правила поведения и безопасной

1

Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами

1

Материаловедение     2

 Подготовка ткани

2

Стежки и техника вышивки     4

Виды закрепок. Простой узелок

1

Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок

2

Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный

1

Основные элементы вышивки    14

Строение цветов. Цветок «незабудка»,

2

«Бутон на стебельке»

2

«Розочка»,

2

«Веточка вербы»

2

Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты

2

Объемная роза «Паутинка», бутон розы пришивной.

4

Панно    20

Незабудки

4

Белая лилия

4

Розы на решётке

4

Цветочная композиция

4

Оформление панно в рамку

4

Сувениры   12

«Цветочная поляна» к празднику 8 марта

6

Топиарий «Цветочное дерево»

6

Оформление и посещение выставок

2

Экскурсии

2

Итоговое занятие

2

Итого

60

IV. Содержание образовательной программы

Первый год обучения

  1. Введение

1.1. Тема: Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы

Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Цветовод. Вышивка лентами»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.

Оборудование:  поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.

1.2. Тема: Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами.

Цели: расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в искусстве, художественный вкус.

Оборудование: образцы (иллюстрации) различных видов  декоративно-прикладного искусства Древней Руси и наиболее известных видов вышивки; изделия современных направлений в рукоделии.

Литература: Технология. Уч.для уч-ся 5-6 кл. общ.школы (вариант для девочек) В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2010. – 240 с.: ил.

 Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил.

  1. Материаловедение.

 2.1  Подготовка ткани.  Материалы, необходимые для вышивки ленточками

Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;  формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия,  формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.

 Оборудование:  Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы,  карандаши, бумага.

 Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.

             Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.

Литература: Технология. Уч.для уч-ся 5-6 кл. общ.школы (вариант для девочек) В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил.

 Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил.

         3. Стежки и техника вышивки

  3.1 -3.3

Цели: Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка»  формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.

             Практическая работа: выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.

Литература.

Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.

Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.

4.Основные элементы вышивки

4.1 - 4.6

Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, Майор, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.

Практическая работа: выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны

Литература.

Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.

Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.

               5.Панно

5.1.- 6.5  

Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.

Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.

             Практическая работа: Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».

Литература.

Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.

Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.

          7.Оформление выставок. Посещение выставок.

    Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус;  формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.

           Оборудование: работы учащихся, стенды

           

           

8.Экскурсии (в Акбулакский музей)

Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.

9.Итоговое занятие.

Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.

 Условия реализации дополнительной образовательной программы

Для успешной реализации дополнительной образовательной программы   «Цветовод. Вышивка лентами» необходимо наличие следующих факторов:

  1. Регулярное посещение занятий всеми участниками творческого объединения.
  2. Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.
  3. Столы для учащихся – 8 шт.
  4. Стулья – 16 шт.
  5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования для вышивки – 1 шт.
  6. Материалы: ткань, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, ножницы, нитки, иглы, краски, карандаши, проволока, бумага.
  7. Оборудование: утюг, швейная машинка, гладильная доска.
  8. Методический материал: таблицы, схемы, иллюстрации, образцы изделий народных промыслов.

 

          Литература

1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы   (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

2. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.

3. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.

4. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...